Автор: Попова Кристина Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Белгородский Государственный Аграрный Университет им. В.Я. Горина
Населённый пункт: п. Майский, Белгородская область, Россия
Наименование материала: статья
Тема: "Обогащение Лексического запаса студентов-иностранцев на уроках РКИ с помощью информационно-коммуникационных технологий"
Раздел: дополнительное образование
Обогащение Лексического Запаса Студентов-Иностранцев на уроках
РКИ с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Попова Кристина Борисовна
Белгородский Государственный Аграрный Университет им. В.Я. Горина
п. Майский, Белгородская область, Россия.
Аннотация: в данной статье рассматриваются современные ИКТ,
способствующие обогащению и лучшему усвоению лексических единиц
иностранными слушателями.
Ключевые слова: ИКТ, РКИ, лексическая компетенция, ИКТ технологии.
Освоение языка с конкретной целью и в рамках конкретного
реализуемого запроса становится все более очевидной, так как классическая
поурочная система является более неактуальной, необходимость изменения
методов изучения РКИ становится очевидной. Обучение иностранному
языку в традиционных рамках предполагает усвоение знаний в
искусственных ситуациях, что не способствует мотивации обучаемых.
Отсюда следует вывод, что данная система практически изжила себя. В то
время как современные информационные технологии дают возможность
развить практические навыки, используя большое количество различных
виртуальных ситуаций. Ограничения в рамках искусственной ситуации на
уроке не позволяют в полной мере развить умение использовать изучаемый
язык на практике. Обучение РКИ становится более продуктивным, когда
теоретическая форма подкреплена практической направленностью.
Эффективная учебная программа в современной методике – это практическая
составляющая, усвоение информации которой протекает в процессе
собственной активности.
Благодаря современным информационным технологиям, урок РКИ
становится возможным организовать таким образом, что позволяет
использовать не только печатный текст, а также изображение, видео, аудио,
анимацию.
Согласно Аллану Пайвио и его теории двойного кодирования,
презентация такого обучения намного эффективнее, поскольку у
обучающихся задействованы одновременно визуальное и вербальное виды
восприятия. Усвоение учебного материала проходит легче и удобнее.
Использование различных ИКТ при обучении русскому языку
предоставляют возможность вводить не только единичную речевую
ситуацию, но также способствует созданию искусственной языковой среды.
Облачные технологии, такие как Яндекс Диск, Mail облако, Гугл
формы, позволяют сделать информацию более доступной и открытой,
упрощяя процесс обучения и делая его удобным. Использование
возможностей, представляемых Skype, Zoom, помогает преподавателю
обучать студентов непрерывно и независимо от географического
местонахождения обучающегося.
На начальном этапе при обучении РКИ важную роль играет освоение
лексики.
К первой группе можно отнести лексику, необходимую студентам в
повседневной жизни. На занятиях по РКИ иностранные слушатели
осваивают данную лексику.
Лексика, используемая в обучении специальности, предполагает
терминологию, обладающую рядом особенностей. Так, обучение
специфической лексике должно проходить под руководством
преподавателей дисциплин, в которых данные термины используются.
Понятие лексикологии неразрывно связано с изучением лексики на
уроках РКИ. Семантические поля способствуют изучению множества слов,
находящихся в пределах определенной лексической группы. Использование в
работе информационно-коммуникационных технологий облегчает работу
преподавателя, помогает учитывать индивидуальные особенности учащихся
и позволяет использовать личностно-ориентированный подход в обучении
РКИ.
Различные ИКТ технологии, применяемые на занятиях РКИ,
предполагают использование методических разработок, различных
электронных учебных материалов, справочных программных средств,
материалов для самообразования. Данные ресурсы необходимо отнести к
подготовке в работе преподавателя, используя данные учебно-методические
материалы, преподаватель может подготовить интерактивные задания, тесты
для учащихся, а также возможно составить планы занятий по РКИ.
При изучении лексики можно применить ИКТ технологии для
увеличения качества обучения и улучшения восприятия материала.
Презентации, видеоматериалы и аудиоматериалы предполагают совместную
работу преподавателей и студентов.
При введении новой лексики, обучение можно разделить на три этапа:
1)
введение лексической единицы;
2)
закрепление лексического материала;
3)
повторение и систематизация изученных лексических единиц.
Необходимо учитывать, что на начальном этапе при обучении русскому
языку как иностранному, количество изучаемых слов может быть
максимальным. Скорость запоминания у обучающихся разная, поэтому
средства ИКТ могут способствовать лучшему усвоению вводимой лексики,
используя презентации, составленные по тематическим группам в программе
Power Point. Новые лексические единицы обычно представляют в составе
элементарных конструкций в едином значении: Это улица. Вот здание. Там
магазин. Презентации позволяют пополнить словарный запас студента.
В самостоятельной работе студентов помимо компьютера, большую роль
играют смартфоны, имеющие ряд преимуществ по функционалу и
позволяющие использовать приложения-переводчики, с помощью которых
можно переводить как тексты, так и отдельные слова. Важным
преимуществом является аудиосопровождение, что необходимо в
самостоятельной работе студента.
Онлайн-переводчики и компьютерные презентации с аудиосопровождением
воздействует на слуховую и зрительную память учащихся, улучшая при этом
восприятие новой лексики.
Интернет-ресурсы и ИКТ технологии полезно включать в процесс обучения
на этапах закрепления и повторения лексического материала. Так, для
тренировки навыков сочетания лексических единиц и формирования
продуктивных лексических навыков можно использовать компьютер. Одним
и заданий является правильный подбор одной части речи к другой, принимая
во внимание их значение и грамматическую форму.
Заполнение пропуска в высказывании, как один из множества видов заданий,
позволяет увеличить объем изучаемого материала, особенно если подобное
задание выполняется в быстром режиме.
В качестве домашнего задания преподаватель может использовать огромное
количество сайтов, на которых проводится онлайн-тестирование, а после
прохождения выдается результат. В приложении Google возможность
разработки тестов предоставлена преподавателю, используя Google-form,
преподаватель может разработать собственный тест, исходя из особенностей
изучаемого материала и индивидуальных особенностей студентов.
В итоге следует отметить, что использование информационных
компьютерных технологий на уроках РКИ при обучении лексике является
реалией современного метода, применяемой в работе преподавателя и
подтверждает его эффективность и вносит разнообразие в учебный процесс.
Использованные источники:
1. Федорова Н.Ю. Обучение иностранных студентов с использованием информационно-
коммуникационных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных
наук. — 2015. — № 7-2. — С. 119 – 121.
2. Пашаева К.Г. К вопросу обучения русскому языку как иностранному с помощью
средств информационно-коммуникационных технологий // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия: Педагогика. — 2017. — № 3. — С.
113 – 119.
3. Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и
межкультурной коммуникации. Выпуск 6: сборник статей / под ред. А.Л. Назаренко. —
М.: Центр Дистанц. Образования: Факультет иностр. яз. и регионоведения МГУ имени
М.В. Ломоносова; Изд-во «Университетская книга», 2014.