Напоминание

"Профессиональный стандарт учителя при ФГОС"


Автор: Сайфутдинова Алсу Мансуровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Муралинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального р-на РТ"
Населённый пункт: село Мурали
Наименование материала: Доклад
Тема: "Профессиональный стандарт учителя при ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад





МБОУ «Муралинская основная общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района РТ»

Выступление на тему «Профессиональный стандарт учителя»

Сайфутдинова Алсу М.


1

«Профессиональный стандарт педагога»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Еще К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Тот факт, что при обсуждении путей развития отечественной школы, наконец дошла очередь до ключевой фигуры реформирования образования - нас , учителей, говорит о том, что вопрос о роли учителя поднимается на самом высоком уровне. Сегодня появился проект документа – профессиональный стандарт педагога, который выдвигает требования к учителю, но "делает" это не в жесткой авторитарной форме, а с уважением к педагогу! Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста. Действительно, время меняется и со временем должен меняться и педагог. Появление документа "Профессиональный стандарт педагога" своевременно и актуально. Документ четко регламентирует требования, предъявляемые к педагогу. После прочтения, каждый может сравнить свою профессиональную компетенцию и наметит цели для повышения своего профессионализма. 1.
Самое важное и новое требование – это обязательное наличие высшего

образования педагога
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. Владеть элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществлять совместно с психологом мониторинг личностных характеристик ребенка. Уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. И еще очень важное требование,– обязательное владение ИКТ- 2

В воспитательной работе

Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. 6. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 7. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Каждый педагог должен обладать готовностью
принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития и умением оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Не секрет, что в нынешнее время мы можем услышать в СМИ и на телевидении , где многие передачи посвящены тому, как происходит общение учитель- ученик. Учитель должен соблюдать языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок, слов – паразитов, ошибочных ударений в словах, не говоря уже об оскорблениях учителем ученика. Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью. Применительно к начальной школе содержание обучения обладает специфическими особенностями. С одной стороны, оно должно соответствовать возрастным возможностям усвоения учебного материала детьми младшего школьного возраста. С другой стороны, конкретно образный характер мышления детей, недостаточное развитие абстрактного мышления и логической памяти, неустойчивость внимания не дают им усвоить содержание науки в полном объеме. Однако 3
дидактическая переработка материала не должна допускать упрощения и искажения научных данных. Мы должны обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. Должны Уметь читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). и составлять вместе с ними программу индивидуального развития ребенка. Как же мы можем развить в себе профессиональные компетенции. Существует множество способов  Самообразовательная работа
;
 Посещение семинаров, конференций, занятий коллег
;
 Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в учреждении, в районе и в Интернете
;
 Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
;
 Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег
;
 Изучение информационно-компьютерных технологий
;
 Участие в профессиональных конкурсах (в том числе и в Интернете)  Помещение своих разработок на сайтах в Интернете, создание своего сайта В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно- коммуникационная компетентность. В данном проекте профес.стандарта педагога большое место отводится ИКТ – компетентности учителя.
5. ИКТ – компетенции современного учителя
Давайте конкретно рассмотрим ИКТ – компетентность современного учителя. 4
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Это сегодня пока является проблемой для некоторой части учителей. Но количество педагогов, испытывающих затруднения в использовании информационных технологий, неуклонно сокращается. Очень скоро вопрос работодателя: «Владеете ли вы информационными технологиями?» — снимется и будет звучать столь же неприлично, как вопрос: «Умеете ли вы читать и писать?» Таким образом, в инвариантной части профессионального стандарта учителя содержится знание своего предмета и владение информационными технологиями. Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю необходимо:  участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;  участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах, вебинарах;  использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов;  обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсовИнтернет;  формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;  Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т.д. Анализируя мы приходим к следующему выводу. Педагог должен обладать общепедагогическими компетенциями (повышать свою квалификацию или 5
полностью переучиваться; быстро оценивать ситуацию и свои возможности; самостоятельно учиться; принимать решения и нести за них ответственность; адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; нарабатывать новые способы деятельности). 1. видеть ребенка (обучающегося) в образовательном процессе; 2. строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной системы образования; 3. устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса; 4. проектировать и осуществлять профессиональное самообразование. Но есть и отрицательные стороны Чтобы разработать стандарт, необходимо сначала просчитать хотя бы рабочую неделю учителя. Сколько времени он тратит на подготовку к урокам, проверку тетрадей, работу с родителями, учащимися, методические и другие совещания, отчетность, разработку различных планов и программ, дополнительные занятия с отстающими, одаренными, внеклассные мероприятия школьного, районного, городского уровня, проведение собраний, родительских комитетов, индивидуальные собеседования и пр. При этом умудряется вести до 36 часов, а некоторые и 42. Сколько у педагога остается на личную жизнь, отдых, здоровье, ведь интеллигентный, культурный учитель дорогого стоит, и качество у него другое. Только после таких исследований можно говорить о стандарте. Всем удачи в нашем нелегком труде. 6


В раздел образования