Автор: Сироткина Надежда Юрьевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №40 с/п ДШИ
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Игры на уроках хореографии
Раздел: дополнительное образование
Игры на уроках хореографии
Games in choreography lessons
Сироткина Надежда Юрьевна / Sirotkina Nadezhda Yurievna
преподаватель хореографии МАОУ СОШ № 40 с/п ДШИ г. Томска
Аннотация:
Работа «игры на уроках хореографии» посвящена раскрытию
творческих
способностей
и
раскрепощению
младших
школьников
на
уроке
хореографии при использовании игрового метода. Данный материал предназначен для
педагогов хореографии.
Annotation: The work "playing in choreography lessons" is devoted to the disclosure
of creative abilities and the liberation of younger students in a choreography lesson using the
game method. This material is intended for teachers of choreography.
Ключевые слова: танец, хореография, игра, младшие школьники, творческие
способности.
Keywords: dance, choreography, play, younger students, creativity.
Вступление: Традиционно человек сдержан в проявлении своих эмоций, а танец
помогает раскрепоститься, проявить чувственность. С помощью музыки и движений у
человека есть возможность почувствовать своё тело и научиться получать от него
удовольствие.
В
танце
человек
встречается
с
собой
настоящим.
Специфика
развивающего потенциала хореографии в различных видах танцевального искусства
(классический, народный, бальный и историко-бытовой танец) отражена в творчестве
известных
деятелей:
А.Я.
Вагановой,
Н.П.
Базаровой,
К.
Зацепиной
[1,2,3].
Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики,
позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными
резервами в повышении творческих способностей молодого поколения.
Рассматривая хореографию как средство творческого развития школьников
младшего возраста, хотелось бы обратить внимание на следующие синтетические ее
возможности.
Основой
хореографии
является
танец,
как
форма
организации
танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается
танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным
закономерностям. На заре своей истории человеческое общество открыло способы
выражения мыслей, эмоций через движения. Именно хореографическое искусство
успешнее всего реализует развитие двигательных, зрительных и слуховых форм
эмоционального и чувственного восприятия мира, снимает умственное утомление и
даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.
Основная часть: На уроках хореографии в начале года зачастую сталкиваюсь с
мышечной зажатостью школьников и стеснительностью. И здесь мне на помощь
приходит игра. Именно в игре ученики могут раскрепоститься, обрести внешнюю и
внутреннюю свободу и уверенность. Игры – естественный спутник жизни ребенка,
источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством
педагогики. При обучении детей движениям, очень важно использовать игровой
метод,
способствующий
эмоционально-образному
уточнению
представлений
о
характере движений.
На занятии была проведена игра «Огонь». Все играющие садятся по кругу. Они
изображают огонь и их общая задача – станцевать танец костра. Движения могут быть
у каждого свои, или их может «задавать» один человек, быть ведущим, а лучше всего –
каждый из танцующих по очереди.
При проведении игры, где движения
использовались свои, большинство детей испытывали затруднения, отказывались
принимать участие. Вариант повторять за одним человеком давался легче, дети
копировали движения ведущего, и такая форма игры больше вызывала комфорта у
детей. Ребята, которые испытывали затруднения, получили наглядный пример, как
может, выглядит танец костра, и в дальнейшем
на других занятиях смогли
попробовать себя в роли ведущего.
Еще одна увлекательная игра «Танец-сценка». Все играющие делятся на пары,
после чего каждой паре выдается картинка с образами для каждого из них. Дети
распределили роли и придумывали маленькую сценку-танец, где их персонажи
1
встречаются,
и
происходит
действие.
После
этого
подготовленные
танцы
показывались перед всей группой. Примеры для героев: два зайца играются, паучок и
хищный цветок, пень и молодой расточек, щенок и опытный пес, петух и курица, муха
и корова, лошадь и овца. Более подробно описаны следующие сценки:
Человек и дракон. Ученики из моей группы показали сюжет, где человек
встретился с драконом, произошла борьба и человек победил, и забрал золото,
которое охранял дракон.
Радостный слон и бабочка. Обучающиеся показали, что бабочка была грустная и
слон позвал ее играть на полянке, во время веселья слон наступи на бабочку
случайно. Бабочке стало тяжело взлетать, ведь слон повредил ей крыло, он тут
же сбегал за врачом, чтобы оказать первую помощь. Врач вылечил бабочку, и
она порхала как раньше.
Птичка и кот. Дети показали сюжет, где кот гонялся за птичкой, а та ему по
макушке настучала клювом и улетела, а кот остался сидеть грустный.
Так же была проведена игра «Зеркало». Музыкальное сопровождение по выбору
педагога. Исходное положение – дети свободно размещаются на площадке по парам,
лицом друг к другу,
чтобы было небольшое пространство между ними.
Один –
смотрящий в зеркало (водящий). Второй – отражение в этом зеркале. Под музыкальное
сопровождение водящий показывает движения, а второй ученик зеркально повторяет.
Движения заранее не придумываются и не должны быть сложными. Потом пара
меняется ролями. Задача в том чтобы, обучающиеся были внимательны и синхронно
исполняли движения. Нужно распределить по парам, так что бы, дети которые
испытывают затруднения в проявлении себя, находились с теми учениками, которые
более активно могут показать движения, творчески подойти к выполнению задания.
При смене водящих, некоторые дети не хотели быть ведущими, но быть отражением
им нравилось. Тогда пары с этими детьми играли по второму кругу.
В таких играх дети принимали участие с большим энтузиазмом, они помогали
друг другу в подборе движений, не боялись быть смешными. Используя танцевальные
2
сценки, дети показали свою оригинальность, что характеризуется с основными
особенностями творческого мышления.
Заключение: Таким образом, игры на уроках хореографии необходимы не
только сами по себе, но через их выражение в виде танца прививаются ребенку
важные качества, направленные на устойчивость развития, культуру и мировоззрение,
всё то, что формирует из него развитую гармоничную личность. Младший школьный
возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от
того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть
творческий потенциал взрослого человека. Развитие младших школьников и влияние
на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя
основывается на уважении и понимании учащихся, умении использовать игровой
метод, как инструментарий для развития творческих способностей.
Список литературы:
1.
Азарова,
Л.Н.
Как
развивать
творческую
индивидуальность
младших
школьников // Начальная школа. – М., 1998. – № 4. – 81с.
2.
Базарова, Н. П. Классический танец/Н.П. Базарова. - М.: Искусство, 2009. - 200 c.
3.
Ваганова, А.Я. Основы классического танца А.Я. Ваганова. - СПб: Издательство
Лань, 2000. - 192 с.
4.
Ветлугина,
Н.А.
Российская
педагогическая
энциклопедия.
М.:
Большая
Российская энциклопедия, 1993.- 142 с.
5.
Зацепина, К. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М., 1976. - 364 с.
6.
Миронов, Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. //
Начальная школа. – М., 2004. – № 6. – 42с.
7.
Мухина,
В.С.
Возрастная психология: феноменология развития,
детство,
отрочество. – М., 2004. – 456 с.
3