Напоминание

Работа с детьми дошкольного возраста в классе вокала


Автор: Елохина Наталья Валерьевна
Должность: Преподаватель Эстрадного вокала
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Работа с детьми дошкольного возраста в классе вокала
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1» Саратовского муниципального района

Саратовской области

Работа с детьми дошкольного возраста

в классе вокала

Методические рекомендации

для педагогов эстрадного вокала в Детских школах искусств, Детских музыкальных

школах, руководителей творческих студий, кружков художественной

самодеятельности

Саратов 2021

1

Статья предназначена как для педагогов вокала в Детских школах искусств,

Детских музыкальных школах, так и для руководителей различных вокальных

кружков, студий, для воспитателей в Детских садах. Материалы статьи помогут

выбрать наиболее оптимальный способ работы с детьми дошкольного возраста. В

нем вы найдете примеры игр с дошкольниками. С помощью данных методических

рекомендаций, без страха и риска, можно будет подойти к работе, не навредить

голосу ребенка, разнообразить занятия в своей студии, и получать от работы

истинное удовольствие.

Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения,

моделирования. В

играх ребенок эмоционально и интеллектуально осваивает

систему

человеческих

отношений,

а

также

размышляет

об

окружающей

действительности.

Малыш

живет

в

пространстве

игры.

Образовательная

деятельность включает в себя досуговые, подвижные, театрализованные, игры с

правилами, музыкальные, а также сюжетные игры.

В сюжетных играх – учитель – является носителем игры. Важна здесь

самостоятельная

активность

детей,

которая

сопровождается

поддержкой

преподавателя.

Подвижные игры развивают детей физически. Павила игры реализуются путем

выполнения ребенком определенной роли: Убегает, как зайчик, Догоняет и ловит,

как

медведь

и

т.д.

Такие

игры

связаны

с

выбором

водящего,

который

обеспечивается с помощью считалок. Учитель в таких играх не должен добиваться

исполнения правил, важно, чтобы игра эмоционально захватывала ребенка.

Театрализованные игры служат формированию у детей умения передавать

характер героев с помощью интонации, мимики, жестов. Средства выразительности

помогают детям «пережить» и понять состояние героя, которого они изображают.

Дидактические игры используются прежде всего для интеллектуального развития

дошкольников. Овладение игрой происходит при помощи учителя, в совместной

игре с ним. К концу четвертого года жизни дети проявляют самостоятельность в

организации

дидактических

игр.

Важными

в

таких

играх

являются

автодидактические игрушки – пазлы, картинки, вкладыши и т.п.

В классе пения основным направлением развития ребенка является

художественное-эстетическое. В него входят такие виды музыкальной деятельности

как: слушание музыки, музыкальное движение, пение и игра на детских

музыкальных инструментах. Содержание таких игр должно соответствовать

возрасту ребенка, его эмоциональной отзывчивости на музыку,

сенсорным

способностям: музыкальный слух и чувство музыкального ритма, музыкальному

мышлению и музыкальной памяти. Важным условием успешного развития детей на

занятиях

является

создаваемая

музыкальным

руководителем

эмоциональная

атмосфера. Она должна быть доброжелательной, теплой, без отрицательных

оценочных замечаний в адрес ребенка, с обязательной поддержкой достижений и

творческих проявлений детей. Главными задачами здесь являются: развитие

2

музыкальной отзывчивости, любви к музыке, формирование интереса и желания

заниматься. Возможность принятия, познания и переживания музыки ребенком

зависит от уровня развития его музыкальных способностей, которые формируются в

музыкальной деятельности.

На занятиях должна создаваться особая атмосфера «погружения» в прекрасный

мир

музыки.

Необходимо

внимательно

относиться

к

индивидуальной

интерпретации музыки ребенком, которая зависит от уровня его музыкального и

общего развития. Педагог может поправить ребенка только в том случае, если его

ответ о музыке противоречит характеру музыкального образа.

Деятельность педагога с детьми пяти лет направлена на дальнейшее развитие у

детей желания и умения слушать музыку. Учитель говорит с детьми о содержании

музыки, делится своими впечатлениями, знакомит с мелодией и ее составляющими

– интонацией (веселая, грустная, спокойная), знакомит детей с музыкальными

инструментами и их звучанием (фортепиано и др.) У большинства детей этого

возраста

высокий

уровень

эмоциональной

отзывчивости

на

музыку,

что

благоприятно для начала занятий именно в этом возрасте.

При определении общего характера музыки дети пяти лет ориентируются на два,

три средства музыкальной выразительности, и только самые музыкальные могут

выделить мелодию и ее составляющие интонации. Чаще всего учитель предлагает к

прослушиванию небольшие по объему яркие в образном отношении классические

произведения. Педагог должен учитывать очень небольшой объем внимания и

памяти младших дошкольников. На одном занятии они могут слушать один-два

фрагмента, с обязательным повтором на следующем занятии. Полезно также

возвращаться к изученным произведениям через некоторое время.

На пятом году жизни детей продолжают знакомить с различными музыкальными

инструментами и их звучанием (тембр скрипки, фортепиано), а также с русскими

народными инструментами (балалайка, ложка, трещотки, бубен), также с шейкером,

тамбурином, кастаньетами и др.

Деятельность педагога с детьми дошкольного возраста также направлена на

формирование у детей элементарных певческих навыков. Педагог учит детей петь

музыкально и выразительно, ведет работу над интонированием мелодии голосом,

используя попевки, распевки и песни. В дошкольном возрасте голос у большинства

детей очень слабый, с хрипотцой, дыхание короткое. Лишь у некоторых

дошкольников от природы голос звонкий, чистый и полетный. Артикуляция в пении

нечеткая, некоторые звуки отсутствуют вооюще. Поэтому в занятия необходимо

включать еще и легкие короткие стишки, скороговорки.

Слабость певческого голоса объясняется несформированностью голосовых

связок. Они как таковые появляются к шести годам и доразвиваются к двенадцати.

А это именно та часть голосового аппарата, от которой зависит возможность

громкого пения. Поэтому дети на занятиях не должны петь громко и форсировано,

так как такое пение не соответствует возрастным анатомо-физиологическим

3

особенностям их певческого аппарата. Также такое пение не соответствует эталону

звучания, ребенок поет красиво, когда его голос звонкий, легкий и свободный без

зажимов.

В младшем дошкольном возрасте у детей еще не сформирована способность к

чистому интонированию мелодии. У многих только к концу четвертого или на

пятом году жизни происходит скачок в развитии интонирования.

Начинать певческую работу нужно с укрепления средней части диапазона. Затем

постепенно расширять диапазон вниз, а затем вверх. Овладение верхней частью

диапазона требует хорошей опоры дыхания, которой у детей пока нет, поэтому с

верхними нотами нужно быть осторожнее. На каждом занятии педагог использует

распевки для «разогревания» голосового аппарата, развития чувства лада, введения

в песню. Распевки нужно давать по полутонам, начиная со средней части диапазона.

Распеваться можно на детских народных песенках, а также на слоги и гласные

звуки.

Для разбора в классе необходимо давать детям сначала произведения, легкие и

знакомые на слух («Два веселых гуся», «Мишка косолапый», «Ладушки»,

«Серенький козлик» и др.), предварительно показав им видеозапись с песней, для

формирования представления о сюжетной линии в песне. Затем разобрать и выучить

содержание, о чем песня, кто главный герой, какие события происходят в песне. Для

более занятного урока возможно разучить с детьми движения к песне, а также

поиграть в ролевую игру (главный герой-остальные участники). Мелодию песни

разучивать необходимо сначала в медленном темпе, затем постепенно переходить к

оригинальному.

Важным условием в работе с детьми дошкольного возраста является

переключение внимания от одной практической игры к другой. Таким образом дети

занятнее увлекаются в процесс и не устают. Например, в начале урока провести с

детьми дидактическую игру, или разучить стишок-скороговорку, затем приступить к

распевке и разучиванию песни, затем снова провести игру или повторить уже

изученные произведения.

Среди игр, развивающих музыкальное движение, важно провести работу над

качеством движений: легкостью, координацией.

Примеры игр с детьми 3-4 лет

«Волшебный волчок»

Данная игра используется для закрепления знакомых песен. Дети определяют

песню по вступлению, запеву, припеву, которое исполняется на фортепиано, либо

проигрывается на компьютере.

Второй вариант игры: на стенде выставляются картинки главных героев песни, дети

должны отгадать какой герой к какой песне относится, а затем попробовать пропеть

вместе или по отдельности куплет или припев знакомого произведения.

4

Дидактическая игра «Птицы и птенчики»

Игровой материал: лесенка из трех ступенек, металлофон/фортепиано, игрушки

(3-4 птицы, 3-4 птенца).

Ход игры: У каждого ребенка по одной игрушке. Учитель играет на металлофоне,

либо на фортепиано низкие и высокие звуки (до второй октавы). Дети, держащие

птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем

звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Аналогом игрушек могут послужить вырезанные из картона птицы; ступенек –

нарисованная на доске лестница.

Таким образом, в процессе работы с детьми дошкольного возраста важно учитывать

психологические, физиологические особенности детского организма. На занятиях

поддерживать

активность

детей,

создавать

определенную

эмоциональную

атмосферу для поддержания интереса, менять игровые упражнения с дидактических

на музыкальные и т.д. Занятия проводить в игровой форме с возможным

использованием музыкальных инструментов, дидактических материалов.

Игра развивает звуковысотный слух.

Дидактическая игра «Зайцы»

Игровой материал: На доске/планшете изображены лес/поляна. К доске

прикреплены картинки с зацами. На одних картинках зайцы спят, на других –

играют. Учитель предлагает детям пойти погулять по полянке, включает мелодию

колыбельной и ритмичной музыки. Дети должны определить, что делают зайцы в

зависимости от прослушанного музыкального материала (Колыбельная – спят,

танцевальная – играют).

Музыкальная игра «Угадай животного»

Педагог наклеивает на клавиши фортепиано картинки животных, затем играет на

инструменте определенную мелодию или один звук (на котором изображено данное

животное или птица). Дети приглашаются к фортепиано, пробуют нажимать на

клавиши и запомнить какой звук символизирует животное, изображенное на

клавише. Затем детям предлагается закрыть глаза и отгадать животное по звуку или

мелодии. Пример: клавиша до малой октавы – медведь, до первой октавы – щенок,

ля первой октавы – кошка, до второй октавы – зайчик, до третьей октавы – птица)

Пример детской распевки:

«Мы поем, весело поем»

Преподаватель играет на фортепиано мелодию (от соль первой октавы до до первой

октавы, по мажорному трезвучию в до мажоре сверху вниз, затем полностью все

звуки от соль до до вниз) «Мы по-ем, ве-се-ло по-ем», поднимаясь вверх по

полутонам мажорных тональностей.

5

«Пропой свое имя»

Учитель использует систему показа, изображая как необходимо пропевать гласные

звуки (положение рта, улыбка, положение челюсти), дети повторяют. Затем учитель

показывает детям картинки с изображениями животных и предлагает им пропеть

название животного (пропевается при этом только ударная гласная). Пример:

зАйчик, кОтик, птИчка, овЕ(Э)чка, слОн, Утка, гУсь и т.д. Затем детям предлагается

пропеть свое имя. Задание можно усложнить, предлагая детям простукивать темп

(количество слогов)в слове, предварительно показав, как это необходимо сделать.

Музыкально-дидактическая игра «Выпусти животное»

Преподаватель рисует на доске забор, на верху забора голову животного (так, чтобы

дети могли узнать изображенное животное). Доски забора раскрашиваются

цветными мелками (или фломастерами). Детям раздаются шелковые ленты разных

цветов (в соответсвии с цветами досок на заборе). Предлагается освободить

животное, чтобы котики/мышки/собачки смогли выбежать на волю и погулять. Для

этого детям нужно: 1.угадать цвет ленточки и какое животное за этой частью забора,

угадать какой звук издает это животное и пропеть звук, сыгранный преподавателем

на фортепиано, такой длины, какой длины ленточка у них в руках (длинный или

короткий). Пример: гусь-гага, утка-кря-кря, котик-мяу-мяу и т.д. После пропевания

звуков, дети могут прикрепить ленточку соотвествущего цвета к забору.

Подвижная игра-распевка «Паровоз-самолет»/ «Пчела-комар»

Детям предлагается встать друг за другом, изобразить:

Самолет (руки врось, вытянутые, поют звук УУУ), ходят по кругу;

Паровоз (длинный или короткий звук БВВВ (вибрация губами), ходят по кругу и

поют

Пчела (длинный звук ЖЖЖ), ходят по кругу и изображают крылья

Комар (длинный звук ЗЗЗ), ходят по кругу

Таким образом, в процессе работы с детьми дошкольного возраста важно учитывать

психологические, физиологические особенности детского организма. На занятиях

поддерживать

активность

детей,

создавать

определенную

эмоциональную

атмосферу для поддержания интереса, менять игровые упражнения с дидактических

на музыкальные и т.д. Занятия проводить в игровой форме с возможным

использованием музыкальных инструментов, дидактических материалов.

Библиографический список:

1.

Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.:

Просвещение, 1982Завадовская С.Ю. Практ – 96 с., ил.

6

2.

Парамонова

Л.А.

Методические

рекомендации

по

организации

образовательной работы с детьми 4-5 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. –

91 с.

3.

Акулова Е.Ф. Музыка и Театр в старшем дошкольном возрасте. Методическое

пособие к программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». – Тольятти.:

Издательство Фонда «Развитие через образование». – 2002. – 97 с.

4.

Гогоберидзе А.Г., Декунская В.А. Образовательная область «Музыка». Как

работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. – СПб.:

ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 256 с.

7



В раздел образования