Напоминание

"Инновационные подходы преподавания в начальных классах общеобразовательных и начальных школ по ФГОС"


Автор: Манзова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 103
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск Красноярского края
Наименование материала: Проект урока русского языка, 4 класс
Тема: "Инновационные подходы преподавания в начальных классах общеобразовательных и начальных школ по ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Проект урока русского языка, 4 класс

Манзова Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 103 «Гармония», ЗАТО Железногорск

Красноярского края

Тема:

Общее понятие о наречии.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: Урок – сказка.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска,

учебник «Русский язык», раздаточный материал для

работы в группах.

Цель урока: дать общую характеристику наречия как части речи.

Задачи:

Предметные:

создать проблемную ситуацию, побуждающую к поиску решения;

организовать самостоятельное формулирование учащимися вопросов, составить план исследования наречия;

учить детей самостоятельности в суждениях, в поиске ответов на поставленные вопросы;

обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету;

развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

развивать творческие способности.

Воспитательные:

формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;

воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Посмотрите

на своего соседа по парте, улыбнитесь ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

Учитель замечает на столе письмо и читает его.

«Здравствуйте, ребята! Я Алиса. Надеюсь, вы знаете меня и знаете, что я очень люблю книги и приключения. В

одной книжке я прочитала такое стихотворение.

Мой милый, добрый человек,

Прожить ты хочешь мудро век?

Тогда всю правду надо знать:

Придётся в жизни и страдать.

Открою страшный я секрет:

На свете сотни тысяч лет

Дракон невидимый живёт.

Огнём людские души жжёт.

Ведёт себя он некрасиво,

Коварно, грубо, агрессивно.

Он беспощаден, зол и лжив.

Хитёр он, жаден и спесив.

Как много у него голов –

Они полны недобрых слов.

Он рад, когда дерёмся, врём,

Себя неправильно ведём.

Когда ужасно поступаем –

Друг друга горько обижаем.

Собою тот дракон гордится,

Не хочет ничему учиться

А заповедь его проста:

«Пускай исчезнет красота,

Ум, совесть, дружба, честь,

Всё лучшее, что в людях есть».

На экране появляется изображение дракона с головами «лживо», «грубо», «коварно»,

«трусливо», «грустно»,

«скучно».

«… И конечно, я не смогла удержаться от того, чтобы не встретиться с этим драконом и не

победить его. Но, к сожалению, я попала в его лапы. Помогите мне, пожалуйста! Дракон сказал,

что отпустит меня, только, если я найду в этом стихотворении «ерчияна». (На доске текст)

Сварнело. Провко ящуки

Паробуртелись по вселянке;

Сустились умерки. В мраве

Куржились сомно петелянки.

Очень милые стишки, но понять их не так - то легко. Мне стыдно признаться, но я ничего не

поняла.

Что б меня освободить

И дракона победить,

Вам сегодня, непременно, надо знания добыть».

- Ребята, вы готовы помочь Алисе? Но для этого нам придётся потрудиться. Как будем работать на уроке?

(Дружно, слаженно, аккуратно, внимательно, весело, быстро, смело, активно и т. п).

Учитель записывает эти слова на доске.

(Звучит песня «Дорогою добра» Ю. Энтина)

Учитель продолжает читать письмо.

«… Я знала об опасности и трудности этого приключения, поэтому оставила вам подсказки, по которым вы

добудете знания и сможете добраться до логова дракона.

Будем знанья добывать!

Но с чего же нам начать?

Мы ответим для начала, ……

Что мы будем изучать?

Учитель предлагает детям познакомиться с темой урока. Открывает доску. Там пусто. Это происки хитрого Дракона.

На доске появляется ребус - подсказка. (Дети разгадывают ребус).

«Наречие»

- Молодцы! Добудем знания о наречии. Проведём исследование, узнаем об этой части речи и обязательно поможем

Алисе.

- Что бы вы хотели узнать о наречии? (Вспомните, на какие вопросы мы отвечаем, когда даём характеристику части

речи.) (Возможные ответы детей кратко зафиксируем на доске)

-На какие вопросы отвечает?

-Каким членом предложения бывают?

- Как изменяются наречия?

-Для чего нужны наречия в речи?

- Приступим к поиску ответов на наши вопросы. Чтобы дело шло быстрее, Алиса предлагает разделиться на группы с

помощью пазлов. Выберете любой фрагмент картинки. Детям предлагаются картинки к сказке «Алиса в стране чудес».

Собрав картинки, учащиеся объединяются в группы.

Задания группам

1 группа

Записка от Алисы, на ней стёрлись все слова, остались только наречия.

Близко,

вверх, сегодня, издалека, смело, дружно.

Как вы думаете, что хотела сказать Алиса? Попробуйте дописать предложения. К наречиям задайте вопросы.

Сделайте вывод.

На какие вопросы отвечают наречия? Запишите.

ГДЕ? КУДА? КОГДА? КАК?

2 группа

Текст из учебника.

В тексте выделены наречия. Задайте вопросы к наречиям. От каких слов задали вопросы? С какой частью речи

связано наречие? Что обозначает наречие? Каким членом предложения является? Подчеркните.

(Дополнительная информация о происхождении слова "наречие")

Наречие сравнительно молодая часть речи. Но происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на

величавый корень "речь". Он был известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением

"говорить". От него произошли такие слова, как "изречение", "речистый", "наречие" (говор), "нарекать" (называть)

и другие. Если буквально перевести слово наречие на современный язык, то получится "наглаголие". А в латыни он

называется "приглаголие". Это потому, что оно всегда "работает" с глаголом. Как может, помогает, уточняет,

поясняет его.

Сделайте вывод. Что обозначает наречие и каким членом предложения является.

НАРЕЧИЕ ОБОЗНАЧЕТ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ

3 группа

Измените наречие ДРУЖНО, ВВЕРХ, ЗАВТРА по лицам и числам, по падежам, по временам, по родам.

Сделайте вывод. Как изменяются наречия?

НАРЕЧИЕ - НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

4 группа

Прочитайте текст. Уберите наречия (выделенные слова) из текста. Прочитайте. Сравните тексты.

Сделайте вывод о роли наречий в речи.

НАРЕЧИЯ ДЕЛАЮТ НАШУ РЕЧЬ БОЛЕЕ ТОЧНОЙ, ПОНЯТНОЙ, ДАЮТ БОЛЕЕ ТОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О МЕСТЕ, ВРЕМЕНИ И ОБРАЗЕ ДЕЙСТВИЯ

- Предлагаю подвести итоги ваших исследований.

Представители каждой группы делятся своими выводами.

- Вернёмся к письму Алисы. Так что же за

«

ерчияна» надо найти в этом стихотворении?

- Поможем Алисе найти наречия.

Сварнело. Провко ящуки

Паробуртелись по вселянке;

Сустились умерки. В мраве

Куржились сомно петелянки.

- Ура! Мы победили дракона и Алиса свободна!

- Давайте заменим наречия антонимами. На экране «головы» дракона - наречия меняются на противоположные по

значению.

лживо - честно, грубо – вежливо, коварно-искренне, трусливо - смело, грустно – радостно, скучно – весело

На экране радуется Алиса. Рассказывает стихотворение о наречии.

Всем известно, что наречие –

Необычная часть речи:

Его вопросы без труда

Можно выучить всегда:

ГДЕ? КУДА?

ЗАЧЕМ? ОТКУДА?

КАК? И ПОЧЕМУ? КОГДА?

Хоть всякое случается,

Оно не изменяется.

Это, между прочим,

Просто проверяется.

Слово ОЧЕНЬ мы возьмем.

ОЧЕНЯМИ, ОЧЕНЕМ…

Да, уже понятно нам:

Нету слова ОЧЕНЯМ!

Для примера мы тогда

Взяли слово НИКОГДА.

Начинаем изменять:

НИКОГДАМ и НИКОГДАТЬ.

Да и здесь один ответ:

НИКОГДОВ на свете нет!

Верно, что наречия

Совсем не изменяются,

Вовсе не спрягаются

И вовсе не склоняются!

- Хорошо, когда есть друзья! С друзьями интересно учиться и можно многого добиться. Помогайте друг другу!

Радуйтесь успехам! Всё у вас будет ……. (хорошо, отлично и т.п.)

Звучит песня «Дорогою добра» Ю. Энтина

- А наше знакомство с наречием мы продолжим на следующем уроке.

Домашнее задание:

Заменить наречия фразеологическими оборотами

1.

(вкусно) пальчики оближешь

2.

(мало) пальчики оближешь

3.

(тесно) яблоку негде упасть

4.

(дорого) на вес золота

5.

(медленно) идти черепашьим шагом



В раздел образования