Автор: Сухинина Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия №16
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Войны священные страницы"
Раздел: начальное образование
МАОУ Гимназия №16 г.Тюмень
Сухинина Любовь Владимировна
Учитель начальных классов.
Тема: «Формирование здорового образа жизни, физическое воспитание обучающихся с
позиций преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования»
Обеспечение
полноценного
развития,
физиологического
и
психологического
благополучия ребенка с самого раннего возраста, а особенно в период от дошкольного
воспитания
и
начального
общего
образования,
направленного
на
перспективное
формирование
личности
ребенка
является
основной
целью
преемственности
и
формирования здорового образа жизни. На принципе преемственности основаны все
социальные институты обучения и воспитания. В Уставе Всемирной Организации
Здравоохранения
здоровье
определяется
как
состояние
"полного
физического,
психического и социального благополучия", а не только как отсутствие болезней и
физических недостатков. Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами в
современное время является воспитание здорового поколения. Дошкольный и младший
школьный возраст-это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Период
дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст.
Поэтому ключевым моментом в реализации преемственности является определение
готовности ребенка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного детства к
школьному считается наиболее безболезненным в том случае, если будут грамотно
реализованы проблемы перехода преемственности от дошкольного к начальному
образованию. Именно от состояния здоровья зависят успехи ребенка в учебе, его
эмоционально – психическое состояние. В детском возрасте закладываются основы
здоровья взрослого человека, а для достижения наилучшего результата в формировании
всесторонне развитого и успешного ребенка, прежде всего нужна единая организованная
деятельность воспитателей детских садов и учителей начального обучения. Исходя из
выше сказанного, можно сделать вывод, что эффективным способом преемственности
является
реализация
комплексной
программы
формирования
знаний,
личностных
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и
психологического
здоровья
как
одного
из
ценностных
составляющих,
которые
способствуют познавательному развитию ребенка, а также достижению планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального образования. В
основе такой программы положены принципы:
- актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей,
гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает
знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
- доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается
оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание
изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и
демонстрациями,
что
улучшает
его
восприятие.
Предусматривает
использование
ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр,
информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
- положительного
ориентирования. В
соответствии
с
этим
принципом
уделяется
значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их
благотворному
влиянию
на
здоровье.
Реализация
данного
принципа,
т.е.
показ
положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий
негативного в отношении здоровья и поведения;
- последовательности Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также
их логическую преемственность в процессе его осуществления;
- системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что
позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
- сознательности и активности, который направлен на повышение активности учащихся
в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое
здоровье
и
здоровье
окружающих.
Этот
принцип
выступает
в
качестве
основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни должна быть
сформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние
здоровья детей:
- неблагоприятные экологические условия,
- факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению
здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок,
правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью,
существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей
опыта "нездоровья" (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и
восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы
(необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать
последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь,
невосприятие
ребёнком
деятельности,
связанной
с
укреплением
здоровья
и
профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа
жизни является направляемая и организуемая учителями, воспитателем, социальными
педагогами, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной
и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё
состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и
двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Одним из компонентов
формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская
работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей
(законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы
формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Первоочередной задачей
такой программы является:
- формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить делать осознанный выбор поступков, позволяющих сохранить и укрепить
здоровье;
- формирование представления о правильном и здоровом питании, его режиме, полезных
продуктах;
- научить ребенка выполнять правила личной гигиены;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы, отдыха и
научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных
факторах риска здоровью детей (инфекционные заболевания, переутомления, сниженная
двигательная активность и т. п.), о существовании и причинах возникновения
зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их
пагубном влиянии на здоровье, а также дать представление о влиянии позитивных и
негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером,
просмотра телепередач.
- формирование
потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Содержанием программы является проведение уроков здоровья, проведение классных
часов
и
общешкольных
мероприятий
по
пропаганде
здорового
образа
жизни,
формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности; система мер по
улучшению питания детей таких как режим питания; пропаганда культуры питания в
семье; система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных
комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований; система мер по
предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение
инструктажа с детьми; профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен;
оборудование зон отдыха; привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работе с детьми преподавателей физической культуры, спортсменов-
общественников, родителей; организация подвижных игр, соревнований, спортивных
конкурсов и мн.др.
Вывод: Соблюдение принципов и позиций
категории преемственности процесс
воспитания культуры здорового образа жизни дошкольников и младших школьников
приведет
к
таким
положительным
результатам
как,
стабильность
показателей
физического и психического здоровья детей, сокращение количества пропущенных
уроков по болезни, активное участие родителей в делах класса, рост числа детей,
занимающихся в спортивных кружках и секциях, высокий уровень сплочения коллектива
«дети-учителя-родители», что в итоге способствует хорошей успеваемости учащихся.
Используемая литература:
1.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
2.
Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Системный подход к освоению ключевых
компетенций «быть здоровым» в условиях непрерывного образования / Н.П. Абаскалова,
А.Ю. Зверкова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5.
3. Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М, Просвещение, 1991
4.«Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у
дошкольников», Москва 2010
5. Интернет-ресурсы.