Автор: Сейдахмедова Сураят Гаджиэскеровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Сиртичская СОШ, Табасаранский район
Населённый пункт: с. Сиртич
Наименование материала: Разработка урока по русскому языку
Тема: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сиртичская средняя общеобразовательная школа»
Табасаранского района РД
Планирование открытого урока
по русскому языку в 4 классе
на тему
:
«Глаголы на –ться и - тся.»
Подготовила: учитель начальных классов
Сейдахмедова С.Г.
Сиртич, 2019 год
Тема урока: «Глаголы на –ться и - тся.»
Тип урока: изучение нового материала
Цели: познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного
написания -тся и -ться в глаголах; научить обучающихся правилу
написания -тся, -ться в глаголах.
Задачи :
образовательные :
научить обучающихся правилу написания -тся, -ться в глаголах, использую
алгоритм действий;
коррекционно-развивающие: коррегировать внимание путём выполнения
коррекция связной устной речи, коррекция и развитие мыслительной
деятельности, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы..
воспитательные:
воспитывать навыки самоорганизации, самоанализа,
саморегуляции, любовь к родному языку, к труду.
Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска, карточки,
презентация, картинки для словарного диктанта.
Ход урока.
I.
Организационная часть урока.
Цель - подготовка учащихся к работе на уроке , настрой учащихся на
работу, организация внимания)
У: - Начинаем наш урок. Улыбнёмся друг другу. Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните вчерашние обиды, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя
свежесть нового рабочего дня.
- Я желаю вам хорошего настроения и слаженной дружной работы.
-Какими качествами должен обладать ученик, какие правила выполнять для
успешной работы на уроке?
Д: (Называют или отыскивают развешенные по классу подсказки)
Не выкрикиваем.
Не перебиваем друг друга.
Мы слышим друг друга.
Учимся работать сообща.
ІІ. Словарная работа.
Цель: повторить словарные слова, развивать внимание.
-Ребята , посмотрите , а на подсказках есть рисунки, сейчас мы с вами
проверим ,как вы знаете словарные слова .
-Я показываю картинку , вы пишите название предмета. У вас на партах есть
листы , уже подписанные . Приступим!( шоколад, ракета, компас, антенна,
медаль, директор, Москва(столица), пианино, президент).
- Свои работы отложите в стороны, я их проверю.
- А сейчас отгадайте загадку.
IIІ. Актуализация знаний.
1.
У: Отгадайте загадку: - Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду, - всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья
И рожь в полях растёт.
- О какой части речи говорится в загадке?
- Почему так решили? Докажите.
- Итак вспомним всё то , что мы знаем о глаголе. Дополни…..( вывешиваются
ответы на доску)
Глагол – это………………………
Обозначает-………………………….
Отвечает на вопросы_.......................................
Имеет неопределённую форму - …….
-Молодцы !
ІV. Сообщение темы и цели урока.
Цель - сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать
практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и
вызвать интерес к изучению новой темы. ( сказка)
-А сейчас я хочу , чтобы вы послушали и посмотрели сказку и и ответили на
вопрос: «Какая тема будет у нас сегодня на уроке?»(Показ сказки
«Близнецы ТСЯ и ТЬСЯ»)
У.: -Кто догадался над какой темой мы с вами будем работать?
( ответы детей и появление темы на доске)
У: - Правильно. Тема нашего урока «Правописание глаголов с- тся и - ться «
- Какие цели вы ставите перед собой? Зачем вам это необходимо?
Д: - Упражняться в правильном написании глаголов, чтобы верно
использовать их в тексте.
V.
Объяснение нового материала.
Цель - дать учащимся конкретное представление об изучаемом правиле.
(Сообщение нового материала возможно: · в виде рассказа учителя
доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на
наглядность с выводами);
–Ребята на доске вы видите слова, послушайте задание!
1.Разделите глаголы на 2 группы: учиться, ленится, учится, лениться,
бросится, броситься
Неопред.ф 3-е лицо
Что делать? Что сделать? Он что делает?что сделает?
учиться
учится
лениться
ленится
броситься
бросится
-Верно, молодцы! А по какому признаку вы разделили их на 2 группы?
- Давайте поставим вопросы к глаголам из 1 столбика.( что делать? что сделать?)
- Ребята , а кто помнит как называется особая форма глагола с такими вопросами?
( неопределённая форма)
- А теперь поставим вопросы к глаголам из 2 столбика.( что делает? что сделает?)
- К глаголам из 2 столбика можно поставить местоимение ОН , ОНА – 3 лица.
-А кто же даст ответ на главный вопрос нашего урока, когда мы пишем глаголы с
ТЬСЯ или ТСЯ? (ответы детей)
2.Чтение правила в учебнике.
-Давайте всё же проверим все ли верно мы сказали , а для этого открываем
учебники на стр.162 и читаем правило.
- Правильно мы сделали вывод? Я вам раздам правила , чтобы они у вас были
перед глазами.
Вывод: если глагол имеет неопр. форму или отвечает на вопросы что делать ?
что сделать? , то ь пишем, а если глагол 3 лица или отвечает на вопросы что
делает? что сделает? , то Ь не пишем.
3. Составление алгоритма написания глаголов с ться –тся.
Алгоритм.
1. Нахожу глаголу.
2.Ставлю к нему вопрос , определяю форму.
3. Пользуюсь правилом.
4.Обозначаю орфограмму.
VI.
Первичное закрепление изученного материала.
Цель - закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной
работы учащихся по новому материалу, используя алгоритм.
(Используемые методы: · беседа; · работа с учебником; · работа с
тетрадью;; · дидактические игры; самостоятельная работа. )
У: - Внимание! Внимание!
Получено SMS-послание.
Получите распечатку,
Отыщите опечатку.
Объявление.
Открылся каток. Приглашаем катаца,
смеяца, занимаца спортом.
Дед Марос.
У: - Прочитайте тексты про себя и вслух. Что заметили? Исправьте ошибки
самостоятельно и докажите правильность написания глаголов с ться и тся .
(Учитель выборочно оценивает работы детей).
- Хорошо, ребята!-
-А теперь мы с вами немножко отдохнём , проведём физ. минутку!
VІІ. Физкультурная минутка :
Цель: снять наступающее утомление, восстановить работоспособность детей.
Как живёшь?
-Вот так!
-А плывёшь?
-Вот так!
-Как бежишь?
-Вот так!
-Вдаль глядишь?
-Вот так!
-Ждёшь обед?
-Вот так!
-Машешь вслед?
-Вот так!
--Утром спишь?
-Вот так!
-А шалишь?
-Вот так!
- Отдохнули?
-Продолжим работу по нашей теме?
- А какая тема у нас сегодня? Молодцы , всё помните!
VІІІ .Закрепление.
1. У: - Работаем с учебником с. 162 , упр.219. – с комментированием по
цепочке.
- Прочитайте задание, что необходимо выполнить? ( разделим тетрадь на 2
столбика : 1столбик глаголы с тся , а 2 столбик глаголы с ться)
Вывод: -Когда мы пишем тся , ться в глаголах?
2.Самостоятельная работа на карточках.
- Ребята , у вас есть и алгоритм и правило , которые вам помогут выполнить
задание на карточках.
Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы:
Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени боит…ся.
Всякий человек в деле познаёт…ся.
У него дело из рук валит…ся.
Несчастья боят…ся, так и счастья не видать.
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.
За всё брат…ся – ничего не сделать.
3.Игра.
-Давайте теперь поиграем. Сейчас каждый будет выходить к доске, я вам
показываю словосочетания , а вы объясняете как нужно его писать.
1) Запираться на засов;
Рис. 4. (Источник)
2) расстилается туман;
Рис. 5. (Источник)
3) собирается в школу;
Рис. 6. (Источник)
4) надо заботиться о здоровье;
5) хочет учиться;
6) девочка учится;
7) любит трудиться;
8) слышится голосок.
9) природа просыпается;
10) кошка умывается.
ІX. Подведение итогов и рефлексия.
Цель - сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить
работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке. · выводы; ·
вопросы на понимание изученного материала; · разбор и запись домашнего
задания; · оценка работы учащихся
Учитель: Ребята, сейчас мы услышим стихотворение «Не позволяй душе
лениться!» Автор этого стихотворения Николай Заболоцкий, известный русский
поэт. Послушайте (аудиосопровождение стихотворения "Не позволяй душе
лениться!")
Учитель: Вам понравилось стихотворение? Какие чувства вызвало? Вы согласны
с мнением автора? Запишите название стихотворения. Почему написали в
глаголе ь знак?
-Что новое узнали на уроке?
- Чему научились?
- За работу на уроке получили
отметки:_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________
Учитель: В память о сегодняшнем уроке, дарю вам текст это стихотворения,
которое понадобиться вам при выполнении домашнего задания
X. Задание на дом: записать стихотворение и подчеркнуть глаголы с - тся и –
ться .Цель – закрепить полученные на уроке знания и умения .