Напоминание

Военно-патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства


Автор: Саломахина Марина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: Военно-патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества.

Военно – патриотическое воспитание средствами изобразительного

искусства.

Педагог дополнительного образования Саломахина Марина Петровна

г. Минеральные Воды

«Слава павшим .

Слава строем

Проходящим вслед.

Слава вечная героям

И творцам побед.»

Б. Л. Пастернак

Изобразительное искусство содержит богатый фактический материал

для бесед на военно – патриотические темы, поскольку все значительные

события в истории нашей Родины, подвиги народа и отдельных

представителей нашли отражение в изобразительном искусстве. В честь

этих подвигов воздвигались архитектурные и скульптурные памятники и

создавались различные живописные произведения.

Зрительно воспринимаемые образы живописи, графики, скульптуры,

наиболее четко фиксируются памятью человека, способствуют

формированию чувства прекрасного, правильного отношения к миру,

активно формируют сознание подрастающего поколения.

При проведении бесед на военно – патриотическую тему с

привлечением произведений изобразительного искусства необходимо

помнить, что только анализ единства содержания и формы может раскрыть

перед учащимися истинный смысл произведения и пробудить

патриотические чувства, сознание своей причастности к судьбе Родины и

своего народа . Как показывает педагогическая практика, чтобы

художественное произведение прочно закрепилось в памяти обучающихся,

педагог должен обратить внимание не только на то, что запечатлел

художник, но и как запечатлел и какими средствами пользовался и почему.

Сопоставляя конкретные исторические события с тем, как и в какой момент

они запечатлены в произведении искусства, обучающиеся невольно

мысленно переживают их и задумываются над сущностью художественных

произведений. Следовательно, выстраивая беседу, необходимо задавать

больше вопросов, побуждая обучающихся к активному анализу

произведений изобразительного искусства.

Беседы лучше проводить с небольшими группами обучающихся,

чтобы ребята чувствовали себя свободно и активно высказывали своё

мнение, если даже оно ошибочное. В ходе беседы или в итоге педагог даёт

необходимые разъяснения. Беседы на военно – патриотические темы

необходимо строить с учётом возрастных особенностей учащихся

.

Рассмотрим основной методологический принцип изложения

материала в таких беседах на конкретных примерах. Материалы о

конкретных исторических событиях собраны в многочисленной литературе,

и мы о них подробно говорить не будем. Остановимся на событиях, когда

решалась судьба нашей Родины и всего российского народа. Это военные

события в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. В этом году

отмечали 75 лет со дня Великой Победы. С каждым годом все

многочисленнее становятся ряды Бессмертного полка, и почти не осталось

живых свидетелей тех событий. В каждом городе и селе есть памятники

погибшим солдатам, и горит вечный огонь.

Скульптура – это трехмерное искусство. Она может быть

экспонирована на открытой местности. Выполненная в прочных

пластических материалах ( камень, металл), она в первую очередь служит

для увековечивания подвигов народа и его героев. Искусство не копирует

жизнь, оно выражает отношение автора к жизни, его мировоззрение, а

значит и мировоззрение того общества, в котором живёт художник.

Зависимость образного решения произведения от духа времени и

материала скульптуры можно проследить с обучающимися, на примере

памятника – ансамбля «Героям Сталинградской битвы» (1963 – 1964) и

памятника «Советский воин – освободитель (1946 – 1949) скульптора Е. В.

Вучетича. Памятник – ансамбль расположен на высоком кургане, начинается

он с вводной

композиции, изображающей группу людей, идущих со

склоненными знаменами отдать почести тем, кто с честью выдержал

испытание в тяжелые для Родины дни. Выше расположился памятник воину,

который в одной руке держит гранату, а в другой- автомат. У основания этой

гигантской статуи слова клятвы: «Стоять насмерть!». Далее расположена

композиция «Стены – руины», со скопированными настоящими надписями,

которые оставляли солдаты в дни Сталинградской битвы. Недалеко от

вершины кургана на Площади героев расположены 6 двухфигурных

скульптурных композиций, изображающих эпизоды великой битвы.

Затем расположена площадь скорби с залом воинской славы. И завершает

композицию символическая фигура «Родина – мать». Она хорошо видна

отовсюду. Своим размером, экспрессивным движением символизирует

грандиозность Сталинградской битвы, явившейся поворотным моментом в

ходе второй мировой войны. «Родина – мать» чисто символический образ

женщины с мечом в руках и страстным призывом к победе. Она

символизирует не только Сталинградскую битву, она напоминает людям об

их патриотическом долге , который овеян славными подвигами наших

предков. Теперь проследим зависимость образа от материала. Там, где

требовалась композиция со свободными , резкими движениями (фигура

«Родины – матери») или скульптурные композиции, отражающие

конкретные события битвы, фигуры сделаны в металле. Скульптуры более

обобщенного и символического содержания( «Воин – богатырь») выполнены

в камне. А символический образ «Воина – освободителя» немыслим нип в

каком другом материале, кроме бронзы. Помимо материала, к

выразительным средствам скульптуры относится композиция, т. е.

организация отдельных элементов в целое. Композиция имеет в скульптуре

свою специфику. Если в изображении на плоскости мы имеем дело с одной

точкой зрения, то в скульптуре таких точек множество. Скульптурная

композиция, если это не рельеф, характерна тем, что каждая точка зрения

при круговом осмотре скульптуры, открывает максимально выразительные

контуры. Смысловую нагрузку несут в скульптуре все детали: поза героя,

постамент, всевозможные аксессуары и расположение памятника в

определенном месте. Ребятам надо научиться видеть и понимать смысловую

сторону сочетания деталей и частей скульптуры, а также характер связи её с

окружающей местностью, архитектурой. Большое значение имеют в

скульптуре и аксессуары. Так, разрубленная свастика, раздавленная змея,

колючая проволока, которую разрезает герой и т. п. являются наиболее

простыми и доступными для понимания символами.

Особое внимание в деле военно – патриотического воспитания

следует уделить плакату. Плакат не рассчитан на длительное изучение и

любование . Он должен дать зрителю максимум того, что заключается в

этом произведении искусства. Громадную воспитательную и организующую

роль сыграл плакат в годы Великой Отечественной войны. В золотой фонд

советского изобразительного искусства вошел плакат военного времени –

«Родина – мать зовет!» художника И. Таидзе (1941). Контур , красный цвет и

предельно выразительная однофигурная композиция при самых

необходимых аксессуарах найдены с непревзойденным чувством

художественной меры.

В годы Великой Отечественной войны большую роль играла

карикатура, вызывая гнев и презрение к врагу. Карикатурное изображение

отличается от других видов изображения резким, порой доведенным до

уродства приувеличением , заострением и искажением характерных

движений, форм , пропорций с целью высмеять и осудить пороки людей.

Наиболее известны «Карикатуры периода Великой Отечественной войны»

братьев Кукрыниксов и серия карикатур художника Б. Ефимова.

Графические и живописные произведения военных лет до сих пор играют

большую роль в деле военно – патриотического воспитания. Молодое

поколение, не пережившее войны, с помощью художественных

произведений сможет понять все тяготы, которые вынес российский народ в

годы Великой Отечественной войны.

Использованная литература:

-История советского искусства, Живопись, скульптура, графика. М, 1956

– 1968.

-Альбом плакатов Великой Отечественной войны. М. 1988

-Видео фильм «Город –герой Сталинград».



В раздел образования