Напоминание

"Создание экологической тропы"


Автор: Сергеева Светлана Владимировна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ лицей 410
Населённый пункт: Санкт-Петербург г. Пушкин
Наименование материала: статья
Тема: "Создание экологической тропы"
Раздел: начальное образование





Назад




Сергеева Светлана Владимировна

Воспитатель ГПД

ГБОУ лицей № 410

Санкт-Петербург, г. Пушкин

«СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ»

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

А. Смирнов

Главным звеном в работе по экологическому воспитанию учащихся является

правильная организация взаимоотношений людей с окружающей природой. Это

возможно

в

результате

прокладки

специальных

оборудованных

маршрутов:

«Познавательные тропы природы» или «Учебные экологические тропы».

Назначение

экологической тропы состоит в том, чтобы создать условия для

воспитания экологически грамотных людей, для формирования культуры поведения

человека в окружающей среде.

Основная цель

экологической тропы состоит во

взаимосвязи трех компонентов: отдыха, воспитания и обучения. В задачу обучения

входит расширение естественно - научного кругозора посетителей, воспитания -

формирование чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и

ответственности за ее судьбу.

Учебная экологическая тропа рассчитана на многие категории посетителей. Кроме

педагогов, воспитателей, учеников, ее посещают и студенты, и дети старших групп

дошкольных учреждений, и отдыхающие (туристы).

Большое значение имеет тропа для учащихся школ. Они овладевают на ней частью

программного учебного материала (по окружающему миру, природоведению и др.), а

также:

1) изучают объекты и явления природы,

2) познают виды природопользования,

3) приобретают опыт взаимодействия человека и природы,

4) пропагандируют идеи охраны природы среди населения.

По сути, экологическая тропа - это учебно-просветительный кабинет в природных

условиях.

Начало организации экологической тропы определяется выбором маршрута.

Общая протяженность должна соответствовать возможности ее прохождении за

3 часа экскурсионного времени. Ориентировочно это маршрут длиной 2 км. Это самый

продолжительный маршрут, рассчитанный на педагогов. Для учащихся старших классов

он должен быть не более 2 часов, а для детой младшего школьного возраста 40-60 минут.

Оборудование экологической тропы

начинается с прокладки на местности

маршрута и составления крупномасштабной карты-схемы. К оборудованию тропы нужно

привлекать школьников, которые могут создать своими руками целый ряд объектов,

вписав их в ландшафт, окружающий тропу.

Объектами для создания экологических троп могут выступать:

1)

городские леса, парки,

2)

пришкольная территория,

3)

зоны отдыха,

4)

искусственные агробиоценозы.

Любая тропа должна удовлетворять следующим требованиям:

1)

быть привлекательной, доступной и информативной: знаки, щиты;

2)

прокладываться по уже существующей дорожно-тропиночной сети;

3)

избегать монотонных, однотипных природных сообществ;

4)

чередовать открытые места с лесом, ровный рельеф с пересеченным, уголки

нетронутой природы с участками, подвергшимися антропогенному воздействию.

Для этого необходимо:

1)

в качестве природных объектов выбирать виды растений и животных,

сообщества культурных растений, формы рельефа, почвы и т.п.;

2)

оборудовать места перехода по тропе, создать микрозаказники для насекомых,

площадки с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц;

3)

организовать просветительскую работу по вопросам природопользования;

4)

в качестве антропогенных объектов использовать транспортные магистрали,

сельскохозяйственные

угодья,

сооружения,

водоисточники,

заповедные

территории.

Работа по созданию экотропы проводится в несколько этапов.

Первый этап - организационный. Создается инициативная группа по организации

учебной экотропы. Это может быть педагог и небольшая группа учащихся. На этом этапе

определяются задачи, объем работы, порядок действий и место каждого в предстоящем

деле. С помощью преподавателя все желающие разбиваются на бригады, с учетом их

интересов и способностей. Составляется общий план работы по созданию экологической

тропы и план действий для каждой бригады.

Второй этап – прокладка маршрута экологической тропы и составление карты

Желательно привлекать к работе группы в качестве консультантов преподавателей

биологии, истории, труда, рисования и других специалистов. Педагог с инициативной

группой тщательно обследует маршрут тропы, определяет объекты экскурсионного

показа, места расположения обзорных площадок и площадок для отдыха, места

установки информационных досок, указателей, макетов и других элементов оформления.

Составляется крупномасштабная карто-схема маршрута с указанием всех объектов

(естественных и искусственных) и перечень элементов оформления, которые нужно

будет установить на маршруте, с указанием тематики содержания стендов и табличек.

Третий этап

– оформление и благоустройство экотропы. После того как

определен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, бригада

дизайнеров- оформителей под руководством учителей рисования и труда разрабатывает

проект оформления маршрута. Одновременно информационная бригада занимается

информационным содержанием работы – подготовкой призывов, лозунгов, научных и

художественных текстов для стендов, разработкой правил поведения на экологической

тропе.

Затем совместными усилиями проводят благоустройство экотропы: убирают

мусор, расчищают места отдыха и обзорные площадки, согласно проекту устанавливают

на местности все изготовленные объекты, стараясь при этом наилучшим образом вписать

их в природный ландшафт. Для дополнительного оформления экотропы можно также

использовать покинутые, но хорошо сохранившиеся птичьи гнезда. Их аккуратно

переносят и укрепляют в естественной обстановке вдоль маршрута. Так, участвуя в

коллективной

работе

по

оформлению

экотропы,

дети

приобретают

навыки

планирования, самообразования, делового общения, совместного решения проблем и

взаимопомощи.

При благоустройстве экологической тропы помните, что ее оформление – не

самоцель, а вспомогательное средство. Для ее оформления желательно использовать

местные природные материалы.

Самый простой вариант оборудования экотропы следующий. В начале и в конце

экотропы устанавливают информационные щиты с названием, карто-схемой экотропы и

краткой информацией о маршруте и правилами для посетителей. На всех основных

пунктах маршрута размещают небольшие таблички или столбики-указатели с номерами

и названиями точек.

В то время, пока проводится оформление маршрута, бригада экскурсоводов вместе

с

курирующим

экотропу

преподавателем

определяют

тематику

и

содержание

познавательных экскурсий, составляют паспорт экотропы и описание экскурсионных

объектов.

Экскурсоводами

становятся

наиболее

заинтересованные

и

активные

обучающиеся.

Экскурсии,

которые

проводят

сами

школьники,

производят

на

посетителей экотропы более сильное впечатление, чем беседа взрослого экскурсовода.

Четвертый этап – начало работы экотропы. К этому моменту экотропа готова

для проведения экскурсий: маршрут оборудован, подготовлено описание экскурсионных

объектов, составлен и утвержден паспорт экотропы и план ее работы.

Для наполнения экотропы на маршруте создаются ботанические питомники,

микрозаказники для насекомых, искусственные гнездовья, кормушки для птиц,

почвенные разрезы, искусственные кострища и другие объекты, необходимые для

проведения экскурсий. Периодически проводится инвентаризация и ремонт объектов

оформления, обновляются тексты на информационных щитах.

При

изготовлении

информационных

щитов

необходимо

учитывать

определенные требования. Информационные щиты не должны содержать слишком

много текста. Результаты исследований, проводившихся в музеях и зоологических садах,

показывают, что посетители тратят на чтение плакатов от 30 до 45 секунд, после чего

переходят к следующему экспонату. Взрослые читают со скоростью около 250-300 слов

в минуту. Не так уж много!

1)

Текст должен быть понятным и не вызывать трудностей при чтении.

2)

Представление текста и иллюстраций должно быть таким, чтобы они легко

запоминались.

3)

Шрифт и ширина колонок текста должны способствовать легкости чтения.

Заголовки текста должны располагаться на поле таким образом, чтобы было

понятно, какая информация является наиболее важной.

4)

Помните о визуальном балансе. Используйте черновой вариант для того, чтобы

решить, не смещен ли центр «тяжести» плаката в одну сторону.

5)

Не используйте прописных букв. Это сильно затрудняет чтение.

6)

Используйте наклонный шрифт только для небольших абзацев.

7)

Избегайте разрывов слов - это затрудняет чтение.

8)

Убедитесь, что межстрочный интервал больше размера шрифта.

9)

Чем больше размер шрифта, тем с большего расстояния его можно прочитать.

Хорошо, если в самом начале природной тропы будет установлен плакат,

приветствующий

туристов.

Кроме

приветствия,

плакат

должен

давать

общее

представление о местности и информацию о том, что ожидает туристов на маршруте. Так

же не забывайте регулярно обновлять содержание ваших информационных щитов и

указателей и поддерживать их в надлежащем состоянии.

В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки

большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел

своих земляков, наконец, результаты личного участия школьников в охране природных

богатств родного края.

Перед тем как приступить к прохождению маршрута школьников необходимо

познакомить с правилами поведения на тропе. Информационный стенд содержит

следующий текст:

Пожалуйста:

Не разводите костры. Этим вы можете нанести вред природе, и ее обитателям

станет больно.

Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор забрать с собой или выбросите

его в мусорный бак. Природа будет вам благодарна.

Ничего не бросайте в природные водоемы, не стоит загрязнять их. Там тоже есть

жизнь.

Не ломайте деревья и кустарники. Они являются важной частью в природной

экосистеме.

Не делайте надписей на деревьях, памятниках истории и культуры, стендах и

указателях. Не надо оставлять после себя такую память на долгие времена.

С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками

и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не Ваша, а их заповедная

территория.

По этой же причине не берите с собой на экотропу домашних животных. Дикие и

домашние животные вряд ли поймут друг друга.

Если на маршруте Вам встретится дикий зверь, не подходите близко к нему - это

опасно для Вас. И не делайте попыток кормить диких животных - это опасно для

них.

Идя по тропе или находясь на остановке, не создавайте лишнего шума, зря не

кричите. Будете вести себя тихо - увидите больше и услышите больше.

По возможности не сходите с тропы: Вы можете нечаянно спугнуть птицу с гнезда

или наступить на какого-нибудь жука - и тем самым нарушить естественное

равновесие в природной экосистеме. Единственное исключение - чрезвычайные

обстоятельства.

Не заготавливайте «дары природы», не собирайте лекарственные растения, не

рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и

радуют не толь ко Вас, но и тех, кто придет после.

Берите на память о природе тех мест, что Вы посетили, только фотографии и Ваши

воспоминания. Это самое ценное, что природа может Вам подарить.

В итоге работы оформляют паспорт на экологическую тропу, который содержит

следующие положения:

1.

Местонахождение.

2.

Значение тропы.

3.

Направление маршрута (ориентиры на местности, расстояния).

4.

Необходимые мероприятия.

5.

Изучаемые природные объекты.

6.

Ответственный за охрану тропы.

7.

Время создания тропы.

Благодаря экскурсиям, проводимых на экологической тропе, у детей развивается

интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, улучшаются знания.

Для коллектива учителя экологическая тропа дает возможность реализовать учебные,

научные и воспитательные цели.

Для коллектива учеников экологическая тропа дает возможность реализовать

творческий, исследовательский, учебный потенциал.



В раздел образования