Автор: Соловьёва Галина Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№14" имени В.И.Слядневой
Населённый пункт: с. Надежда Шпаковского района
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Особенности работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.»
Раздел: начальное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Особенности работы педагогов с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
в общеобразовательной школе.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку
задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику
построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании
образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности,
свойственные всем детям с ОВЗ:
начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения
развития;
ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в
программах образования нормально развивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе
специализированные
компьютерные
технологии),
обеспечивающие
реализацию
«обходных путей» обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально
развивающегося ребенка;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного
учреждения.
Организация интегрированного обучения детей с ОВЗ.
В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-
инвалида в общеобразовательное школьное пространство:
наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;
недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их
сверстников-инвалидов;
отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих
образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком,
имеющим особые образовательные потребности, в условиях общеобразовательного
учреждения;
неготовность
широкой
общественности
признавать
право
ребенка
с
особыми
образовательными потребностями на получение образования его в среде своих
сверстников без инвалидности;
полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации
ребенка, направленной на получение полноценного образования.
Общие принципы и правила работы.
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства
(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала
небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала,
и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся,
развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные
навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в
собственные силы и возможности.
Эффективными
приемами
коррекционного
воздействия
на
эмоциональную
и
познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков
предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы,
особенно в области лица и кистей рук.
Общие рекомендации.
1.
Беседа с родителями ребенка. Необходимо получить как можно более полную
информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).
2.
Консультация специалистов: врача-специалиста,
у которого наблюдается ребенок
(правильная организация учебного процесса, обеспечивающая охрану здоровья ребенка);
учителя-дефектолога (методические рекомендации); психолога; логопеда.
3.
Планирование
совместной
работы
специалистов
(учитель,
психолог,
логопед):
составление индивидуального плана сопровождения.
4.
Подготовка детей и родителей класса к принятию нового ученика.
ДЕТИ С НАРУШЕНИМ СЛУХА
Специфика работы.
Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая
речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Еще до того, как ребенок
научится говорить, он слышит речь окружающих, узнает значение многих слов и
словосочетаний. В дальнейшем, благодаря слуху, он учится говорить. Он слышит не
только речь окружающих, но и свою собственную, а это позволяет ему уточнить свою
речь, сопоставляя ее с речью взрослых. Сложный процесс овладения речью нарушается
даже при небольшом снижении слуха, возникшем в раннем возрасте.
У детей с нарушениями слуха встречаются следующие дефекты речи:
недостатки произношения («смазанность» речи, смешение звонких и глухих звуков,
замена многих звуков на [т]);
ограниченный запас слов;
неточное понимание и неправильное употребление слов;
недостатки грамматического строя речи;
ограниченное понимание устной речи;
ограниченное понимание читаемого текста.
Помимо речевых нарушений при нарушениях слуха отмечаются особенности абстрактно-
познавательной деятельности. Для этих детей характерна задержка словесно-логического
мышления при сохранности конкретных форм мышления. Они могут хорошо справляться
со сложными конструктивными заданиями, а задания, требующие речевого отчета и
речевого оформления, вызывают у них затруднения. Т.к. расстройства слуха часто
возникают вследствие инфекционного поражения ЦНС, у детей часто могут наблюдаться
церебрастенические
и
психоорганические
симптомы:
повышенная
утомляемость,
раздражительность, вялость, снижение внимания, памяти и т.п. Это влияет на
работоспособность и деятельность ребенка.
Психологически глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников с нормальным
слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушениями слуха происходит
нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления.
У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают
ориентация в пространстве, координация движений (в связи с тесным взаимодействием
слухового и вестибулярного аппарата).
Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха страдает пропусками букв и слов,
их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Нужно разбирать с ними значение
каждого слова. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные
грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден.
Дети, имеющие нарушение слуха, хорошо воспринимают устную речь зрительно (чтение
сгуб).
Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен быть слухопротезирован, т.е.
иметь индивидуальные слуховые аппараты.
Учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе,
должен:
посадить ребенка за первую парту;
не поворачиваться спиной к обучающемуся;
чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;
проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;
разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного
материала.
В адаптации в социуме незаменимую помощь оказывает педагог-психолог и социальный
педагог. Работа педагогов должна быть направлена на развитие коммуникативной
компетентности, повышение уровня доброжелательности, снижение конфликтности,
сплочение коллектива. Большое внимание психолог должен обращать на формирование
межличностных отношений между интегрированными ребятами и их сверстниками, что
помогает решать этические и правовые проблемы.
Для слабослышащих детей, которые по уровню психофизического и речевого развития
соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со
слышащими сверстниками обучению, может быть эффективно интегрированное обучение.
Рекомендации учителю.
Следует постоянно помнить, что в классе находится ребенок с нарушенным слухом,
который должен всегда видеть лицо педагога, даже в тех случаях, когда тот ходит по
классу, пишет на доске, организует работу класса с картиной, таблицами и т.п. Поэтому
такого ребенка нужно посадить за первую парту сбоку от учителя (справа от него), по
возможности спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства
одноклассников, учителя, доска, отвечающий у доски.
Необходимо требовать от ребенка с нарушением слуха, чтобы он всегда смотрел на
говорящего: и на учителя, и на отвечающего. Важно следить за тем, чтобы плохо
слышащий ребенок быстро отыскивал говорящего и быстро переводил взгляд с одного
говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка.
Полезно почаще контролировать ученика в разных формах: «Повтори, что я сказала; что
рассказала Аня; продолжи» и т.п.
Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не
задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допустить, чтобы что-то осталось
им непонятым. Поэтому такого ребенка необходимо контролировать на каждом уроке.
Если новый вид работы проводится впервые, ребенку можно дать возможность
самостоятельно разобраться в задании, наблюдая за тем, как выполняют этот вид работы
другие дети. В этой ситуации его нельзя вызывать для ответа первым.
Не следует предлагать слабослышащему ребенку письменную самостоятельную работу, в
то время, когда весь класс работает устно. Это приводит к нежелательным последствиям:
ребенок «выпадает» из работы и не знает, чем занимаются одноклассники;
он не совершенствует своих умений и навыков во фронтальной устной работе;
учителю все чаще придется создавать для такого ребенка особые условия.
Если в классе оказался ребенок с нарушениями слуха, необходимо обязательно
периодически получать консультации сурдопедагога по каждому предмету.