Автор: Рябкова Елена Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГБОУ школа №3 Красногвардейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мир детства в блокадном кольце ..."
Раздел: начальное образование
Методическая разработка
«Мир детства в блокадном кольце»
Ты знаешь, что была война
Когда тебя на свете не было;
И сколько помнила страна –
Такой войны на свете не было.
Разрыв снарядов, пулей свист,
Казалось, воздух весь наполнили;
И слово страшное «фашист»
Все дети в это время поняли.
900 дней блокады! Блокада Ленинграда – это одна из трагических и
героических страниц в истории Великой Отечественной войны.
- Блокада. Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)
Тяжелые испытания выпали на долю города и его жителей. Город умирал от
голода, холода и бесконечных обстрелов, но несмотря ни на что, Ленинград не
сдавался и жизнь продолжалась.
Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему
нет папы, почему мама постоянно плачет, почему по визгу сирены надо бежать в
бомбоубежище. Постоянно хочется есть … Много детского «почему». Но детским
чутьем они понимали, что в их дом пришла большая беда.
- Война коснулась всех. Как вы думаете, глазами кого мы сегодня
посмотрим на эти тяжелые блокадные дни? (ответы детей)
Гаснет свет, Видео «Дети войны», на второй части куплета входят дети,
садятся вокруг печки-буржуйки, греют руки. Под музыку, освященные лучом
проектора, выходят по одному и рассказывают свои воспоминания.
Ученик 1 (звучит музыка трек 1)
Когда началась война, мне было 6 лет. Мы жили на Лиговском проспекте.
Мама работала на заводе, а меня и старшую сестру Лиду отводили к тете Нине на
пятый этаж. Когда в марте 42 года мама не вернулась с работы мы не плакали –
эмоций не осталось. Тетя Нина отвела нас в детский дом, который был неподалеку.
Там были такие же ребята, как и мы. Воспитатель тетя Наташа обняла меня и
сестенку, и заплакала. Так мы стали жить в детском доме. Повар тетя Паша, каждое
1
утро собирала сосновые иголки, кипятила их, и мы пили вкусный компот. Она
называла его «витаминчик».
Рядом с нашим домом находился госпиталь. Иногда раненые бойцы
передавали нам немного сахара и масло. Маленький кусочек хлеба с маслом.
Никогда не забуду этот вкус.
_______________________________________________________________________
После войны эта девочка работала в детском доме. Она хотела заботиться о
детях, которые остались без родителей. Стать им мамой, такой же, как во время
блокады стала для нее тетя Наташа.
Ученик 2 (проектор освещает говорящего, звучит музыка трек 2)
Недавно мне исполнилось 8. Мы с мамой живем в городе, окруженном
фашистами. Сейчас зима. В школу я хожу один, мама очень просит не
останавливаться, чтобы не замерзнуть и не оказаться на улице во время бомбежки.
Самое страшное - путь через Обводный мост. Он весь в больших дырках от бомб.
В школе, в которой я раньше учился, сделали госпиталь и учимся мы в другом
доме. На уроках мы сидим близко-близко друг к другу – так теплее. Мы учимся
одетыми: в пальто, варежках, шапках и валенках у кого есть. И всё равно очень
холодно. Пуговицы на пальто у меня поплавились, ведь при любом удобном случае
мы прижимаемся к буржуйке греться.
Мы ничего не пишем – чернила замерзают. Учительница что-то рассказывает.
Я стараюсь слушать, но получается плохо - все мысли о еде. Я знаю, что после
четвертого урока суп и всё жду звонка к супу.
Когда воет сирена, это значит бомбят. Нас спускают в подвал, сидим вокруг
учительницы и держимся за неё. Она продолжает рассказывать урок. Иногда целый
день приходится учиться в подвале.
__________________________________________________________________
В послевоенные годы Павел принимал участие в востановлении разрушенного
здания своей школы. А в последствии, там же работал учителем. С дрожью в голосе,
он рассказывал своим ученикам о том, как тяжело было учится в блокадные дни.
2
Ученик 3 (звучит музыка трек 3)
Шел 1942 год. Был дикий холод. Мне было 10.
Наш дом разбомбили, мамы не стало. Меня и младшую сестру Олю забрала
бабушка Вера из соседнего дома.
В её комнате вокруг буржуйки грелись два мальчика и девочка. Мы
познакомились. Оказалось, что Петин дом тоже разрушили фашисты и он замерзал
на улице. Баба Вера не смогла пройти мимо и взяла его к себе. Так нас стало пятеро.
Все время хотелось есть. Приближался Новый год. Чтобы нас порадовать
бабушка достала коробку с елочными игрушками. Там оказались пряники. Они
сохранились еще с довоенного времени. Бабушка Вера брала из коробки один
пряник в день, терла его на терке и клала нам под язык по полчайной ложечки.
Это не спасало нас от голода, но сохраняло нам жизнь. Бабушка Вера заменяла
нам маму и уберегла нас всех. (проектор гаснет)
_____________________________________________________
В послевоенные годы Юля работала на кондитерской фабрике. С большой
любовью и теплотой она вспоминала бабушку Веру. Самым ценным угощением для
Юлии Александровны стали обычные пряники, вкус которых она не может забыть с
блокадных дней.
(Звучит музыка трек 1)
Воспоминания — это то, что осталось у нас после пережитых событий.
(Артисты медленно уходят). Мы бережно храним их в памяти и сердце, не смотря
на тяжелые раны в душе.
Зажигается свет в классе.
Педагог (ведущий)
Рассказ о новогодней елке в блокадном Ленинграде
Недавно все мы встретили Новый год, но в предпраздничной суете сегодня не
многие вспоминают о том, что 75 лет назад измученные голодом жители города на
Неве тоже встречали Новый год под бомбежками и обстрелами в промерзших
домах.
В годы войны все довоенное стало особенно дорого. 31 декабря 1941 г. Один
из самых тяжелых дней очень тяжелого декабря. И все-таки наперекор всему в
городе ощущалось приближение праздника. Положение с продовольствием крайне
тяжелое, но город позаботился о праздничных угощениях для детей. Из глубокого
тыла для детей Ленинграда привезли даже мандарины.
3
Спустя много лет повзрослевшие дети блокадного Ленинграда с удивлением
вспоминают этот странный праздник Новый год
(Звучит музыка трек 2)
Юрий Байков вспоминает: И вот наступил этот день. Я навсегда запомнил
этот новогодний утренник. Елка стояла в углу зала, увешанная стеклянными и
бумажными игрушками. Только ни свечек, ни лампочек на ней не было:
электричество давно отключили.
Незнакомая учительница по музыке играла на рояле. Нас пытались собрать в
хоровод. Но это никак не удавалось. Двигаться совсем не было сил. Наше внимание
было приковано к столам, составленным в ряд вдоль одной из стен зала. А на столах
— глубокие тарелки и возле каждой — ложка и вилка. Я сразу догадался, что будут
кормить. И уже ждал этого.
Время тянулось и тянулось, а за столы не приглашали. И вот, наконец,
долгожданные слова — садиться. Распахнулись двери — и две тетеньки в белых
халатах вкатили тележку. А на тележке — алюминиевые чаны, над которыми
поднималось облако с таким дурманящим запахом живой кухни.
Тот блокадный обед из трех блюд на празднике новогодней елки врезался мне
в память навсегда. На первое — суп с вермишелью с удивительно вкусной клейкой
гущей. На второе — котлета и пюре из сушеной картошки. На третье — компот из
сухофруктов и еще ломтик черного хлеба. Помню, как вручили каждому красочный
кулек с подарком. А в кульке — пачечка печенья, длинненькая шоколадка и
несколько конфет. По дороге домой не удержался и все-таки съел одну или две
конфеты. Этот подарок мама разделила потом на всех и растянула на несколько
дней.
Все воспоминания детей блокадного Ленинграда, записи в дневниках похожи
один на другой: елка, пьесы и праздничное угощение.
Новогодний праздник – это то, что помогло выстоять и не пасть духом. Спустя
годы понимаешь, как важен был праздник в тяжелые военные годы.
То, что сделали все ленинградцы –до сих пор кажется невозможным.
(перевернуть слова на длоске)
Ребята посмотрите, на доске слова, которые обозначают качества людей.
(мужественные, решительные, заботливые, самоотверженные, патриотичные,
отважные). Давайте подумаем, отберем и объясним, какие слова, на ваш взгляд,
наиболее точно характеризуют, какими же были ленинградцы в эти трудные дни.
4
Детство, опаленное войной
Оно досталось многим, к сожаленью.
Не пролетело мимо стороной,
Оборвалось стремительно в мгновенье.
Детство, опаленное войной,
Но не смотря на все невзгоды, беды.
Сражались дети вместе сос страной
До радостной минуты, до победы.
Подвиг Ленинграда всегда будет служить примером мужества, героизма,
преданности Родине. Это тяжелое время навсегда вписано золотыми буквами в
историю не только нашего города, но и всего человечества.
Памятники, которые поставлены всем жителям блокадного Ленинграда во
многих городах нашей страны это только маленькая капелька, которая напоминает
всем о тех страшных днях. Но память должна жить не только в камне, а и в сердцах
людей.
Видео ряд из фото памятников и мемориалов, посвященных памяти детей
блокадного Ленинграда
Ребята, у каждого есть две звездочки разного цвета, выберете одну из них.
Красную – если тема занятия вам показалась важной и интересной, если вы узнали
что-то новое. Желтую – если тема для вас оказалась пока непонятной.
- С каждым годом все дальше в глубь истории уходят события тех тяжелых дней. Но
для тех, кто воевал, кто полной чашей испил горечь отступления, и радость наших
побед, эти события навсегда остануться живыми и близкими.
Ученик 4. Нам, современному поколению, дорого будущее планеты. Наша задача –
беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась
человеческая кровь. Небо должно быть голубым, солнце ярким, добрым и ласковым,
жизнь людей безопасной и счастливой.
5
Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли подорогам войны.
Пусть болят у них старые раны,
Но духом они, как и прежде, сильны
Спасибо Вам, ветераны, -
Солдаты минувшей войны –
За Ваши тяжелые раны,
За Ваши тревожные сны.
За то, что Отчизну спасли Вы,
Сыновьему долгу верны,
Спасибо, родные, спасибо,
От тех, кто не знает войны!
Песня «Солнечный круг»
6