Напоминание

Произведения Роберта Шумана в фортепианной музыке


Автор: Борзова Юлия Витальевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Статья
Тема: Произведения Роберта Шумана в фортепианной музыке
Раздел: дополнительное образование





Назад




Произведения

Роберта

Шумана

в

фортепианной

музыке

Гениальный

немецкий

композитор

Роберт

Шуман

(1810-1856) –

один

из

выдающихся

представителей

музыкального

романтизма

,

художественного

направления

,

ярко

проявившегося

примерно

с

20-

х

годов

XIX

века

.

Особое

внимание

композиторов

-

романтиков

привлекал

духовный

мир

человека

,

сфе

-

ра

личного

,

лирического

.

Все

это

в

полной

мере

относится

к

Шуману

.

В

его

творчестве

воплощены

искренние

,

открытые

чувства

,

переживания

простого

человека

.

Становление

почерка

композитора

До

1840

года

все

значительные

сочинения

Шумана

были

написаны

ис

-

ключительно

для

фортепиано

.

Начав

заниматься

на

инструменте

в

возрасте

около

семи

лет

,

сыграв

первые

пьески

,

он

уже

пробовал

сочинять

сам

.

В

дет

-

стве

Роберт

завел

большую

нотную

тетрадь

и

записывал

туда

свои

первые

композиторские

опыты

маленькие

танцы

.

В

воспоминаниях

друзей

Шумана

имеются

свидетельства

о

том

,

что

он

был

буквально

одержим

музыкой

,

им

постоянно

владела

потребность

выска

-

зывать

в

звуках

все

,

что

наполняло

его

впечатлительную

душу

.

Еще

в

детст

-

ве

,

садясь

за

рояль

,

Роберт

начинал

фантазировать

,

играть

музыку

,

которую

до

этого

никто

не

слышал

,

да

и

не

мог

услышать

:

она

создавалась

здесь

же

во

время

игры

.

Шуман

умело

«

изображал

»

на

рояле

своих

товарищей

.

Получа

-

лись

замечательные

«

музыкальные

портреты

».

Казалось

,

что

музыка

переда

-

ет

характерные

жесты

человека

,

его

мимику

,

походку

.

Будучи

студентом

,

Шуман

каждый

день

по

нескольку

часов

проводил

за

инструментом

.

Ранним

утром

или

тихим

вечером

,

когда

вокруг

все

смолкало

,

он

играл

любимые

пьесы

,

а

чаще

всего

импровизировал

.

Воспоминания

о

минувшем

дне

,

впечатлениях

и

встречах

рождали

разнообразные

музыкаль

-

ные

мысли

.

Насколько

легко

давались

импровизации

,

настолько

трудно

было

сочинять

«

по

-

настоящему

»,

записывать

,

обрабатывать

музыкальные

мысли

,

темы

.

Шуман

мечтал

создать

симфонии

,

песни

и

другие

произведения

.

Мно

-

2

гие

замыслы

оставались

незавершенными

,

но

к

1830

году

некоторые

сочине

-

ния

,

например

Вариации

,

Токката

для

фортепиано

,

были

закончены

.

В

юности

самые

светлые

мечты

и

надежды

Шумана

заключались

в

стрем

-

лении

стать

настоящим

музыкантом

-

художником

,

пианистом

-

виртуозом

,

своим

искусством

нести

людям

радость

,

пробуждать

в

их

душе

сильные

чув

-

ства

.

В

результате

систематических

занятий

его

композиции

приобрели

стройность

,

логичность

мысли

,

естественно

и

ясно

выливались

в

определен

-

ную

музыкальную

форму

.

Позже

,

предостерегая

молодых

музыкантов

от

по

-

вторения

своей

ошибки

,

Шуман

писал

: «

Изучи

рано

основные

законы

гармо

-

нии

.

Не

бойся

слов

теория

,

генерал

-

бас

,

контрапункт

и

т

.

д

.;

они

приветливо

пойдут

тебе

навстречу

,

если

ты

сделаешь

по

отношению

к

ним

то

же

самое

».

Изучая

музыку

почти

самостоятельно

,

Шуман

особое

внимание

уделял

творчеству

классика

немецкой

музыки

И

.-

С

.

Баха

,

произведения

которого

были

для

Шумана

лучшим

учебником

,

лучшей

школой

.

Шуман

писал

:

«

Только

из

одного

источника

все

могут

вечно

черпать

:

этот

источник

И

.-

С

.

Бах

…«

Баховский

«

Хорошо

темперированный

клавир

»

является

моей

грамматикой

,

притом

лучшей

.

Фуги

я

самостоятельно

проанализировал

одну

за

другой

Польза

от

этого

велика

».

Бах

,

Бетховен

,

Шуберт

были

любимыми

учителями

Шумана

.

Продолжая

сочинять

,

он

постигал

это

искусство

у

выдающихся

композиторов

прошлого

и

настоящего

.

Осенью

1831

года

вышло

из

печати

первое

произведение

Шумана

– «

Ва

-

риации

на

тему

Абегг

».

Одну

знакомую

Шуману

девушку

звали

Мета

Абегг

.

Он

заметил

,

что

ее

фамилия

состояла

из

«

музыкальных

букв

» (a, b, e, gg -

бу

-

квенные

обозначения

,

соответствующие

слоговым

названиям

нот

ля

,

си

-

бемоль

,

ми

,

соль

),

и

сложил

из

них

мелодию

,

на

которую

и

сочинил

вариации

.

Они

были

приняты

к

изданию

.

Вариации

не

вполне

зрелое

произведение

.

Значительно

совершеннее

его

фортепианное

сочинение

«

Бабочки

»,

напечатанное

в

конце

1831

года

.

«

Бабочки

»

3

Это

сочинение

заслуживает

особого

внимания

.

Важнейшие

его

черты

ос

-

тались

характерными

для

всего

фортепианного

творчества

композитора

.

«

Бабочки

» -

произведение

,

состоящее

из

12

небольших

пьес

-

миниатюр

разного

характера

.

Пьесы

быстро

сменяют

друг

друга

,

мелькают

в

пестром

хороводе

.

В

них

мысль

художника

перелетает

от

одного

музыкального

образа

к

другому

,

словно

майская

бабочка

,

порхающая

с

цветка

на

цветок

. «

Бабоч

-

ки

»

написаны

под

впечатлением

романа

«

Озорные

годы

»

Жана

Поля

.

В

последней

сцене

романа

события

происходят

на

карнавале

.

Шумно

,

ве

-

село

,

и

среди

пестрой

толпы

три

главных

персонажа

:

братья

Вульт

,

Вальт

и

девушка

Вина

.

Братья

влюблены

в

нее

,

но

не

знают

,

кому

из

них

она

ответит

взаимностью

.

Во

время

танцев

происходит

объяснение

.

Вина

отдает

свое

сердце

Вальту

.

Вульт

покидает

праздник

.

Эта

картина

возбудила

воображение

Шумана

.

Его

«

Бабочки

» -

музыкаль

-

ные

зарисовки

беззаботно

танцующих

масок

карнавала

,

рядом

с

которыми

полные

глубокого

чувства

миниатюры

,

связанные

с

печалью

Вульта

,

трепет

-

ным

и

радостным

волнением

Вины

и

Вальта

.

В

1830-

х

годах

из

печати

вышли

переложение

для

рояля

«

Каприсов

»

Па

-

ганини

и

фортепианные

пьесы

«

Аллегро

», «

Интермеццо

», «

Экспромт

»

и

дру

-

гие

.

Появились

первые

отзывы

на

музыку

Шумана

.

Критики

отмечали

талант

-

ливость

,

поэтичность

чувств

и

образов

,

воплощенных

в

его

сочинениях

,

но

недоумевали

:

как

получилось

,

что

молодой

композитор

сразу

пошел

своим

,

особым

путем

,

что

его

музыка

так

оригинальна

,

необычна

?

Одни

осуждали

это

,

другие

поощряли

.

Внимая

голосам

рецензентов

,

Шуман

продолжает

свой

путь

.

Творчество

всегда

было

настоятельной

потребностью

Шумана

.

Все

,

что

схватывал

в

окружающей

жизни

его

наблюдательный

глаз

,

что

волновало

его

впечатлительную

натуру

, -

претворялось

в

музыке

.

Хорошо

сказал

об

этом

сам

композитор

: «

Меня

волнует

все

,

что

происходит

на

белом

свете

, -

поли

-

4

тика

,

литература

,

люди

;

обо

всем

этом

я

размышляю

на

свой

лад

,

и

затем

все

это

просится

наружу

,

ищет

выражения

в

музыке

».

Шуман

сочинял

в

это

время

исключительно

для

рояля

.

Он

называл

его

«

близким

и

дорогим

другом

».

За

роялем

ему

было

особенно

легко

высказы

-

вать

в

звуках

то

,

что

лежало

на

сердце

.

«

Карнавал

»

В

1834

году

Шуман

начал

работу

над

большим

фортепианным

произведе

-

нием

«

Карнавал

»

и

закончил

его

в

1835

году

. «

Карнавал

» -

грандиозное

со

-

чинение

.

Оно

эффектно

,

блестяще

и

в

то

же

время

содержательно

.

Компози

-

тор

рисует

перед

слушателями

яркие

музыкальные

картины

праздничного

бала

.

Вот

Арлекин

.

Он

все

время

в

движении

:

то

прыгнет

,

то

спрячется

,

вдруг

поддразнит

кого

-

то

,

состроит

смешную

гримасу

А

это

Пьеро

:

медлитель

-

ный

,

простоватый

,

он

полная

противоположность

Арлекину

.

Среди

других

масок

веселая

,

легкая

танцовщица

Коломбина

,

добродушный

старик

Пан

-

талоне

О

каждом

персонаже

рассказывает

небольшая

пьеска

,

имеющая

соответ

-

ствующее

название

.

Заголовки

помогают

слушателям

более

образно

предста

-

вить

себе

содержание

музыки

,

но

подчас

портрет

создан

так

точно

,

что

и

без

названия

можно

догадаться

,

о

чем

идет

речь

.

Миниатюры

,

подобные

«

Арлекину

»,

дают

возможность

убедиться

в

та

-

ланте

Шумана

к

своеобразным

зарисовкам

-

портретам

,

шаржам

.

Слушаешь

их

,

и

кажется

,

видишь

сценку

или

портрет

:

типичные

для

человека

жесты

,

манеру

держаться

,

говорить

В

«

Карнавале

» 21

миниатюра

.

Они

очень

разнообразны

по

содержанию

:

портреты

,

сценки

,

массовое

веселье

,

шествие

все

это

написано

с

большим

мастерством

и

вдохновением

.

В

каждой

пьесе

найдены

именно

те

краски

и

средства

музыкальной

выразительности

,

которые

лучше

всего

создают

нуж

-

ный

образ

.

5

«

Карнавал

» -

одно

из

первых

крупных

музыкальных

сочинений

Шумана

,

где

он

выводит

давидсбюндлеров

.

Пятая

и

шестая

пьесы

посвящены

наибо

-

лее

активным

из

них

Эвсебию

и

Флорестану

.

Шуман

писал

: «

Флорестан

и

Эвсебий

это

моя

двойственная

натура

».

Мечтательность

и

активность

,

мяг

-

кость

и

резкость

эти

,

противоположные

друг

другу

черты

объединились

в

характере

Шумана

.

Несколько

миниатюр

связано

с

другими

лицами

,

которых

Шуман

также

причислял

к

давидсбюндлерам

.

Пьесы

«

Киарина

»

и

«

Эстрелла

»

посвящены

Кларе

и

Эрнестине

Вик

.

Из

них

особенно

удачна

первая

,

полная

горячего

,

пылкого

чувства

.

Между

миниатюрами

«

Немецкий

вальс

»

и

«

Признание

» -

пьеса

«

Пагани

-

ни

»,

несколько

раньше

пьеса

«

Шопен

».

Эти

номера

сочинены

как

подража

-

ние

задушевно

-

певучей

фортепианной

музыке

Шопена

и

виртуозной

скри

-

пичной

технике

Паганини

.

Заключительная

пьеса

«

Карнавала

» - «

Марш

давидсбюндлеров

против

филистимлян

».

«

Карнавал

» -

в

высшей

степени

типичное

для

Шумана

произведение

.

Зна

-

комство

с

ним

дает

представление

о

некоторых

характерных

чертах

творче

-

ства

композитора

.

Первая

из

них

тесная

связь

музыки

Шумана

со

всей

на

-

правленностью

его

деятельности

.

В

«

Карнавале

»

это

проявилось

особенно

ярко

.

Идейная

основа

произведения

борьба

против

филистерского

,

обыва

-

тельского

духа

,

за

живые

образы

и

искренние

чувства

находится

в

единстве

со

взглядами

композитора

на

искусство

,

на

задачи

,

стоящие

перед

художни

-

ком

.

Мастер

миниатюр

Для

Шумана

типичен

метод

«

музыкальных

зарисовок

»,

в

котором

раскры

-

вается

его

замечательная

способность

ярко

запечатлеть

в

музыке

взволно

-

вавшую

его

сценку

,

свое

настроение

,

набросать

портрет

.

Не

стремясь

развить

отдельные

«

зарисовки

»

в

большое

полотно

,

он

ограничивает

их

рамками

не

-

6

большой

пьесы

-

миниатюры

.

На

этом

методе

основано

большое

количество

других

произведений

композитора

.

Не

менее

характерно

для

творчества

Шумана

стремление

преодолеть

из

-

вестную

ограниченность

излюбленной

им

формы

миниатюры

.

Используя

ее

,

он

пытается

охватить

круг

образов

и

чувств

значительно

более

широкий

,

чем

может

вместить

небольшая

пьеса

.

И

Шуман

достигает

этого

,

объединяя

ряд

миниатюр

,

близких

друг

другу

по

содержанию

,

в

одно

произведение

.

Такие

сочинения

называют

обычно

циклом

миниатюр

.

Подобная

структура

отли

-

чает

многие

композиции

Шумана

.

В

шумановских

циклах

пьесы

,

следуя

одна

за

другой

,

как

бы

обрисовывают

один

сюжет

с

разных

сторон

.

Из

многих

не

-

больших

музыкальных

зарисовок

создается

большая

,

значительная

картина

.

Циклы

миниатюр

Шумана

были

новым

словом

в

музыке

.

Насколько

ти

-

пичны

они

для

него

самого

,

настолько

необычными

оказались

они

среди

му

-

зыки

,

созданной

другими

авторами

.

Правда

,

произведения

,

состоящие

из

ряда

пьес

,

встречались

и

у

других

композиторов

,

но

сочинения

Шумана

и

по

со

-

держанию

,

и

по

методу

воплощения

настолько

отличны

от

них

,

что

воспри

-

нимаются

как

новаторские

,

как

новое

решение

циклической

формы

.

Мастер

музыкальных

зарисовок

,

Шуман

не

ограничился

в

своем

творчест

-

ве

картинками

внешнего

мира

.

Многие

из

его

сочинений

рассказ

о

себе

,

о

личных

переживаниях

.

Эти

сочинения

своеобразные

страницы

дневника

,

с

которым

Шуман

делился

самыми

сокровенными

мыслями

и

чувствами

,

запи

-

сывая

их

не

буквами

,

а

нотами

.

Большинство

произведений

такого

рода

связано

с

Кларой

Вик

.

Созданные

во

второй

половине

1830-

х

годов

,

эти

произведения

отличаются

особой

го

-

рячностью

и

взволнованностью

.

Чувствуется

,

что

композитор

говорит

в

них

о

самом

близком

и

дорогом

для

себя

.

Эта

музыка

излияние

души

.

Шуман

раскрывает

в

этих

произведениях

богатейший

мир

своих

чувств

,

разнообраз

-

нейшие

оттенки

настроений

,

связанных

с

любовью

к

Кларе

.

В

этот

период

возникли

такие

произведения

,

как

«

Фантазия

»,

сонаты

,

«

Крейслериана

»,

«

Давидсбюндлеры

».

Все

это

пьесы

для

фортепиано

.

7

Произведение

,

которое

Шуман

назвал

«

Давидсбюндлеры

»,

близко

«

Ба

-

бочкам

»

и

«

Карнавалу

» -

это

цикл

из

18

пьес

.

Но

здесь

нет

характерных

для

прежних

сочинений

сценок

или

портретов

.

Внимание

композитора

сконцен

-

трировано

на

раскрытии

внутреннего

мира

человека

,

его

переживаний

.

С

Кларой

Шуман

связывает

и

«

Крейслериану

».

Свое

название

это

произ

-

ведение

получило

от

имени

Иоганна

Крейслера

героя

новелл

немецкого

пи

-

сателя

-

романтика

Э

.-

Т

.-

А

.

Гофмана

,

но

заголовок

Шуман

придумал

уже

по

-

сле

того

,

как

музыка

была

сочинена

,

настроения

же

ее

выражают

пережива

-

ния

композитора

.

Основной

музыкальный

образ

«

Крейслерианы

» -

порыви

-

стый

,

стремительный

.

Он

возникает

в

том

или

ином

виде

почти

в

каждой

из

8

пьес

этого

произведения

.

Его

характер

заставляет

снова

вспоминать

о

пыл

-

ком

Флорестане

Сочинения

крупной

формы

Испытания

,

выпавшие

в

середине

1830-

х

годов

на

долю

композитора

,

вдохновили

его

на

создание

нескольких

грандиозных

сочинений

,

потрясаю

-

щих

по

размаху

и

силе

эмоций

.

Среди

них

прежде

всего

следует

назвать

зна

-

менитую

«

Фантазию

».

Замысел

«

Фантазии

»

возник

у

Шумана

в

связи

со

сбором

средств

на

па

-

мятник

Бетховену

. «

Фантазия

»

была

закончена

в

1836

году

.

Это

-

монумен

-

тальное

сочинение

,

состоящее

из

трех

частей

.

К

«

Фантазии

»

близка

Первая

фортепианная

соната

.

В

первом

ее

издании

было

указано

: «

Посвящается

Кларе

Флорестаном

и

Эвсебием

».

Соната

-

од

-

но

из

первых

произведений

,

в

котором

Шуман

обратился

к

традиционной

му

-

зыкальной

форме

.

Но

,

опираясь

на

нее

,

он

в

то

же

время

развивает

,

обогаща

-

ет

классическую

трактовку

сонаты

.

Это

проявилось

,

в

частности

,

в

стремле

-

нии

увеличить

обычное

число

музыкальных

тем

-

образов

.

Так

,

например

,

в

сонате

огромное

смысловое

значение

имеет

вступительный

раздел

,

у

класси

-

ков

обычно

отсутствующий

.

8

К

расширению

рамок

классических

форм

,

введению

в

них

новых

разделов

Шумана

побуждали

свойственные

его

музыке

особая

эмоциональная

насы

-

щенность

,

частая

смена

настроений

.

Создание

таких

масштабных

произведений

,

как

соната

и

«

Фантазия

»,

встречает

специфические

трудности

,

поэтому

работа

над

ними

явилась

для

Шумана

серьезным

экзаменом

.

В

отличие

от

циклов

миниатюр

,

где

основная

задача

композитора

заключалась

в

том

,

чтобы

уловить

,

запечатлеть

настрое

-

ние

,

при

обращении

к

крупным

музыкальным

формам

внимание

автора

уст

-

ремлялось

прежде

всего

на

раскрытие

замысла

произведения

в

процессе

раз

-

вития

музыкальных

образов

,

когда

каждый

из

них

обогащается

новыми

чер

-

тами

,

вступает

во

взаимодействие

с

другими

образами

.

Шуман

убедительно

преодолел

эти

трудности

.

Произведения

крупной

формы

наряду

с

циклами

миниатюр

заняли

почетное

место

в

его

творчестве

.

К

значительным

сочинениям

Шумана

30-

х

годов

относятся

«

Симфониче

-

ские

этюды

».

В

«

Симфонических

этюдах

»

композитор

очень

разнообразно

использует

фортепиано

.

В

отдельных

пьесах

характер

мелодии

,

а

иногда

и

весь

склад

музыки

напоминает

своеобразное

звучание

оркестра

или

его

от

-

дельных

инструментов

.

Это

и

входило

в

замысел

композитора

.

Желание

раз

-

двинуть

привычные

рамки

фортепианной

музыки

,

извлечь

из

этого

инстру

-

мента

новые

яркие

и

своеобразные

краски

черта

вообще

характерная

для

творчества

Шумана

проявилось

здесь

очень

ярко

.

Детские

образы

в

произведениях

Шумана

Некоторые

произведения

Шуман

посвятил

детям

,

которых

он

очень

лю

-

бил

.

Непосредственность

,

доверчивость

,

открытые

сердца

детей

всегда

при

-

влекали

его

.

Наблюдая

за

ними

,

Шуман

подмечал

характерные

черточки

дет

-

ских

натур

,

их

манеру

вести

и

держать

себя

,

их

игры

.

В

1848

году

,

когда

старшей

дочери

Шумана

Марии

исполнилось

7

лет

,

отец

приготовил

ей

подарок

:

несколько

пьесок

для

фортепиано

.

Пьесы

были

написаны

по

силам

ребенку

.

Затем

Шуман

сочинил

еще

несколько

номеров

и

объединил

их

в

сборник

под

названием

«

Альбом

для

юношества

».

Эта

тет

-

9

радь

состоит

из

43

пьес

.

Все

они

связаны

с

жизнью

детей

и

предназначены

для

исполнения

юными

пианистами

.

На

тему

о

детях

у

Шумана

есть

и

другие

произведения

.

Таковы

,

например

,

«

Детские

сцены

»,

сочиненные

им

еще

в

конце

1830-

х

годов

.

Для

«

Детских

сцен

»

Шуман

сочинил

около

30

пьес

,

но

для

издания

отобрал

лишь

13,

кото

-

рые

он

считал

наиболее

удачными

.

В

них

обрисованы

игры

и

серьезные

заня

-

тия

детей

,

их

радости

и

огорчения

.

Мы

найдем

здесь

«

Интересный

рассказ

»,

«

Просьбу

ребенка

», «

Пугало

», «

У

камина

»…

Музыка

многих

пьес

отличает

-

ся

характерной

для

творчества

Шумана

точностью

,

конкретностью

образов

.

Другие

фортепианные

циклы

В

1848-1849

годах

композитор

сочинил

фортепианный

цикл

«

Лесные

сце

-

ны

».

Это

картинки

из

жизни

леса

.

Вот

«

Охотник

,

подстерегающий

дичь

»,

вот

«

Приветливый

уголок

»,

здесь

же

«

Вещая

птица

», «

Проклятое

место

».

Всего

в

сборнике

9

пьес

.

Природа

,

которая

всегда

оставалась

для

Шумана

царством

красоты

,

миром

таинственным

и

фантастическим

,

нашла

отражение

в

этом

произведении

.

В

марте

1848

года

в

Германии

вспыхнула

революция

.

Восставшие

требо

-

вали

ликвидировать

монархию

,

принять

конституцию

,

уравнять

в

правах

все

сословия

.

Шуман

непосредственно

не

участвовал

в

революционной

борьбе

.

Его

болезненно

-

нервная

,

впечатлительная

натура

не

могла

примириться

с

жестокой

действительностью

.

В

связи

с

происходящими

событиями

Шуман

сочинил

3

мужских

хора

на

революционные

тексты

и

4

марша

для

фортепиа

-

но

,

назвав

их

«

Республиканскими

». «

Я

не

смог

найти

лучшего

выхода

для

своего

возбуждения

они

написаны

буквально

в

пламенном

порыве

», -

отме

-

чал

Шуман

.

Заключение

Фортепианное

наследие

Шумана

позволяет

отвести

ему

одно

из

первых

мест

в

славной

плеяде

музыкантов

-

романтиков

,

чье

творчество

так

ярко

рас

-

цвело

во

второй

четверти

XIX

века

.

Музыка

Шумана

дает

полное

основание

поставить

ее

автора

в

один

ряд

с

Шопеном

,

Берлиозом

,

Листом

,

Мендельсо

-

10

ном

.

Как

и

все

его

талантливые

современники

,

Шуман

непрестанно

обогащал

свое

искусство

.

Поиски

нового

он

вел

во

всех

направлениях

.

Шуман

стре

-

мился

отразить

в

музыке

новые

явления

жизни

,

искал

возможности

исполь

-

зовать

в

сочинениях

необычные

краски

,

тембровые

сочетания

,

создавал

про

-

изведения

своеобразной

формы

.

Даже

когда

композитор

обращался

к

пьесам

,

ставшим

традиционными

,

он

раздвигал

уже

установившиеся

рамки

,

вводил

в

них

что

-

то

новое

.

Такая

характерная

для

творчества

художников

-

романтиков

черта

,

как

элемент

личного

,

значительная

степень

автобиографичности

, -

яр

-

ко

проявилась

и

у

Шумана

.

Умение

сделать

личное

общепонятным

отличает

выдающихся

композиторов

.

Автор

почти

30

крупных

фортепианных

произведений

,

Шуман

выделяется

в

музыкальном

мире

.

Постоянные

творческие

поиски

,

стремление

по

-

новому

увидеть

жизнь

наложили

своеобразный

отпечаток

на

его

музыку

.

Глубоко

оригинальные

и

по

содержанию

,

и

по

форме

,

его

произведения

легко

узнать

.

Типичные

для

композитора

музыкальные

образы

и

средства

музыкальной

выразительности

(

мелодия

,

гармония

,

ритм

и

т

.

п

.)

всегда

имеют

неповтори

-

мые

«

шумановские

»

черты

.

Их

ясно

ощутит

каждый

,

кто

познакомится

по

-

ближе

с

его

творчеством

.

Краткий

список

фортепианных

сочинений

Р

.

Шумана

«

Бабочки

» (

соч

. 2). 1829-1831.

«

Токката

» (

соч

. 7). 1830 (

нов

.

ред

. – 1833).

«

Симфонические

этюды

» (

соч

. 13). 1834.

Соната

1 (

соч

. 11). 1833-1835.

«

Карнавал

» (

соч

. 9). 1834-1835.

Соната

3 (

соч

. 14). 1835-1836.

«

Фантазия

» (

соч

. 17). 1836.

«

Давидсбюндлеры

»,

первоначально

– «

Танцы

давидсбюндлеров

» (

соч

. 6).

1837.

«

Фантастические

отрывки

» (

соч

. 12). 1837.

Соната

2 (

соч

. 22). 1835-1838.

11

«

Детские

сцены

» (

соч

. 15). 1838.

«

Крейслериана

» (

соч

. 16). 1838.

«

Венский

карнавал

» (

соч

. 26). 1839.

«

Альбом

для

юношества

» (

соч

. 68). 1848.

«

Лесные

сцены

» (

соч

. 82). 1848-1849.

Четыре

марша

(

соч

. 76). 1849.

Концерт

для

фортепиано

с

оркестром

(

соч

. 54). 1841-1845.

Список

использованной

литературы

1.

Ванслов

В

.

Эстетика

романтизма

.

М

., 1966.

2.

Воспоминания

о

Роберте

Шумане

/

сост

.,

коммент

.,

предисл

.

О

.

В

.

Лосе

-

вой

;

Пер

.

А

.

В

.

Михайлова

и

О

.

В

.

Лосевой

-

Композитор

. –

М

., 2000.

3.

Грохотов

С

.

В

.

Шуман

и

окрестности

:

Романтические

прогулки

по

«

Альбому

для

юношества

».

М

., 2006.

4.

Грохотов

С

.

В

.

Шуман

:

Карнавал

.

М

., 2009.

5.

Житомирский

Д

.

Роберт

Шуман

,

глава

«

Шуман

и

романтизм

».

М

.,

1964.

6.

Житомирский

Д

.

Заметки

о

музыкальном

романтизме

. – «

Советская

музыка

», 1960,

2.

7.

Крюков

А

.

Н

.

Роберт

Шуман

.

Краткий

очерк

жизни

и

творчества

.

Изда

-

тельство

«

Ленинград

», 1961.

8.

Меркулов

А

.

Фортепианные

сюитные

циклы

Шумана

.

М

., 2011.

9.

Музыка

Австрии

и

Германии

XIX

века

,

кн

.

первая

.

Под

ред

.

Цытович

Т

.

Э

.

М

., 1975,

с

. 7-35.

10.

Стасов

В

.

Искусство

XIX

века

.

Избр

.

соч

.

в

3-

х

томах

,

т

. 3.

М

., 1962.

11.

Шуман

Р

.

Избранные

статьи

о

музыке

.

Перевод

с

немецкого

яз

.,

всту

-

пительная

статья

и

примечания

Житомирского

Д

.

В

.

Музгиз

,

М

., 1956.

12.

Шуман

Р

.

Жизненные

правила

для

музыкантов

.

Перевод

с

немецкого

яз

.

и

послесловие

Житомирского

Д

.

В

.

Музгиз

,

М

., 1959.



В раздел образования