Напоминание

«Особенности работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.»


Автор: Соловьёва Галина Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№14" имени В.И.Слядневой
Населённый пункт: с. Надежда Шпаковского района
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Особенности работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.»
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Особенности работы педагогов с детьми

с ограниченными возможностями здоровья

в общеобразовательной школе.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку

задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику

построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании

образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности,

свойственные всем детям с ОВЗ:

начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения

развития;

ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в

программах образования нормально развивающихся сверстников;

использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе

специализированные

компьютерные

технологии),

обеспечивающие

реализацию

«обходных путей» обучения;

индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально

развивающегося ребенка;

обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного

учреждения.

Организация интегрированного обучения детей с ОВЗ.

В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-

инвалида в общеобразовательное школьное пространство:

наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;

недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их

сверстников-инвалидов;

отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих

образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;

отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком,

имеющим особые образовательные потребности, в условиях общеобразовательного

учреждения;

неготовность

широкой

общественности

признавать

право

ребенка

с

особыми

образовательными потребностями на получение образования его в среде своих

сверстников без инвалидности;

полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации

ребенка, направленной на получение полноценного образования.

Общие принципы и правила работы.

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства

(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала

небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала,

и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся,

развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные

навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,

своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в

собственные силы и возможности.

Эффективными

приемами

коррекционного

воздействия

на

эмоциональную

и

познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

игровые ситуации;

дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков

предметов;

игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы,

особенно в области лица и кистей рук.

Общие рекомендации.

1.

Беседа с родителями ребенка. Необходимо получить как можно более полную

информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).

2.

Консультация специалистов: врача-специалиста,

у которого наблюдается ребенок

(правильная организация учебного процесса, обеспечивающая охрану здоровья ребенка);

учителя-дефектолога (методические рекомендации); психолога; логопеда.

3.

Планирование

совместной

работы

специалистов

(учитель,

психолог,

логопед):

составление индивидуального плана сопровождения.

4.

Подготовка детей и родителей класса к принятию нового ученика.

ДЕТИ С НАРУШЕНИМ СЛУХА

Специфика работы.

Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая

речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Еще до того, как ребенок

научится говорить, он слышит речь окружающих, узнает значение многих слов и

словосочетаний. В дальнейшем, благодаря слуху, он учится говорить. Он слышит не

только речь окружающих, но и свою собственную, а это позволяет ему уточнить свою

речь, сопоставляя ее с речью взрослых. Сложный процесс овладения речью нарушается

даже при небольшом снижении слуха, возникшем в раннем возрасте.

У детей с нарушениями слуха встречаются следующие дефекты речи:

недостатки произношения («смазанность» речи, смешение звонких и глухих звуков,

замена многих звуков на [т]);

ограниченный запас слов;

неточное понимание и неправильное употребление слов;

недостатки грамматического строя речи;

ограниченное понимание устной речи;

ограниченное понимание читаемого текста.

Помимо речевых нарушений при нарушениях слуха отмечаются особенности абстрактно-

познавательной деятельности. Для этих детей характерна задержка словесно-логического

мышления при сохранности конкретных форм мышления. Они могут хорошо справляться

со сложными конструктивными заданиями, а задания, требующие речевого отчета и

речевого оформления, вызывают у них затруднения. Т.к. расстройства слуха часто

возникают вследствие инфекционного поражения ЦНС, у детей часто могут наблюдаться

церебрастенические

и

психоорганические

симптомы:

повышенная

утомляемость,

раздражительность, вялость, снижение внимания, памяти и т.п. Это влияет на

работоспособность и деятельность ребенка.

Психологически глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников с нормальным

слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушениями слуха происходит

нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления.

У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают

ориентация в пространстве, координация движений (в связи с тесным взаимодействием

слухового и вестибулярного аппарата).

Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха страдает пропусками букв и слов,

их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Нужно разбирать с ними значение

каждого слова. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные

грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден.

Дети, имеющие нарушение слуха, хорошо воспринимают устную речь зрительно (чтение

сгуб).

Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен быть слухопротезирован, т.е.

иметь индивидуальные слуховые аппараты.

Учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе,

должен:

посадить ребенка за первую парту;

не поворачиваться спиной к обучающемуся;

чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;

проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;

разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;

широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного

материала.

В адаптации в социуме незаменимую помощь оказывает педагог-психолог и социальный

педагог. Работа педагогов должна быть направлена на развитие коммуникативной

компетентности, повышение уровня доброжелательности, снижение конфликтности,

сплочение коллектива. Большое внимание психолог должен обращать на формирование

межличностных отношений между интегрированными ребятами и их сверстниками, что

помогает решать этические и правовые проблемы.

Для слабослышащих детей, которые по уровню психофизического и речевого развития

соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со

слышащими сверстниками обучению, может быть эффективно интегрированное обучение.

Рекомендации учителю.

Следует постоянно помнить, что в классе находится ребенок с нарушенным слухом,

который должен всегда видеть лицо педагога, даже в тех случаях, когда тот ходит по

классу, пишет на доске, организует работу класса с картиной, таблицами и т.п. Поэтому

такого ребенка нужно посадить за первую парту сбоку от учителя (справа от него), по

возможности спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства

одноклассников, учителя, доска, отвечающий у доски.

Необходимо требовать от ребенка с нарушением слуха, чтобы он всегда смотрел на

говорящего: и на учителя, и на отвечающего. Важно следить за тем, чтобы плохо

слышащий ребенок быстро отыскивал говорящего и быстро переводил взгляд с одного

говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка.

Полезно почаще контролировать ученика в разных формах: «Повтори, что я сказала; что

рассказала Аня; продолжи» и т.п.

Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не

задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допустить, чтобы что-то осталось

им непонятым. Поэтому такого ребенка необходимо контролировать на каждом уроке.

Если новый вид работы проводится впервые, ребенку можно дать возможность

самостоятельно разобраться в задании, наблюдая за тем, как выполняют этот вид работы

другие дети. В этой ситуации его нельзя вызывать для ответа первым.

Не следует предлагать слабослышащему ребенку письменную самостоятельную работу, в

то время, когда весь класс работает устно. Это приводит к нежелательным последствиям:

ребенок «выпадает» из работы и не знает, чем занимаются одноклассники;

он не совершенствует своих умений и навыков во фронтальной устной работе;

учителю все чаще придется создавать для такого ребенка особые условия.

Если в классе оказался ребенок с нарушениями слуха, необходимо обязательно

периодически получать консультации сурдопедагога по каждому предмету.



В раздел образования