Напоминание

"ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"


Автор: Верисокина Татьяна Афанасьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Воробжанская средняя общеобразовательная школа" Суджанского района Курской области
Населённый пункт: с. Воробжа
Наименование материала: План-конспект урока в 1 классе
Тема: "ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: «

Имя собственное

»

Класс: 1 класс.

Урок: Русский язык.

Форма проведения: Урок-путешествие.

Учитель начальных классов: Верисокина Татьяна Афанасьевна

МКОУ «Воробжанская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области.

Задачи:

Образовательные:

Повышение мотивации обучения, активизация учебной деятельности.

Расширять знания об именах собственных в названиях планет, стран, населенных

пунктов, улиц, водоемов …

Систематизировать знания обучающихся об употреблении имён собственных.

Формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.

Учить записывать имена собственные.

Обогащать активный словарь обучающихся.

Развивающие:

Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель; умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации при

работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и

произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым

материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под

понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.

Формирование регулятивных

УУД:

умение

выполнять

целеполагание,

планирование,

контроль и коррекцию, оценку деятельности.

Воспитательные:

Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью

учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания,

обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных

ценностей.

Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и

сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою

работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающийся научится распознавать имена собственные и нарицательные,

правильно записывать имена собственные, словарные слова.

Метапредметные:

обучающийся, учится организовать своё рабочее место, пользоваться

учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать

языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные:

обучающийся получит возможность научиться вести коммуникативную

деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом,

с

пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование.

1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс. Москва, издательство

«Просвещение», 2011 г. ФГОС. Перспектива.

(Рекомендовано Министерством образования и науки

Российской Федерации)

2.

Мультимедийный проектор, экран

3. Компьютер

4. Презентация «Путешествие в страну Заглавных букв»

5. Л. Ф. Климанова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1класс. 1 часть. М.: издательство

Просвещение, 2011 г. ФГОС. (

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений)

(стр.18)

6. Тетради поурочные

7. Сигнальные карточки для обратной связи

8. Электронное приложение к учебнику (

CD

)

9. Карта России

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности.

У: Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Ребята, послушайте загадку и попробуйте её отгадать.

Зеленоглаза, весела,

Девица красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень листьям, нам тепло,

Волшебство чтоб всё цвело.

Вслед ей прилетели птицы

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица ... (Весна)

Что это? Правильно, весна.

У: Какое настроение вызывает у вас весна?

У: Подарите хорошее настроение гостям. Улыбнитесь и начинаем работать.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Слайд 1 – Земля

У: Какие месяцы содержит весна?

У: Какой сейчас месяц по календарю?

У: Итак, сейчас у нас апрель. А кто знает, какой сегодня праздник?

У: Какие из слов подходят к космическим героям?

Слайд 2 – слова

(

Выбрали слова – Белка, Стрелка, Гагарин)

У: Почему вы выбрали именно эти слова?

Слайд 3,4 – Белка и Стрелка, Гагарин

Запуск ракеты с двумя собачонками

состоялся

19

августа

1960

года

с

космодрома "Байконур".

Белка и Стрелка – первые живые

существа, благополучно вернулись на

Землю, проведя почти сутки в условиях

невесомости в корабле "Спутник–5".

Успешный полет Белки и Стрелки

доказал

возможность

живых

организмов переносить все факторы

космического полета.

12 апреля 1961 года 27–летний

летчик–истребитель

стал

одной

из

главных знаменитостей 20-го столетия.

Юрий Алексеевич Гагарин – так

звали первого человека, поднявшегося в

космос, первого человека, облетевшего

вокруг Земли. И всё за 108 минут!

Его корабль «Восток–1» сделал

виток вокруг Земли, а затем совершил

посадку.

3. Постановка учебной задачи

У: Вы уже догадались, какая тема нашего урока?

Слайд 5 – имя собственное

У: Какие имена собственные вы уже знаете? – имя, отчество, фамилия, клички

животных

У: Как вы думаете, только ли такие слова являются именами собственными?

У: Хотите узнать точно?

У: Тогда я предлагаю отправиться в научное путешествие, за знаниями.

У: Какую цель путешествия себе поставим? – узнать, какие ещё слова являются

именами собственными и пишутся с заглавной буквы

У: А вот какие будут у нас на уроке задачи, чтобы достичь цели обратимся к

подсказке

Слайд 6 – видеть, писать, применять

У: Узнавать в тексте и в речи, писать с большой буквы, применять знания при

выполнении заданий

.

У: Цель поставили, вперед навстречу знаниям

4. «Открытие» новых знаний детьми

(Построение проекта выхода из затруднения)

У: На каком транспорте можно путешествовать?

У: А на каком транспорте отправился в космос Ю. Гагарин?

Слайд 7 – корабль

У: А на чём мы отправимся в путешествие, узнаете, если составите 2 слова из этих

слогов.

Слайд 8 – слоги

У: Что обозначает слово ШАР, ВОЗДУШНЫЙ? (предмет, признак предмета)

У: Сегодня путешествие мы совершим на воздушном шаре.

Дыхательная гимнастика

Давайте все встанем и надуем наш шар.

Сделаем глубокий вдох выдох 3 раза.

Слайд 9 – воздушный шар

У: К полету готовы?

У: Тогда занимайте поудобнее ваши места.

Каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда

записывает все

важные события,

которые происходят во время

путешествия. У каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений, это

ваша тетрадь по русскому языку.

У: Скажите, как нужно писать в тетради?

У: Аккуратно, разборчиво, с наклоном, сидеть прямо.

У: Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений

и запишите сегодняшнее число

12 апреля,

напишем чистописание – две

строчки (…).

Наш шар уже высоко в небе, а если бы мы летели на космическом корабле, что бы

смогли увидеть? – планеты

У: А можно ли наблюдать за планетами с Земли?

У: К счастью на нашем воздушном шаре есть телескоп, через который можно

увидеть планеты.

Ребята, какие планеты, вы знаете?

У: Давайте обратимся к слайду и проверим, правильно ли вы назвали планеты.

Слайд 10 – планеты

У: Ребята, нам нужно записать названия планет в дневник наблюдений?

У: Почему вы так считаете?

У: Правильно! На карте названия планет были написаны с большой буквы, значит

это имя собственное. Значит, пополняем нашу схему табличкой.

Планеты

У: Запишите названия 4 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс.

Слайд 11 – Меркурий, Венера

,

Земля, Марс

У: Теперь посмотрите вниз, как вы думаете, над, чем мы пролетаем?

Слайд 12 – вид реки сверху

У: Как вы думаете у рек, морей, океанов есть свои имена?

У: Какие реки вы знаете?

Слайд 13 – реки (список)

У: Какая речка расположена ближе всего к нашему селу?

Слайд 14 – река Псёл

Д: Запишем название реки в дневник. Как будете писать?

Псёл

У: Почему?

У: Что вы видите, пролетая над Нижнемаховским лесом?

Слайд 15 – Клюквенник

У: Значит реки, озёра тоже пишем с большой буквы? Это тоже имена

собственные?

Реки, озёра

.

Дополняем схему – водоемы. Кроме рек, озёр есть на земле моря и океаны

и у них есть имена, значит, их тоже надо писать с большой буквы.

У: Вы очень хорошие наблюдатели, все замечаете. Давайте немножко отдохнем и

поиграем…

Физкультминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Наклоны вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(Наклоны вперёд, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(Покружиться.)

У: Летим дальше…

У: Теперь какой вид открывается перед вами?

Слайд 16 – город

Москва вид сверху

У: Вам хочется узнать, над каким городом мы пролетаем?

У: Тогда идем на снижение.

Откройте свои Рабочие тетради на стр.18. Выполним упр. № 12.

Работа с кроссвордом.

Прочитаете под картинками предложения. Как называется наша страна?

Да, наша страна называется Россия

Россия – большая страна. Посмотрите на карту. Ни одно

государство не имеет

такой большой территории и такой

длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до тёплых рек

Раскинулась она.

Это наша Россия.

У: Как пишется слово Россия?

У: Как называется главный город нашей страны?

Москва – столица России, город-герой. Город, основанный

более 850 лет князем Юрием Долгоруким, на берегу Москвы–реки.

Сердцем Москвы называют Кремль, стены которого

сложены из красного кирпича.

Самая главная, славная, самая красивая площадь Москвы

– Красная площадь.

На одной из башен Кремля (их 20) – на Спасской башне –

установлены часы, по которым сверяет время вся страна.

У: Как пишется это слово?

Слайд 17 – слова для списывания

У: Спишите слова Москва и Россия из учебника в дневник наблюдений. Поставьте

ударение и подчеркните опасные места. Какие опасные места вы подчеркнули?

У: Какими словами дополним схему?

Город.

У: А мы живём в городе?

У: Дополняем схему:

село, деревня

У: Какие еще слова, кроме имён собственных пишутся с большой буквы?

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв – подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква, расти, не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале.

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и видней,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

5. Первичное закрепление

У: Теперь немножко прогуляемся по городу. Это город Курск.

Слайд 18 – Курск

Курск – город воинской славы.

Курск (сверху),

Триумфальная арка,

Знаменский кафедральный собор,

Красная площадь Курска, улица Ленина

Значит, названия улиц как пишутся? Правильно. Добавляем в схему:

улицы

У: Давайте вспомним, чьё имя носит одна из улиц села Воробжи? Правильно,

В.Ф.Воробьёва – лётчика-истребителя, нашего земляка…(Как напишем?)

6. Включение в систему знаний

Работа с CD «Проверь себя»

Слайд 19 – Незнайка

У: Ваши знания пригодились, Молодцы!

7. Обобщение и систематизация знаний

Пришло время возвращаться.

Как вы считаете, мы не зря отправлялись в путешествие?

Какие знания мы привезем с собой? Какие открытия вы сделали сегодня?

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Пока мы в воздухе, пока летим, хочу спросить

Слайд 20 – воздушный шар и Земля

Что было самым трудным в нашем путешествии для вас?

Самым интересным?

И вот мы снова в нашей школе, в классе.

Кто знает, какие слова – имена собственные?

Кто иногда забывает?

Кому еще нужно повторить?

Вам ребята спасибо за вашу работу, внимательность, наблюдательность.

Урок окончен. Всем спасибо!



В раздел образования