Автор: Тимофеева Алина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» с. Святославка
Населённый пункт: с. Святославка
Наименование материала: статья
Тема: "Основы композиции в живописи"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» с. Святославка
Основы композиции в живописи
Тимофеева А.С
Известно, что в каждом из видов искусств существуют термины и
понятия, без знания которых невозможно двигаться вперед и развиваться. В
изобразительном искусстве основное такое понятие – это композиция.
Термин Композиция (лат. compositio — составление, связывание, сложение,
соединение) — составление целого из частей. Композиция в отличие от
рисунка, цвета, линии, объёма, пространства представляет собой не один из
компонентов
художественной
формы,
а
художественно-образную,
содержательно-формальную
целостность
—
наиболее
сложный
и
совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны
между собой.
Существуют два основных вида композиции:
1. Статичная композиция
- это композиция, которая передает в
рисунке ощущение равновесия, состояние умиротворения.
Например, чем
ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее.
И, чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.
2. Динамичная композиция - хорошо передает движение, бурные
эмоции, стихию природы.
Чем ассиметричнее расположены объекты на
рисунке, тем композиция динамичнее.
Также существует один важный элемент—композиционный центр.
В
грамотно построенной композиции должен существовать композиционный
центр, − та часть, которая с наибольшей полнотой выражает главное в
образном содержании сюжета или предмета.
Центр выделяется размером элементов, обособлением главной части,
цветом,
особенной
формой,
освещением,
выразительным
силуэтом.
Изображение или объёмный предмет организуется так, что взгляд зрителя
как бы притягивается к самому интересному и запоминающемуся элементу в
композиции.
Выделение композиционного центра в рисунке:
контрастный композиционный центр. Контраст - это яркая разница
между светлым и темным.
Контраст бывает следующих типов:
- Цветовой контраст (светлый-темный). К примеру, цвета черный-
белый,
черный-красный,
всегда
будут
контрастными,
то
есть
выразительными, и всегда способны выделять главный замысел в рисунке.
- Контраст величин (маленькое-большое). То есть большое на фоне
маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на
рисунке, имели бы одинаковый размер.
- Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между
положительными и отрицательными героями.
В процессе работы художника правила, приемы и средства композиции
развиваются, обогащаясь творческой практикой новых поколений мастеров.
Художник, когда ему нужно, из запаса накопленных наблюдений и
впечатлений отбирает необходимые ему в конкретном случае образы,
которые являются материалом будущей картины. Когда он в этюде с натуры
пишет отдельного человека или предмет, то композиция не играет особо
значимой роли. В случае же, когда на картине изображается несколько людей
или предметов, выстраивание композиции становится действительно важной
задачей.
Можно выделить несколько "законов" композиции:
Закон целостности. Целостность как явление, объединяющее элементы,
части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает
как
диалектический
закон.
Благодаря
соблюдению
первого
закона
композиции
—
закона
целостности
—
произведение
искусства
воспринимается как единое и неделимое целое. Содержание закона можно
раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта
закона целостности — неделимость композиции означает невозможность
воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени
самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через
нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая
способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
Закон контрастов. Закон контрастов — один из основных законов
композиции.
Термин
«контраст»
обозначает
резкую
разницу,
противоположность сторон. Поскольку действие контрастов проявляется в
законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях
общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как
одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение
действие контрастов.
Основными контрастами в изобразительном искусстве являются
тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе
возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм,
размеров, характеров, состояний и т. д. Без контрастов нельзя создать не
только произведения
искусства,
но даже простое.
изображение.
Без
контрастов изображение сольется с фоном. Они создают выразительность
произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой
композиции.
Закон подчинённости. Закон подчиненности всех средств композиции
идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение
цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением
художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло,
показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает
нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает
художник, в особенности по воображению, становится художественным
явлением
лишь
тогда,
когда
оно
одухотворено
идейным
замыслом,
реализованным
через
композицию.
В
противном
случае
это
будет
ремесленное,
фотографическое
копирование
объектов
реальной
действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета,
света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или
состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.
Закон воздействия. Полностью закон формулируется как закон
воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Предмет,
изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки
у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной
наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или
даже частично слитым с ней. Предмет, расположенный не близко к «раме», и
особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине.
Ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством,
перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.
Насколько трудно ни было бы выразить законы композиции, неверно
отрицать их вообще. Могут же в музыке определенным образом сочетаться в
мелодию отдельные музыкальные фразы; или в архитектуре геометрические
формы
гармонично
соединяются,
выдерживаются
в
пропорциях,
уравновешиваются, производят впечатление прекрасного. Тем более в
композиции картины, где основа творчества — это передача конкретного,
реального мира. Художник хоть и пользуется в начале работы для удобства
весьма обобщенными формами, однако никогда не упускает из виду их
реального, жизненного выражения и содержания.
Как
уже
было
сказано,
композиция
—
понятие
сложное
и
многозначное. Кратко можно сказать, что это — распределение всего
изобразительного материала на холсте: персонажей, пейзажа, предметов
обихода, пространства, цвета, света и так далее, то есть того, что именуется
компонентами картины. И не простое распределение, а упорядочение этого
материала,
приведение
отдельных
компонентов
во
взаимосвязь,
установление между ними различных отношений — психологических,
пластических, цветовых.
Вместе
с
тем
композиция
—
это
определенное
расположение
компонентов картины с целью раскрытия главного — идеи произведения.
Картина
может
стать
выразительной,
значительной,
навсегда
запоминающейся только тогда, когда в ней ясно выражена основная мысль,
найдено общее,
и с этим общим связаны все части органической
нерасторжимой связью. Выделение главного и, что особенно важно,
нахождение общего — картины в целом, решение ее образа — это и есть
композиция картины.