Автор: Крикун Елена Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом №10" им. Н.К.Крупской
Населённый пункт: п.Иноземцево
Наименование материала: Статья
Тема: Конфликты в нашей жизни и способы их разрешения
Раздел: дополнительное образование
Конфликты в нашей жизни и способы их разрешения
Не зли других и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире.
И, если что не так- смирись!
Будь поумней и улыбнись.
Холодной думай головою.
Омар Хайям
Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить
некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.
Задачи;
1.ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация»,
2. узнать способами предупреждения конфликтов;
Форма проведения: час общения.
Оформление:
Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу",
Способы
предупреждения
конфликтов:
мягкое
противостояние,
конструктивное предложение.
План
I. Мотивация: ситуация – провокация.
Беседа по эпиграфу
II. Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»
III. Мини-лекция «Эти вредные конфликты».
IV. Практикум. Способы предотвращения конфликтов:
1. Мягкое противостояние.
2. Конструктивное предложение.
3. Составление памятки « Учимся жить без конфликтов».
VII. Заключительное слово.
VIII. Подведение итогов (рефлексия).
1. Вступление
Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию- провокацию. К
доске выходят 2 учащихся. Им даётся игровое задание: быстро и красиво
нарисовать здание. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала,
потому, что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру
несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые
претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша современная
и т.д. Затем учитель даёт возможность учащихся закончить рисунок. После
чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание,
например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей
в игре нет.
Учащиеся после выполнения задания расстроены
(Возмущение уч-ся)
Учитель: Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)
Почему он произошел ? (Комментарии учащихся: плохо объяснили, что
нужно сделать, не обговорили правила выполнения рисунка.)
Учитель Верно, поэтому тема нашего занятия
«Конфликты в нашей жизни и способы их разрешения». (СЛАЙД1)
Эпиграф (СЛАЙД»)
Учитель: К теме нашего занятия я взяла слова персидского поэта и
философа Омара Хайяма. Как вы понимаете значение этих слов
Учитель. Определите цели и задачи нашего занятия. (СЛАЙД3)
2. Беседа.
Учитель. Объясните, что значит по вашему мнению, «конфликт» и
« конфликтная ситуация»?
Учащиеся. Конфликт – это ситуация, в которой двое или несколько человек
не хотят уступать друг другу и не могут найти общего решения.
Учитель. Конфликт – это столкновение мнений, интересов, выборов,
которые могли возникнуть между людьми или группами людей. (СЛАЙД4)
Учитель: Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и
друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки
мудрецов. (Слайд 5)
Мудрецы и слон.
Давным – давно в маленьком городе жили – были шесть слепых мудрецов.
Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я
знаю,- сказал один мудрец, - мы ощупаем его». – «Хорошая идея, - сказали
другие, - тогда мы будем знать, какой он слон». Итак, шесть человек пошли
смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно
двигалось вперёд – назад. «Слон похож на веер!»- закричал мудрец. Второй
мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!»- воскликнул он. «Вы оба
не правы, - сказал третий, - он похож на верёвку». Этот человек нащупал
слоновый хвост. «Слон похож на копьё», - воскликнул четвёртый. «Нет, нет,-
закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок
слона. Шестой мудрец дёргал слона за хобот. «Вы все не правы, - сказал он, -
слон похож на змею». «Нет на верёвку!» - «Змея!» - «Вы ошибаетесь!» - Я
прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не
узнали, как выглядит слон.
Учитель: Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
( уч – ся. )Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли
чувствовать его руки. В результате каждый думает, что он открыл истину и
знает, на что похож слон, никто не хотел слушать, что говорят другие.)
Учитель. Совершенно верно. У них возник конфликт, основанный на
различиях в восприятии- это один из разновидностей конфликта. Ученые
выявляют и другие формы конфликта. (СЛАЙД6)
Разновидности конфликтов.
Самый распространённый – неуправляемый конфликт
.
Вот в автобусе вам кто – то наступил на ногу и вы возмутились. «Вот нахал
даже не извинился!»Теперь уже тот вынужден нападать: «Не нравится, на
такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.
Другой
вид
конфликта
–
холодная
напряжённость
(внутренний
конфликт)
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь
своим правом, пытается обойти всех. Но вот кто-то не выдерживает и
протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть
и
третья
разновидность
–
избегание,
когда
человек
явно
показывает, что не хочет поддерживать общение.
Учитель. В своей жизни вы, наверное, сталкивались с конфликтами,
конфликтными ситуациями. Опишите их, и что вы при этом чувствовали .
Учащиеся. Раздражение, гнев, обиду, угнетённое состояние, страх, злость.
Учитель. Судя по вашим ответам, вы испытывали отрицательные эмоции, в
основном гнев, раздражение, обиду, а это все приносит нам вред.
В чём же вред таких конфликтов? (мозговой шиурм)
(СЛАЙД7)
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых,
на
каждую
минуту
конфликта
приходится
20
минут
последующих переживаний.
В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце,
сосуды
Возникает трещина в отношениях
Учитель. А можно ли было избежать конфликта? Каким образом?
Учащиеся. Наверное, можно. Надо было поговорить с этим человеком, либо
уйти, а через некоторое время, когда успокоюсь, подойти к нему и спокойно
поговорить, возможно, был прав он, а не я. ( Но может быть и другой ответ.)
Учитель. Иными словами, надо было не злиться и кричать (а то и кидаться
драться), а сохранять спокойствие.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.
Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы -
это фраза типа: «Да брось ты!», «Чего ты понимаешь!», «Ты вроде умный
человек, а говоришь такую чепуху!»
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется»,
«может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т.д.
3.
Практикум
.
Способы предотвращения конфликтов (СЛАЙД8)
Учитель. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить.
Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого
существует
множество
способов.
Мы
рассмотрим
два
самых
распространенных. (СЛАЙД8) Первый способ предупреждения конфликта
- это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное
возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою
позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется
«конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть
выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.
Работаем в парах по группам .
Работа в парах по группам
Мягкое противостояние- 1 гр, Конструктивное предложение- 2 гр
Учитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу
учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние.
Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Примерные фразы:
- Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами
пользуются другие.
- Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими
одному.
Конструктивное предложение- 2 гр
(Дети высказываются также, как и в предыдущем случае.)
Примерные ответы детей:
- Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники,
давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.
- Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас
есть такие портфели на колесиках и с выдвигающейся ручкой, как чемоданы.
Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?
Учитель. Спасибо, у вас все хорошо получилось.
Мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа
поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить
собственное достоинство.
В заключение классного часа классный я хочу предложить вам оформить
памятку
« Учимся жить без конфликтов».(Слайд9)
1.
Не говорите сразу с взвинченным, возбуждённым человеком.
2.
Если вам предстоит сказать что – то неприятное , постарайтесь создать
доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
3.
Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его
место».
4.
Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не
скупитесь на похвалу.
5. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте
выше мелочных разборок
4. Подведение итогов (рефлексия) (СЛАЙД10)
Учитель. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли
уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться
способами предотвращения и погашения конфликтов?
Примерные ответы детей:
- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать
конфликтов.
- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может
быть, все окажется сложнее.
- Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не
было бы конфликтов.
- Я уверена, что смогу избежать конфликтов.
- Умный человек никогда не доведет дела до конфликта
Учитель : Наш классный час мне хочется закончить такими словами
:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.