Автор: Кадырова Эльвира Фаритовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Федоровка"
Населённый пункт: с. Федоровка, Федоровский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Доклад
Тема: Башкирское фортепианное искусство как компонент единого процесса культурно-исторического развития
Раздел: дополнительное образование
Башкирское фортепианное искусство как компонент единого процесса
культурно-исторического развития.
Современное фортепианное искусство Башкортостана является одним из
интереснейших явлений в музыкальной культуре России. Оно неоднородно и
многосоставно: с одной стороны, процесс его формирования происходил в
зависимости от специфических для развития культуры исторических
условий, с другой
- в результате взаимодействия западноевропейской,
русской и традиционной национальной музыкальных культур.
Уникальность становления фортепианного искусства в мировом
музыкальном пространстве при множестве причин и обстоятельств все же
определяется одним из важнейших его факторов – сложившимся в течение
многих столетий развитым инструментальным музицированием. Характерно,
что к XVIII
веку в Европе уже функционировало более двух десятков
консерваторий, и базовым для профессиональных музыкантов последующих
поколений стало в подавляющем случае пианистическое образование. Иная
картина складывалась в национальных республиках советского периода, в
том числе в Башкирии. Первые башкирские композиторы были самоучками-
кураистами, совершенно не знакомые с профессиональным, в том числе,
фортепианным западноевропейским искусством. Вследствие этого для
развития
башкирской
профессиональной
фортепианной
музыки
определяющей стала городская культурная среда, создавшая почву для
произрастания
на
ней
впоследствии
башкирской
профессиональной
исполнительской и композиторской школ.
Стремительное распространение и развитие в последние два столетия
фортепианного искусства способствовало значительному обогащению его
интонационной
сферы,
исполнительской
технологии
и
методов
композиторского творчества. Важную роль в этом процессе сыграли
национальные композиторские и исполнительские школы. В связи с
изменением
статуса
народов,
проживающих
на
территории
бывшего
Советского Союза, и стратегией развития национальных культур, с 20-х
годов XX века начинается масштабный процесс их формирования. Развитие
национального искусства значительно видоизменило облик фортепианного
творчества – исполнительского и композиторского – и привнесло в него
новые традиции, обогатив мировое фортепианное искусство ярким и
оригинальным интонационным содержанием. Неординарное и интенсивное
развитие
получило
фортепианное
искусство
Средней
Азии,
Востока,
опирающееся,
с
одной
стороны,
на
несвойственную
клавишному
инструменту монодийную музыкальную национальную культуру, с другой –
на богатые традиции европейского профессионализма.
К настоящему времени процесс освоения западноевропейской традиции
для ряда национальных культур оказался практически завершенным. В
результате большинство композиторских школ прошло этапы становления и
осмысления
композиторских
технологий.
Изучение
башкирского
фортепианного искусства позволяет оценить его как феномен музыкальной
культуры, органично включившийся в мировой художественный процесс и
одновременно
имеющий
индивидуальный
облик
в
общей
картине
национальных
культурных
процессов.
Три
составляющих
явления
башкирского фортепианного искусства – исполнительство, образование и
композиторское творчество – до сих пор не рассматривались в едином
процессе культурно-исторического развития и не получили соответствующей
научной
и
художественной
оценки.
Отдельные
страницы
истории
фортепианного искусства Башкортостана, хотя и описывались неоднократно,
все же не обнаружили обоснованных логических связей в контексте
культурно—исторического
развития.
Вместе
с
тем,
имеется
богатый
архивный
и
документальный
материал,
а
также
яркие
результаты
многогранной композиторской и исполнительской деятельности в области
фортепианного искусства, что позволяет говорить не только о фортепианной
музыки в Республике Башкортостан, но и о самом феномене башкирского
фортепианного искусства.
В последнее время среди российских исследователей внимание к
становлению и развитию национальных фортепианных исполнительских и
композиторских школ заметно возрастает. На фоне этого обстоятельства
проблемы разработанности башкирского фортепианного исполнительства и
образования
выглядят
намного
скромнее.
Тем
не
менее,
архивные
документы, нотный материал, богатая композиторская и исполнительская
концертная практика несут много интересной и полезной информации,
проливающей свет на эту малоизученную область музыкальной культуры.