Автор: Шадрина Наталья Геннадьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательная работа в жизнедеятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр художественных ремесел»
Раздел: дополнительное образование
Воспитательная работа в жизнедеятельности
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Центр художественных ремесел»
Методист МБУ ДО
«Центр художественных ремесел»
Н.Г. Шадрина
МБУ ДО «Центр художественных ремесел»
является учреждением
дополнительного образования детей муниципальной подчиненности, имеющим
статус
юридического
лица
и
реализующим
дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
художественной,
социально-педагогической
и
технической
направленностей.
Учредителем
Центра
является
администрация
городского
округа
город
Дзержинск
Нижегородской области.
Актуализация процесса воспитания заключается в том, что проведение
воспитательной работы в образовательной организации невозможно без опоры
на актуальные проблемы современного общества. Разрешение этих проблем,
запросы со стороны семей, обеспечение связи поколений представляют ту базу,
на которой будет строиться воспитательная система.
Духовно-нравственные
ценности имеют востребованность со стороны социума, в особенности со
стороны семей с детьми. Наиболее эффективный способ передачи духовно-
нравственных ценностей в воспитательном процессе подразумевает включение
их в жизнедеятельность организации, в ее быт и в воспитательный процесс.
Одной из основ духовно-нравственного воспитания детей в МБУ ДО ЦХР
являются
традиции
народной,
православной
культуры
и
педагогики,
представленные в различных аспектах:
культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и
культуры);
нравственно-этическом
(в
контексте
нравственного
православно-
христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с
другими людьми, миром);
этнокультурном (на основе национальных православных традиций
русского народа, традиционных промыслов и ремесел).
Исходя из актуализации процесса воспитания формулируется цель
воспитательного процесса, а именно – духовно-нравственное и художественно-
эстетическое развитие личности ребенка и привитие ему основополагающих
принципов
нравственности
на
основе
православных,
патриотических,
культурно-исторических традиций России. Ключевой педагогической идеей
воспитательной работы является формирование и развитие личности ребенка,
успешной в конкретном виде творчества, с устойчивой системой духовно-
нравственных ценностей, воспитанной на основе национальной культуры,
традиций и художественных промыслов.
В соответствии с целью формируются задачи, в которых отражены
основные
направления
работы
организации
в
рамках
воспитательного
процесса:
создать условия для системной организации образовательного процесса,
направленного
на
формирование
духовно-нравственных
качеств
личности учащегося средствами декоративно-прикладного творчества и
духовного потенциала традиционных нижегородских ремесел;
изучать историю и ремесла родного края, обычаи, традиции и духовную
культуру русского народа;
воспитывать чувство патриотизма, сопричастности к истории и культуре
Российского государства, активную гражданскую позицию;
формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных
общечеловеческих и христианских ценностей;
раскрыть роль Православия в становлении культурных и духовно-
нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского
государства;
предоставить возможности обучающимся приобрести в Центре опыт
социального взаимодействия на основе культурно-нравственных норм;
консолидировать
и
координировать
деятельность
Центра,
семьи,
общественности в духовно-нравственном воспитании детей;
воспитывать любовь к родителям, близким, уважение к традициям семьи.
Основным ориентиром в построении системы воспитания организации
служит педагогическая миссия «Воплощение системообразующих ценностей
через
практику
сотворчества,
педагогическую
поддержку,
общение,
взаимодействие». В ней отражены основные принципы и идеалы, которыми
руководствуются сотрудники Центра.
При осуществлении воспитательной работы задействованы разные
подходы: гендерный, возрастной, индивидуальный, дифференцированный,
личностный. Личностный подход помогает педагогам Центра всесторонне
раскрыть потенциал учащегося, в том числе и в рамках социального
воспитания. Данный подход базируется на том, что к каждому ребенку
относятся как к личности, и дети обучаются видеть личность в себе и других
людях. Только этот подход помогает привить детям духовно-нравственные
ценности
независимо
от
их
социальных,
гендерных,
возрастных,
индивидуальных и иных различий.
Воспитательное
пространство
МБУ
ДО
«Центр
художественных
ремесел» соединяет в себе совокупность развивающих сред творческих
коллективов, определяет способы организации и основные события учебно-
воспитательного процесса. В условиях воспитательного пространства Центра
каждый ребенок имеет возможность получения духовного, интеллектуального,
социального
развития,
удовлетворения
творческих
и
образовательных
потребностей, формирования гражданской позиции.
Социальное воспитание в первую очередь осуществляется в рамках
обучения творческим видам деятельности, таким как рисунок, живопись, танец,
театрализованная деятельность, декоративно-прикладное творчество и др.
Именно через творческие практики учащиеся знакомятся с культурой и
духовно-нравственными
ценностями,
приобретают
опыт
социального
и
творческого взаимодействия, достигают личностного творческого роста.
Факторами воспитательного пространства являются: успех как плод
собственных усилий; путь от новичка до мастера в творческой деятельности;
обучение творческому взаимодействию; пространство для творческого роста;
свобода выбора в творчестве.
Социальное воспитание и знакомство с культурой осуществляется через
несколько сред, что позволяет сделать воспитательный процесс интересным и
разнообразным.
1. Образовательная среда.
Образовательная программа «Возрождение традиционных женских и
монастырских ремесел Нижегородского края» является авторской разработкой
педагогического коллектива Центра. Все педагоги имеют художественное и
педагогическое образование, благодаря чему учебно-воспитательный процесс
организован на высоком профессиональном уровне. Обучаясь в мастерских
центра, учащиеся создают оригинальные авторские изделия. Организуя учебно-
воспитательный процесс и реализуя содержание образования, педагог создает
условия для саморазвития и самовоспитания ребенка, знакомя с высокими
образцами культуры, поддерживая детскую инициативу, творит сегодняшнюю
и завтрашнюю культуру вместе с ребенком, при этом совершенствуется сам.
2. Творческая среда.
Ежегодно в рамках проекта «Полна талантами земля Нижегородская»
осуществляет работу по организации общегородских значимых мероприятий
для учащихся образовательных организаций города всех видов и типов.
Конкурсные мероприятия центра направлены на поддержку юных талантов, на
раскрытие их способностей и креативности в полной мере. Подобный вид
деятельности
способствует
организации
здорового
социального
взаимодействия среди детей и подростков в рамках их творческих интересов.
3. Культурно-досуговая деятельность.
В рамках социального воспитания важно правильно организовать досуг
детей и подростков. В основе мероприятий лежит тематика народных традиций.
В мероприятиях принимают участие не только дети, но и их родители, что
способствует сближению членов семьи, их сплоченности; дружественная
атмосфера помогает находить новых друзей.
4. Проектная деятельность.
Социальное воспитание учащихся осуществляется через привлечение их
к реализации проектов «Творим с добром в сердце», «Этих дней не смолкнет
слава», «Протяни руку другу», «Творим вместе с нами».
В рамках проектов проводятся мероприятия и мастер-классы для детей,
оказавшихся в сложной жизненной ситуации и детей с ограниченными
возможностями здоровья, пожилых людей и ветеранов войн, воспитанников
коррекционной школы и др. В 2016 году был реализован авторский проект
«Каждая душа празднику рада», выигравший в Международном открытом
грантовом
конкурсе
«Православная
инициатива».
Проект
посвящен
культурным традициям православных праздников.
Проектная деятельность
направлена на социальное взаимодействие с разными слоями населения. В
рамках каждого проекта организуется ряд мероприятий, принимая участие в
которых дети социально адаптируются. Им прививаются такие качества, как
уважение
к
старшим,
толерантность,
ответственность,
духовность,
дружелюбие,
добродетельность,
щедрость,
доброжелательность,
благожелательность, патриотизм и т.п. К разработке и реализации проектов
православной
тематики
привлекаются
священнослужители
и
активные
прихожане.
5. Музейная педагогика.
С 2013 года в МБУ ДО ЦХР работает музей детского декоративно-
прикладного творчества «Берегиня». В рамках работы музея проводятся
экскурсии для учащихся, родителей и гостей, как на базе Центра, так и в рамках
выездных выставок в Дзержинском краеведческом музее, музее А.С. Пушкина
в Большом Болдино, в Нижегородском Законодательном собрании и др.
Воспитательный процесс в рамках творческого образования направлен не
только на раскрытие творческих способностей, но и на признание результатов
деятельности учащихся. Перспектива создания работы для музея детского
декоративно-прикладного творчества «Берегиня» помогает детям в полной
мере погрузиться в образовательный процесс, стать целеустремленными,
видеть
конкретные
цели
и
ориентиры
процесса
обучения,
научиться
конструктивной критике. При этом учащиеся с уважением относятся к
достижениям других детей, признают авторитетное мнение педагога.
Управление воспитательным процессом Центра носит рефлексивно-
гуманистический
характер.
Это
организованное
целенаправленное
взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса, каждый
из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления, что
предполагает
личностно-равноправные
позиции
педагогов,
родителей
и
учащегося. Результатом такого взаимодействия является развитие у последнего
способности к самоуправлению своей деятельностью и ответственности за
результаты своего труда. Способами реализации такого взаимодействия
является диалог.
В рамках воспитательного процесса осуществляется взаимодействие и
сотрудничество с другими образовательными и социальными организациями.
Это обеспечивает гибкость и разнонаправленность воспитательной системы.
Сотрудничество
и
взаимодействие
с
представителями
православного
духовенства
стало
давней
традицией
и
занимает
важное
место
в
жизнедеятельности Центра. В проекте «Православное Черноречье» МБУ ДО
ЦХР совместно с Воскресенским благочинием участвует с 2011 года.
Осуществляется совместное планирование деятельности, софинансирование
мероприятий (например, дипломы и призы участникам конкурсов), совместная
работа в жюри конкурсов, проведение праздников и досуговых мероприятий и
т.д.
Эффективность воспитательного процесса отражается в достижениях, а
также в росте количественных показателей по охвату привлеченной аудитории.
С каждым годом заметен все больший интерес общественности к социальным
проектам, проводимым Центром.
В рамках проводимых проектных линий
отмечается динамика роста включённости аудитории. Работниками МБУ ДО
ЦХР накоплен и распространяется многолетний опыт социального воспитания
и взаимодействия.
2015
2016
2017
2018
2019
150
325
500
675
850
1025
1200
1375
1550
1725
1900
Вовлеченность учащихся в
учебный процесс
Участие субъектов воспи-
тательного процесса
в творческой деятельности
Вовлеченность в культурно-
досуговые мероприятия
Участие в реализации
проектов
Посещение музея
Количество участников
В
настоящее
время
воспитательная
система
МБУ
ДО
«Центр
художественных ремесел» находится на этапе стабильного функционирования.
Сохраняется
тенденция
развития
духовно-нравственного
потенциала
участников воспитательного процесса.