Напоминание

"Основы композиции в живописи"


Автор: Тимофеева Алина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» с. Святославка
Населённый пункт: с. Святославка
Наименование материала: статья
Тема: "Основы композиции в живописи"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» с. Святославка

Основы композиции в живописи

Тимофеева А.С

Известно, что в каждом из видов искусств существуют термины и

понятия, без знания которых невозможно двигаться вперед и развиваться. В

изобразительном искусстве основное такое понятие – это композиция.

Термин Композиция (лат. compositio — составление, связывание, сложение,

соединение) — составление целого из частей. Композиция в отличие от

рисунка, цвета, линии, объёма, пространства представляет собой не один из

компонентов

художественной

формы,

а

художественно-образную,

содержательно-формальную

целостность

наиболее

сложный

и

совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны

между собой.

Существуют два основных вида композиции:

1. Статичная композиция

- это композиция, которая передает в

рисунке ощущение равновесия, состояние умиротворения.

Например, чем

ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее.

И, чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.

2. Динамичная композиция - хорошо передает движение, бурные

эмоции, стихию природы.

Чем ассиметричнее расположены объекты на

рисунке, тем композиция динамичнее.

Также существует один важный элемент—композиционный центр.

В

грамотно построенной композиции должен существовать композиционный

центр, − та часть, которая с наибольшей полнотой выражает главное в

образном содержании сюжета или предмета.

Центр выделяется размером элементов, обособлением главной части,

цветом,

особенной

формой,

освещением,

выразительным

силуэтом.

Изображение или объёмный предмет организуется так, что взгляд зрителя

как бы притягивается к самому интересному и запоминающемуся элементу в

композиции.

Выделение композиционного центра в рисунке:

контрастный композиционный центр. Контраст - это яркая разница

между светлым и темным.

Контраст бывает следующих типов:

- Цветовой контраст (светлый-темный). К примеру, цвета черный-

белый,

черный-красный,

всегда

будут

контрастными,

то

есть

выразительными, и всегда способны выделять главный замысел в рисунке.

- Контраст величин (маленькое-большое). То есть большое на фоне

маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на

рисунке, имели бы одинаковый размер.

- Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между

положительными и отрицательными героями.

В процессе работы художника правила, приемы и средства композиции

развиваются, обогащаясь творческой практикой новых поколений мастеров.

Художник, когда ему нужно, из запаса накопленных наблюдений и

впечатлений отбирает необходимые ему в конкретном случае образы,

которые являются материалом будущей картины. Когда он в этюде с натуры

пишет отдельного человека или предмет, то композиция не играет особо

значимой роли. В случае же, когда на картине изображается несколько людей

или предметов, выстраивание композиции становится действительно важной

задачей.

Можно выделить несколько "законов" композиции:

Закон целостности. Целостность как явление, объединяющее элементы,

части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает

как

диалектический

закон.

Благодаря

соблюдению

первого

закона

композиции

закона

целостности

произведение

искусства

воспринимается как единое и неделимое целое. Содержание закона можно

раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта

закона целостности — неделимость композиции означает невозможность

воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени

самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через

нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая

способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

Закон контрастов. Закон контрастов — один из основных законов

композиции.

Термин

«контраст»

обозначает

резкую

разницу,

противоположность сторон. Поскольку действие контрастов проявляется в

законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях

общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как

одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение

действие контрастов.

Основными контрастами в изобразительном искусстве являются

тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе

возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм,

размеров, характеров, состояний и т. д. Без контрастов нельзя создать не

только произведения

искусства,

но даже простое.

изображение.

Без

контрастов изображение сольется с фоном. Они создают выразительность

произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой

композиции.

Закон подчинённости. Закон подчиненности всех средств композиции

идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение

цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением

художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло,

показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает

нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает

художник, в особенности по воображению, становится художественным

явлением

лишь

тогда,

когда

оно

одухотворено

идейным

замыслом,

реализованным

через

композицию.

В

противном

случае

это

будет

ремесленное,

фотографическое

копирование

объектов

реальной

действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета,

света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или

состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.

Закон воздействия. Полностью закон формулируется как закон

воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Предмет,

изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки

у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной

наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или

даже частично слитым с ней. Предмет, расположенный не близко к «раме», и

особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине.

Ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством,

перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.

Насколько трудно ни было бы выразить законы композиции, неверно

отрицать их вообще. Могут же в музыке определенным образом сочетаться в

мелодию отдельные музыкальные фразы; или в архитектуре геометрические

формы

гармонично

соединяются,

выдерживаются

в

пропорциях,

уравновешиваются, производят впечатление прекрасного. Тем более в

композиции картины, где основа творчества — это передача конкретного,

реального мира. Художник хоть и пользуется в начале работы для удобства

весьма обобщенными формами, однако никогда не упускает из виду их

реального, жизненного выражения и содержания.

Как

уже

было

сказано,

композиция

понятие

сложное

и

многозначное. Кратко можно сказать, что это — распределение всего

изобразительного материала на холсте: персонажей, пейзажа, предметов

обихода, пространства, цвета, света и так далее, то есть того, что именуется

компонентами картины. И не простое распределение, а упорядочение этого

материала,

приведение

отдельных

компонентов

во

взаимосвязь,

установление между ними различных отношений — психологических,

пластических, цветовых.

Вместе

с

тем

композиция

это

определенное

расположение

компонентов картины с целью раскрытия главного — идеи произведения.

Картина

может

стать

выразительной,

значительной,

навсегда

запоминающейся только тогда, когда в ней ясно выражена основная мысль,

найдено общее,

и с этим общим связаны все части органической

нерасторжимой связью. Выделение главного и, что особенно важно,

нахождение общего — картины в целом, решение ее образа — это и есть

композиция картины.



В раздел образования