Напоминание

Практические советы родителям по правильному развитию речи.


Автор: Светлана Михайловна Брайко
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: с. Ключи Ключевского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Практические советы родителям по правильному развитию речи.
Раздел: начальное образование





Назад




Практические советы родителям по правильному развитию речи.

На современном этапе обучения детей с шестилетнего возраста перед педагогами стоит

ответственнейшая задача- научить учиться. Учитель в ответе за целенаправленное,

систематическое физическое, умственное и духовное развитие детей. Для этого

необходимо знать особенности психологии школьника этого возраста.

Возрастной

период

от

шести

до

семи

лет

характеризуется

повышенной

эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего

мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников.

В этот период психика шестилетнего ребёнка проходит различные «расстояния»,

претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребёнок в

условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных

условий

воспитания.

Очень

важно,

чтобы

педагог

знал

общие

закономерности

психического развития ребёнка, а так же причины, обусловливающие многообразные

индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать,

воспитывать и любить.

Сегодня наше государство обсуждает новые проблемы, которые касаются всего

человечества. В понятие «всё человечество» входят и наши дети, которые в современных

условиях не должны содержаться под колпаком ненужной опеки; они должны

приобщаться ко всем проблемам людей на Земле. В условиях научно-технической

революции взаимоотношения человека и природы приобрели новые особенности. Стоя

перед лицом экологической катастрофы, человек вдруг понял, что он- часть природы. Вся

эволюция отношения человечества с природой проста для понимания учениками. И это

учитель вполне может обсуждать со своими шестилетними учениками. Ведь очень важно

воспитать правильное отношение к природе. Ребёнок как никто другой обладает

уникальной способностью к идентификации, отождествлению себя с природой. Воспитать

охранительное отношение к природе с самого начала обучения в школе- задача

сегодняшнего дня.

Ещё одна чрезвычайно значимая проблема-воспитание у ребёнка национальных и

интернациональных чувств. Учителю отводится важнейшая роль по привлечению детей к

участию в восстановлении и поддержанию бесценного богатства нашей страны-

национальных

традиций. Необходимо воспитывать в детях чувство национальной

гордости, интернациональные чувства и понимание того, что все мы люди одной планеты

Земля.

Психика ребёнка до шести лет в целом отличается повышенной восприимчивостью к

обучающему воздействию со стороны окружающих взрослых. Благодаря этому ребёнок

легко усваивает речь, передаваемые ему знания об окружающей действительности и

эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни людей. При этом

нельзя забывать о том, что общее умственное развитие и связанная с ним картина мира

зависят от условий жизни и воспитания ребёнка.

Для

объективного

анализа

особенностей

умственного

развития

современного

шестилетнего ребёнка полезно специально обратиться к детским представлениям о

картине мира и анализу особенностей развития познавательных процессов. Кроме того,

следует быть правильно ориентированным в том, что же представляет собой личность

шестилетнего ребёнка, какие чувства ему свойственны и какова действенная сила этих

чувств.

Очень важно знать первое мировоззрение шестилетних детей, как они понимают и

дифференцируют

природные

и

общественные

явления,

каковы

их

эстетические

представления.

Эти

представления

шестилетнего

ребёнка

об

окружающей

его

действительности зависят от комплекса социальных условий. Какими сведениями о

нашем мире обладает ребёнок, зависит прежде всего от социального окружения: семьи

или взрослых, заменивших семью; традиций ближайшего окружения; Места жительства и

других факторов.

К шестилетнему возрасту словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он

может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся

обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь его состоит из

существительных,

глаголов,

местоимений,

прилагательных,

числительных

и

соединительных слов. В этом возрасте ребёнок достаточно хорошо понимает, какими

словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить. Чем

богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

возможности

в

познании

действительности,

содержательнее

и

полноценнее

взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое

развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на

деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой

недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное

значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов в период

обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки

речи могут привести к неуспеваемости. Шестилетний ребёнок, если ему объяснить

некоторые закономерности речи, с лёгкостью обратит свою активность на познание речи

с новой для него стороны и, играя, будет производить анализ. Конечно, ребёнок

использует ситуативную речь, которой пользуются все люди. Эта речь уместна в условиях

непосредственного включения в ситуацию, о которой идёт речь. Но учителя интересует

прежде всего контекстная речь, именно она- показатель культуры человека, показатель

уровня развития речи ребёнка.

Для того, чтобы новое поколение соответствовало передовому обществу, необходимо с

первых дней обучения и воспитания ребёнка в школе формировать его как личность.

Формирование свободной личности с развитым чувством самоуважения и потребностью

уважительного отношения к другим должно начинаться с первых дней пребывания

ребёнка в школе. Чем младше ребёнок, тем легче воздействовать на его личность,

формировать её нравственные основы. Для этого с самого начала обучения в школе

следует строить отношения с ребёнком на уважении к его личности.

Ребёнок должен знать о своих правах и своих обязанностях перед другими. Никто, кроме

учителя, не может так к месту, так систематически, так обоснованно говорить с ребёнком

о его правах и обязанностях.



В раздел образования