Автор: Побрус Инна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Населённый пункт: Покачи
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного занятия
Тема: Югре - 90!
Раздел: начальное образование
Внеклассное занятие
Тема: «Югре – 90!»
(1 класс)
Подготовила учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2, г. Покачи
Побрус И.Н.
Цель: закрепить знания детей о родном крае – ХМАО – Югра, пробудить
интерес, любовь к родному краю.
Задачи:
1. Дать понятие о значимости в жизни каждого человека места, которое он
называет своей малой родиной.
2. Учить сопоставлять признаки предметов, развивать воображение.
3. Воспитывать чувство любви, гордости за свою малую Родину.
I. Вступительная часть.
Учитель: Мы с вами живем в маленьком красивом городе с интересным
названием. (Дети называют)
- А где находится наш город? (Называют округ и страну)(слайд 4)
-Что вы видите на экране? (слайд 5)
- Какие это флаги? Молодцы!
- Ребята, сегодня, 2 декабря, а через несколько дней наш округ наш округ будет
отмечать день рождения. Ему исполняется 90 лет. Кто знает, когда день
рождения нашего Округа?
- Немало песен и стихотворений сложено о Югорской земле. Наш разговор можно
начать замечательными словами. (Читает ученик)
- Под небом сибирской земли
Богатства от края до края,
И крылья надежды мы здесь обрели,
Югру на века прославляя!
В честь этой круглой даты губернатор нашего округа подарила нынешним
первоклассникам замечательную красочную книгу. Вы дома познакомились с
содержанием этой книги. Расскажите, что интересного вы увидели или прочитали
в ней.
Работа над содержанием книги. (Ребята рассказывают и показывают
интересные разделы книги)
II. Основная часть
Ханты-Мансийский округ, полное название - Ханты-Мансийский автономный
округ - Югра; до 1940 года назывался Остяко- Вогульский, находится в
Российской Федерации, Тюменская обл. Образован 10 декабря 1930 г. Площадь -
523,1 тысяч кв.км. Население 1 674 676 чел. (2020),
Слайды
- Наш край хоть холодный и суровый, но он очень богатый:
-Чем?
нефтью
газом
великими сибирскими реками Обь и Иртыш
ценной рыбой: осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, сырок, пыжьян, тугун
щедрыми лесами: с грибами, ягодами, кедровыми шишками
зверями: северный олень, лисица, песец, белка, соболь, хорь, норка, ласка,
куница, горностай, колонок, выдра, заяц, крот, бурундук, лось
птицами: гуси, казарки, глухари, тетерева, рябчики, куропатки, утки, кулики;
у нас есть заповедник Малая Сосьва
- Коренные народы Севера – ханты и манси.
- Ребята, что вам известно о народах ханты и манси? Чем они занимаются?
(слайд 8) (Они занимаются оленеводством, собирают грибы и ягоды, ведут
кочевой образ жизни)
- Другой традиционный промысел хантов и манси – рыболовство. Раньше рыбаки
плавали на небольших самодельных лодках-долблёнках, в настоящее время почти
каждая семья имеет большую моторную лодку.
- А вы знаете, чтобы помочь коренным народам оберегать природу, животный
мир, нам надо как можно больше знать об этом мире природы. И сегодня мы
проверим, что вы знаете о животных, птицах, рыбах нашего края.
Разминка:
Вопрос 1- му ряду
- Кого принято считать хозяином тайги? (слайд 9)
Вопрос 2- му ряду
- Кого называют сохатым? (слайд 9)
Вопрос 3- му ряду
- Хитрая рыжая плутовка? (слайд 9)
Загадки о зверях:
Ребенок с каждой команды загадывает загадку (читает противоположной
команде). Отгадки появляются на экране: белка, заяц, олень. (слайд 11)
Игра «Кормушка»
Вот и наступила зима. Многие птицы нуждаются в помощи. Как мы можем им
помочь? (Делать кормушки, подкармливать их)
Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Кормушка». Вы – птички. Я разбрасываю
корм (пуговицы), а вы за одну минуту должны собрать зернышки, каждая команда
в свое ведерко.
-
Летите
сюда
птички:
голуби,
воробьи,
синички….(слайд
18)
ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ ПТИЧЬИ ГОЛОСА
Учитель:
- А теперь давайте вспомним наших пернатых друзей. Вам нужно отгадать
загадку и изобразить птицу (о синице, дятле и глухаре). (На слайде появляются
картинки птиц) (слайд 10)
Поговорки:
Ребята, в пословицах и поговорках часто людей сравнивают с животными. На
примере животных показывают человеческие недостатки. Вы должны дополнить
поговорку и объяснить ее значение. (слайд 12)
(На слайде поговорка, после правильного ответа – картинка)
- А сейчас вы узнаете о праздниках хантов.
-Умеют коренные жители Югры: ханты и манси и отдыхать. Есть традиционные
праздники, которые сохранились до сих пор: Медвежий праздник, Проводы
лебедя, День оленя, Вороний день. Традиционный праздник – это не просто
возможность отдохнуть. Это особая игра, действо, которое, как верили древние,
может повлиять на повседневную жизнь.
Праздник Вороний день знаменует пробуждение природы после зимней
спячки.
В начале занятия мы вспоминали хозяина тайги. А вы знаете, что для хантов
медведь – это священное животное.
«Медвежий праздник»
в хантыйских
деревнях и стойбищах каждый год отмечают Ханты. Они поклоняются медведю,
приносят ему свои дары, угощения.(слайд 28) На медвежьем празднике можно
увидеть хантыйских мастериц в расшитых рукавицах, смелых охотников,
исполняющих танец с ритуальными палками, удивительный календарь в виде
деревянной палки, на которой отмечалась количество спетых на праздники песен,
а также можно было увидеть выступление театра кукол.
А еще хантыйский народ любит сочинять сказки. Эти сказки о людях,
животных и природе. Послушайте одну их сказок.
Включить диафильм.
III. Подводя итог, приглашаю ребят, которые завершат наше занятие
строками из гимна ХМАО.
Ученики читают стихи
IV.
Рефлексия
И в завершении нашего занятия ребята, пожалуйста, нарисуйте ту картинку с
личиком, которая бы отражала ваше настроение (слайд 31)
А сейчас я раздам вам закладки, на которых изображен орнамент, которым
украшают ханты свою одежду, посуду и всю домашнюю утварь. Вам остается
только раскрасить её.
Спасибо за работу. Фотография на память (слайд 32)