Автор: Светлана Михайловна Брайко
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: с. Ключи Ключевского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Практические советы родителям по правильному развитию речи.
Раздел: начальное образование
Практические советы родителям по правильному развитию речи.
На современном этапе обучения детей с шестилетнего возраста перед педагогами стоит
ответственнейшая задача- научить учиться. Учитель в ответе за целенаправленное,
систематическое физическое, умственное и духовное развитие детей. Для этого
необходимо знать особенности психологии школьника этого возраста.
Возрастной
период
от
шести
до
семи
лет
характеризуется
повышенной
эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего
мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.
В этот период психика шестилетнего ребёнка проходит различные «расстояния»,
претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребёнок в
условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных
условий
воспитания.
Очень
важно,
чтобы
педагог
знал
общие
закономерности
психического развития ребёнка, а так же причины, обусловливающие многообразные
индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать,
воспитывать и любить.
Сегодня наше государство обсуждает новые проблемы, которые касаются всего
человечества. В понятие «всё человечество» входят и наши дети, которые в современных
условиях не должны содержаться под колпаком ненужной опеки; они должны
приобщаться ко всем проблемам людей на Земле. В условиях научно-технической
революции взаимоотношения человека и природы приобрели новые особенности. Стоя
перед лицом экологической катастрофы, человек вдруг понял, что он- часть природы. Вся
эволюция отношения человечества с природой проста для понимания учениками. И это
учитель вполне может обсуждать со своими шестилетними учениками. Ведь очень важно
воспитать правильное отношение к природе. Ребёнок как никто другой обладает
уникальной способностью к идентификации, отождествлению себя с природой. Воспитать
охранительное отношение к природе с самого начала обучения в школе- задача
сегодняшнего дня.
Ещё одна чрезвычайно значимая проблема-воспитание у ребёнка национальных и
интернациональных чувств. Учителю отводится важнейшая роль по привлечению детей к
участию в восстановлении и поддержанию бесценного богатства нашей страны-
национальных
традиций. Необходимо воспитывать в детях чувство национальной
гордости, интернациональные чувства и понимание того, что все мы люди одной планеты
Земля.
Психика ребёнка до шести лет в целом отличается повышенной восприимчивостью к
обучающему воздействию со стороны окружающих взрослых. Благодаря этому ребёнок
легко усваивает речь, передаваемые ему знания об окружающей действительности и
эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни людей. При этом
нельзя забывать о том, что общее умственное развитие и связанная с ним картина мира
зависят от условий жизни и воспитания ребёнка.
Для
объективного
анализа
особенностей
умственного
развития
современного
шестилетнего ребёнка полезно специально обратиться к детским представлениям о
картине мира и анализу особенностей развития познавательных процессов. Кроме того,
следует быть правильно ориентированным в том, что же представляет собой личность
шестилетнего ребёнка, какие чувства ему свойственны и какова действенная сила этих
чувств.
Очень важно знать первое мировоззрение шестилетних детей, как они понимают и
дифференцируют
природные
и
общественные
явления,
каковы
их
эстетические
представления.
Эти
представления
шестилетнего
ребёнка
об
окружающей
его
действительности зависят от комплекса социальных условий. Какими сведениями о
нашем мире обладает ребёнок, зависит прежде всего от социального окружения: семьи
или взрослых, заменивших семью; традиций ближайшего окружения; Места жительства и
других факторов.
К шестилетнему возрасту словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он
может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся
обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь его состоит из
существительных,
глаголов,
местоимений,
прилагательных,
числительных
и
соединительных слов. В этом возрасте ребёнок достаточно хорошо понимает, какими
словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить. Чем
богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его
возможности
в
познании
действительности,
содержательнее
и
полноценнее
взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое
развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на
деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой
недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное
значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов в период
обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки
речи могут привести к неуспеваемости. Шестилетний ребёнок, если ему объяснить
некоторые закономерности речи, с лёгкостью обратит свою активность на познание речи
с новой для него стороны и, играя, будет производить анализ. Конечно, ребёнок
использует ситуативную речь, которой пользуются все люди. Эта речь уместна в условиях
непосредственного включения в ситуацию, о которой идёт речь. Но учителя интересует
прежде всего контекстная речь, именно она- показатель культуры человека, показатель
уровня развития речи ребёнка.
Для того, чтобы новое поколение соответствовало передовому обществу, необходимо с
первых дней обучения и воспитания ребёнка в школе формировать его как личность.
Формирование свободной личности с развитым чувством самоуважения и потребностью
уважительного отношения к другим должно начинаться с первых дней пребывания
ребёнка в школе. Чем младше ребёнок, тем легче воздействовать на его личность,
формировать её нравственные основы. Для этого с самого начала обучения в школе
следует строить отношения с ребёнком на уважении к его личности.
Ребёнок должен знать о своих правах и своих обязанностях перед другими. Никто, кроме
учителя, не может так к месту, так систематически, так обоснованно говорить с ребёнком
о его правах и обязанностях.