Автор: Урбаева Вера Раднабазаровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ Баяндаевского района
Населённый пункт: д. Бадагуй
Наименование материала: план-конспект
Тема: Пословицы и поговорки
Раздел: дополнительное образование
Урбаева Вера Раднабазаровна,
педагог дополнительного
образования МБУ ДО ДДТ
Баяндаевского района
План – конспект открытого занятия.
Тема урока: «Бурятские пословицы и поговорки».
Цель урока: сформировать и систематизировать знания, умения и навыки по
теме «Пословицы и поговорки» для воспитания толерантной личности с
развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, знающего свой язык,
традиции и обычаи, адаптированную к жизни в обществе, готовую к
осознанному
выбору
и
освоению
профессиональных
образовательных
программ.
Планируемые результаты:
знание понятий малые жанры фольклора,
пословицы, поговорки; умение различать две жанровые формы, уместно
использовать пословицы и поговорки, работать в парах, в группах.
Задачи урока:
1.
Образовательные:
формировать умение различать малые жанры
фольклора, такие как пословица и поговорка;
обучить умению
анализировать смысл пословиц и поговорок; расширять представления
о культуре и истории родного края.
2.
Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;
3.
Воспитательные: воспитывать посредством анализа пословиц любовь
к родной литературе, к малой родине и своей семье.
Тип урока: занятие-игра.
Аннотация:
Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости.
Разработанный урок помогает усвоить сложное понятие «пословица»,
знакомит со значениями многих поговорок и позволяет ученику учиться
использовать «народную мудрость» в речи, понимать глубокий философский
смысл достаточно простых, часто слышимых пословиц.
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы:
- применяемая технология:
- информационные (формирование знаний, умений, навыков)
-эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений)
-эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений)
-эвристические (развитие творческих способностей)
- методы организации работы:
- словесные методы (беседа, чтение);
- наглядные (демонстрация презентации);
- проблемно-поисковый;
- метод рефлексивной самоорганизации.
-формы организации работы:
- групповая;
- индивидуальная.
Оборудование и ТСО:
- компьютер, проектор.
Дидактическое обеспечение занятия:
- компьютерная презентация;
Ход урока.
I.
Организационный момент
II.
Проверка домашнего задания по теме «Бурятские пословицы
и поговорки».
III. Актуализация знаний
1.
Приведите примеры малых жанров устного народного творчества.
Какие жанры вы знаете? (Загадки, считалки, пословицы, поговорки)
2.
Какие пословицы и поговорки вы знаете? Как вы думаете, что такое
пословица, а что такое поговорка?
3.
Давайте попробуем выяснить это, убедившись на разных примерах.
IV. Работа по теме урока.
1.
Слово учителя
Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков.
Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.
Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно:
первоначально люди стали записывать в виде поговорок особенности быта.
Их передавали из уст в уста, а затем стали собирать и записывать.
Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей.
Пословица
и поговорка – это отражение народного сознания.
Через
использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к
месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько
предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.
2.
Сравнение пословицы и поговорки.
Ребята,что же такое пословица?
ПОСЛОВИЦА — краткое образное выражение с назидательным
смыслом.
Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный
(образный) план. Пословица
может выполнять самые разные функции:
подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать
оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или
ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих
пословиц связано с реальными историческими событиями. Образность
пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни. Пословица,
имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного
предложения. Пословица со временем, утратив часть своего словесного
выражения, может стать фразеологизмом.
3.
Слово учителя
Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют
законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное.
Теперь попытайтесь дать определение поговорки.
ПОГОВОРКА – это образное выражение, существующее в речи для
эмоционально-экспрессивных оценок.
Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)
ПОСЛОВИЦА
-
краткое образное выражение с назидательным
смыслом.
ПОГОВОРКА
-
образное
выражение,
оборот
речи,
метко
определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена
обобщающего поучительного смысла.
Иными словами и пословицы, и поговорки — это краткие меткие
изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это
часть суждения без вывода.
Пословицы и поговорки нашего села.
4.
Использование знаний на практике.
На слайде представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой
колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?
Большинство
пословиц нельзя понимать буквально.
Рассмотрим
прямой и метафорический, т.е. переносный смысл пословиц.
Ан алаагүй аад, арhыень бү хубаа. Прямой смысл – не убив зверя, не
дели (продавай, тереби) шкуру. Переносный смысл – пока не доделал дело,
не спеши обсуждать выгоду.
Долоо дахин хэмжээд, нэгэ дахин тайра. Прямой смысл – семь раз
отмерь, один раз отрежь. Переносный смысл – перед тем, как сделать дело,
хорошенько подумай.
Моригуй эмээл бэлдэбэ. Прямой смысл – не имея коня, приготовил
седло. Переносный смысл – ничего не имея, собрался что-то делать.
Хашан мориндо харгы холо, харуу хүндэ нүхэр холо. Прямой смысл –
загнанной лошади дорога далека, жадному человеку – друзья далеки.
Переносный смысл – у жадных людей мало друзей.
5.
Творческая работа.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека,
расширяют
словарный
запас,
развивают
воображение.
Ведь
чтобы
использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно
быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить
их соответствие и только тогда высказать своё суждение. Чтобы учиться
использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять
участие в небольшой игре, которая называется «Лучший знаток пословиц и
поговорок» («Оньhон угэ оншотой» («Пословица не мимо молвится»). Эта
игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем. (см. Слайды)
1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде. (см.
Слайды)
1.
Муу мориндо эзэн үсоон, муу хүндэ нухэр үсоон (hайн
мориндо эзэн олон, hайн хүндэ нухэр олон);
2.
Зуун нухэртэй ябанхаар, зуун тухэригтэй ябаhан дээрэ (Зуун
тухэригтэй ябанхаар, зуун нухэртэй ябаhан дээрэ);
3.
Багаар хэхэ гээ hаа, ехэhэнь эхилэ (Ехээр хэхэ гээ hаа,
багаhань эхилэ).
2
ТУР «Одним словом».
Замените поговорки одним словом. (см.
Слайды)
1.
Алтан гартай хүн. (Мастер);
2.
Зориг ехэтэ зэмсэг ехэтые илаха. (Смелость);
3.
Yнэнhоо үнэтэй юумэн үгы. (Правда);
4.
Эрдэмэй дээжэ – эб найрамдал. (Дружба);
5.
Хара хирээгэй сагаан болоходо. (Никогда);
3 ТУР «О чем пословица?». Определите темы пословиц:
«Трудолюбие», «Дружба», «Родина», «Учение», «Болтливость»
Список пословиц:
- Нүхэрые нүхэрөөрнь танидаг, алтые шоройгоорнь танидаг. (Дружба)
- Ажал гээшэ – жаргал. (Трудолюбие)
- Нютагай шорой – алтан. (Родина)
- «А» узэг эрдэмэй дээжэ, аяга сай эдеэнэй дээжэ. (Учение)
- Хамар доро хахархай аман быы гэжэ буу шаша. (Болтливость)
4 тур. «Кто больше знает?»
5 тур. «Конкурс капитанов»
6.
Подведение итогов.
Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.
7.
Рефлексия
Какую роль играют пословицы и поговорки в речи?
8.
Заключение:
Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной
мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и
поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и
труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря
точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте, и
воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и
украшают речь человека, развивают воображение.
9.Домашнее задание:
Проиллюстрировать пословицу или поговорку.