Напоминание

Пословицы и поговорки


Автор: Урбаева Вера Раднабазаровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ Баяндаевского района
Населённый пункт: д. Бадагуй
Наименование материала: план-конспект
Тема: Пословицы и поговорки
Раздел: дополнительное образование





Назад




Урбаева Вера Раднабазаровна,

педагог дополнительного

образования МБУ ДО ДДТ

Баяндаевского района

План – конспект открытого занятия.

Тема урока: «Бурятские пословицы и поговорки».

Цель урока: сформировать и систематизировать знания, умения и навыки по

теме «Пословицы и поговорки» для воспитания толерантной личности с

развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, знающего свой язык,

традиции и обычаи, адаптированную к жизни в обществе, готовую к

осознанному

выбору

и

освоению

профессиональных

образовательных

программ.

Планируемые результаты:

знание понятий малые жанры фольклора,

пословицы, поговорки; умение различать две жанровые формы, уместно

использовать пословицы и поговорки, работать в парах, в группах.

Задачи урока:

1.

Образовательные:

формировать умение различать малые жанры

фольклора, такие как пословица и поговорка;

обучить умению

анализировать смысл пословиц и поговорок; расширять представления

о культуре и истории родного края.

2.

Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;

3.

Воспитательные: воспитывать посредством анализа пословиц любовь

к родной литературе, к малой родине и своей семье.

Тип урока: занятие-игра.

Аннотация:

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости.

Разработанный урок помогает усвоить сложное понятие «пословица»,

знакомит со значениями многих поговорок и позволяет ученику учиться

использовать «народную мудрость» в речи, понимать глубокий философский

смысл достаточно простых, часто слышимых пословиц.

Используемые педагогические технологии, методы и приёмы:

- применяемая технология:

- информационные (формирование знаний, умений, навыков)

-эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений)

-эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений)

-эвристические (развитие творческих способностей)

- методы организации работы:

- словесные методы (беседа, чтение);

- наглядные (демонстрация презентации);

- проблемно-поисковый;

- метод рефлексивной самоорганизации.

-формы организации работы:

- групповая;

- индивидуальная.

Оборудование и ТСО:

- компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение занятия:

- компьютерная презентация;

Ход урока.

I.

Организационный момент

II.

Проверка домашнего задания по теме «Бурятские пословицы

и поговорки».

III. Актуализация знаний

1.

Приведите примеры малых жанров устного народного творчества.

Какие жанры вы знаете? (Загадки, считалки, пословицы, поговорки)

2.

Какие пословицы и поговорки вы знаете? Как вы думаете, что такое

пословица, а что такое поговорка?

3.

Давайте попробуем выяснить это, убедившись на разных примерах.

IV. Работа по теме урока.

1.

Слово учителя

Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков.

Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно:

первоначально люди стали записывать в виде поговорок особенности быта.

Их передавали из уст в уста, а затем стали собирать и записывать.

Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей.

Пословица

и поговорка – это отражение народного сознания.

Через

использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к

месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько

предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.

2.

Сравнение пословицы и поговорки.

Ребята,что же такое пословица?

ПОСЛОВИЦА — краткое образное выражение с назидательным

смыслом.

Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный

(образный) план. Пословица

может выполнять самые разные функции:

подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать

оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или

ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих

пословиц связано с реальными историческими событиями. Образность

пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни. Пословица,

имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного

предложения. Пословица со временем, утратив часть своего словесного

выражения, может стать фразеологизмом.

3.

Слово учителя

Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют

законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное.

Теперь попытайтесь дать определение поговорки.

ПОГОВОРКА – это образное выражение, существующее в речи для

эмоционально-экспрессивных оценок.

Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)

ПОСЛОВИЦА

-

краткое образное выражение с назидательным

смыслом.

ПОГОВОРКА

-

образное

выражение,

оборот

речи,

метко

определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена

обобщающего поучительного смысла.

Иными словами и пословицы, и поговорки — это краткие меткие

изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это

часть суждения без вывода.

Пословицы и поговорки нашего села.

4.

Использование знаний на практике.

На слайде представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой

колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?

Большинство

пословиц нельзя понимать буквально.

Рассмотрим

прямой и метафорический, т.е. переносный смысл пословиц.

Ан алаагүй аад, арhыень бү хубаа. Прямой смысл – не убив зверя, не

дели (продавай, тереби) шкуру. Переносный смысл – пока не доделал дело,

не спеши обсуждать выгоду.

Долоо дахин хэмжээд, нэгэ дахин тайра. Прямой смысл – семь раз

отмерь, один раз отрежь. Переносный смысл – перед тем, как сделать дело,

хорошенько подумай.

Моригуй эмээл бэлдэбэ. Прямой смысл – не имея коня, приготовил

седло. Переносный смысл – ничего не имея, собрался что-то делать.

Хашан мориндо харгы холо, харуу хүндэ нүхэр холо. Прямой смысл –

загнанной лошади дорога далека, жадному человеку – друзья далеки.

Переносный смысл – у жадных людей мало друзей.

5.

Творческая работа.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека,

расширяют

словарный

запас,

развивают

воображение.

Ведь

чтобы

использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно

быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить

их соответствие и только тогда высказать своё суждение. Чтобы учиться

использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять

участие в небольшой игре, которая называется «Лучший знаток пословиц и

поговорок» («Оньhон угэ оншотой» («Пословица не мимо молвится»). Эта

игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем. (см. Слайды)

1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде. (см.

Слайды)

1.

Муу мориндо эзэн үсоон, муу хүндэ нухэр үсоон (hайн

мориндо эзэн олон, hайн хүндэ нухэр олон);

2.

Зуун нухэртэй ябанхаар, зуун тухэригтэй ябаhан дээрэ (Зуун

тухэригтэй ябанхаар, зуун нухэртэй ябаhан дээрэ);

3.

Багаар хэхэ гээ hаа, ехэhэнь эхилэ (Ехээр хэхэ гээ hаа,

багаhань эхилэ).

2

ТУР «Одним словом».

Замените поговорки одним словом. (см.

Слайды)

1.

Алтан гартай хүн. (Мастер);

2.

Зориг ехэтэ зэмсэг ехэтые илаха. (Смелость);

3.

Yнэнhоо үнэтэй юумэн үгы. (Правда);

4.

Эрдэмэй дээжэ – эб найрамдал. (Дружба);

5.

Хара хирээгэй сагаан болоходо. (Никогда);

3 ТУР «О чем пословица?». Определите темы пословиц:

«Трудолюбие», «Дружба», «Родина», «Учение», «Болтливость»

Список пословиц:

- Нүхэрые нүхэрөөрнь танидаг, алтые шоройгоорнь танидаг. (Дружба)

- Ажал гээшэ – жаргал. (Трудолюбие)

- Нютагай шорой – алтан. (Родина)

- «А» узэг эрдэмэй дээжэ, аяга сай эдеэнэй дээжэ. (Учение)

- Хамар доро хахархай аман быы гэжэ буу шаша. (Болтливость)

4 тур. «Кто больше знает?»

5 тур. «Конкурс капитанов»

6.

Подведение итогов.

Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.

7.

Рефлексия

Какую роль играют пословицы и поговорки в речи?

8.

Заключение:

Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной

мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и

поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и

труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря

точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте, и

воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и

украшают речь человека, развивают воображение.

9.Домашнее задание:

Проиллюстрировать пословицу или поговорку.



В раздел образования