Автор: Пригорская Наталья Юрьевна
Должность: Преподаватель по классу баян-аккордеон
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Ясный Оренбургская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Приемы игры мехом на баяне и аккордеоне
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка преподавателя по
классу баян-аккордеон, МБУ ДО ДШИ г.Ясный
Оренбургской области, Пригорской Натальи
Юрьевны.
«Приёмы игры мехом на баяне и аккордеоне»
2021 год.
Современная школа игры на баяне и аккордеоне по праву
занимает сегодня одно из ведущих мест в мире. В последнее время
уровень исполнительства на этих инструментах значительно вырос.
Большую роль в этом, наряду с другими факторами, сыграло
появление в концертном и учебном репертуаре новых
оригинальных сочинений, которые значительно расширили
выразительные и технические возможности баянистов и
аккордеонистов. В них широко стали использоваться новые приёмы
игры и, в частности, приёмы игры мехом. Эти приёмы красочны,
эффектны, их используют не только в оригинальных сочинениях,
но и в переложениях, отчего они звучат более выразительно.
Все эти факторы требуют внимательной и кропотливой
работы, начиная с начального этапа освоения инструмента.
Прежде чем приступить к изучению техники владения
современными приёмами игры мехом на баяне и аккордеоне ,
целесообразно обратиться к вопросу постановки инструмента, т. к.
практика показывает, что исполнители очень часто не уделяют ей
должного внимания, а это отрицательно сказывается на
формировании правильных навыков звукоизвлечения и, в
частности, является существенным тормозом в освоении приёмов
игры мехом на баяне и аккордеоне.
Постановка баяниста и аккордеониста складывается из трёх
взаимосвязанных между собой компонентов: посадки, установки
инструмента, постановки рук. Главными критериями в постановке
должны быть естественность и удобство. Постановку не следует
отождествлять с какой-то раз и навсегда устоявшейся и неизменной
схемой. Она должна быть очень гибкой и направленной на
формирование естественных игровых движений.
Один из важных компонентов постановки – посадка. Прежде
всего, необходимо правильно выбрать стул для занятий. Сидение
его должно быть достаточно жёстким, а высота соответствовать
росту исполнителя так, чтобы бёдра располагались параллельно
полу – иначе центр тяжести инструмента сместится, и исполнителю
придётся, удерживая инструмент в вертикальном положении.
«Баянист имеет три основных точки опоры: опора на стул и опора
ногами на пол» - пишет Ф. Липс. Садиться нужно примерно на
половину сиденья, чуть ближе к его переднему краю. Ноги
необходимо немного развести, причём правую лучше согнуть под
прямым углом, а левую немного выдвинуть вперёд. Это придаёт
посадке хорошую устойчивость при работе мехом.
При установке инструмента следует обратить внимание на то,
чтобы меховая камера находилась на левом бедре. Гриф баяна
должен упираться в правое бедро, обеспечивая устойчивость
инструмента при движении меха на сжим, а правая клавиатура
аккордеониста была бы в поле зрения играющего, обеспечивая
спокойную работу правой руки без излишнего изгиба. Необходимо
тщательно отрегулировать плечевые ремни, т. к., например, при их
большой длине выполнять приёмы игры мехом будет сложно из-за
излишнего «раскачивания» инструмента. Кроме того, угол между
плечом и предплечьем левой руки будет несколько увеличен, что
потребует от исполнителя дополнительных физических усилий во
время выполнения меховых приёмов. Не следует и слишком
укорачивать ремни, т. к. баян или аккордеон будет не столько
стоять на бёдрах, сколько висеть на плечах, затрудняя при этом
работу обеих рук. Правильность регулировки плечевых ремней
можно проверить простым способом при помощи ладони. Если её
положить на грудь, то тыльной стороной она должна касаться
корпуса инструмента.
Правый ремень должен быть несколько длиннее левого. Это
позволяет баянисту и аккордеонисту лучше контактировать с
обеими клавиатурами. Чтобы привести мышцы спины в рабочее
состояние, её следует слегка выпрямить и немного наклонить
вперёд, чтобы грудь соприкасалась с корпусом баяна и аккордеона.
Эта точка опоры необходима исполнителю во время выполнения
приемов игры мехом, т. к. она придаёт инструменту большую
устойчивость. Если у баяниста или аккордеониста покатые плечи,
то следует использовать дополнительный соединительный ремень.
Успешное освоение приёмов игры мехом на баяне и аккордеоне
зависит от правильной постановки и работы рук исполнителя.
Постановки и работы правой и левой руки баяниста и
аккордеониста неразрывно связаны между собой, поэтому будут
рассматриваться вместе.
Известно, что во время работы мехом баянист и аккордеонист
должны ощущать три основные точки опоры в левой руке:
1.
Точка соприкосновения
левого рабочего ремня
с запястьем предплечья.
2. Точка
соприкосновения
основных ладонных
мышц с передним
краем крышки левого
полукорпуса баяна или
аккордеона.
3.Точка
соприкосновения
предплечья с задним
краем крышки левого
полукорпуса баяна или
аккордеона.
Чтобы хорошо ощутить все эти точки опоры во время игры,
необходимо отрегулировать длину левого рабочего ремня таким
образом, чтобы он не был большим, иначе при выполнении
разжима левая рука потеряет контакт с крышкой левого
полукорпуса баяна и аккордеона, а при сжиме – с ремнём, это не
позволит добиться ровности звучания при смене направления
движения меха. При наличии игры в партии левой руки баянисту и
аккордеонисту, выполняя разжим, придётся выгибать кисть, а это
отрицательно будет сказываться на свободе игрового аппарата.
Левый ремень должен быть отрегулирован таким образом, чтобы
рука во время выполнения движений не теряла контакта с левым
полукорпусом баяна или аккордеона в тоже время могла свободно
перемещаться вдоль клавиатуры. Именно точка опоры помогает
баянисту и аккордеонисту достичь большей естественности в
ведении и смене меха и ощущения относительной свободы в
движениях левой руки. Всё это важно и необходимо, учитывая, что
левая рука при игре на баяне и аккордеоне выполняет обычно сразу
две функции: ведение меха и работа пальцев на клавиатуре.
Остановимся на первой функции левой руки – на ведении
меха. В силу физических законов, потенциальная энергия веса
левого полукорпуса и левой руки исполнителя, делают разжим
меха более лёгким, чем сжим. При обычном меховедении это не
вызывает особых неудобств у исполнителя, но при выполнении
приёмов игры мехом- является существенным препятствием,
поскольку исполнитель начинает быстро уставать. Для успешного
преодоления этих объективных факторов баянистам и
аккордеонистам необходимо выработать правильные навыки
движений левой руки во время выполнения ячейки разжим – сжим,
и поскольку все приёмы игры мехом основаны на чередовании
разжима и сжима в их различных комбинациях, лучше всего это
сделать на примере разучивания приёма тремоло мехом.
Проведем эксперимент, не прибегая к помощи инструмента.
Согнув левую руку в локте так, как если бы она была в рабочем
положении при игре на инструменте, сделаем короткий и
интенсивный толчок предплечьем вниз, в воображаемую твёрдую
поверхность. Нужно проследить, чтобы в выполнении толчка
участвовали только мышцы плеча, а предплечье оставалось
свободным. При соблюдении этих условий после толчка
предплечье, следствии рефлекторного сокращения мышц,
проделает небольшое движение в обратном направлении – вверх
(рефлекс – отражение). К этому рефлекторному движению остаётся
добавить совсем небольшое мышечное усилие, чтобы предплечье
возвратилось в исходную позицию. Поупражнявшись, можно
добиться получения этого рефлекторного движения (отскока) за
счёт свободного падения предплечья левой руки в точку удара, т. е.
без толчка. Таким образом, движение предплечья состоит из трёх
частей: падение, точка удара и отскок.
Выработка хорошего рефлекторного отскока – главнейшая
задача баяниста и аккордеониста при овладении приёмами игры
мехом. Выполняя упражнение, необходимо следить, чтобы время,
за которое совершается рефлекторный отскок, соответствовало
времени, затраченному на падение предплечья. Для того чтобы
лучше ощутить все три стадии движения левой руки, упражнение
следует выполнять в спокойном темпе. Данное упражнение
необходимо рассматривать как подготовительное, поскольку
большая амплитуда движения предплечья не нужна при игре на
инструменте, в связи с постоянным и неизбежным, в этом случае,
смещением основных точек опоры в левой руке. После освоения
первого упражнения, следует приступить ко второму, где
амплитуда движений должна быть минимальной. Главная цель при
этом – перенести приобретённые навыки из первого упражнения во
второе. В технологии выполнения второго упражнения ,
предплечье при такой маленькой амплитуде движения не может
набрать достаточную скорость при падении, точка удара
получается несколько «размытой». Соответственно ослабевает и
отскок, т. к. его интенсивность зависит от величины скорости
падения предплечья. Поэтому необходимо увеличить скорость
падения за счёт небольшого дополнительного мышечного усилия.
Выполняя упражнение, необходимо следить за относительной
свободой мышц предплечья.
Следующий прием- этап разучивания тремоло мехом – с
инструментом. Для начала полезно поупражняться без работы
пальцев на клавиатуре, т. е. беззвучно. Это даёт возможность лучше
сосредоточиться на работе левой руки. Техника выполнения такая
же, как в предыдущем упражнении. Следует лишь учесть, что во
время игры мехом предплечье левой руки не должно терять три
основные точки опоры, поэтому его движения должны быть очень
мелкие, и их следует выполнять, главным образом, запястной
частью руки. Направление движения обязательно вниз – вверх, а не
влево – право, как при обычном меховедении. Для лучшего
ощущения движений предплечье необходимо слегка раскачивать на
основании ладанных мышц. Кстати, этот приём нужно обязательно
использовать в тех случаях, когда в партии левой руки нет игры.
Если при выполнении упражнения мех не расходится, а левая рука
не устаёт, можно переходить к озвучиванию приёма. Это очень
важный момент, поскольку к мышечным ощущениям и
визуальному наблюдению теперь подключается слух. От его
тщательного контроля во многом зависит, насколько успешным
будет дальнейшее освоение приёма.
Начинать озвучивание приёма тремоло мехом лучше всего на
выдержанном звуке или аккорде, предварительно нажав его на
правой клавиатуре инструмента. Вначале следует делать
небольшие остановки между основными ячейками тремоло,
следить за одинаковой продолжительностью звучания долей на
разжим и сжим, хорошо ощущая все три стадии движения левой
руки. Чтобы на этом лучше сосредоточить своё внимание, во время
остановок не следует снимать пальцы с клавиатуры. Чёткое
ощущение точки удара, есть не что иное, как выполненный
меховой акцент, который будет, в данном случае, на каждый
разжим меха.
Постепенно можно переходить к выполнению непрерывного
цикла, но обязательно в спокойном темпе, хорошо контролируя при
этом чередование акцентов мехом и тщательно следя за
ритмичным звучанием долей.
Правая рука, работа которой сводится, к тому, чтобы как можно
свободнее и рациональнее выполнять все движения. В данном
упражнении после взятия аккорда пальцы не должны давить на
клавиши, а лишь свободно их удерживать. С увеличением темпа
выполнение акцента мехом на каждый разжим становится
невозможным, так как мышцы левой руки не успевают
расслабляться, поэтому, чем быстрее темп, тем больше должно
быть расстояние между опорными долями.
Движения левой руки после выполнения акцента мехом
производятся уже по инерции, причём в каждой последующей
ячейке (разжим – сжим) необходимо ощущать всё те же три стадии
движения: падение, точку удара, отскок, с той лишь разницей, что
чем дальше от основной опорной доли, тем меньше амплитуда
движений предплечья. У исполнителя должно быть такое
мышечное ощущение в левой руке, будто он, после акцента мехом,
делает постепенное диминуэндо. Разница в динамике звучания всех
долей при этом столь незначительна, что при выполнении приёма в
быстром темпе практически не будет ощущаться.
Баянисту и аккордеонисту также необходимо научиться
выполнять приём тремоло мехом на крещендо и диминуэндо.
Технология их выполнения следующая: с увеличением динамики
звучания должна увеличиваться интенсивность выполнения
мехового акцента и наоборот. Движения предплечья левой руки
между акцентами мехом должны быть такими же, как и при ровной
динамике звучания.
Следующий этап освоения приёма тремоло мехом –
сочетание работы мехом с пальцевой артикуляцией в правой руке.
Начинать следует с более лёгкого (когда акценты мехом совпадают
с пальцевой артикуляцией), а потом переходить к более трудному –
их несовпадению. При выполнении упражнения необходимо: точно
брать аккорды, попадая в общий «пульс» движений левой руки и
следить за тем, чтобы после нажатия клавиш пальцы моментально
расслаблялись. При игре аккордовой фактуры баянисты иногда
придерживают гриф первым пальцем. Это нарушает ритмичность
колебательных движений инструмента, а, следовательно,
затрудняет работу левой руки, поэтому при игре аккордовой
фактуры целесообразно вынести первый палец на клавиатуру.
Один из самых трудных этапов освоения приёма –
сочетание работы мехом с пальцевой артикуляцией левой руки,
поскольку левая рука здесь выполняет уже одновременно две
функции. Сначала нужно научиться тремолировать выдержанные
звуки и аккорды, чётко ощущая при этом все три стадии движения
левой руки.
В связи с бифункциональным характером левой руки,
исполнителю необходимо учитывать следующее:
1.
Пальцевая артикуляция левой руки должна
основываться на свободных раскованных движениях.
2.
Все мелодические и аккордовые построения следует
выполнять экономичными движениями пальцев и
кисти, не меняя при этом основных опорных точек
предплечья, для чего необходимо тщательно
подбирать аппликатуру.
3.
Если необходимо выполнить скачок, его следует
произвести свободным броском кисти, при этом точно
попадая в общий «пульс» движения левой руки. Тогда
небольшое смещение предплечья в точках
соприкосновения с передней и задней сторонами
крышки левого полукорпуса инструмента не повлияет
на ритмичность выполнения приёма. Необходимо
только проследить, чтобы при скачке не смещалась
опора предплечья в точке соприкосновения с рабочим
ремнём, иначе может произойти сбой в работе левой
руки.
Наконец, особую сложность представляет собой сочетание
работы мехом с пальцевой артикуляцией обеих рук. Приступать к
освоению этого этапа в разучивании приёма тремоло мехом следует
лишь после хорошего закрепления всего предыдущего материала.
Соединение лучше начать опять же с тремолирования сначала
выдержанных аккордов с последующим усложнением задачи.
Рассматривая другие приёмы мехом игры на баяне и
аккордеоне , следует сказать, что все основные положения,
должны обязательно учитываться при исполнении всех приёмов
игры мехом.
В своей работе А. Куприн разделяет все приёмы игры
мехом, в зависимости от средств, применяемых для образования
ритмического рисунка, на два типа:
1.
Меховой.
2.
Мехо – пальцевой (комбинированный).
К первому типу относятся: тремоло мехом, триольный
рикошет. Ко второму типу: комбинированный
дуольный, комбинированный триольный, квартольный
рикошет. Такое разделение точнее характеризует
специфику выполнения приёма и позволяет избежать
путаницы в названии таких приёмов, как: тремоло
триолями и комбинированный триольный, т. к.
последний приём часто называют «триоли мехом», что
мало, чем отличается от названия «тремоло
триолями».
Рассмотрим технологию выполнения приёмов -
комбинированный дуольный и комбинированный
триольный. Сразу следует сказать, что направление
движения левой руки в них не вниз - вверх, а влево –
вправо, как при обычном меховедении. На одно
движение меха чаще всего приходится звучание сразу
двух долей, что требует большей протяжённости
разжима и сжима. Движение предплечья левой руки
вниз – вверх рассчитано на короткий разжим и сжим
меха, поэтому, в данном случае, оно уже не подходит.
Приём комбинированный дуольный для исполнителя,
овладевшим приёмом тремоло мехом, не представляет
особой сложности. Главное – разобраться в работе
меха и пальцев, акценты которых должны равномерно
чередоваться.
Приём комбинированный триольный несколько
сложнее комбинированного дуольного, поскольку
здесь существует два способа его исполнения. Их
выбор зависит от того, в каком темпе он будет
исполняться. Если в медленном, то и в этом случае
акценты меха и пальцев должны совпадать, тогда
лучше подчёркивается опорная доля.
При увеличении темпа исполнения приёма просвет
между триолями будет уменьшаться, и наступит такой
момент, когда два разжима мехом (последняя доля
триоли и начало следующей триоли) соединятся в
один ,и уже будут получаться не триоли, а дуоли, т. е.
тремоло мехом. Чтобы этого не произошло, в средних
и быстрых темпах акценты меха и пальцев не должны
совпадать.
Начинать осваивать этот приём следует с первого
способа, когда акценты меха и пальцев совпадают.
Необходимо лишь следить за точным снятием пальцев
с клавиатуры после выполнения третей доли, и так же
точно попадать в начало следующей триоли.
В основе второго способа исполнения приёма
комбинированного триольного, как и в дуольном,
лежит принцип несовпадения акцентов меха и
пальцев, поэтому исполнителю, овладевшему приёмом
комбинированным дуольным, значительно легче
освоить данный способ. Движение предплечья левой
руки должно быть основано на тех же трёх стадиях.
Необходимо также сказать, что, поскольку разжим
меха, а, значит и акцент мехом в каждой триоли
приходится на слабую долю (третью), возникает
ощущение как бы нарушения метра. Это важно знать
исполнителю, чтобы чётко контролировать начало
каждой триоли. Ввиду того, что две доли из трёх
приходятся на разжим меха, у многих баянистов он
начинает постепенно разжиматься. Его устойчивого
положения можно добиться путём регулирования
дополнительного мышечного усилия левой руки при
выполнении отскока. Мера этого усилия зависит от
темпа и динамики. Чем быстрее темп и тише звук, тем
меньше требуется этих усилий, и наоборот.
РИКОШЕТ
Такое название приём получил от использования в нём
принципа отражения. «Левый полукорпус, столкнувшись в верхней
части баяна, отскакивает от правого и вновь ударяется в него, но
уже нижней частью меха» - пишет
А. Куприн.
В исполнительской практике, в основном используются два вида
рикошета: триольный и квартольный. Легче всего освоить
триольный рикошет, так как, в отличие от квартольного, в
формировании его ритмического рисунка пальцы участия не
принимают. Достаточно лишь, предварительно нажав аккорд,
ритмично и поочерёдно ударять левый полукорпус баяна о
верхнюю и нижнюю части правого полукорпуса. Во время
смыкания меха внизу, верхняя его часть разжимается и получается
первая доля, а при смыкании меха вверху разжимается нижняя его
часть – третья доля. Вторая доля формируется между ударами – во
время смены направления движения меха, то есть она получается
как бы автоматически.
Для быстрого освоения приёма можно порекомендовать
такой способ: немного развести мех, затем, не нажимая клавиши,
поочерёдно внизу и вверху ударять левым полукорпусом баяна о
правый. При этом необходимо следить за ритмичным чередованием
ударов. Не прекращая этих движений, следует нажать аккорд –
получится триольный рикошет. Если чередование ударов левого
полукорпуса о правый будут ритмичными, то триоли будут
ровными, и наоборот. В триольном рикошете, так и в квартольном,
направление движения левой руки будет вверх – вниз, как в
тремоло. Необходимо обязательно ощущать все три стадии этого
движения. При выполнении первой стадии физических усилий
требуется несколько меньше, чем в приёмах тремоло мехом и
комбинированном триольном, так как под воздействием
собственного веса и веса левой руки, после удара вверху, левый
полукорпус инструмента сам устремляется вниз и выполняет удар о
нижнюю часть правого полукорпуса. Необходимо лишь добавить
небольшое усилие левой руки в завершающей стадии падения,
чтобы она набрала достаточную энергию для рефлекторного
отскока, так как, чтобы выполнить последующий удар вверху,
отскок должен быть несколько больше, чем в тремоло. Нужно
следить, чтобы после удара вверху мышцы левой руки
моментально расслабились. Затем можно поупражняться и в
чередование аккордов. Каждый аккорд необходимо нажимать
одновременно с выполнением удара внизу, следя, чтобы движения
левой руки и пальцев были лёгкими и точными.
В основе квартольного рикошета лежит ячейка триольного.
Если после удара внизу, что в триольном рикошете является
началом следующей триоли, снять пальцы с клавиатуры, то
получится уже не триоль, а квартоль, то есть необходимо
переосмыслить ритмический рисунок и услышать квартоль. После
удара внизу и снятии аккорда (четвёртая доля), мех должен
продолжать разжиматься. Снова нажав аккорд, но без
дополнительного акцента мехом , мы получаем первую долю
следующей квартоли. Затем следует смена направления движения
меха (вторая доля) и чередование ударов вверху (третья доля) и
внизу (четвёртая доля) и т. д. При помощи пальцевой артикуляции
происходит отделение четвёртой доли от первой, которые звучат на
одном движении меха. Для отработки точного попадания в начало
следующей квартоли предлагается следующее упражнение.
Выполняя упражнение необходимо следить за
ритмичным соединением всех долей, а так же за тем, чтобы
нажатие последнего аккорда (первая доля следующей квартоли) не
сопровождалась дополнительным усилием в левой руке, которая
должна быть в это время в расслабленном состоянии. Освоив
упражнение, можно переходить к выполнению непрерывного
цикла. Как и в приёме комбинированном триольном (втором
способе), при выполнении квартольного рикошета возникает
ощущение смещения сильных и слабых долей, поэтому
исполнителю важно точно попадать в начало каждой квартоли.
Существуют и другие разновидности рикошета, которые
исполняются за счёт ударов не только верха и низа левого
полукорпуса баяна, а так же его углов. Эти приёмы редко
применяются в исполнительской практике и, довольно сложны для
исполнения учениками ДМШ.
Заканчивая рассмотрения приёмов мехом, следует
обратить внимание баянистов и аккордеонистов на выразительное
их исполнение в разучиваемых произведениях, так как очень часто
исполняют меховые приёмы громко и однообразно. При этом не
следует забывать, что чем насыщеннее фактура и ярче динамика,
тем физически сложнее выполнять приёмы. Выразительная игра
значительно облегчает выполнение приёмов, поскольку происходит
переключение внимания от однообразных движений к решению
конкретных художественных задач, а это, в конечном итоге –
главное.
Выделим основные моменты, на которые должны обратить
внимание баянисты и аккордеонисты, осваивающие приёмы игры
мехом:
1.
Прежде чем приступить к разучиванию приёмов,
необходимо тщательно изучить вопросы постановки.
2.
Особое внимание уделить постановке и работе левой
руки, выполняющей основную нагрузку во время
исполнения приёмов игры мехом.
3.
Направление движения левой руки в тремоло и
рикошете – вниз-вверх, в комбинированных приёмах
– влево-вправо.
4.
Добиваться автоматизма в выполнении трёх стадий
движения левой руки: падения, точки удара, отскока.
5.
Уметь использовать потенциальную энергию левого
полукорпуса инструмента и левой руки при
формировании движения меха на разжим.
6.
Во время исполнения приёма научиться
поддерживать колебательные движения инструмента.
7.
Следить за тем, чтобы движения рук и пальцев были
экономичными и свободными.
8.
Научиться приводить нужные мышцы в рабочее
состояние (мышечный тонус) перед началом
выполнения приёма, а после окончания –
моментально их расслаблять.
9.
В партиях обеих рук следует избегать больших
скачков. Для этого необходимо подбирать
соответствующую аппликатуру.
10.
Рационально пользоваться динамикой.
11.
Обязательно планировать смену меха в
разучиваемых произведениях, чтобы перед началом
выполнения меховых приёмов он был в удобном для
Вас положении.
12.
Не форсировать разучивание приёмов. Переходить к
новому материалу следует только после закрепления
предыдущего.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1.
В. Романько «Технология выполнения баянистами приёмов
игры мехом».
2.
Ф. Липс «Искусство игры на баяне» (М., «Музыка», 1985 г.)
3.
А. Куприн «О некоторых принципах освоения современных
приёмов меха баянистами». В сб. «Вопросы музыкальной
педагогики», вып. 6, ( Л., «Музыка», 1985 г.).
4.
В. Семёнов «Современная школа игры на баяне». (М.,
«Музыка», 2003 г.).
5.Г.Крылова «Азбука маленького баяниста»( «Владис-
пресс»,2010г.)