Автор: Лябина Елена Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2 п.Жигалово
Населённый пункт: п.Жигалово
Наименование материала: методическая разработка урока речевой практики в 3 классе (АООП)
Тема: Мы собрались поиграть
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Мы собрались поиграть»
Цель: продолжать учить детей использовать речь, мимику, жесты для общения, традиционные в
ситуации игры.
Задачи:
образовательные:
учить конструктивно участвовать в споре;
развивающие:
развивать интонационные умения и диалогическую речь;
воспитательные:
учить дружескому и результативному общению в различных жизненных ситуациях;
коррекционные:
коррекция правильного произношение речевых звуков.
Оборудование: иллюстрации, учебники, смайлики, улыбка.
Ход урока
I.Психологический настрой
Звучит песня « От улыбки» В.Я.Шаинского.
- Понравилась песенка? О чём она?
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости! И мне хотелось бы поздороваться с ними
необычно, а именно поделиться добротой и улыбкой! У меня есть вот такая улыбка! Она ласковая и
приветливая! Предлагаю передавать эту улыбку друг другу с добрыми словами, улыбаясь. (Добрый,
красивая, весёлый…) (Дети, а затем гости передают улыбку)
II. Артикуляционные упражнения
- Кто мне скажет, какой урок у нас сейчас будет? (Речевая практика)
- Чему вы учитесь на уроках речевой практики? (Красиво и правильно говорить)
-Что значит красиво говорить? ( Чтобы было понятно и приятно для окружающих людей)
-Подготовим к работе речевой аппарат!
Артикуляционная разминка
1)
Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
2)
Вытягивание губ вперёд трубочкой.
3)
Чередование положения губ: в улыбке – трубочкой.
4)
Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
5)
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Речевая разминка
упражнение для дыхания
1)
вдох, на выдохе : а, о, у, и, е, я
упражнение для дикции
1)
читать как написано, затем с буквы Э… , произносим медленно плавно, напевно, на одном
дыхании.
И-Э-А-О-У-Ы
упражнения для развития речевого аппарата
ра-ра-ра - начинается игра
ре-ре-ре – живём дружно во дворе
ры-ры-ры – не заметили жары
ра-ра-ра – вот и кончилась игра
III. Освоение нового материала
Сообщение темы и целей урока
- Ребята, а вы любите играть? (Замечательно! Все дети любят играть)
- Сейчас, ребята, предлагаю вам внимательно рассмотреть первую картинку. Что вы на ней видите?
Куда вышли дети? (Во двор) Для чего они встретились во дворе? (Чтобы поиграть) Как догадались?
(Взяли с собой игрушки…) Можете предположить о чём пойдёт речь на уроке? Помогите мне
сформулировать тему урока? («Мы собрались поиграть») (Выберите подходящий заголовок из
предложенных: «Мы собрались поиграть», «Встреча», «Дети во дворе») (Запись темы на доске).
- А теперь посмотрите на вторую картинку? Смогли ли они поиграть? (Нет) Как вы это поняли?
(Сидят спинами друг к другу, злые лица, кричат, сжатые кулаки…) А с вами, ребята случались
подобные ситуации? Какой вы находили выход? Следовательно, чему надо научиться, чтобы игра
состоялась? (Научиться правильно общаться, умению договариваться, слышать друг друга…). Это и
будет то, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке, а именно:
уважать мнение других;
доброжелательно общаться;
правильно формулировать свои требования;
управлять своими эмоциями.
Речевая ситуация
Фронтальный опрос.
- Смотрим следующую картинку. (На картинке спорящие девочки)
- Кто изображён на этой картинке? (Две девочки, которые собрались поиграть)
- Догадайтесь, какая игра изображена? Как определили? Обоснуйте свой ответ. (Расчерчен асфальт
на прямоугольники – «классики», у девочки в руках шайба) Выберите нужное название: «Классики»,
«Салочки», «Собачка» (Ответы детей)
- Кто знает, правила игры в «Классики». Расскажите. (Ответы детей)
- Верно, это игра «Классики», девочки начертили их, взяли шайбу, но собираются ли они играть?
(Нет, не собираются. Девочки ссорятся)
- Как вы определили? (На лицах злоба, кулаки сжаты, размахивают руками)
- Давайте порассуждаем. Две девочки - подружки решили поиграть в «Классики». Начертили их,
взяли шайбу и вот нужно начинать игру. Как вы думаете из-за чего могла произойти ссора?
(Кто начнёт первым)
Инсценировка ситуации
- А давайте мы с вами разыграем такую ситуацию.
(Выходят две девочки, руки в бок, начинают ссору)
1.Я хочу первой начать игру!
2.Нет, я хочу первой.
1.Нет, всё равно я начну. Я чертила.
2.А я помогала.
-Возник конфликт, ссора. Какой же найти выход из этой ситуации? Помогите советом. (Ответы
детей) Вспомните свои случаи из жизни, может быть у вас когда-то было подобное? (Ответы детей)
- И другая ситуация. Вы обе очень добрые и хорошие девочки, но возникла бы другая ситуация. Одна
говорит: «Я уступаю». Другая: «Я уступаю». Опять конфликт.
- Так вот, чтобы в игре не было таких неразрешимых ситуаций, наши пра-пра-бабушки и пра-пра-
дедушки придумали весёлые стишки, которые мы называем считалочки. Они помогают нам
установить очерёдность. Кто будет первым начинать игру, кто вторым и т.д ., а так же для выбора
водящего, когда он нужен.
- Я уверена, что считалочку, хотя бы одну, знает каждый. Когда мы играли, вы замечательно их
использовали. Кто с нами может поделиться считалочкой?
(Выходит ученик, читает считалку, определяя право первенства девочек)
Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в
конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где
продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.
( Просмотр и обсуждение фрагмента Мультфильма «Ссора»)
- Спасибо всем. Я надеюсь, что теперь у вас не будет никаких ссор!
IV.Физкультминутка
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок,
локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)
V. Работа по учебнику
стр.17 Чтение и разучивание одной из считалок.
- Сегодня мы разучим новую считалку.
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты!
VI. Проведение игры
- Ребята, сегодня мы поиграем с вами в подвижную игру «Ровным кругом». Вы уже знакомы с этой
игрой.
Правила поведения во время игры:
При проведении подвижных игр нужно использовать только ту территорию, которую определил
учитель.
Не толкаться, не кричать, не мешать в игре другим детям.
Внимательно слушать и соблюдать правила игры.
Дети приглашаются в игровую зону.
Я напомню правила игры: В игре участвуют все. Дети образуют круг, внутри которого находится
водящий. Двигаясь влево (вправо) по кругу, дети произносят слова:
Ровным кругом, друг за другом
Эй, ребята, не зевать!
Всё, что (имя водящего ребёнка) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Водящий показывает какое – либо движение (подпрыгивает, вращает руками, приседает…). Дети
должны в точности повторить его. После этого назначается новый водящий. Игра повторяется.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.Итог урока.
- Понравился ли вам урок? Что именно вам понравилось? А было трудно? Где особенно было
трудно? Как преодолевали трудности?
- Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению. (Поднимают смайлик)
2. Оценивание работы учащихся на уроке.
VIII. Домашнее задание.
- На оценку «3» достаточно прочитать 17 страницу учебника.
- На оценку «4» выучить одну из считалок на с.17 учебника.
- А на оценку «5» надо спросить у бабушек и дедушек в какие игры они играли в детстве и разучить с
классом одну игру.