Автор: Сайфутдинова Алсу Мансуровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Муралинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального р-на РТ" Населённый пункт: село Мурали Наименование материала: Доклад Тема: "Профессиональный стандарт учителя при ФГОС" Раздел: начальное образование
МБОУ «Муралинская основная общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района РТ»
Выступление на тему «Профессиональный стандарт учителя»
Сайфутдинова Алсу М.
1
«Профессиональный стандарт педагога»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Еще К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем
школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Тот факт,
что при обсуждении путей развития отечественной школы, наконец дошла
очередь до ключевой фигуры реформирования образования - нас , учителей,
говорит о том, что вопрос о роли учителя поднимается на самом высоком
уровне.
Сегодня появился проект документа – профессиональный стандарт педагога,
который выдвигает требования к учителю, но "делает" это не в жесткой
авторитарной форме, а с уважением к педагогу! Профессиональный стандарт
позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности,
определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального
роста.
Действительно, время меняется и со временем должен меняться и педагог.
Появление документа "Профессиональный стандарт педагога" своевременно
и актуально. Документ четко регламентирует требования, предъявляемые к
педагогу. После прочтения, каждый может сравнить свою профессиональную
компетенцию и наметит цели для повышения своего профессионализма.
1. Самое важное и новое требование – это обязательное наличие высшего
образования педагога
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность
(самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков:
лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить
в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями
в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не
является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
Владеть элементарными приемами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществлять
совместно с психологом мониторинг личностных характеристик ребенка.
Уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития
с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
И еще очень важное требование,– обязательное владение ИКТ-
2
В воспитательной работе
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на
уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения
кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения
безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников,
независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно
искать педагогические пути их достижения.
6. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая
их.
7. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Каждый педагог должен обладать готовностью принять разных детей, вне
зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в
поведении, состояния психического и физического здоровья.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,
связанные с особенностями их развития и умением оказать адресную
помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Не секрет, что в нынешнее время мы можем услышать в СМИ и на
телевидении , где многие передачи посвящены тому, как происходит общение
учитель- ученик.
Учитель должен соблюдать языковую норму. Не допускать в устной и
письменной речи массовых ошибок, слов – паразитов, ошибочных ударений в
словах, не говоря уже об оскорблениях учителем ученика.
Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если
учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне
современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в
четком соответствии с поставленной целью. Применительно к начальной
школе содержание обучения обладает специфическими особенностями. С
одной стороны, оно должно соответствовать возрастным возможностям
усвоения учебного материала детьми младшего школьного возраста. С другой
стороны, конкретно образный характер мышления детей, недостаточное
развитие абстрактного мышления и логической памяти, неустойчивость
внимания не дают им усвоить содержание науки в полном объеме. Однако
3
дидактическая переработка материала не должна допускать упрощения и
искажения научных данных.
Мы должны обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных
действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих
учеников.
Должны Уметь читать документацию специалистов (психологов,
дефектологов, логопедов и т.д.). и составлять вместе с ними программу
индивидуального развития ребенка.
Как же мы можем развить в себе профессиональные компетенции.
Существует множество способов
Самообразовательная работа ;
Посещение семинаров, конференций, занятий коллег ;
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в учреждении, в
районе и в Интернете ;
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации ;
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег ;
Изучение информационно-компьютерных технологий ;
Участие в профессиональных конкурсах (в том числе и в Интернете)
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете, создание своего
сайта
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в
информационном обществе, в котором главными продуктами производства
являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны
решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в
школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире.
С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых
компетентностей
учителей
начальных
классов
является
информационно-
коммуникационная компетентность.
В данном проекте профес.стандарта педагога большое место отводится
ИКТ – компетентности учителя.
5. ИКТ – компетенции современного учителя
Давайте конкретно рассмотрим ИКТ – компетентность современного
учителя.
4
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно
органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению
поставленных целей и задач урока.
Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом
меняет характер педагогической деятельности.
Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как
лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».
Это сегодня пока является проблемой для некоторой части учителей. Но
количество педагогов, испытывающих затруднения в использовании
информационных технологий, неуклонно сокращается. Очень скоро вопрос
работодателя: «Владеете ли вы информационными технологиями?» —
снимется и будет звучать столь же неприлично, как вопрос: «Умеете ли вы
читать и писать?» Таким образом, в инвариантной части профессионального
стандарта учителя содержится знание своего предмета и владение
информационными технологиями.
Информационная компетентность учителя предполагает широкое
использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных
материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого
характера.
Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю необходимо:
участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в
учебной практике;
участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и
педсоветах, вебинарах;
использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной
деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов;
обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсовИнтернет;
формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным
использованием ИКТ;
Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки
текстов,
В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание
учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию
родителям по электронной почте и т.д.
Анализируя мы приходим к следующему выводу. Педагог должен обладать
общепедагогическими компетенциями (повышать свою квалификацию или
5
полностью переучиваться; быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
самостоятельно учиться; принимать решения и нести за них ответственность;
адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; нарабатывать новые
способы деятельности).
1. видеть ребенка (обучающегося) в образовательном процессе;
2. строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей
конкретной системы образования;
3. устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного
процесса;
4. проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Но есть и отрицательные стороны
Чтобы разработать стандарт, необходимо сначала просчитать хотя бы
рабочую неделю учителя. Сколько времени он тратит на подготовку к урокам,
проверку тетрадей, работу с родителями, учащимися, методические и другие
совещания, отчетность, разработку различных планов и программ,
дополнительные занятия с отстающими, одаренными, внеклассные
мероприятия школьного, районного, городского уровня, проведение
собраний, родительских комитетов, индивидуальные собеседования и пр.
При этом умудряется вести до 36 часов, а некоторые и 42. Сколько у педагога
остается на личную жизнь, отдых, здоровье, ведь интеллигентный,
культурный учитель дорогого стоит, и качество у него другое. Только после
таких исследований можно говорить о стандарте.
Всем удачи в нашем нелегком труде.
6