Напоминание

Башкирское фортепианное искусство как компонент единого процесса культурно-исторического развития


Автор: Кадырова Эльвира Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Федоровка"
Населённый пункт: с. Федоровка, Федоровский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Доклад
Тема: Башкирское фортепианное искусство как компонент единого процесса культурно-исторического развития
Раздел: дополнительное образование





Назад




Башкирское фортепианное искусство как компонент единого процесса

культурно-исторического развития.

Современное фортепианное искусство Башкортостана является одним из

интереснейших явлений в музыкальной культуре России. Оно неоднородно и

многосоставно: с одной стороны, процесс его формирования происходил в

зависимости от специфических для развития культуры исторических

условий, с другой

- в результате взаимодействия западноевропейской,

русской и традиционной национальной музыкальных культур.

Уникальность становления фортепианного искусства в мировом

музыкальном пространстве при множестве причин и обстоятельств все же

определяется одним из важнейших его факторов – сложившимся в течение

многих столетий развитым инструментальным музицированием. Характерно,

что к XVIII

веку в Европе уже функционировало более двух десятков

консерваторий, и базовым для профессиональных музыкантов последующих

поколений стало в подавляющем случае пианистическое образование. Иная

картина складывалась в национальных республиках советского периода, в

том числе в Башкирии. Первые башкирские композиторы были самоучками-

кураистами, совершенно не знакомые с профессиональным, в том числе,

фортепианным западноевропейским искусством. Вследствие этого для

развития

башкирской

профессиональной

фортепианной

музыки

определяющей стала городская культурная среда, создавшая почву для

произрастания

на

ней

впоследствии

башкирской

профессиональной

исполнительской и композиторской школ.

Стремительное распространение и развитие в последние два столетия

фортепианного искусства способствовало значительному обогащению его

интонационной

сферы,

исполнительской

технологии

и

методов

композиторского творчества. Важную роль в этом процессе сыграли

национальные композиторские и исполнительские школы. В связи с

изменением

статуса

народов,

проживающих

на

территории

бывшего

Советского Союза, и стратегией развития национальных культур, с 20-х

годов XX века начинается масштабный процесс их формирования. Развитие

национального искусства значительно видоизменило облик фортепианного

творчества – исполнительского и композиторского – и привнесло в него

новые традиции, обогатив мировое фортепианное искусство ярким и

оригинальным интонационным содержанием. Неординарное и интенсивное

развитие

получило

фортепианное

искусство

Средней

Азии,

Востока,

опирающееся,

с

одной

стороны,

на

несвойственную

клавишному

инструменту монодийную музыкальную национальную культуру, с другой –

на богатые традиции европейского профессионализма.

К настоящему времени процесс освоения западноевропейской традиции

для ряда национальных культур оказался практически завершенным. В

результате большинство композиторских школ прошло этапы становления и

осмысления

композиторских

технологий.

Изучение

башкирского

фортепианного искусства позволяет оценить его как феномен музыкальной

культуры, органично включившийся в мировой художественный процесс и

одновременно

имеющий

индивидуальный

облик

в

общей

картине

национальных

культурных

процессов.

Три

составляющих

явления

башкирского фортепианного искусства – исполнительство, образование и

композиторское творчество – до сих пор не рассматривались в едином

процессе культурно-исторического развития и не получили соответствующей

научной

и

художественной

оценки.

Отдельные

страницы

истории

фортепианного искусства Башкортостана, хотя и описывались неоднократно,

все же не обнаружили обоснованных логических связей в контексте

культурно—исторического

развития.

Вместе

с

тем,

имеется

богатый

архивный

и

документальный

материал,

а

также

яркие

результаты

многогранной композиторской и исполнительской деятельности в области

фортепианного искусства, что позволяет говорить не только о фортепианной

музыки в Республике Башкортостан, но и о самом феномене башкирского

фортепианного искусства.

В последнее время среди российских исследователей внимание к

становлению и развитию национальных фортепианных исполнительских и

композиторских школ заметно возрастает. На фоне этого обстоятельства

проблемы разработанности башкирского фортепианного исполнительства и

образования

выглядят

намного

скромнее.

Тем

не

менее,

архивные

документы, нотный материал, богатая композиторская и исполнительская

концертная практика несут много интересной и полезной информации,

проливающей свет на эту малоизученную область музыкальной культуры.



В раздел образования