Автор: Ольга Леонидовна Битюцких
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Восточная средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Восточное Частоозерского района Курганской области
Наименование материала: урок математики, 2 класс
Тема: "Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20"
Раздел: начальное образование
Урок математики во 2 классе
Тема:Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20
Цели урока:
1.
Познакомить детей с приемами устных вычислений вида 36-2, 36-20, отрабатывать
изученные приемы устных вычислений, развивать умение решать текстовые и
логические задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
2.
Учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой
цели и добиваться их.
3.
Воспитывать силу воли, товарищеские взаимоотношения.
Ход урока
I.
Организационный момент
-
У кого сегодня хорошее настроение? Ну тогда вы
легко отгадаете мою загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится
Грусть-тоска ее боится.
(Улыбка)
-
Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы
улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо,
что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры. Мы
здоровы. Я желаю всем хорошего настроения.
-
Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем
этот урок с пользой для всех нас.
-
- Откройте тетради, запишите число, классная
работа.
II.
Минутка чистописания
- Начинаем! Сегодня мы цифру будем писать, постарайтесь
ее угадать!
- Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки»?
НА ДОСКЕ
(Дети угадывают число 8)
(Поворачиваю таблицу с цифрой 8)
-Пропишите цифру 8.
Самоконтроль:
подчеркните
красиво
и
правильно
написанные цифры.
III.
Устный счет Слайды
-
1. Я из числа 20 вычла одно число и получила 12. Какое
число я вычла?
2. На спектакль пошли 12 мальчиков и 10 девочек.
Сколько детей пошло на спектакль? (12 + 10 = 22.)
3. -Представьте в виде разрядных слагаемых числа 78
93 54 91 46
Физминутка
\
Мы считали и устали.
Дружно все мы тихо встали,
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроения
Делаем мы упражнения:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись,
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
?
12
?
2
?
4
6
3
5
Завтракали, не торопясь,
В школу, к знаниям стремясь.
I.
Актуализация знаний.
- Какие знания нам потребуются для изучения нового
материала? Что мы уже умеем делать?
1. Знаем таблицу сложения.
2. Умеем заменять число суммой разрядных слагаемых.
3. Умеем вычислять десятки.
-
Правильно,
ребята!
Чтобы
иметь
знания,
понадобятся терпение и старание.
Работа над новой темой.
-А теперь посмотрим как, вы справитесь с примерами.
I.
1. Самоопределение к деятельности
СЛАЙД
40-10= 7-4= 36-2= 36-20=
50-30= 8-2= 86-5= 86-50=
70-30= 9-4= 78-6= 78-60=
Чем похожи примеры в первом столбике? (Из десятков
вычитают десятки.)
—
Решите примеры.
—
Чем похожи примеры во втором столбике? (Из единиц
вычитают единицы.)
—
Решите примеры.
—
Чем похожи примеры в третьем и в четвертом
столбиках? (В третьем столбике из двузначного числа
вычитают
однозначное.
В
четвертом
столбике
из
двузначного числа вычитают двузначное.)
—
Знаете ли вы, как выполнить вычитание в этих
случаях? (нет)
—
Кто уже догадался, какова тема урока? слайд
—
чему мы будем учиться сегодня на уроке? Слайд
ЦЕЛЬ. (Ответы детей. Будем учиться новым приёмам
вычисления, когда из двузначного числа будем вычитать
однозначное и круглое число. )
IV.
Работа по теме урока
1. Знакомство с вычислительным приемом
—
Зарисуйте
в
тетради
число
36
с
помощью
геометрических
фигур.
Десятки
изобразите
треугольниками, а единицы — точками.
Слайд
—
Давайте вычтем из числа 36 число 2. Что такое 2? (2
единицы.)
—
Что нужно сделать на рисунке, чтобы показать, что вы
вычли 2? (Зачеркнуть 2 точки.)
—
Сколько единиц останется? (4.)
—
Какое число сейчас изображено на вашем рисунке?
(34.)
—
Что скажете о количестве десятков? (Оно не
изменилось.)
—
Запишите эту операцию с помощью чисел.(Учитель
делает запись на доске.)
36 - 2 = 30 + (6- 2) = 30 + 4 = 34
—
Как мы выполняли вычитание? (Единицы вычитали
из единиц.)
—
Зарисуйте число 36 еще раз.
—
Теперь попробуем вычесть число 20. Что такое 20? (2
десятка.)
—
Какое
действие
вы
выполните
на
рисунке?
(Зачеркнем 2 треугольника.)
—
Сколько десятков осталось? (1.)
—
Что можете сказать о количестве единиц? (Оно не
изменилось.)
—
Какое число сейчас изображено на вашем рисунке?
(16.)
—
Запишите эту операцию с помощью чисел.
(Один ученик делает запись на доске.)
36 - 20 = 30 + (6 – 20) = 30 — 20 + 6 = 16
—
Как мы выполняли вычитание? (Десятки вычитали
из десятков.)
2. Работа по учебнику
—
Прочитайте правило на с. 59.
—
Сделайте вывод: правильно ли мы рассуждали? (Мы
рассуждали правильно) слайд
- Давайте вернёмся к нашим примерам и решим их.
Слайд
Первый ряд решает 1 столбик, второй ряд решает 2
столбик. Проверяем. Слайд
Задание под чертой на стр.59. Проверь себя Слайд
V.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 2 (с. 59).
—
Прочитайте задачу. Слайд
—
Выполните краткую запись.
—
Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос?
(Сколько мальчиков и сколько девочек занимается в
кружке.)
—
Известно ли, сколько мальчиков занимается в кружке?
(5.)
—
Известно ли, сколько девочек занимается в кружке?
(Неизвестно. Известно, что девочек на 4 больше, чем
мальчиков.)
—
Можем ли мы узнать, сколько девочек занимается?
(Да.)
—
Запишите решение задачи по действиям е
пояснениями.
1. Найти периметр фигуры.
6см
2см
2см
6см
VII.
Рефлексия
VIII.
Подведение итогов урока
- Достигли ли мы целей урока? (Мы познакомились с
приёмом вычисления вида 36-2, 36-20.
Сделали вывод: Единицы вычитаем из единиц, а
десятки из десятков.)