Напоминание

"Войны священные страницы"


Автор: Сухинина Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия №16
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Войны священные страницы"
Дата публикации: 12.01.2021
Раздел: начальное образование





Назад




МАОУ Гимназия №16 г.Тюмень

Сухинина Любовь Владимировна

Учитель начальных классов.

Тема: «Формирование здорового образа жизни, физическое воспитание обучающихся с

позиций преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования»

Обеспечение

полноценного

развития,

физиологического

и

психологического

благополучия ребенка с самого раннего возраста, а особенно в период от дошкольного

воспитания

и

начального

общего

образования,

направленного

на

перспективное

формирование

личности

ребенка

является

основной

целью

преемственности

и

формирования здорового образа жизни. На принципе преемственности основаны все

социальные институты обучения и воспитания. В Уставе Всемирной Организации

Здравоохранения

здоровье

определяется

как

состояние

"полного

физического,

психического и социального благополучия", а не только как отсутствие болезней и

физических недостатков. Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами в

современное время является воспитание здорового поколения. Дошкольный и младший

школьный возраст-это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Период

дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст.

Поэтому ключевым моментом в реализации преемственности является определение

готовности ребенка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного детства к

школьному считается наиболее безболезненным в том случае, если будут грамотно

реализованы проблемы перехода преемственности от дошкольного к начальному

образованию. Именно от состояния здоровья зависят успехи ребенка в учебе, его

эмоционально – психическое состояние. В детском возрасте закладываются основы

здоровья взрослого человека, а для достижения наилучшего результата в формировании

всесторонне развитого и успешного ребенка, прежде всего нужна единая организованная

деятельность воспитателей детских садов и учителей начального обучения. Исходя из

выше сказанного, можно сделать вывод, что эффективным способом преемственности

является

реализация

комплексной

программы

формирования

знаний,

личностных

ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и

психологического

здоровья

как

одного

из

ценностных

составляющих,

которые

способствуют познавательному развитию ребенка, а также достижению планируемых

результатов освоения основной образовательной программы начального образования. В

основе такой программы положены принципы:

- актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей,

гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает

знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;

- доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается

оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание

изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и

демонстрациями,

что

улучшает

его

восприятие.

Предусматривает

использование

ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр,

информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.

- положительного

ориентирования. В

соответствии

с

этим

принципом

уделяется

значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их

благотворному

влиянию

на

здоровье.

Реализация

данного

принципа,

т.е.

показ

положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий

негативного в отношении здоровья и поведения;

- последовательности Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также

их логическую преемственность в процессе его осуществления;

- системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что

позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;

- сознательности и активности, который направлен на повышение активности учащихся

в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое

здоровье

и

здоровье

окружающих.

Этот

принцип

выступает

в

качестве

основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни должна быть

сформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние

здоровья детей:

- неблагоприятные экологические условия,

- факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению

здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок,

правил поведения, привычек;

- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью,

существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей

опыта "нездоровья" (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и

восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы

(необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать

последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь,

невосприятие

ребёнком

деятельности,

связанной

с

укреплением

здоровья

и

профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа

жизни является направляемая и организуемая учителями, воспитателем, социальными

педагогами, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной

и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё

состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и

двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Одним из компонентов

формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская

работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей

(законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы

формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Первоочередной задачей

такой программы является:

- формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить делать осознанный выбор поступков, позволяющих сохранить и укрепить

здоровье;

- формирование представления о правильном и здоровом питании, его режиме, полезных

продуктах;

- научить ребенка выполнять правила личной гигиены;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы, отдыха и

научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных

факторах риска здоровью детей (инфекционные заболевания, переутомления, сниженная

двигательная активность и т. п.), о существовании и причинах возникновения

зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их

пагубном влиянии на здоровье, а также дать представление о влиянии позитивных и

негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером,

просмотра телепередач.

- формирование

потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым

вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Содержанием программы является проведение уроков здоровья, проведение классных

часов

и

общешкольных

мероприятий

по

пропаганде

здорового

образа

жизни,

формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности; система мер по

улучшению питания детей таких как режим питания; пропаганда культуры питания в

семье; система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных

комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований; система мер по

предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение

инструктажа с детьми; профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен;

оборудование зон отдыха; привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и

спортивно-массовой работе с детьми преподавателей физической культуры, спортсменов-

общественников, родителей; организация подвижных игр, соревнований, спортивных

конкурсов и мн.др.

Вывод: Соблюдение принципов и позиций

категории преемственности процесс

воспитания культуры здорового образа жизни дошкольников и младших школьников

приведет

к

таким

положительным

результатам

как,

стабильность

показателей

физического и психического здоровья детей, сокращение количества пропущенных

уроков по болезни, активное участие родителей в делах класса, рост числа детей,

занимающихся в спортивных кружках и секциях, высокий уровень сплочения коллектива

«дети-учителя-родители», что в итоге способствует хорошей успеваемости учащихся.

Используемая литература:

1.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования»

2.

Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Системный подход к освоению ключевых

компетенций «быть здоровым» в условиях непрерывного образования / Н.П. Абаскалова,

А.Ю. Зверкова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5.

3. Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М, Просвещение, 1991

4.«Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у

дошкольников», Москва 2010

5. Интернет-ресурсы.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники