Напоминание

"Работа педагога-музыканта по организации пианистического аппарата ученика"


Автор: Петрова Алена Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования, МХС
Учебное заведение: МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской»
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа педагога-музыканта по организации пианистического аппарата ученика"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа педагога-музыканта по организации пианистического аппарата

ученика

Работа по организации пианистического аппарата требует большого

внимания со стороны педагога. Основной принцип – не навреди!

В

обучении

игры

на

фортепиано

необходимо

постоянно

контролировать состояние рук ученика, не допускать напряжения в какой-

либо части руки (плечо, предплечье, кисть, пальцы, корпус). Зачастую это

происходит от психологического зажима как следствие дискомфорта, когда

ученик на уроке испытывает неудобства по разной причине (волнение,

неуверенность в себе, волнение за игру, в собственных силах).

Для начинающего пианиста сам инструмент вызывает некоторую

робость, что может быть связано с размером фортепиано, количеством

клавиш и т.д. Необходимо вывести ученика из этого состояния с помощью

игровых упражнений, что позволит отвлечь его от излишних волнений, и

настроит ребенка на естественную работу.

Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости»,

надо

научить

его,

во-первых,

воспринимать

разницу

в

ощущении

напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость

качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно

сыграть простенькую мелодию тремя способами:

-напряженной рукой с жесткими пальцами;

-преувеличенно расслабленной рукой;

-свободной, но организованной рукой.

Затем предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия

звучит лучше. Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий

вариант. При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик

может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена

качества звучания зависит от изменения состояния руки.

Удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит

от умения правильно дышать. С дыханием связана и выразительность звука

при фразировке, и интонировании интервалов. Как часто неритмичная игра

объясняется

именно

разбалансировкой

дыхания.

Одним

из

самых

действенных способов научить малыша дышать ровно является плавание,

которое помимо этого способствует выработке правильной осанки и

координации движений обеими руками. Исполнительское дыхание зависит

от музыкальной фразировки. Если ребенок здоров, то и при игре на

инструменте его дыхание бесшумно и ритмично, плечи не поднимаются.

Для того чтобы установить правильное дыхание существует множество

очень полезных и несложных упражнений — разные варианты вдохов и

выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи и длительные

выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки,

можно — так выдыхать. Главное — научить регулировать дыхание.

Пианисту нельзя забывать и об осанке. «Стройность, величавость» –

так определил понятие «осанка» В. Даль, врач и языковед. Осанка становится

своего рода «зеркалом души», отражает не только физическое состояние

ребенка, но и психическое. Для правильной осанки ученика хорошо подойдут

следующие

упражнения:

«мельница»,

«лифтик»,

«шейка»,

«стирка»,

«боксик», «цыганочка» и «дирижер».

Если у ученика есть проблемы, с которыми трудно справиться без

специальной

гимнастики,

рекомендуется

параллельно

с

музыкальным

обучением заниматься гимнастикой под руководством специалиста.

Спортивные занятия (плавание, бег, гимнастика) также играют важную

роль в формировании пианистического аппарата ученика: они укрепляют все

группы мышц, суставы, нормализуют моторику и дыхание, вырабатывают

хорошую реакцию.

Список литературы

1. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.

2. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста. – М., 1996.

3. Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М.,1978.

4. Е. Тимакин. Воспитание пианиста – М., 1989.



В раздел образования