Автор: Саломахина Марина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: Военно-патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества.
Военно – патриотическое воспитание средствами изобразительного
искусства.
Педагог дополнительного образования Саломахина Марина Петровна
г. Минеральные Воды
«Слава павшим .
Слава строем
Проходящим вслед.
Слава вечная героям
И творцам побед.»
Б. Л. Пастернак
Изобразительное искусство содержит богатый фактический материал
для бесед на военно – патриотические темы, поскольку все значительные
события в истории нашей Родины, подвиги народа и отдельных
представителей нашли отражение в изобразительном искусстве. В честь
этих подвигов воздвигались архитектурные и скульптурные памятники и
создавались различные живописные произведения.
Зрительно воспринимаемые образы живописи, графики, скульптуры,
наиболее четко фиксируются памятью человека, способствуют
формированию чувства прекрасного, правильного отношения к миру,
активно формируют сознание подрастающего поколения.
При проведении бесед на военно – патриотическую тему с
привлечением произведений изобразительного искусства необходимо
помнить, что только анализ единства содержания и формы может раскрыть
перед учащимися истинный смысл произведения и пробудить
патриотические чувства, сознание своей причастности к судьбе Родины и
своего народа . Как показывает педагогическая практика, чтобы
художественное произведение прочно закрепилось в памяти обучающихся,
педагог должен обратить внимание не только на то, что запечатлел
художник, но и как запечатлел и какими средствами пользовался и почему.
Сопоставляя конкретные исторические события с тем, как и в какой момент
они запечатлены в произведении искусства, обучающиеся невольно
мысленно переживают их и задумываются над сущностью художественных
произведений. Следовательно, выстраивая беседу, необходимо задавать
больше вопросов, побуждая обучающихся к активному анализу
произведений изобразительного искусства.
Беседы лучше проводить с небольшими группами обучающихся,
чтобы ребята чувствовали себя свободно и активно высказывали своё
мнение, если даже оно ошибочное. В ходе беседы или в итоге педагог даёт
необходимые разъяснения. Беседы на военно – патриотические темы
необходимо строить с учётом возрастных особенностей учащихся
.
Рассмотрим основной методологический принцип изложения
материала в таких беседах на конкретных примерах. Материалы о
конкретных исторических событиях собраны в многочисленной литературе,
и мы о них подробно говорить не будем. Остановимся на событиях, когда
решалась судьба нашей Родины и всего российского народа. Это военные
события в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. В этом году
отмечали 75 лет со дня Великой Победы. С каждым годом все
многочисленнее становятся ряды Бессмертного полка, и почти не осталось
живых свидетелей тех событий. В каждом городе и селе есть памятники
погибшим солдатам, и горит вечный огонь.
Скульптура – это трехмерное искусство. Она может быть
экспонирована на открытой местности. Выполненная в прочных
пластических материалах ( камень, металл), она в первую очередь служит
для увековечивания подвигов народа и его героев. Искусство не копирует
жизнь, оно выражает отношение автора к жизни, его мировоззрение, а
значит и мировоззрение того общества, в котором живёт художник.
Зависимость образного решения произведения от духа времени и
материала скульптуры можно проследить с обучающимися, на примере
памятника – ансамбля «Героям Сталинградской битвы» (1963 – 1964) и
памятника «Советский воин – освободитель (1946 – 1949) скульптора Е. В.
Вучетича. Памятник – ансамбль расположен на высоком кургане, начинается
он с вводной
композиции, изображающей группу людей, идущих со
склоненными знаменами отдать почести тем, кто с честью выдержал
испытание в тяжелые для Родины дни. Выше расположился памятник воину,
который в одной руке держит гранату, а в другой- автомат. У основания этой
гигантской статуи слова клятвы: «Стоять насмерть!». Далее расположена
композиция «Стены – руины», со скопированными настоящими надписями,
которые оставляли солдаты в дни Сталинградской битвы. Недалеко от
вершины кургана на Площади героев расположены 6 двухфигурных
скульптурных композиций, изображающих эпизоды великой битвы.
Затем расположена площадь скорби с залом воинской славы. И завершает
композицию символическая фигура «Родина – мать». Она хорошо видна
отовсюду. Своим размером, экспрессивным движением символизирует
грандиозность Сталинградской битвы, явившейся поворотным моментом в
ходе второй мировой войны. «Родина – мать» чисто символический образ
женщины с мечом в руках и страстным призывом к победе. Она
символизирует не только Сталинградскую битву, она напоминает людям об
их патриотическом долге , который овеян славными подвигами наших
предков. Теперь проследим зависимость образа от материала. Там, где
требовалась композиция со свободными , резкими движениями (фигура
«Родины – матери») или скульптурные композиции, отражающие
конкретные события битвы, фигуры сделаны в металле. Скульптуры более
обобщенного и символического содержания( «Воин – богатырь») выполнены
в камне. А символический образ «Воина – освободителя» немыслим нип в
каком другом материале, кроме бронзы. Помимо материала, к
выразительным средствам скульптуры относится композиция, т. е.
организация отдельных элементов в целое. Композиция имеет в скульптуре
свою специфику. Если в изображении на плоскости мы имеем дело с одной
точкой зрения, то в скульптуре таких точек множество. Скульптурная
композиция, если это не рельеф, характерна тем, что каждая точка зрения
при круговом осмотре скульптуры, открывает максимально выразительные
контуры. Смысловую нагрузку несут в скульптуре все детали: поза героя,
постамент, всевозможные аксессуары и расположение памятника в
определенном месте. Ребятам надо научиться видеть и понимать смысловую
сторону сочетания деталей и частей скульптуры, а также характер связи её с
окружающей местностью, архитектурой. Большое значение имеют в
скульптуре и аксессуары. Так, разрубленная свастика, раздавленная змея,
колючая проволока, которую разрезает герой и т. п. являются наиболее
простыми и доступными для понимания символами.
Особое внимание в деле военно – патриотического воспитания
следует уделить плакату. Плакат не рассчитан на длительное изучение и
любование . Он должен дать зрителю максимум того, что заключается в
этом произведении искусства. Громадную воспитательную и организующую
роль сыграл плакат в годы Великой Отечественной войны. В золотой фонд
советского изобразительного искусства вошел плакат военного времени –
«Родина – мать зовет!» художника И. Таидзе (1941). Контур , красный цвет и
предельно выразительная однофигурная композиция при самых
необходимых аксессуарах найдены с непревзойденным чувством
художественной меры.
В годы Великой Отечественной войны большую роль играла
карикатура, вызывая гнев и презрение к врагу. Карикатурное изображение
отличается от других видов изображения резким, порой доведенным до
уродства приувеличением , заострением и искажением характерных
движений, форм , пропорций с целью высмеять и осудить пороки людей.
Наиболее известны «Карикатуры периода Великой Отечественной войны»
братьев Кукрыниксов и серия карикатур художника Б. Ефимова.
Графические и живописные произведения военных лет до сих пор играют
большую роль в деле военно – патриотического воспитания. Молодое
поколение, не пережившее войны, с помощью художественных
произведений сможет понять все тяготы, которые вынес российский народ в
годы Великой Отечественной войны.
Использованная литература:
-История советского искусства, Живопись, скульптура, графика. М, 1956
– 1968.
-Альбом плакатов Великой Отечественной войны. М. 1988
-Видео фильм «Город –герой Сталинград».