Автор: Борзова Юлия Витальевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Статья
Тема: Произведения Роберта Шумана в фортепианной музыке
Раздел: дополнительное образование
Произведения
Роберта
Шумана
в
фортепианной
музыке
Гениальный
немецкий
композитор
Роберт
Шуман
(1810-1856) –
один
из
выдающихся
представителей
музыкального
романтизма
,
художественного
направления
,
ярко
проявившегося
примерно
с
20-
х
годов
XIX
века
.
Особое
внимание
композиторов
-
романтиков
привлекал
духовный
мир
человека
,
сфе
-
ра
личного
,
лирического
.
Все
это
в
полной
мере
относится
к
Шуману
.
В
его
творчестве
воплощены
искренние
,
открытые
чувства
,
переживания
простого
человека
.
Становление
почерка
композитора
До
1840
года
все
значительные
сочинения
Шумана
были
написаны
ис
-
ключительно
для
фортепиано
.
Начав
заниматься
на
инструменте
в
возрасте
около
семи
лет
,
сыграв
первые
пьески
,
он
уже
пробовал
сочинять
сам
.
В
дет
-
стве
Роберт
завел
большую
нотную
тетрадь
и
записывал
туда
свои
первые
композиторские
опыты
–
маленькие
танцы
.
В
воспоминаниях
друзей
Шумана
имеются
свидетельства
о
том
,
что
он
был
буквально
одержим
музыкой
,
им
постоянно
владела
потребность
выска
-
зывать
в
звуках
все
,
что
наполняло
его
впечатлительную
душу
.
Еще
в
детст
-
ве
,
садясь
за
рояль
,
Роберт
начинал
фантазировать
,
играть
музыку
,
которую
до
этого
никто
не
слышал
,
да
и
не
мог
услышать
:
она
создавалась
здесь
же
во
время
игры
.
Шуман
умело
«
изображал
»
на
рояле
своих
товарищей
.
Получа
-
лись
замечательные
«
музыкальные
портреты
».
Казалось
,
что
музыка
переда
-
ет
характерные
жесты
человека
,
его
мимику
,
походку
.
Будучи
студентом
,
Шуман
каждый
день
по
нескольку
часов
проводил
за
инструментом
.
Ранним
утром
или
тихим
вечером
,
когда
вокруг
все
смолкало
,
он
играл
любимые
пьесы
,
а
чаще
всего
импровизировал
.
Воспоминания
о
минувшем
дне
,
впечатлениях
и
встречах
рождали
разнообразные
музыкаль
-
ные
мысли
.
Насколько
легко
давались
импровизации
,
настолько
трудно
было
сочинять
«
по
-
настоящему
»,
записывать
,
обрабатывать
музыкальные
мысли
,
темы
.
Шуман
мечтал
создать
симфонии
,
песни
и
другие
произведения
.
Мно
-
2
гие
замыслы
оставались
незавершенными
,
но
к
1830
году
некоторые
сочине
-
ния
,
например
Вариации
,
Токката
для
фортепиано
,
были
закончены
.
В
юности
самые
светлые
мечты
и
надежды
Шумана
заключались
в
стрем
-
лении
стать
настоящим
музыкантом
-
художником
,
пианистом
-
виртуозом
,
своим
искусством
нести
людям
радость
,
пробуждать
в
их
душе
сильные
чув
-
ства
.
В
результате
систематических
занятий
его
композиции
приобрели
стройность
,
логичность
мысли
,
естественно
и
ясно
выливались
в
определен
-
ную
музыкальную
форму
.
Позже
,
предостерегая
молодых
музыкантов
от
по
-
вторения
своей
ошибки
,
Шуман
писал
: «
Изучи
рано
основные
законы
гармо
-
нии
.
Не
бойся
слов
теория
,
генерал
-
бас
,
контрапункт
и
т
.
д
.;
они
приветливо
пойдут
тебе
навстречу
,
если
ты
сделаешь
по
отношению
к
ним
то
же
самое
».
Изучая
музыку
почти
самостоятельно
,
Шуман
особое
внимание
уделял
творчеству
классика
немецкой
музыки
И
.-
С
.
Баха
,
произведения
которого
были
для
Шумана
лучшим
учебником
,
лучшей
школой
.
Шуман
писал
:
«
Только
из
одного
источника
все
могут
вечно
черпать
:
этот
источник
И
.-
С
.
Бах
!»
…«
Баховский
«
Хорошо
темперированный
клавир
»
является
моей
грамматикой
,
притом
лучшей
.
Фуги
я
самостоятельно
проанализировал
одну
за
другой
…
Польза
от
этого
велика
».
Бах
,
Бетховен
,
Шуберт
были
любимыми
учителями
Шумана
.
Продолжая
сочинять
,
он
постигал
это
искусство
у
выдающихся
композиторов
прошлого
и
настоящего
.
Осенью
1831
года
вышло
из
печати
первое
произведение
Шумана
– «
Ва
-
риации
на
тему
Абегг
».
Одну
знакомую
Шуману
девушку
звали
Мета
Абегг
.
Он
заметил
,
что
ее
фамилия
состояла
из
«
музыкальных
букв
» (a, b, e, gg -
бу
-
квенные
обозначения
,
соответствующие
слоговым
названиям
нот
ля
,
си
-
бемоль
,
ми
,
соль
),
и
сложил
из
них
мелодию
,
на
которую
и
сочинил
вариации
.
Они
были
приняты
к
изданию
.
Вариации
–
не
вполне
зрелое
произведение
.
Значительно
совершеннее
его
фортепианное
сочинение
«
Бабочки
»,
напечатанное
в
конце
1831
года
.
«
Бабочки
»
3
Это
сочинение
заслуживает
особого
внимания
.
Важнейшие
его
черты
ос
-
тались
характерными
для
всего
фортепианного
творчества
композитора
.
«
Бабочки
» -
произведение
,
состоящее
из
12
небольших
пьес
-
миниатюр
разного
характера
.
Пьесы
быстро
сменяют
друг
друга
,
мелькают
в
пестром
хороводе
.
В
них
мысль
художника
перелетает
от
одного
музыкального
образа
к
другому
,
словно
майская
бабочка
,
порхающая
с
цветка
на
цветок
. «
Бабоч
-
ки
»
написаны
под
впечатлением
романа
«
Озорные
годы
»
Жана
Поля
.
В
последней
сцене
романа
события
происходят
на
карнавале
.
Шумно
,
ве
-
село
,
и
среди
пестрой
толпы
–
три
главных
персонажа
:
братья
Вульт
,
Вальт
и
девушка
Вина
.
Братья
влюблены
в
нее
,
но
не
знают
,
кому
из
них
она
ответит
взаимностью
.
Во
время
танцев
происходит
объяснение
.
Вина
отдает
свое
сердце
Вальту
.
Вульт
покидает
праздник
.
Эта
картина
возбудила
воображение
Шумана
.
Его
«
Бабочки
» -
музыкаль
-
ные
зарисовки
беззаботно
танцующих
масок
карнавала
,
рядом
с
которыми
–
полные
глубокого
чувства
миниатюры
,
связанные
с
печалью
Вульта
,
трепет
-
ным
и
радостным
волнением
Вины
и
Вальта
.
В
1830-
х
годах
из
печати
вышли
переложение
для
рояля
«
Каприсов
»
Па
-
ганини
и
фортепианные
пьесы
«
Аллегро
», «
Интермеццо
», «
Экспромт
»
и
дру
-
гие
.
Появились
первые
отзывы
на
музыку
Шумана
.
Критики
отмечали
талант
-
ливость
,
поэтичность
чувств
и
образов
,
воплощенных
в
его
сочинениях
,
но
недоумевали
:
как
получилось
,
что
молодой
композитор
сразу
пошел
своим
,
особым
путем
,
что
его
музыка
так
оригинальна
,
необычна
?
Одни
осуждали
это
,
другие
поощряли
.
Внимая
голосам
рецензентов
,
Шуман
продолжает
свой
путь
.
Творчество
всегда
было
настоятельной
потребностью
Шумана
.
Все
,
что
схватывал
в
окружающей
жизни
его
наблюдательный
глаз
,
что
волновало
его
впечатлительную
натуру
, -
претворялось
в
музыке
.
Хорошо
сказал
об
этом
сам
композитор
: «
Меня
волнует
все
,
что
происходит
на
белом
свете
, -
поли
-
4
тика
,
литература
,
люди
;
обо
всем
этом
я
размышляю
на
свой
лад
,
и
затем
все
это
просится
наружу
,
ищет
выражения
в
музыке
».
Шуман
сочинял
в
это
время
исключительно
для
рояля
.
Он
называл
его
«
близким
и
дорогим
другом
».
За
роялем
ему
было
особенно
легко
высказы
-
вать
в
звуках
то
,
что
лежало
на
сердце
.
«
Карнавал
»
В
1834
году
Шуман
начал
работу
над
большим
фортепианным
произведе
-
нием
«
Карнавал
»
и
закончил
его
в
1835
году
. «
Карнавал
» -
грандиозное
со
-
чинение
.
Оно
эффектно
,
блестяще
и
в
то
же
время
содержательно
.
Компози
-
тор
рисует
перед
слушателями
яркие
музыкальные
картины
праздничного
бала
.
Вот
Арлекин
.
Он
все
время
в
движении
:
то
прыгнет
,
то
спрячется
,
вдруг
поддразнит
кого
-
то
,
состроит
смешную
гримасу
…
А
это
–
Пьеро
:
медлитель
-
ный
,
простоватый
,
он
полная
противоположность
Арлекину
.
Среди
других
масок
–
веселая
,
легкая
танцовщица
Коломбина
,
добродушный
старик
Пан
-
талоне
…
О
каждом
персонаже
рассказывает
небольшая
пьеска
,
имеющая
соответ
-
ствующее
название
.
Заголовки
помогают
слушателям
более
образно
предста
-
вить
себе
содержание
музыки
,
но
подчас
портрет
создан
так
точно
,
что
и
без
названия
можно
догадаться
,
о
чем
идет
речь
.
Миниатюры
,
подобные
«
Арлекину
»,
дают
возможность
убедиться
в
та
-
ланте
Шумана
к
своеобразным
зарисовкам
-
портретам
,
шаржам
.
Слушаешь
их
,
и
кажется
,
видишь
сценку
или
портрет
:
типичные
для
человека
жесты
,
манеру
держаться
,
говорить
…
В
«
Карнавале
» 21
миниатюра
.
Они
очень
разнообразны
по
содержанию
:
портреты
,
сценки
,
массовое
веселье
,
шествие
–
все
это
написано
с
большим
мастерством
и
вдохновением
.
В
каждой
пьесе
найдены
именно
те
краски
и
средства
музыкальной
выразительности
,
которые
лучше
всего
создают
нуж
-
ный
образ
.
5
«
Карнавал
» -
одно
из
первых
крупных
музыкальных
сочинений
Шумана
,
где
он
выводит
давидсбюндлеров
.
Пятая
и
шестая
пьесы
посвящены
наибо
-
лее
активным
из
них
–
Эвсебию
и
Флорестану
.
Шуман
писал
: «
Флорестан
и
Эвсебий
–
это
моя
двойственная
натура
».
Мечтательность
и
активность
,
мяг
-
кость
и
резкость
–
эти
,
противоположные
друг
другу
черты
объединились
в
характере
Шумана
.
Несколько
миниатюр
связано
с
другими
лицами
,
которых
Шуман
также
причислял
к
давидсбюндлерам
.
Пьесы
«
Киарина
»
и
«
Эстрелла
»
посвящены
Кларе
и
Эрнестине
Вик
.
Из
них
особенно
удачна
первая
,
полная
горячего
,
пылкого
чувства
.
Между
миниатюрами
«
Немецкий
вальс
»
и
«
Признание
» -
пьеса
«
Пагани
-
ни
»,
несколько
раньше
–
пьеса
«
Шопен
».
Эти
номера
сочинены
как
подража
-
ние
задушевно
-
певучей
фортепианной
музыке
Шопена
и
виртуозной
скри
-
пичной
технике
Паганини
.
Заключительная
пьеса
«
Карнавала
» - «
Марш
давидсбюндлеров
против
филистимлян
».
«
Карнавал
» -
в
высшей
степени
типичное
для
Шумана
произведение
.
Зна
-
комство
с
ним
дает
представление
о
некоторых
характерных
чертах
творче
-
ства
композитора
.
Первая
из
них
–
тесная
связь
музыки
Шумана
со
всей
на
-
правленностью
его
деятельности
.
В
«
Карнавале
»
это
проявилось
особенно
ярко
.
Идейная
основа
произведения
–
борьба
против
филистерского
,
обыва
-
тельского
духа
,
за
живые
образы
и
искренние
чувства
–
находится
в
единстве
со
взглядами
композитора
на
искусство
,
на
задачи
,
стоящие
перед
художни
-
ком
.
Мастер
миниатюр
Для
Шумана
типичен
метод
«
музыкальных
зарисовок
»,
в
котором
раскры
-
вается
его
замечательная
способность
ярко
запечатлеть
в
музыке
взволно
-
вавшую
его
сценку
,
свое
настроение
,
набросать
портрет
.
Не
стремясь
развить
отдельные
«
зарисовки
»
в
большое
полотно
,
он
ограничивает
их
рамками
не
-
6
большой
пьесы
-
миниатюры
.
На
этом
методе
основано
большое
количество
других
произведений
композитора
.
Не
менее
характерно
для
творчества
Шумана
стремление
преодолеть
из
-
вестную
ограниченность
излюбленной
им
формы
миниатюры
.
Используя
ее
,
он
пытается
охватить
круг
образов
и
чувств
значительно
более
широкий
,
чем
может
вместить
небольшая
пьеса
.
И
Шуман
достигает
этого
,
объединяя
ряд
миниатюр
,
близких
друг
другу
по
содержанию
,
в
одно
произведение
.
Такие
сочинения
называют
обычно
циклом
миниатюр
.
Подобная
структура
отли
-
чает
многие
композиции
Шумана
.
В
шумановских
циклах
пьесы
,
следуя
одна
за
другой
,
как
бы
обрисовывают
один
сюжет
с
разных
сторон
.
Из
многих
не
-
больших
музыкальных
зарисовок
создается
большая
,
значительная
картина
.
Циклы
миниатюр
Шумана
были
новым
словом
в
музыке
.
Насколько
ти
-
пичны
они
для
него
самого
,
настолько
необычными
оказались
они
среди
му
-
зыки
,
созданной
другими
авторами
.
Правда
,
произведения
,
состоящие
из
ряда
пьес
,
встречались
и
у
других
композиторов
,
но
сочинения
Шумана
и
по
со
-
держанию
,
и
по
методу
воплощения
настолько
отличны
от
них
,
что
воспри
-
нимаются
как
новаторские
,
как
новое
решение
циклической
формы
.
Мастер
музыкальных
зарисовок
,
Шуман
не
ограничился
в
своем
творчест
-
ве
картинками
внешнего
мира
.
Многие
из
его
сочинений
–
рассказ
о
себе
,
о
личных
переживаниях
.
Эти
сочинения
–
своеобразные
страницы
дневника
,
с
которым
Шуман
делился
самыми
сокровенными
мыслями
и
чувствами
,
запи
-
сывая
их
не
буквами
,
а
нотами
.
Большинство
произведений
такого
рода
связано
с
Кларой
Вик
.
Созданные
во
второй
половине
1830-
х
годов
,
эти
произведения
отличаются
особой
го
-
рячностью
и
взволнованностью
.
Чувствуется
,
что
композитор
говорит
в
них
о
самом
близком
и
дорогом
для
себя
.
Эта
музыка
–
излияние
души
.
Шуман
раскрывает
в
этих
произведениях
богатейший
мир
своих
чувств
,
разнообраз
-
нейшие
оттенки
настроений
,
связанных
с
любовью
к
Кларе
.
В
этот
период
возникли
такие
произведения
,
как
«
Фантазия
»,
сонаты
,
«
Крейслериана
»,
«
Давидсбюндлеры
».
Все
это
–
пьесы
для
фортепиано
.
7
Произведение
,
которое
Шуман
назвал
«
Давидсбюндлеры
»,
близко
«
Ба
-
бочкам
»
и
«
Карнавалу
» -
это
цикл
из
18
пьес
.
Но
здесь
нет
характерных
для
прежних
сочинений
сценок
или
портретов
.
Внимание
композитора
сконцен
-
трировано
на
раскрытии
внутреннего
мира
человека
,
его
переживаний
.
С
Кларой
Шуман
связывает
и
«
Крейслериану
».
Свое
название
это
произ
-
ведение
получило
от
имени
Иоганна
Крейслера
–
героя
новелл
немецкого
пи
-
сателя
-
романтика
Э
.-
Т
.-
А
.
Гофмана
,
но
заголовок
Шуман
придумал
уже
по
-
сле
того
,
как
музыка
была
сочинена
,
настроения
же
ее
выражают
пережива
-
ния
композитора
.
Основной
музыкальный
образ
«
Крейслерианы
» -
порыви
-
стый
,
стремительный
.
Он
возникает
в
том
или
ином
виде
почти
в
каждой
из
8
пьес
этого
произведения
.
Его
характер
заставляет
снова
вспоминать
о
пыл
-
ком
Флорестане
…
Сочинения
крупной
формы
Испытания
,
выпавшие
в
середине
1830-
х
годов
на
долю
композитора
,
вдохновили
его
на
создание
нескольких
грандиозных
сочинений
,
потрясаю
-
щих
по
размаху
и
силе
эмоций
.
Среди
них
прежде
всего
следует
назвать
зна
-
менитую
«
Фантазию
».
Замысел
«
Фантазии
»
возник
у
Шумана
в
связи
со
сбором
средств
на
па
-
мятник
Бетховену
. «
Фантазия
»
была
закончена
в
1836
году
.
Это
-
монумен
-
тальное
сочинение
,
состоящее
из
трех
частей
.
К
«
Фантазии
»
близка
Первая
фортепианная
соната
.
В
первом
ее
издании
было
указано
: «
Посвящается
Кларе
Флорестаном
и
Эвсебием
».
Соната
-
од
-
но
из
первых
произведений
,
в
котором
Шуман
обратился
к
традиционной
му
-
зыкальной
форме
.
Но
,
опираясь
на
нее
,
он
в
то
же
время
развивает
,
обогаща
-
ет
классическую
трактовку
сонаты
.
Это
проявилось
,
в
частности
,
в
стремле
-
нии
увеличить
обычное
число
музыкальных
тем
-
образов
.
Так
,
например
,
в
сонате
огромное
смысловое
значение
имеет
вступительный
раздел
,
у
класси
-
ков
обычно
отсутствующий
.
8
К
расширению
рамок
классических
форм
,
введению
в
них
новых
разделов
Шумана
побуждали
свойственные
его
музыке
особая
эмоциональная
насы
-
щенность
,
частая
смена
настроений
.
Создание
таких
масштабных
произведений
,
как
соната
и
«
Фантазия
»,
встречает
специфические
трудности
,
поэтому
работа
над
ними
явилась
для
Шумана
серьезным
экзаменом
.
В
отличие
от
циклов
миниатюр
,
где
основная
задача
композитора
заключалась
в
том
,
чтобы
уловить
,
запечатлеть
настрое
-
ние
,
при
обращении
к
крупным
музыкальным
формам
внимание
автора
уст
-
ремлялось
прежде
всего
на
раскрытие
замысла
произведения
в
процессе
раз
-
вития
музыкальных
образов
,
когда
каждый
из
них
обогащается
новыми
чер
-
тами
,
вступает
во
взаимодействие
с
другими
образами
.
Шуман
убедительно
преодолел
эти
трудности
.
Произведения
крупной
формы
наряду
с
циклами
миниатюр
заняли
почетное
место
в
его
творчестве
.
К
значительным
сочинениям
Шумана
30-
х
годов
относятся
«
Симфониче
-
ские
этюды
».
В
«
Симфонических
этюдах
»
композитор
очень
разнообразно
использует
фортепиано
.
В
отдельных
пьесах
характер
мелодии
,
а
иногда
и
весь
склад
музыки
напоминает
своеобразное
звучание
оркестра
или
его
от
-
дельных
инструментов
.
Это
и
входило
в
замысел
композитора
.
Желание
раз
-
двинуть
привычные
рамки
фортепианной
музыки
,
извлечь
из
этого
инстру
-
мента
новые
яркие
и
своеобразные
краски
–
черта
вообще
характерная
для
творчества
Шумана
–
проявилось
здесь
очень
ярко
.
Детские
образы
в
произведениях
Шумана
Некоторые
произведения
Шуман
посвятил
детям
,
которых
он
очень
лю
-
бил
.
Непосредственность
,
доверчивость
,
открытые
сердца
детей
всегда
при
-
влекали
его
.
Наблюдая
за
ними
,
Шуман
подмечал
характерные
черточки
дет
-
ских
натур
,
их
манеру
вести
и
держать
себя
,
их
игры
.
В
1848
году
,
когда
старшей
дочери
Шумана
Марии
исполнилось
7
лет
,
отец
приготовил
ей
подарок
:
несколько
пьесок
для
фортепиано
.
Пьесы
были
написаны
по
силам
ребенку
.
Затем
Шуман
сочинил
еще
несколько
номеров
и
объединил
их
в
сборник
под
названием
«
Альбом
для
юношества
».
Эта
тет
-
9
радь
состоит
из
43
пьес
.
Все
они
связаны
с
жизнью
детей
и
предназначены
для
исполнения
юными
пианистами
.
На
тему
о
детях
у
Шумана
есть
и
другие
произведения
.
Таковы
,
например
,
«
Детские
сцены
»,
сочиненные
им
еще
в
конце
1830-
х
годов
.
Для
«
Детских
сцен
»
Шуман
сочинил
около
30
пьес
,
но
для
издания
отобрал
лишь
13,
кото
-
рые
он
считал
наиболее
удачными
.
В
них
обрисованы
игры
и
серьезные
заня
-
тия
детей
,
их
радости
и
огорчения
.
Мы
найдем
здесь
«
Интересный
рассказ
»,
«
Просьбу
ребенка
», «
Пугало
», «
У
камина
»…
Музыка
многих
пьес
отличает
-
ся
характерной
для
творчества
Шумана
точностью
,
конкретностью
образов
.
Другие
фортепианные
циклы
В
1848-1849
годах
композитор
сочинил
фортепианный
цикл
«
Лесные
сце
-
ны
».
Это
картинки
из
жизни
леса
.
Вот
«
Охотник
,
подстерегающий
дичь
»,
вот
«
Приветливый
уголок
»,
здесь
же
«
Вещая
птица
», «
Проклятое
место
».
Всего
в
сборнике
9
пьес
.
Природа
,
которая
всегда
оставалась
для
Шумана
царством
красоты
,
миром
таинственным
и
фантастическим
,
нашла
отражение
в
этом
произведении
.
В
марте
1848
года
в
Германии
вспыхнула
революция
.
Восставшие
требо
-
вали
ликвидировать
монархию
,
принять
конституцию
,
уравнять
в
правах
все
сословия
.
Шуман
непосредственно
не
участвовал
в
революционной
борьбе
.
Его
болезненно
-
нервная
,
впечатлительная
натура
не
могла
примириться
с
жестокой
действительностью
.
В
связи
с
происходящими
событиями
Шуман
сочинил
3
мужских
хора
на
революционные
тексты
и
4
марша
для
фортепиа
-
но
,
назвав
их
«
Республиканскими
». «
Я
не
смог
найти
лучшего
выхода
для
своего
возбуждения
–
они
написаны
буквально
в
пламенном
порыве
», -
отме
-
чал
Шуман
.
Заключение
Фортепианное
наследие
Шумана
позволяет
отвести
ему
одно
из
первых
мест
в
славной
плеяде
музыкантов
-
романтиков
,
чье
творчество
так
ярко
рас
-
цвело
во
второй
четверти
XIX
века
.
Музыка
Шумана
дает
полное
основание
поставить
ее
автора
в
один
ряд
с
Шопеном
,
Берлиозом
,
Листом
,
Мендельсо
-
10
ном
.
Как
и
все
его
талантливые
современники
,
Шуман
непрестанно
обогащал
свое
искусство
.
Поиски
нового
он
вел
во
всех
направлениях
.
Шуман
стре
-
мился
отразить
в
музыке
новые
явления
жизни
,
искал
возможности
исполь
-
зовать
в
сочинениях
необычные
краски
,
тембровые
сочетания
,
создавал
про
-
изведения
своеобразной
формы
.
Даже
когда
композитор
обращался
к
пьесам
,
ставшим
традиционными
,
он
раздвигал
уже
установившиеся
рамки
,
вводил
в
них
что
-
то
новое
.
Такая
характерная
для
творчества
художников
-
романтиков
черта
,
как
элемент
личного
,
значительная
степень
автобиографичности
, -
яр
-
ко
проявилась
и
у
Шумана
.
Умение
сделать
личное
общепонятным
отличает
выдающихся
композиторов
.
Автор
почти
30
крупных
фортепианных
произведений
,
Шуман
выделяется
в
музыкальном
мире
.
Постоянные
творческие
поиски
,
стремление
по
-
новому
увидеть
жизнь
наложили
своеобразный
отпечаток
на
его
музыку
.
Глубоко
оригинальные
и
по
содержанию
,
и
по
форме
,
его
произведения
легко
узнать
.
Типичные
для
композитора
музыкальные
образы
и
средства
музыкальной
выразительности
(
мелодия
,
гармония
,
ритм
и
т
.
п
.)
всегда
имеют
неповтори
-
мые
«
шумановские
»
черты
.
Их
ясно
ощутит
каждый
,
кто
познакомится
по
-
ближе
с
его
творчеством
.
Краткий
список
фортепианных
сочинений
Р
.
Шумана
«
Бабочки
» (
соч
. 2). 1829-1831.
«
Токката
» (
соч
. 7). 1830 (
нов
.
ред
. – 1833).
«
Симфонические
этюды
» (
соч
. 13). 1834.
Соната
№
1 (
соч
. 11). 1833-1835.
«
Карнавал
» (
соч
. 9). 1834-1835.
Соната
№
3 (
соч
. 14). 1835-1836.
«
Фантазия
» (
соч
. 17). 1836.
«
Давидсбюндлеры
»,
первоначально
– «
Танцы
давидсбюндлеров
» (
соч
. 6).
1837.
«
Фантастические
отрывки
» (
соч
. 12). 1837.
Соната
№
2 (
соч
. 22). 1835-1838.
11
«
Детские
сцены
» (
соч
. 15). 1838.
«
Крейслериана
» (
соч
. 16). 1838.
«
Венский
карнавал
» (
соч
. 26). 1839.
«
Альбом
для
юношества
» (
соч
. 68). 1848.
«
Лесные
сцены
» (
соч
. 82). 1848-1849.
Четыре
марша
(
соч
. 76). 1849.
Концерт
для
фортепиано
с
оркестром
(
соч
. 54). 1841-1845.
Список
использованной
литературы
1.
Ванслов
В
.
Эстетика
романтизма
.
М
., 1966.
2.
Воспоминания
о
Роберте
Шумане
/
сост
.,
коммент
.,
предисл
.
О
.
В
.
Лосе
-
вой
;
Пер
.
А
.
В
.
Михайлова
и
О
.
В
.
Лосевой
-
Композитор
. –
М
., 2000.
3.
Грохотов
С
.
В
.
Шуман
и
окрестности
:
Романтические
прогулки
по
«
Альбому
для
юношества
».
М
., 2006.
4.
Грохотов
С
.
В
.
Шуман
:
Карнавал
.
М
., 2009.
5.
Житомирский
Д
.
Роберт
Шуман
,
глава
«
Шуман
и
романтизм
».
М
.,
1964.
6.
Житомирский
Д
.
Заметки
о
музыкальном
романтизме
. – «
Советская
музыка
», 1960,
№
2.
7.
Крюков
А
.
Н
.
Роберт
Шуман
.
Краткий
очерк
жизни
и
творчества
.
Изда
-
тельство
«
Ленинград
», 1961.
8.
Меркулов
А
.
Фортепианные
сюитные
циклы
Шумана
.
М
., 2011.
9.
Музыка
Австрии
и
Германии
XIX
века
,
кн
.
первая
.
Под
ред
.
Цытович
Т
.
Э
.
М
., 1975,
с
. 7-35.
10.
Стасов
В
.
Искусство
XIX
века
.
Избр
.
соч
.
в
3-
х
томах
,
т
. 3.
М
., 1962.
11.
Шуман
Р
.
Избранные
статьи
о
музыке
.
Перевод
с
немецкого
яз
.,
всту
-
пительная
статья
и
примечания
Житомирского
Д
.
В
.
Музгиз
,
М
., 1956.
12.
Шуман
Р
.
Жизненные
правила
для
музыкантов
.
Перевод
с
немецкого
яз
.
и
послесловие
Житомирского
Д
.
В
.
Музгиз
,
М
., 1959.