Автор: Муратова Людмила Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: д. Новопокасьма, Кемеровская область
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: итоговое занятие по экологии
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации по организации учебного процесса
Итоговое занятие по экологии
Автор: Муратова Людмила Васильевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Дом творчества»
д.Новопокасьма
Ленинск-Кузнецкий округ
Кемеровская область
2020г
Задание 1. «Один из трех». На каждый вопрос выберите один ответ, который вы
считаете наиболее полным и правильным. Выбранный вариант обведите
кружком.
1. Способность растений сохранять свою жизнеспособность при относительно
большой концентрации токсичных газов в окружающей среде называется:
А – газообменность
Б – газоустойчивость
В – гелиотрофность
2. Биоценоз и неживые компоненты среды, тесно связанные между собой
потоками вещества и энергии называются:
А – экосистема
Б – сообщество
В – фитоценоз
3. Ястреб, поймавший скворца или уж, проглотивший лягушку являются:
А – консументы 1 порядка
Б – консументы 2 порядка
В – консументы 3 порядка
4. Систему длительных наблюдений за состоянием окружающей среды называют:
А – моделированием
В – мониторингом
Г – менеджментом
5. От воздействия какого фактора атмосфера защищает живые
организмы, населяющие планету Земля?
А – вещества, обладающие канцерогенными свойствами
Б – парниковый эффект
В – космические излучения
6. Какие из экологических факторов – абиотические:
А – вырубка леса
Б – внесение в почву удобрений
В – весенний разлив реки
7. Важное значение для хищников имеет:
А – разнообразие пищи
Б – количество пищи
В – качество пищи
8. А – истощение природных ресурсов
Б – уничтожение живых организмов
В – образование нового хранилища нефти
9. Назовите способ защиты урожая сельскохозяйственных растений от вредителей,
используя следующие признаки: устойчивые к вредителям сорта
культурного растения; используют бактерии и вирусы для подавления популяции
насекомых- вредителей; искусственно выращиваются наездники для борьбы с вредителями:
А – механический способ
Б – химический способ
В – биологический способ
10. Сколько тонн атмосферных выбросов приходится на одного кузбассовца?
А – 0,5 т.
Б – 1 т.
В – 2 т.
11. С помощью каких мер можно решить проблему загрязнения воздуха в Кузбассе на
данный момент времени?
А – сокращение промышленного производства
Б – переход на новые технологии
В – озеленение промышленных районов
12. В основном река Иня загрязняется сточными водами:
А – предприятиями угольной и химической промышленности
Б – металлургическими и химическими предприятиями
В – сельскохозяйственными предприятиями
13. Определите последовательность процесса последствий вырубки леса для реки:
А – мелеет река
Б – вода не впитывается в почву, скатывается
В – уровень грунтовых вод снижается
Г – образуются овраги
2. Задания по экологической карте Кемеровской области.
14. Назовите основной природный комплекс района в структуре
растительного покрова области:
А – северная лесостепь с остепненными лугами, луговыми степями и
березовыми лесами
Б – южная лесостепь с луговыми степями и остепненными лугами
В – лесостепь предгорья с сосново- березовыми лесами, послелесными
лугами и луговыми степями
15. В 2001г. в Кузбассе были организованы 3 новых заповедника по
охране:
А – лося
Б – марала
В – бобра
16. Какова площадь земель района, требующих немедленной
рекультивации?
А – 0,5 тыс.га.
Б – 0,7 тыс.га.
В – 1 тыс.га.
17. Каковы валовые выбросы вредных веществ в атмосфере района?
А – 19,2 тыс.т.
Б – 20тыс.т.
В – 27,2 тыс.т.
18. Какова площадь зеленой зоны г. Ленинска – Кузнецкого?
А - 25 тыс. га.
Б – 29 тыс.га.
В – 35 тыс.га.
19. Какие виды болезней самые распространенные в Ленинск – Кузнецком
районе?
А – Инфекционные болезни
Мочеполовая система
Органы дыхания
Эндокринная система
Б – Детская система кровообращения
Врожденные аномалии
Эндокринная система
Инфекционные болезни
В – Детская дыхательная система
Эндокринная система
Врожденные аномалии
Мочеполовая система
Задание 3. Заполнить терминами текст.
20. Когда в экологии говорят о связях типа- ___________ и
___________, то имеют ввиду льва или волка и антилопу и
зайца. Примером ___________ может служить связь между
цветковым растением и ___________. ___________ чаще
всего мельче хозяина и связаны с ним только в
определенный период жизни.
21. Изменение численности в популяции называется
___________.
22. Почвенные условия произрастания растений называют
__________ факторами.
23. Способность организмов выдерживать изменения
условий жизни называют _________ .
24. Ряды, в которых каждый предыдущий вид служит пищей
последующему виду, называют _________ .
Задание 4. Раскрыть причины или признаки явлений и пояснить.
25. Беззащитные растения просто обречены на то, чтобы быть полностью
уничтожены. Но этого не происходит. Почему?
26. Крестьяне в России издавна заготавливают ивовые прутья. Оцените
вред этого промысла и объясните.
А – минимальный
Б – значительный
В – наибольший
27. Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки и выбирают такое
положение, чтобы солнце падало сверху вниз. Утром, в полдень, вечером
– куда обращено их положение?
28. Причинами истощения и разрушения почвенного плодородия
являются: 29. С какой сумкой вы пойдете за покупками? Свой выбор
пояснить.
А – льняная или хлопчатобумажная
Б – бумажный пакет
В – экосумка
Г – полиэтиленовый пакет
Задание 5 . Найти соответствие.
30. Природоохранные организации и проблемы, которые они решают:
1.Международная неправительственная организация «Гринпис»
2. Всемирный фонд охраны природы
3. Социально – экологический союз (СоЭС)
А – реализация крупных проектов по охране отдельных видов и экосистем
Б – международные кампании в защиту окружающей среды, организация
референдумов, опросов, судебных исков
В – организации, работающие над решением конкретных экологических проблем,
например, ежегодная акция «Марш парков»
31. У живых организмов борьба за существование строится по единому плану,
который называется жизненной стратегией. Поэтому организмы можно разделить
на 3 типа: «виды – львы», «виды – шакалы», «виды –верблюды». Найти
соответствие между этими типами и характеристикой стратегии.
1. «Виды – львы»
2. «виды – шакалы»
3. «Виды – верблюды»
А – Предпочитают непостоянные местообитания. Пребывают в постоянном
поиске. У них мелкие размеры, многочисленное потомство.
Б. Приспособились к жизни при недостатке ресурсов. Не любят прямой
конкуренции. Нетребовательны. Экономны.
В. – Предпочитают «тепличные условия» - изобилие ресурсов и постоянство
окружающей среды. Имеют стабильно высокую численность, крупные размеры,
малочисленное потомство. Не склонны к перемене мест.
Задание 6. Задачи – дилеммы.
32. Семья живет в большом городе. Вы – один из родителей. В предновогодние
дни перед вами встала проблема: купить живую или искусственную елку. Вы
знаете, что в лесу ель до высоты 1 м. растет 5-6 лет, а искусственная очень
дорогая, но ее можно использовать несколько лет. Живая ель дешевле и ваша
семья всегда покупала живые елки. Вы:
А – покупаете елку на елочном базаре
Б – не покупаете елку, едете на Новый год к друзьям
В – приобретаете искусственную ель
Г – составляете композицию из живых веток
33. Примите оптимальное решение по защите природы и здоровья людей. Вы –
владелец небольшой автозаправочной станции, расположенной в черте города.
Комитет по экологии доказательно известил вас о том, что работа вашего
предприятия наносит ощутимый ущерб здоровью горожан. Какое решение вы
примите по преодолению ситуации?
А – вы вынуждены пойти на закрытие АЗС
Б – Закупаете малотоксичные бензины, измерители вредных веществ в
выхлопных газах.В – организуете переговоры с владельцами загородных АЗС о
расширении мощностей за счет включения вашей АЗС
Г – реконструируете прилегающую к Азс территорию: озеленение, установка
рекламных и информационных щитов для водителей автотранспорта
Задание 7. Выберите правильные суждения.
34. Реакция организма на загрязнения зависит от
индивидуальных особенностей человека.
35. Человек, нарушая естественные условия существования
болезнетворных организмов, нередко сам становится
жертвой природно- очаговых болезней.
36. Изменения погоды одинаково сказывается на
самочувствие разных людей.
37. Биоритмы каждого человека индивидуальны.
38. Резкое перемещение в дальний часовой пояс приводит к
сбою в биологических ритмах человека.
39. При утомлении даже у здорового человека не может
происходить перераспределения резервных функций
организма.
40. Город следует рассматривать как экологическую систему.
Задание 8. Творческие задания.
41. По твоему мнению, экологические знания имеют
первостепенное значение для современного человека?
А – да, человек – часть природы, поэтому обязан о ней все
знать
Б – да, иначе природа ответит человеку плохой
экологической ситуацией, а значит – негативным
воздействием на организм
В – нет, я отдаю предпочтение техногенным успехам
человека, т.к. они определяют сейчас место человека в мире.
42. Сжигание отходов – опасная форма обращения с
отходами. Это источник загрязнений воды, воздуха, почвы,
огромные затраты. Что вы можете предложить как
альтернативу сжиганию?
43. Назовите экологически чистые виды энергии.
44. Назовите изобретения, которые человек подсмотрел у
природы.
45. Составь список известных тебе экологических дат.
Задание 9. Особо охраняемые природные территории.
46. 2017г. - год особо охраняемых природных территорий. Сколько лет
заповедной системе России?
А-100 лет
Б-110 лет
В-120 лет
47. Сколько федеральных ООПТ создано в Кемеровской области?
А- 4
Б- 5
В- 6
48. Какой государственный региональный заказник самый молодой?
А - Бельсинский
Б – Караканский
В – Раздольный
49.Растение из Красной книги Кемеровской области. Охраняется на территории
памятника природы «Липовый остров» и НПП «Шорский»
А – алтей лекарственный
Б – ятрышник шлемоносный
В – копытень европейский
50. Животное из Красной книги Кемеровской области. Охрана осуществляется в
государственном природном заповеднике «Кузнецкий Алатау»
А – выдра
Б – мышовка степная
В – суслик краснощекий
49.Растение из Красной книги Кемеровской области. Охраняется на территории
памятника природы «Липовый остров» и НПП «Шорский»
А – алтей лекарственный
Б – ятрышник шлемоносный
В – копытень европейский
50. Животное из Красной книги Кемеровской области. Охрана осуществляется в
государственном природном заповеднике «Кузнецкий Алатау»
А – выдра
Б – мышовка степная
В – суслик краснощекий
Спасибо за внимание!