Напоминание

Литературная гостиная "Солнце русской поэзии"


Автор: Волосенко Анастасия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Оссорская СОШ"
Населённый пункт: поселок Оссора, Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературная гостиная "Солнце русской поэзии"
Раздел: начальное образование





Назад





Литературная гостиная «Солнце русской поэзии»

Цель :
продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А.С.Пушкина, формировать интерес и положительное отношение к его поэзии, систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. Пушкина
Задачи:

Образовательные:
 продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина;  формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи,  прививать интерес к предмету.
Развивающие:
 развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;  расширять кругозор детей,  обогащать словарный запас учащихся;  развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять
Воспитательные:
 воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;  Воспитывать чуткость к художественному слову.  воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками, воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе в группе. УЧИТЕЛЬ -Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые учителя, родители! Мы рады приветствовать всех, кто пришёл к нам, кто по-настоящему любит книгу. Встреча с хорошей книгой – это всегда праздник. Вот и сегодня мы вас пригласили на праздник Книги. Сегодня мы будем беседовать об одном талантливом человеке, фамилию которого вы узнаете, разгадав кроссворд. П Р И Р О Д А Б У Я Н К О Р Ш У Н
К О Р Ы Т О Е Л И С Е Й Д А Д О Н 1. В тот год осенняя погода, стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала……….. 2. Мимо какого острова плыли корабли в царство Салтана. 3. С кем сражался князь Гвидон. 4. Что попросила старуха из «Сказки о золотой рыбке» в первый раз. 5. Как звали жениха мёртвой царевны. 6. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке». УЧИТЕЛЬ Наш праздник посвящён Александру Сергеевичу Пушкину. Мы Пушкину наш праздник посвятим, Наполнив зал волшебными стихами. О Пушкине сегодня говорим Поэзии волшебными словами. В этом году исполнилось 216 лет со дня рождения писателя. Пушкин – это живая душа нашего народа. «У каждого возраста свой Пушкин», — сказал кто-то. Каждый из нас находит в мире, созданном Пушкиным, что-то свое, что-то особенно близкое себе. И мы печалимся о безвременной гибели гениального поэта, который дорог нам «за чудные стихи, за прозу легкую, простую и захватывающую, за сказки, любимые с детства». Пушкин – многообразен, безграничен. Он охватил все жанры, все эпохи, все культуры . У каждого из нас в душе свой Пушкин. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, добрее, счастливее. Нам с вами сейчас трудно представить то время, в котором Александр Пушкин появился на свет, рос и развивался. Пушкины —старинный русский дворянский род. Александр Сергеевич с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери.
Учени
к (мечтательно) Эх, вот было бы здорово, если бы сам Пушкин к нам пришел на урок. Мы бы его самого обо всем расспросили… УЧИТЕЛЬ Ребята, но у нас сегодня необычный урок. (появляется ученик в образе Пушкина)

Пушкин.
Здравствуй, племя младое, незнакомое!
Все (робко
) Здравствуйте.
Пушкин
. Вы, верно, лицеисты?
Ученица
. Нет, мы ученики, а это школа.
Пушкин
. Вы такие юные и уже учитесь в школе? А в пору моего детства дети получали домашнее образование.
Ученик (наивно
) Как-то мне трудно представить Вас маленьким.
Пушкин
. Ну как же, мой юный друг, я ведь тоже когда-то был маленьким. Родился я 6 июня 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. (задумчиво) В детстве я был толстым, некрасивым увольнем, очень упрямым и молчаливым. Не любил шумного детского общества. Отец и мать вели веселую светскую жизнь, а меня сдали на попечение бабушки Марии Алексеевны Ганнибал и няни, Арины Родионовны. Им я посвятил стихи. (Пушкин сидит за столом)
1уч.
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. УЧИТЕЛЬ Уже с трехлетнего возраста маленький Саша с нетерпением ждал вечера, когда в комнату войдет бабушка и начнет рассказывать сказки.
Пушкин
...(Сидя за столом, пишет) Я ждал тебя: в вечерней тишине являлась ты весёлою старушкой и надо мной сидела в шушуне, в больших очках и с резвою гремушкой. УЧИТЕЛЬ Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь.

Пушкин
. Я очень любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. В 12 лет, получив прекрасное домашнее воспитание, я был отвезён учиться в новое, только что открывшееся учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей. УЧИТЕЛЬ За время обучения в Лицее Александр Сергеевич написал около 120 стихотворений – по преимуществу о лирике дружбе, любви.
Пушкин
Помню, как очень волновался, когда сдавал экзамен в лицее, читая мои «Воспоминания в Царском Селе». Не помню, как я кончил свое чтение, не помню куда бежал. Меня искали, но не нашли… УЧИТЕЛЬ В 1817 году Александр окончил обучение в лицее и переехал в Петербург, где поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В 1824 году Александра Пушкина отправляют в северную ссылку в свое имение - село Михайловское, именно здесь в Михайловском Пушкин сочиняет свои сказки. Интересен и неповторим мир Пушкинских сказок , он живет с нами с раннего детства:
2уч.
Ветер по морю гуляет, дует в паруса. Никогда не перестанем верить в чудеса. Где царевна оживает злу наперекор, Где красавиц похищает мрачный Черномор, Где Балда с чертями спорит, белочка поет, Где разбитые корыта рыбка раздает, Где шумит волна морская, нас туда зовет. Лукоморье, цепь златая и ученый кот.
Кот:
Ну и шмякнулся я, ну и мяумякнулся! Если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье – не собрать бы мне косточек! Вот что значит путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну? Ай да мяу, ай да я! Это ведь не каждому коту под силу. У меня получилось, потому что я – самый ученый кот на свете! Мяу! (появляется Баба-Яга)
Баба-Яга:
Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие чистенькие, какие нарядные! Ох, как долго я к вам добиралась, сколько препятствий преодолела. Да видно, не зря! Чуяло мое сердце, что здесь бо-ольшой праздник ожидается. Чую, чую носом своим. (принюхивается) Что-то русским духом запахло. Кто здесь? (поворачиваются и замечают Пушкина)
Кот:
Смотри, смотри, здесь кто-то есть.

Баба-Яга
: Что-то лицо уж больно знакомо. (подходят ближе, приглядываются)
Кот:
Александр Сергеевич?! Пушкин?! Вы?!
Пушкин:
Да, Вы правы, это я. (держит в руках большую книгу) Сегодня волшебство случится – К нам в гости сказка постучится. МУЗЫКА
Кот:
Книгу волшебную мы открываем, В сказку волшебную мы попадаем.
(
Кот, Баба-яга, Пушкин уходят) УЧИТЕЛЬ Начинается игра, где каждый из вас сможет проявить себя, показать свои знания, умение работать в команде. -Выберите название команды, используя сказки Пушкина. (Золотой петушок, золотая рыбка) Та команда, которая наберет баллов больше, и будет победителем в нашей игре. Выкрикивать с места ответ нельзя, так как за это будут сниматься баллы.
1 конкурс. «Пушкин с детства нам знаком»
Первый конкурс покажет нам, как вы знаете биографию А.С. Пушкина. 1. В каком году родился А. С. Пушкин? (1799г.) 2. Где родился А.С. Пушкин? (В Москве) 3. В каком возрасте А.С. Пушкин начал писать стихи? (В возрасте 11 лет) 4. К кому был нежно привязан в детстве А.С. Пушкин? (К бабушке и к няне Арине Радионовне) 5. Какой язык часто звучал в семье Пушкина? (французский) 6. Что интересного знаете о жизни А.С. Пушкина.
2 конкурс «Литературная мозаика»
(Приложение 1) Задача: Из предложенных отрывков собрать текст, назвать сказку, выразительно его прочитать.
3 конкурс «Узнать сказки и продолжить строчки»
1.И жених сыскался ей – (королевич Елисей) «Сказка о мертвой царевне » 2. Все равны, как на подбор,(с ними дядька Черномор) «Сказка о царе Салтане…» 3. А Балда говорит с укоризной(не гонялся бы ты, поп, за дешевизной). «Сказка о попе и его работнике Балде» 4. Жил старик со своею старухой у самого(синего моря). «Сказка о рыбаке и рыбке»
5. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на …(раздутых парусах). «Сказка о царе Салтане…» 6. А царевна молодая, до зари в лесу блуждая, Между тем все шла, да шла и …(на терем набрела). «Сказка о мертвой царевне…» 7. И кричит: «Кири – ку – ку. Царствуй, лежа…..(на боку)! «Сказка о золотом петушке» 8. А царица – хохотать, и плечами пожимать, И подмигивать глазами, (и прищелкивать перстами). «Сказка о мертвой царевне…» 9. Ты бесенок, еще молоденок, со мною тягаться слабенок, Это было б лишь времени трата обгони – ка сперва…(моего брата). «Сказка о попе и его раб…» 10. И в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы, К колеснице прилетел и царю …(на темя сел). «Сказка о золотом петушке»
4 конкурс "Золотая рыбка!"
(Приложение 2) Капитаны команд по очереди тянут из мешка рыбку. Каждый в результате вытягивает 3 рыбки. На каждой рыбке написан вопрос. Капитан вслух зачитывает вопрос, его команда отвечает. Правильный ответ прибавляет команде 5 баллов. В мешке находится и одна золотая рыбка. Правильный ответ на вопрос золотой рыбки оценивается в 10 баллов, если ответ будет неверный, то от общего счета отнимается 10 очков (капитан может отказаться отвечать на вопрос Золотой рыбки и перетянуть вопрос). Капитаны, прошу ко мне. 1.В "Сказке о попе и работнике его Балде", Балда говорил: "Ты бесенок еще молоденек, Со мною тягаться слабенек; Это было бы лишь времени трата. Обгони-ка сперва моего брата..." Кто этот брат?
(зайка
) 2.Какую плату назначил Балда за свою работу у попа?
("...в год затри щелчка

полбу...")
3.Как звали сына царя Салтана? (
Гвидон)

4. "...белочка при всех золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает, Кучки разные кладет и с присвисточкой поет При честном при всем народе..." Что пела белочка?
("Во саду ли, в огороде")
5.Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала?
( "Хочу быть владычицей морскою. Чтобы жить мне в окияне море,

Чтоб служила мне рыбка золотая...")
6.Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону?
(бабушкой "А царевич хоть и злится, старой бабушки своей".)
7.Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась?» Что такое белена?(
ядовитое растение)
Вопрос Золотой рыбки: Назовите полное название "Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". УЧИТЕЛЬ Молодцы, ребята! Знаете хорошо произведения великого поэта. Сразу видно, что много читаете.
5 конкурс «Ну-ка, вспомни»
1. Отчего умерла молодая царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (от яблочка) 2. Сколько богатырей выходило из моря в «Сказке о царе Салтане»? (33 богатыря) 3. «Бедный поп подставил лоб: с первого щелчка, подпрыгнул поп до потолка. Со второго щелка лишился поп языка. А с третьего щелка ….» (вышибло ум у старика) 4. О чем просил старик золотую рыбку во второй раз? («избу просила сварливая старуха»)
6 конкурс «Сказочный порядок»

(Задания даются каждой команде одинаковые (2 экземпляра картинок). Выигрывает та команда, которая выполнит их быстрее. 1. На столах выложены картинки с изображением насекомых муха, шмель, комар из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля. 2. На столах выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте (солнце, месяц, ветер)
7 конкурс

«Интерактивная игра»

Подведение итогов игры
. Жюри объявляет результаты.
3уч.
Вот и все. Последней сказки Закрываем мы страницу! В путешествии волшебном Очень быстро время длится.
4уч.
Ну, а если захотите В Лукоморье возвратиться, То чудесные мгновенья Могут снова возвратиться В этом вам поможет книга! Стоит в руки ее взять, И любимые герои с вами встретятся опять!
5уч.
К нам приходят пушкинские сказки Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины.
6уч.
Шелестят волшебные страницы, Всё быстрей нам хочется узнать... Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза.
7уч.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45 Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять.
8уч.
Убегаем в буйство ярких красок, В торжество добра над тёмным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом.
9уч.
Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки. И будет жизнь тогда полна тепла и ласки! Читайте Пушкина всегда,- вот вам подсказка. И пронесете сквозь года вы радость сказки! УЧИТЕЛЬ С каждым десятилетием все дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт все приближается к нам, как наставник, учитель и друг. Он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и, конечно же, незабываемые сказки.
10 уч.
Мы чтить тебя привыкли с детских лет, И дорог нам твой образ благородный; Ты рано смолк, но в памяти народной Ты не умрешь, возлюбленный поэт! Бессмертен тот, чья муза до конца Добру и красоте не изменяла, Кто волновать ушел людей сердца И в них будить стремленье к идеалу; УЧИТЕЛЬ Вот почему, возлюбленный поэт Так дорог нам твой образ благородный, Вот почему неизгладимый след Тобой оставлен в памяти народной! На этом наша гостиная закрывает свои двери. До новых интересных встреч на литературных страницах.


В раздел образования