Напоминание

«Театр танца - это синтез музыки, танца, пластики, пантомимы, импровизации»


Автор: Соторова Яна Ивановна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Театр танца - это синтез музыки, танца, пластики, пантомимы, импровизации»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Зеленогорский дом детского творчества

Курортного района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Театр танца - это синтез музыки, танца, пластики,

пантомимы, импровизации»

Разработала

Соторова Яна Ивановна,

концертмейстер ГБУ ДО ЗДДТ

Курортного района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2020г.

Театр танца – это синтетический вид искусства, основным средством которого яв-

ляется движение во всем его многообразии, это форма сценического действия, где синтез

музыки, танца, пластики, пантомимы, импровизации являются составляющими элемента-

ми спектакля. Участие в театральном действии, как некой модели жизни, открывает уча-

щимся возможность самовыражения, поиска своих ценностей, способствует социальной

активности ребенка.

Весь образовательный процесс в театре танца подводит к созданию танцевально-

пластического спектакля. Танец, представленный разнообразными по теме, образам и пла-

стике композициями современной хореографии, театральные жанры пантомимы, клоуна-

ды и импровизация, объединяются единым режиссерским замыслом. Возникающее сцени-

ческое действие, объединяя в себе слово и музыку, танец и пластику, свет и шумовые эф-

фекты, костюмы и элементы декорации, создают театральное зрелище.

Театральное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесто-

ронне развитой личности. Театр – явление культуры многоплановое, вбирающее в себя

различные виды творчества. Занятия хореографией, актерским мастерством, наряду с при-

обретением специальных знаний и умений, способствуют укреплению физического здоро-

вья, развитию активности, коммуникабельности и толерантности. Они хорошо снимают

напряжение, активизируют внимание, пробуждают интерес к чтению, усиливают эмоцио-

нальную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащихся.

Форма танцевально-пластического спектакля предусматривает свой метод препода-

вания, выбор тем и образов спектакля. Специфика обучения хореографии связана с систе-

матической физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать

указания педагога, слушать музыку, отрабатывать различные движения. Преодолеть труд-

ности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для

всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосре-

доточиться на разных аспектах задания. Соблюдается равномерное распределение физиче-

ской нагрузки на детей, для избежания травм, перенапряжения мышц, усталости применя-

ется чередование исполнения технически сложных элементов с легкими или работа по

подгруппам. На каждом занятии педагогом создается особая творческая атмосфера,

способствующая повышению настроения учащихся и стремлению к достижению конечно-

го результата, несмотря на большую затрату физических сил и преодоление физической

усталости.

Большое внимание уделяется подбору музыкального сопровождения на занятиях и

постановках с учетом психологических и возрастных особенностей детей, их интересов и

предпочтений. В процессе обучения педагогом активно применяется личностно-ориенти-

2

рованные технологии, учитываются индивидуальные особенностей темперамента и харак-

тера обучаемого.

Для каждого возрастного периода характерно развитие определенных психолого-

физиологических особенностей.

В возрасте 11-12 лет физическое развитие ребенка дает возможность приступить к

изучению первооснов джазового танца. По своей психоэнергетике дети в данном возрасте

подвижны, восприимчивы к современным музыкальным ритмам, с другой стороны, для

некоторых из них, характерны скованность, застенчивость, отсутствие непосредственного

природного начала, которое естественно проявляется в пластике движений учащихся.

В связи с этим, одной из главных задач данного возрастного периода, является рас-

крепощение ребенка, освобождение его от зажимов, обретение им веры в свои возможно-

сти. Не менее важной задачей является воспитание дисциплинированности и ответствен-

ности. Требовательность и строгость в сочетании с заслуженной похвалой позволяет вы-

работать правильную самооценку у учащихся.

Возраст обучающихся 13-15 лет. Это сложный период – годы перехода от детства к

юности. Подростки нередко отличаются вспыльчивостью, агрессивностью, амбициозно-

стью. От педагога требуется большая тактичность, умение видеть и чувствовать индиви-

дуальность каждого учащегося. В этом возрасте главенствующее значение для детей име-

ет авторитет педагога как личности и специалиста. Умение педагога увлечь и повести за

собой коллектив помогает решению многих задач учебного процесса. Педагог должен

стремиться не только подчинить общему ритму физические движения детей, но и создать

духовную близость и психологическую общность внутри коллектива. В подростковом воз-

расте необходимо предоставлять детям больше свободы и ответственности. В сочетании с

дисциплиной это помогает им добиться внутреннего контроля и независимости.

Возраст 16-18 лет. В этом возрасте учащиеся достаточно серьезно относятся к заня-

тиям хореографией. Задача педагога состоит в том, чтобы пробудить в них эмоции и чув-

ства, дать свободу выбора в своем пути, дать понимание, что воля и труд – главные векто-

ры в преодолении жизненных трудностей. Все это может послужить в дальнейшем разви-

тию и становлению успешной личности в социуме.

В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей,

утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит необхо-

димо повышать уровень музыкально-хореографического репертуара. На этом этапе появ-

ляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднознач-

ный ритм. Главным критерием отбора музыкального материала является степень художе-

3

ственности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удоволь-

ствие своей гармоничностью.

В коллективе обучаются дети разного возраста. Разновозрастное обучение - это

самое естественное из всех типов обучение. Учебно-воспитательный процесс в коллективе

построен таким образом, где каждый ребёнок может максимально раскрыть свой творче-

ский потенциал, развить свои способности. Обучение осуществляется через различные

направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполни-

тельской деятельности, внедрение в программу интегрированных занятий с элементами

импровизации, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в

друге, взаимно отражаются, что способствует развитию и формированию нравственных

качеств у воспитанников коллектива.

Общие принципы, заложенные в классическом и современном танце, дают

возможность на занятии синтезировать в построении комбинаций две танцевальные

системы. Это логически подводит учащихся к восприятию танцевального языка

современной

хореографии.

Знания,

умения

и

навыки,

полученные

на

занятиях

пантомимой и актерским мастерством, органично вплетаются в хореографическое

исполнительское мастерство. Таким образом, в синтезе пластических дисциплин

выстраивается

тематика

репертуара

коллектива,

расширяются

артистические

выразительные возможности учащихся, позволяющие им более полно раскрывать себя как

в импровизациях, так и в постановках коллектива.

Индивидуальный подход в обучении дает возможность учащимся выстроить свой

имидж, свой художественный индивидуальный образ.

Положительной практикой в успешном освоении учебно-тренировочного процесса

обучающимися является выкладывание в сети Интернет специально разработанных

заданий для практических занятий дома. Большую роль в этом играет помощь

концертмейстера. Правильно подобранный музыкальный материал позволяет учащимся

более эффективно на практике отрабатывать упражнения, элементы композиций и

театральных постановок. Всё это позволяет более активно подготовиться к выступлениям

в спектакле, где учащиеся могут продемонстрировать технику владения классическим и

современным (джаз) танцем, актерским мастерством и пантомимой.

Одна из основных задач обучения – создание сплоченного коллектива, результатом

работы которого является создание спектакля. Работа над общим замыслом способствует

внешней и внутренней социализации детей и подростков, т.е. помогает им легко входить в

коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, развивает

волю, целеустремлённость, терпение и другие качества личности, необходимые для

4

успешного взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Увлеченная рабо-

та всего коллектива над единым проектом дает мощный творческий импульс каждому

участнику, формирует способность подчинять личные интересы интересам общего дела,

учит выстраивать межличностные отношения в большом коллективе.

Опираясь на традиции, используя новаторские решения современного театра, весь

образовательный процесс направлен на создание синтетического спектакля, в котором

танец, пластика, пантомима, импровизация создают единое сценическое действие.

Задача каждого спектакля сформировать у всех участников действия оптимистиче-

ского мировоззрения, подтолкнуть ребенка к восприятию гармоничного, целостного и

прекрасного мира. Раскрытие способностей и формирование потребности в выразитель-

ном движении, телесное и психологическое раскрепощение,

развитие способности к твор-

ческому мышлению и реализации своего “Я” через образы и роли, развитие эмоциональ-

ной выразительности и артистической смелости, обретение уверенности, всё это перепле-

тено в театральном замысле.

Работа над спектаклем расширяет палитру эмоций и ощущений, давая возможность

воспринимать мир богаче и многограннее, выстраивая позитивное отношение к жизни,

что в дальнейшем может способствовать формированию успешной личности учащегося.

Хореографические композиции в спектакле разнообразны по темам и образам, они

позволяют отдать предпочтение в построении действия жанру сказки-путешествия. Осо-

бенности этого жанра заключаются в том, что позволяют воедино соединить реальность и

фантасмагорию, бытие и потусторонний мир, мифы и легенды, открывают широкие про-

сторы для фантазии. Сюжетную линию спектакля несут на себе пластические мизансцены.

Организатором всего действия выступает главный герой (сказочник, клоун, музыкант) за-

дача которого, связать весь танцевально-пластический материал воедино и привести его в

финале к общей идеи всего замысла.

Большое внимание в коллективе уделяется репертуарной политике. Репертуар

складывается из хореографических композиций и пластических номеров, проводящих

смысловую линию действия танцевального спектакля, из номеров разнообразных по

тематике и стилевой направленности, и пластических номеров, проводящих смысловую

линию действия танцевального спектакля. Это стилизация национальных танцев, образы

животного мира, мистическая и сказочная реальность, жесткие ритмы городской жизни с

ее контрастами, потусторонний мир и виртуальная реальность.

Ежегодно репертуарный план выстраивается заново, учитывается творческий по-

тенциал коллектива в целом, уровень подготовки его участников, постановочных задач

спектакля.

5

Примерный репертуарный план

Хореографические композиции

Пластические мизансцены

«Школаколдовства»

(Goran Bregovi)c

«Большой теннис» (D.J.Bobo, Sarah

Connor, Blues)

«Дом с приведениями

(Palast Orchester)

«Веревка 2.»

(Coco Steel, Nickodemus, G. Halliwell)

«Под крылом Белого Орла» (Nomad,

E. Morricone)

«Конфетти»

(Nightwatchers, Philip Glass)

«Все дело в шляпе»

(Big Bad, Voodoo Daddy

«Выход клоунов»

(Rallway station, jazz)

«Зов прерий»

(Rednex)

«Ведьмино варево»

(Эдуард Ханок)

«Игры»

(D.J. Bobo, Rednex)

«Палки»

(Christophor Franke, Paul Van Dyk)

«Превратности колдовства»

(Jazz Coktall)

«Скульптура в парке»

(Bill Douglas, Asha Putti)

«Память сквозь гранит»

(Era)

«Башенные часы»

(Phillip Glass)

«Изгнание из храма»

(B. Tribe)

«Съемки фильма»

(Bryan Ferry, Lisa Stansfield)

«Радужный смех»

(Anastasia)

«Бомба»

(Omega, Art of Noice, C. Chaguico)

«Гадание»

(B. Tribe)

«Паутина»

(Rondo Veneciano, R. Wakeman, A.Vol-

lenweider)

«Ветер с моря»

(Maxi Priest)

«Волейбол. Футбол»

(Cerrone, Jave Bunny)

«Мячи и веера»

(Mojo, Safri Duo)

6

Список литературы

1.

Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство 1987.

2.

Ваганова А. Основы классического танца. - Ленинград: Искусство, 1980.

3.

Вульф В. От Бродвея немного в сторону. - М.: Искусство, 1982.

4.

Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. - Москва, 1993.

5.

Ивлева Л.Д. Джазовый танец. Учебное пособие. – Челябинск, 2002.

6.

Карпов Н. Уроки сценического движения. - М.: Искусство, 1995.

7.

Конен В. Рождение джаза. - М.: Сов. композитор, 1984.

8.

Мeccepep А. Танец. Мысль. Время. - М.: Искусство, 1990.

9.

Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. - М.: Искусство, 1985.

10.

Морозова Г.В. О пластической композиции спектакля. Методическое пособие. - М.:

ВЦХТ, 2001.

11.

Немеровский А. Пластическая выразительность актера. - М.: Искусство, 1988.

12.

Никитин В. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. - М.:

2006.

13.

Никитин Ю.В. Методика преподавания модерн танца. - Я вхожу в мир искусств, №

4, 2001.

14.

Панферов В.И. Пластика современного танца. - Учебное пособие, Челябинск, 1996.

15.

Секрет танца. Составитель Т.К. Васильева.- СПб.: «Диамант» и «Золотой век», 1997.

16.

Энциклопедия «Балет». - М.: Сов. энциклопедия, 1983.

7



В раздел образования