Автор: Корнилова Екатерина Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Особенности работы с одаренными детьми в вокальной студии «Лад»
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Особенности работы с одаренными детьми
в вокальной студии «Лад»
(из опыта работы)
Автор:
Корнилова Екатерина Васильевна
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»
Санкт-Петербург
2020
Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как
отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими
способностями к каким-либо видам деятельности, но, в первую очередь, по своим
психологическим особенностям они выделяются среди своих сверстников. Важнейшей
проблемой
развития
общества
является
сохранение
и
развитие
одаренности
подрастающего поколения.
Единичный
характер
одаренности
предполагает
осуществление
комплексного
подхода
к
организации
работы
с
одаренными
детьми,
базирующегося
на
возможностях, как дошкольного, основного, так и дополнительного образования.
Среди музыкантов, как и среди педагогов широко распространены различные
представления о том, что следует понимать под ПОНЯТИЕМ
"музыкальная
одарённость". Одна из точек зрения заключается в том, что подлинная одарённость
проявляет себя через творческое мышление и творческие способности, которые в
своем взаимодействии приводят к высоким творческим достижениям.
Для музыкантов истинная одарённость обнаруживает себя в своеобразии, свободе и
продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше,
чем знать». Я считаю, что неталантливых детей не бывает. «Солнце спрятано внутри
каждого», только его надо увидеть.
Я работаю в ЦИ "Эдельвейс" руководителем вокальной студии «Лад». За многие годы
работы у меня сложились свои принципы и методы работы с такой категорией детей.
Данная работа делится на несколько этапов.
1
этап:
выявление
детей
с
выдающимися
музыкальными
и
вокальными
способностями.
Прием в студию осуществляется по результатам прослушивания. Детям с яркими
способностями предоставляется возможность заниматься комплексом музыкальных
дисциплин, таких как сольный вокал, ансамблевое или хоровое пение, актерское
мастерство, сольфеджио.
2 этап: Наблюдение развития ребёнка в динамике, непосредственно в процессе
совместного творчества и обучения.
3 этап: Разработка индивидуального маршрута обучающегося.
2
Творческая активность воспитанников проявляется через создание благоприятной
среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие
эстетического
и
художественного
вкуса.
Программно-методический
комплекс
позволяет максимально эффективно создать условия для развития творческой
личности в условиях индивидуального подхода.
Условия для развития одарённых детей в вокальной студии «Лад»:
- создание индивидуальных образовательных маршрутов, основанный на личностно-
ориентированном подходе к обучению ребенка;
-реализация дополнительной общеобразовательной программы по вокалу, «обучение с
увлечением»;
- участие в конкурсах, фестивалях, концертах, шоу-программах;
-
создание
творческой
среды,
благоприятной
атмосферы
сотрудничества
и
сотворчества, «ситуации успеха» для каждого ребенка;
-оформление информационных стендов с фотографиями детей в процессе ярких
выступлений и конкурсов, с дипломами и грамотами;
-проведение открытых занятий для родителей;
- проведение совместных праздников внутри коллектива;
- использование интернет – ресурсов.
Целостную
характеристику
индивидуальных
проявлений
одарённости
можно
составить после анализа проведенных разносторонних наблюдений за ребёнком в
процессе занятий вокалом. Хоровое, ансамблевое и сольное пение является
эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы,
фантазии, творческих способностей детей. В каждом воспитаннике я вижу личность со
своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром.
На каких идеях, принципах развития и воспитания я строю образовательный процесс
в вокальной студии «Лад»?
Почему вокальная студия, которую я создала называется «Лад»?
Народная мудрость гласит: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Лад – это
музыкальный термин и этическое понятие. С одной стороны лад в музыке – это звуки,
которые дружны между собой. Звуки тоже должны находиться в ладу, иначе
получится не песня, а одна сплошная какофония. С другой стороны – это согласие и
3
мир. Мы стараемся жить и творить, находясь в ладу друг с другом и собой. «Не
надобен и клад, если между нами Лад!» (строчка из стихотворения, сочиненного ко
«Дню именинника»).
«Талант – это ответственность».
Гениальный певец-актер, один из основателей русской школы пения Ф.И. Шаляпин
говорил: «Я вообще не верю в одну единственную силу таланта без упорной работы.
Выдохнется без нее самый большой талант как заглохнет в пустыне родник, не
пробивая себе дорогу через пески». Только тот ребенок, который умеет трудиться над
собой, сможет достигнуть успеха в творческой деятельности и жизни в целом. Именно
такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, ответственность и упорство
надо развивать у ребенка в первую очередь. По опыту своей педагогической
деятельности я могу с уверенностью утверждать: Божий Дар + труд, труд, труд =
выдающиеся достижения. Упорно работая, очень часто дети, изначально не
обладающие
яркими
музыкальными
способностями,
часто
раскрываются
с
неожиданных сторон. Этот закон работает и наоборот. Нельзя Талант закапывать в
землю. Маленького человека надо воспитать ответственным созидателем, а не
эгоистичным гордецом. В нашем сегодняшнем мире, особенно в области искусства —
это очень трудно сделать, т.к. все установки информационного пространства нацелены
на соперничество. Когда ты поешь в ансамбле или хоре – твоя главная задача не
выделяться, а думать об общем строе.
«Диплом победителя – не самоцель!»
Готовя детей к конкурсу, я всегда говорю им, что диплом победителя – не самоцель.
Надо готовиться и постараться показать всем, чему ты научился. Но к результату
относиться спокойно. Если даже ты не занял высокого места, то получил
неповторимый опыт, который пригодится для дальнейшего совершенствования. Не
надо бояться отрицательного результата – он необходим!
«Пение – это музыка души».
Поющее начало в человеке является способом самопознания, одной из форм освоения
окружающей действительности. В «этой музыке души» тысячелетия оставили свой
отпечаток
в
виде
красоты
певческого
звука,
широкой
распевной
мелодии,
4
эмоционального богатства человеческого сердца, а, иначе говоря, нравственных норм
организации общественной жизни, основанных на правдивости, великодушии,
доверии и взаимопомощи. Важно знакомить детей с русской песней. Русский человек
– поющий человек. Пел он в быту, а не на сцене. Пел, потому что не мог не петь. В
репертуаре нашей студии эстрадные, военные песни, песни современных молодых
композиторов, содержание которых тщательно отбирается с точки зрения эстетики,
вкуса и нравственного характера. Самое главное, чтобы ребенок полюбил само пение,
творчество, тогда для него не будет преград.
«Каждый человек неповторим и для каждого - своя песня».
Нельзя бороться с индивидуальностью, следует раскрывать личность ребёнка! В
течение года я организую праздники для воспитанников и их родителей, где
предлагаю детям исполнить любые песни по желанию. Это исключительно
самостоятельная работа. На этих праздниках детям дается задание: любое творческое
выступление. Мы не оцениваем качество и художественный уровень выступления. Это
возможность себя попробовать в различных жанрах искусства и доставить радость
своим творчеством окружающим в непринужденной обстановке.
Очень часто на таких неформальных встречах я открываю своих воспитанников с
разных неожиданных для себя сторон.
«Постоянно совершенствуйся!»
Для того, чтобы ребенок хотел учиться, совершенствоваться, ему должно быть прежде
всего интересно. А нам, педагогам, постоянно нужно определять индивидуальные
цели и идти к ним вместе со своими воспитанниками. В ЦИ «Эдельвейс» царит
атмосфера стремления к высоким достижениям. У нас есть возможность выступать на
лучших площадках города, делать записи в звукозаписывающей студии. Уровень
исполнительского мастерства, к которому должен стремиться обучающийся, стоит
достаточно высоко.
А теперь рассмотрю особенности работы с одаренным ребенком на конкретном
примере.
Вахрушев Даниил - ученик 5 класса. В студии занимается с февраля 2017 года. За этот
временной период 2 раза в течение полугода не пел в связи с болезнью и мутацией
голоса. Изначально мальчик обладал достаточно звонким голосом, но интонировал не
5
точно, попросту фальшивил. При первом прослушивании ярких, выдающихся
способностей не проявил. В течении 1 года он обучался по индивидуальной
образовательной программе «Сольное пение» и по результатам обучения было
отмечено, что мальчик обладает тонкой душевной организацией, очень артистичен,
умеет собираться перед выходом на сцену, обладает хорошей музыкальной памятью,
подбирает на слух классические произведения.
С учетом развития его личностных качеств, для него был разработан индивидуальный
образовательный маршрут, который включал в себя:
Обучение
по
следующим
дополнительным
общеобразовательным
программам:
«Сольное пение» (2 ч), «Вокальный ансамбль «Лад» (4ч), сольфеджио (1ч), актерское
мастерство (1ч).
Разработка индивидуального репертуарного плана, состоящего из песен с глубоким
тематическим содержанием, требующих эмоционального проживания и яркого
исполнения («Я ангелом летал» Н. Дмитриев»), песен, при исполнении которых
необходимо проявить индивидуальность, артистические способности: («Песня Остапа
Бендера» Г. Гладкова, «Разговор со счастьем» А. Зацепина). Работа над популярным
репертуаром – это обращение к эпохе, открытие творчества гениальных актеров и
классических
произведений.
Особенную
сложность
представляет
публичное
исполнение песни, которая уже стала в определенной степени классикой, и была
гениально исполнена талантливыми артистами. Такую песню нужно исполнить по-
своему, так, как ты чувствуешь. Результат работы – Дипломы 1 степени и Диплом
Победителя.
Проведение открытых занятий для родителей. Мама Даниила гитаристка, творческий
человек. Является помощником во всех наших начинаниях, занимается дома с Даней
упражнениями на тренировку точного интонирования мелодии, которые были
рекомендованы мной для домашних занятий, и на сегодняшний день проблема
чистого интонирования вокального материала практически решена.
Выполнение обязательных домашних заданий. (Упражнения, репертуар, творческие
задания, распевки, записанные в аудиоформате).
6
Главный метод обучения – принцип «эмоциональной драматургии». Это создание
атмосферы увлеченности на занятии, познание музыки через конкретные действия
(движение под музыку, игровые формы).
Участие в конкурсах различного уровня.
Участие в концертах, шоу- программах ЦИ «Эдельвейс», экзамены по вокалу.
Создание благоприятной творческой атмосферы на занятиях. В нашем кабинете для
занятий вокалом много фотографий Дани и его Дипломы.
Самодисциплина. Необходимо добиваться того, чтобы ученик сам стремился к
совершенствованию, полюбил творчески трудиться.
Проведение праздников, конкурсов внутри коллектива. Даниил проявляет себя на этих
праздниках как режиссер-постановщик и ведущий. А также исполняет классические
произведения, подобранные на слух. («К Элизе» Бетховена). Это раскрывающиеся
грани его таланта.
Работа с одаренными детьми требует и от педагога постоянного совершенствования,
поиска новых путей, постоянного творческого тонуса. Нужно любить то, что ты
делаешь.
«Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград.» (Л.В. Бетховен).
И свою работу я хочу закончить словами из замечательной детской песни:
«Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра…»
7