Напоминание

«Особенности работы с одаренными детьми в вокальной студии «Лад»


Автор: Корнилова Екатерина Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Особенности работы с одаренными детьми в вокальной студии «Лад»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Особенности работы с одаренными детьми

в вокальной студии «Лад»

(из опыта работы)

Автор:

Корнилова Екатерина Васильевна

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»

Санкт-Петербург

2020

Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как

отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими

способностями к каким-либо видам деятельности, но, в первую очередь, по своим

психологическим особенностям они выделяются среди своих сверстников. Важнейшей

проблемой

развития

общества

является

сохранение

и

развитие

одаренности

подрастающего поколения.

Единичный

характер

одаренности

предполагает

осуществление

комплексного

подхода

к

организации

работы

с

одаренными

детьми,

базирующегося

на

возможностях, как дошкольного, основного, так и дополнительного образования.

Среди музыкантов, как и среди педагогов широко распространены различные

представления о том, что следует понимать под ПОНЯТИЕМ

"музыкальная

одарённость". Одна из точек зрения заключается в том, что подлинная одарённость

проявляет себя через творческое мышление и творческие способности, которые в

своем взаимодействии приводят к высоким творческим достижениям.

Для музыкантов истинная одарённость обнаруживает себя в своеобразии, свободе и

продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре «уметь раньше,

чем знать». Я считаю, что неталантливых детей не бывает. «Солнце спрятано внутри

каждого», только его надо увидеть.

Я работаю в ЦИ "Эдельвейс" руководителем вокальной студии «Лад». За многие годы

работы у меня сложились свои принципы и методы работы с такой категорией детей.

Данная работа делится на несколько этапов.

1

этап:

выявление

детей

с

выдающимися

музыкальными

и

вокальными

способностями.

Прием в студию осуществляется по результатам прослушивания. Детям с яркими

способностями предоставляется возможность заниматься комплексом музыкальных

дисциплин, таких как сольный вокал, ансамблевое или хоровое пение, актерское

мастерство, сольфеджио.

2 этап: Наблюдение развития ребёнка в динамике, непосредственно в процессе

совместного творчества и обучения.

3 этап: Разработка индивидуального маршрута обучающегося.

2

Творческая активность воспитанников проявляется через создание благоприятной

среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие

эстетического

и

художественного

вкуса.

Программно-методический

комплекс

позволяет максимально эффективно создать условия для развития творческой

личности в условиях индивидуального подхода.

Условия для развития одарённых детей в вокальной студии «Лад»:

- создание индивидуальных образовательных маршрутов, основанный на личностно-

ориентированном подходе к обучению ребенка;

-реализация дополнительной общеобразовательной программы по вокалу, «обучение с

увлечением»;

- участие в конкурсах, фестивалях, концертах, шоу-программах;

-

создание

творческой

среды,

благоприятной

атмосферы

сотрудничества

и

сотворчества, «ситуации успеха» для каждого ребенка;

-оформление информационных стендов с фотографиями детей в процессе ярких

выступлений и конкурсов, с дипломами и грамотами;

-проведение открытых занятий для родителей;

- проведение совместных праздников внутри коллектива;

- использование интернет – ресурсов.

Целостную

характеристику

индивидуальных

проявлений

одарённости

можно

составить после анализа проведенных разносторонних наблюдений за ребёнком в

процессе занятий вокалом. Хоровое, ансамблевое и сольное пение является

эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы,

фантазии, творческих способностей детей. В каждом воспитаннике я вижу личность со

своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром.

На каких идеях, принципах развития и воспитания я строю образовательный процесс

в вокальной студии «Лад»?

Почему вокальная студия, которую я создала называется «Лад»?

Народная мудрость гласит: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Лад – это

музыкальный термин и этическое понятие. С одной стороны лад в музыке – это звуки,

которые дружны между собой. Звуки тоже должны находиться в ладу, иначе

получится не песня, а одна сплошная какофония. С другой стороны – это согласие и

3

мир. Мы стараемся жить и творить, находясь в ладу друг с другом и собой. «Не

надобен и клад, если между нами Лад!» (строчка из стихотворения, сочиненного ко

«Дню именинника»).

«Талант – это ответственность».

Гениальный певец-актер, один из основателей русской школы пения Ф.И. Шаляпин

говорил: «Я вообще не верю в одну единственную силу таланта без упорной работы.

Выдохнется без нее самый большой талант как заглохнет в пустыне родник, не

пробивая себе дорогу через пески». Только тот ребенок, который умеет трудиться над

собой, сможет достигнуть успеха в творческой деятельности и жизни в целом. Именно

такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, ответственность и упорство

надо развивать у ребенка в первую очередь. По опыту своей педагогической

деятельности я могу с уверенностью утверждать: Божий Дар + труд, труд, труд =

выдающиеся достижения. Упорно работая, очень часто дети, изначально не

обладающие

яркими

музыкальными

способностями,

часто

раскрываются

с

неожиданных сторон. Этот закон работает и наоборот. Нельзя Талант закапывать в

землю. Маленького человека надо воспитать ответственным созидателем, а не

эгоистичным гордецом. В нашем сегодняшнем мире, особенно в области искусства —

это очень трудно сделать, т.к. все установки информационного пространства нацелены

на соперничество. Когда ты поешь в ансамбле или хоре – твоя главная задача не

выделяться, а думать об общем строе.

«Диплом победителя – не самоцель!»

Готовя детей к конкурсу, я всегда говорю им, что диплом победителя – не самоцель.

Надо готовиться и постараться показать всем, чему ты научился. Но к результату

относиться спокойно. Если даже ты не занял высокого места, то получил

неповторимый опыт, который пригодится для дальнейшего совершенствования. Не

надо бояться отрицательного результата – он необходим!

«Пение – это музыка души».

Поющее начало в человеке является способом самопознания, одной из форм освоения

окружающей действительности. В «этой музыке души» тысячелетия оставили свой

отпечаток

в

виде

красоты

певческого

звука,

широкой

распевной

мелодии,

4

эмоционального богатства человеческого сердца, а, иначе говоря, нравственных норм

организации общественной жизни, основанных на правдивости, великодушии,

доверии и взаимопомощи. Важно знакомить детей с русской песней. Русский человек

– поющий человек. Пел он в быту, а не на сцене. Пел, потому что не мог не петь. В

репертуаре нашей студии эстрадные, военные песни, песни современных молодых

композиторов, содержание которых тщательно отбирается с точки зрения эстетики,

вкуса и нравственного характера. Самое главное, чтобы ребенок полюбил само пение,

творчество, тогда для него не будет преград.

«Каждый человек неповторим и для каждого - своя песня».

Нельзя бороться с индивидуальностью, следует раскрывать личность ребёнка! В

течение года я организую праздники для воспитанников и их родителей, где

предлагаю детям исполнить любые песни по желанию. Это исключительно

самостоятельная работа. На этих праздниках детям дается задание: любое творческое

выступление. Мы не оцениваем качество и художественный уровень выступления. Это

возможность себя попробовать в различных жанрах искусства и доставить радость

своим творчеством окружающим в непринужденной обстановке.

Очень часто на таких неформальных встречах я открываю своих воспитанников с

разных неожиданных для себя сторон.

«Постоянно совершенствуйся!»

Для того, чтобы ребенок хотел учиться, совершенствоваться, ему должно быть прежде

всего интересно. А нам, педагогам, постоянно нужно определять индивидуальные

цели и идти к ним вместе со своими воспитанниками. В ЦИ «Эдельвейс» царит

атмосфера стремления к высоким достижениям. У нас есть возможность выступать на

лучших площадках города, делать записи в звукозаписывающей студии. Уровень

исполнительского мастерства, к которому должен стремиться обучающийся, стоит

достаточно высоко.

А теперь рассмотрю особенности работы с одаренным ребенком на конкретном

примере.

Вахрушев Даниил - ученик 5 класса. В студии занимается с февраля 2017 года. За этот

временной период 2 раза в течение полугода не пел в связи с болезнью и мутацией

голоса. Изначально мальчик обладал достаточно звонким голосом, но интонировал не

5

точно, попросту фальшивил. При первом прослушивании ярких, выдающихся

способностей не проявил. В течении 1 года он обучался по индивидуальной

образовательной программе «Сольное пение» и по результатам обучения было

отмечено, что мальчик обладает тонкой душевной организацией, очень артистичен,

умеет собираться перед выходом на сцену, обладает хорошей музыкальной памятью,

подбирает на слух классические произведения.

С учетом развития его личностных качеств, для него был разработан индивидуальный

образовательный маршрут, который включал в себя:

Обучение

по

следующим

дополнительным

общеобразовательным

программам:

«Сольное пение» (2 ч), «Вокальный ансамбль «Лад» (4ч), сольфеджио (1ч), актерское

мастерство (1ч).

Разработка индивидуального репертуарного плана, состоящего из песен с глубоким

тематическим содержанием, требующих эмоционального проживания и яркого

исполнения («Я ангелом летал» Н. Дмитриев»), песен, при исполнении которых

необходимо проявить индивидуальность, артистические способности: («Песня Остапа

Бендера» Г. Гладкова, «Разговор со счастьем» А. Зацепина). Работа над популярным

репертуаром – это обращение к эпохе, открытие творчества гениальных актеров и

классических

произведений.

Особенную

сложность

представляет

публичное

исполнение песни, которая уже стала в определенной степени классикой, и была

гениально исполнена талантливыми артистами. Такую песню нужно исполнить по-

своему, так, как ты чувствуешь. Результат работы – Дипломы 1 степени и Диплом

Победителя.

Проведение открытых занятий для родителей. Мама Даниила гитаристка, творческий

человек. Является помощником во всех наших начинаниях, занимается дома с Даней

упражнениями на тренировку точного интонирования мелодии, которые были

рекомендованы мной для домашних занятий, и на сегодняшний день проблема

чистого интонирования вокального материала практически решена.

Выполнение обязательных домашних заданий. (Упражнения, репертуар, творческие

задания, распевки, записанные в аудиоформате).

6

Главный метод обучения – принцип «эмоциональной драматургии». Это создание

атмосферы увлеченности на занятии, познание музыки через конкретные действия

(движение под музыку, игровые формы).

Участие в конкурсах различного уровня.

Участие в концертах, шоу- программах ЦИ «Эдельвейс», экзамены по вокалу.

Создание благоприятной творческой атмосферы на занятиях. В нашем кабинете для

занятий вокалом много фотографий Дани и его Дипломы.

Самодисциплина. Необходимо добиваться того, чтобы ученик сам стремился к

совершенствованию, полюбил творчески трудиться.

Проведение праздников, конкурсов внутри коллектива. Даниил проявляет себя на этих

праздниках как режиссер-постановщик и ведущий. А также исполняет классические

произведения, подобранные на слух. («К Элизе» Бетховена). Это раскрывающиеся

грани его таланта.

Работа с одаренными детьми требует и от педагога постоянного совершенствования,

поиска новых путей, постоянного творческого тонуса. Нужно любить то, что ты

делаешь.

«Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград.» (Л.В. Бетховен).

И свою работу я хочу закончить словами из замечательной детской песни:

«Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра…»

7



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники