Напоминание

Конфликты в нашей жизни и способы их разрешения


Автор: Крикун Елена Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом №10" им. Н.К.Крупской
Населённый пункт: п.Иноземцево
Наименование материала: Статья
Тема: Конфликты в нашей жизни и способы их разрешения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конфликты в нашей жизни и способы их разрешения

Не зли других и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире.

И, если что не так- смирись!

Будь поумней и улыбнись.

Холодной думай головою.

Омар Хайям

Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить

некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.

Задачи;

1.ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация»,

2. узнать способами предупреждения конфликтов;

Форма проведения: час общения.

Оформление:

Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу",

Способы

предупреждения

конфликтов:

мягкое

противостояние,

конструктивное предложение.

План

I. Мотивация: ситуация – провокация.

Беседа по эпиграфу

II. Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»

III. Мини-лекция «Эти вредные конфликты».

IV. Практикум. Способы предотвращения конфликтов:

1. Мягкое противостояние.

2. Конструктивное предложение.

3. Составление памятки « Учимся жить без конфликтов».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

1. Вступление

Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию- провокацию. К

доске выходят 2 учащихся. Им даётся игровое задание: быстро и красиво

нарисовать здание. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала,

потому, что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру

несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые

претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша современная

и т.д. Затем учитель даёт возможность учащихся закончить рисунок. После

чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание,

например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей

в игре нет.

Учащиеся после выполнения задания расстроены

(Возмущение уч-ся)

Учитель: Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)

Почему он произошел ? (Комментарии учащихся: плохо объяснили, что

нужно сделать, не обговорили правила выполнения рисунка.)

Учитель Верно, поэтому тема нашего занятия

«Конфликты в нашей жизни и способы их разрешения». (СЛАЙД1)

Эпиграф (СЛАЙД»)

Учитель: К теме нашего занятия я взяла слова персидского поэта и

философа Омара Хайяма. Как вы понимаете значение этих слов

Учитель. Определите цели и задачи нашего занятия. (СЛАЙД3)

2. Беседа.

Учитель. Объясните, что значит по вашему мнению, «конфликт» и

« конфликтная ситуация»?

Учащиеся. Конфликт – это ситуация, в которой двое или несколько человек

не хотят уступать друг другу и не могут найти общего решения.

Учитель. Конфликт – это столкновение мнений, интересов, выборов,

которые могли возникнуть между людьми или группами людей. (СЛАЙД4)

Учитель: Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и

друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.

Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки

мудрецов. (Слайд 5)

Мудрецы и слон.

Давным – давно в маленьком городе жили – были шесть слепых мудрецов.

Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я

знаю,- сказал один мудрец, - мы ощупаем его». – «Хорошая идея, - сказали

другие, - тогда мы будем знать, какой он слон». Итак, шесть человек пошли

смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно

двигалось вперёд – назад. «Слон похож на веер!»- закричал мудрец. Второй

мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!»- воскликнул он. «Вы оба

не правы, - сказал третий, - он похож на верёвку». Этот человек нащупал

слоновый хвост. «Слон похож на копьё», - воскликнул четвёртый. «Нет, нет,-

закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок

слона. Шестой мудрец дёргал слона за хобот. «Вы все не правы, - сказал он, -

слон похож на змею». «Нет на верёвку!» - «Змея!» - «Вы ошибаетесь!» - Я

прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не

узнали, как выглядит слон.

Учитель: Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

( уч – ся. )Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли

чувствовать его руки. В результате каждый думает, что он открыл истину и

знает, на что похож слон, никто не хотел слушать, что говорят другие.)

Учитель. Совершенно верно. У них возник конфликт, основанный на

различиях в восприятии- это один из разновидностей конфликта. Ученые

выявляют и другие формы конфликта. (СЛАЙД6)

Разновидности конфликтов.

Самый распространённый – неуправляемый конфликт

.

Вот в автобусе вам кто – то наступил на ногу и вы возмутились. «Вот нахал

даже не извинился!»Теперь уже тот вынужден нападать: «Не нравится, на

такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.

Другой

вид

конфликта

холодная

напряжённость

(внутренний

конфликт)

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь

своим правом, пытается обойти всех. Но вот кто-то не выдерживает и

протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть

и

третья

разновидность

избегание,

когда

человек

явно

показывает, что не хочет поддерживать общение.

Учитель. В своей жизни вы, наверное, сталкивались с конфликтами,

конфликтными ситуациями. Опишите их, и что вы при этом чувствовали .

Учащиеся. Раздражение, гнев, обиду, угнетённое состояние, страх, злость.

Учитель. Судя по вашим ответам, вы испытывали отрицательные эмоции, в

основном гнев, раздражение, обиду, а это все приносит нам вред.

В чём же вред таких конфликтов? (мозговой шиурм)

(СЛАЙД7)

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых,

на

каждую

минуту

конфликта

приходится

20

минут

последующих переживаний.

В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце,

сосуды

Возникает трещина в отношениях

Учитель. А можно ли было избежать конфликта? Каким образом?

Учащиеся. Наверное, можно. Надо было поговорить с этим человеком, либо

уйти, а через некоторое время, когда успокоюсь, подойти к нему и спокойно

поговорить, возможно, был прав он, а не я. ( Но может быть и другой ответ.)

Учитель. Иными словами, надо было не злиться и кричать (а то и кидаться

драться), а сохранять спокойствие.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.

Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы -

это фраза типа: «Да брось ты!», «Чего ты понимаешь!», «Ты вроде умный

человек, а говоришь такую чепуху!»

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется»,

«может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т.д.

3.

Практикум

.

Способы предотвращения конфликтов (СЛАЙД8)

Учитель. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить.

Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого

существует

множество

способов.

Мы

рассмотрим

два

самых

распространенных. (СЛАЙД8) Первый способ предупреждения конфликта

- это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное

возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою

позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется

«конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть

выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

Работаем в парах по группам .

Работа в парах по группам

Мягкое противостояние- 1 гр, Конструктивное предложение- 2 гр

Учитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу

учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние.

Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы:

- Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами

пользуются другие.

- Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими

одному.

Конструктивное предложение- 2 гр

(Дети высказываются также, как и в предыдущем случае.)

Примерные ответы детей:

- Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники,

давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.

- Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас

есть такие портфели на колесиках и с выдвигающейся ручкой, как чемоданы.

Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?

Учитель. Спасибо, у вас все хорошо получилось.

Мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа

поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить

собственное достоинство.

В заключение классного часа классный я хочу предложить вам оформить

памятку

« Учимся жить без конфликтов».(Слайд9)

1.

Не говорите сразу с взвинченным, возбуждённым человеком.

2.

Если вам предстоит сказать что – то неприятное , постарайтесь создать

доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

3.

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его

место».

4.

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не

скупитесь на похвалу.

5. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте

выше мелочных разборок

4. Подведение итогов (рефлексия) (СЛАЙД10)

Учитель. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли

уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться

способами предотвращения и погашения конфликтов?

Примерные ответы детей:

- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать

конфликтов.

- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может

быть, все окажется сложнее.

- Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не

было бы конфликтов.

- Я уверена, что смогу избежать конфликтов.

- Умный человек никогда не доведет дела до конфликта

Учитель : Наш классный час мне хочется закончить такими словами

:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.



В раздел образования