Напоминание

"Художники-сказочники Виктор Михайлови Васнецов и Иван Яковлевич Билибин"


Автор: Дудникова Светлана Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУДО "ДШИ ст. Советской"
Населённый пункт: Ставропольский край Кировский район станица Советская
Наименование материала: Разработка ознакомительной лекции в рамках КДШ
Тема: "Художники-сказочники Виктор Михайлови Васнецов и Иван Яковлевич Билибин"
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств станицы Советской»

Ознакомительная лекция в рамках КДШ

Для учащихся МБОУ «СОШ №3» ст. Советской

Тема: «Художники-сказочники Виктор Михайлович

Васнецов и Иван Яковлевич Билибин».

Провёл преподаватель:

Дудникова С.И.

2020 г.

Слайд 1. Портреты художников-сказочников Виктора Михайловича Васнецова

и Ивана Яковлевича Билибина.

( Слайд 2. На экране картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье»)

1-й ведущий: Ехал богатырь по своим богатырским делам. Заехал в широкое

поле. Над полем недоброе небо. В небе кружат чёрные птицы. Среди поля стоит

старый камень. Н камне написано:

Налево ехати - богату бытии,

Направо ехати – женату бытии,

Как прямо ехать – живому не бывать.

2-й ведущий: Перед камнем череп человеческий и конский череп. Видно, не

один наездник пытался проехать по прямой дорожке, да не сносил он буйной

головушки. А летящий поблизости чёрный ворон ждёт новой добычи.

Остановился богатырь в раздолье. Куда путь держать? И могучий конь

богатырский опустил голову, задумался.

Учитель: Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину «Витязь на

распутье», он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу.

Товарищи художника и зрители знали и любили Васнецова, автора

небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далёкое прошлое, к тем

временам, которые остались только в памяти народа – в былине, в песне, в

сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с пейзажной

дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил

своей мечте и отправился по новому неизведанному. Выбрать новый путь

помогла художнику Москва. Он всей душой полюбил древнюю русскую столицу.

Москва на каждом шагу напоминала о старине. Кремлёвские соборы (Слайд 3.

Василия Блаженного, Слайд 4. Благовещенский, Слайд 5. Успенский, Слайд 6.

Архангельский, Слайд 7. колокольня Ивана Великого) и стены – всё привлекало

художника и питало его воображение.

В Москве Васнецов взялся за большую картину «После побоища Игоря

Святославича с половцами».

3-й ведущий: семь столетий назад, в 185 году князь Игорь Святославович,

собрав дружину решил идти на половцев, разорявших Русскую землю. (Слайд 8.

Глазунов. «Князь Игорь»). Перед самым походом случилось солнечное затмение,

по тогдашним представлениям значившее дурное предзнаменование. Но Игорь,

обратившись к воинам, сказал: «Братия и дружина! Лучше быть убитыми, чем

полоненными. Хочу копьё приломить о конец поля Половецкого, с вами, русичи,

хочу главу свою приложить, либо испить шеломом Дону».

4-й ведущий: храбрые воины у князя Игоря. Устремились они на врага, ища

себе чести, а князю славы, а русской земле независимости и процветания.

(Слайд 9. А. Плотнов. «За землю Русскую»)

В первый день битвы с половцами взяли верх русичи, но собрали все свои

силы недруги, и на третий день полегла на поле вся Игорева рать. Этот печальный

для русичей исход и изобразил на своей картине художник Васнецов. (Слайд 10.

В.Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами»)

5 ведущий: отгремела битва. Над полем сгущается ночная мгла. Зловещая

красная луна повисла на небе. Полевые цветы – колокольчики и ромашки -

светятся в потемневшей траве. На земле лежат убитые русские воины. Они

словно спят, исполнив трудный долг.

6 ведущий:

В стальных доспехах,

Будто в сечу снова,

Лежит на поле

Игорева рать.

Легли в траву

Кто где и как попало.

Тот при мече.

У этого топор.

А юноша

Без шлема и забрала

Куда-то в небо

Устремил свой взор.

А там луна

Безжалостным вампиром

Глядит на двух дерущихся орлов.

Пресытилась она

Кровавым пиром:

Кровь на земле,

На небе тоже кровь.

Какая ночь!

Секиры.

Луки.

Стрелы.

Вся рать безмолвно,

Непробудно спит.

И сиротливо

Рядом с юным телом

Цветок,

Как слёзы матери,

Блестит.

Оплакать всех

Слёз на Руси не хватит,

Хоть слёз довольно

На святой Руси.

Побита рать.

И Игоревой рати

Уже никто

Вовек не воскресит…

Казалось там:

И мы в той сече были.

И чтоб беда

Не повторилась вновь,

Сошлись на том:

В единстве наша сила.

В раздорах –

Разорение и кровь.

Учитель: Полотно Васнецова воспело подвиг русских людей, вставших на

защиту родной земли.

Васнецов говорил: «Только плохой человек не помнит и не ценит своего

детства, юности. Плох тот народ, который не помнит и не ценит своей истории».

7 ведущий: «В сказках и песнях жила мечта народа о счастье», - говорил

Васнецов.

Он написал большую картину (Слайд 11. «Ковёр-самолёт»). Высоко в небе

поднялся Иванушка на волшебном ковре. Летит над морями, над лесами. Далеко

ему видно вокруг. Как тёмные силы, разлетаются перед ним ночные совы. В

одной руке у него золотая клетка с жар-птицей счастья. В другой – меч. Видно,

нелегко досталось ему добытое им в ратном труде лучезарное счастье.

Эта картина очень понравилась

писателю

Алексею

Максимовичу

Горькому. Он понял мысль художника: мечта, как сказочный ковёр, поднимает

человека над сегодняшней жизнью, открывает перед ним будущее. «Без ковра-

самолёта

жить не стоит, сказал Горький, глядя на картину. Он горизонты

открывает, заставляет восторженней биться сердце».

8 ведущий:

Разные сказки рассказывал Виктор Михайлович Васнецов.

Наверное, самая добрая и самая грустная его сказка про Алёнушку (Слайд 12.

В.М. Васнецов. «Алёнушка»).

В лесной глуши спряталось студёное озеро. Стеной стоят вокруг тёмные

ели, тонкие осины роняют в воду жёлтые листья. На камне над чёрной водой

горюет сирота

Алёнушка. Не с кем Алёнушке слово сказать, некому горе

выплакать. Один глубокий омут слышит её горькие жалобы. Да лес вокруг

грустит вместе с ней – деревья сохнут, трава блекнет, цветы вянут.

9 ведущий:

У лесного омута темного,

На краю леса дремучего,

На сером горюч-камне одинёшенько

Сидит-грустит, мается Алёнушка,

О братце Иванушке печалится.

Уронила, бедная, головушку

На девичьи белые рученьки.

По лицу её безутешному

Слёзы горькие градом катятся.

Пожалеть её, сиротинушку, некому.

Её мать с отцом во сырой земле,

А любимый братец Иванушка,

Как её, сестричку, ослушался,

Из копытца козьего воды испил,

Так в тот же час превратился в козленочка.

Злые люди козлёночка приметили

И решили погубить беззащитного.

Плачет горькими слезами Алёнушка.

Не является никто ей на выручку:

Не бежит серый волк из леса тёмного,

Не летит ковёр-самолёт с неба синего.

Некому козлёночка из беды вызволить,

Некому вернуть ей братца Иванушку.

И на сером камушке сидючи,

Безутешно плачет Алёнушка.

Учитель: Васнецов рассказал сказку по-своему. Он не старался передать в

точности историю про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Он вспомнил все

сказки про детей – сирот, бедных, несчастных, обиженных и всегда добрых,

трудолюбивых, щедрых. Народ рассказывает о них с любовью. И Васнецов

передал эту любовь в картине про Алёнушку, которая застыла «Камушком на

камушке», горюет и холодного озера в осеннем лесу.

10 ведущий:

Не у всякого

художника есть одна главная картина. У

Васнецова такая картина есть. Это (Слайд 13. «Богатыри»)

Стоит в поле богатырская застава. Посредине-Илья Муромец. Он зорко

смотрит вдаль из-под ладони. На руке у Ильи палица булатная сорока пудов. В

другой руке копьё. Много подвигов совершил Илья Муромец. Истребил

несметные полчища врагов. Победил Соловья-разбойника. Заступался за вдов, за

сирот, за бедных людей.

11 ведущий: Слева – Добрыня Никитич. Кольчуга на нём блестит серебром,

щит сияет самоцветами, меч Добрыня вынимает из золотых ножен. Всем известна

необыкновенная смелость Добрыни Никитича. Всем известна необыкновенная

смелость Добрыни Никитича. Все помнят его победу над Змеем Горынычем.

12 ведущий: Алёша Попович рядом с товарищами и тонок и строен. Он

часто брал не силой, а смекалкой. У Алёши нет ни пудовой палицы, ни булатного

меча. Он отстегнул от стремени тугой лук, положил стрелу калёную, натянул

тетиву шелковую. В правой руке у него гусли: Алёша не только сражаться горазд-

он любит и песни петь.

13 ведущий: Кони богатырские под стать хозяевам. Второй конь Ильи

Муромца ушёл копытами в землю. Он будто и неподвижен, но волнуется, готов

ринуться в сечу. Грозно косит он чёрным глазом. Белый конь Добрыни суров и

горделив. Он настороженно смотрит вдаль, туда же, куда и всадник. Золотой

масти конь Алёши Поповича спокойно пощипывает травку.

Но и его не

захватить врасплох. Он хитёр и стремителен.

Васнецов объяснял: «Картина моя, «Богатыри»» - Добрыня, Илья и Алёша

Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают

ли кого.

Учитель: Картина не получилась бы такой сильной, если бы не пейзаж.

Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, седые валуны, молоденькие ёлочки

впереди и до самого горизонта тёмные холмы. А над всем этим небо- осеннее,

тревожное. Просто, скупо вроде бы и нет ничего, а сразу отзывается в сердце –

Родина!

Васнецов говорил, что картиной «Богатыри» отдаёт долг родному народу,

который его вырастил, воспитал, выучил.

Учитель: А теперь перенесёмся в сказочный волшебный мир, созданный

кистью художника Ивана Яковлевича Билибина. Сказка «Василиса Прекрасная»

(Слайд 14. Заставка к сказке «Василиса прекрасная»).

Название сказки написано славянской вязью. А поют на бокам надписи-

сирины-полуптицы, полулюди. Они как бы приглашают нас в сказку, в тот

заколдованный лес, в котором живёт Баба Яга и куда благодаря проискам злой

мачехи попадает Василиса Прекрасная.

И вот мы вместе с Василисой в лесу.

Ещё в нём сумрачно, ещё не

развиднелось, но вдруг скачет всадник: « сам белый, одет в белом, конь под ним

белый, и сбруя на коне белая – на дворе стало рассветать (Слайд 15. «Василиса

Прекрасная и белый всадник»).

Идёт она дальше, скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на

красном коне, в руке меч пламенный – стало выходить солнце (Слайд 16.

«Красный всадник»).

Василиса только к вечеру вышла на полянку. Вдруг едет опять всадник: сам

черный, одет во всём чёрном и на чёрном коне. Подскакал к воротам Бабы Яги и

исчез, как сквозь землю провалился,- настала ночь (Слайд 17. «Чёрный всадник»).

Выразителен образ чёрного всадника и его коня. В них воплотился мрачный образ

ночи, когда сердцем человека владеет страх.

Не внушает симпатии и летящая в ступе Баба Яга. Ей место только в лесу,

среди сухостоев, замшелых пней, коряг, мухоморов и разной нечестии. (Слайд 18.

«Баба Яга»).

Образ Василисы – терпеливой и кроткой крестьянской девушки – покаряет

обаянием юности, чистоты и внутренней нравственной силы. Глядя на рисунки

Билибина, мы понимаем, что называют её прекрасной за сочетание редких

душевных качеств, а не только за красоту. (Слайд 19. «Василиса Прекрасная

уходит из дома Бабы Яги»).

Но, пожалуй, самым впечатляющим является образ леса. Непроходимый,

дремучий лес не просто среда, где живёт нечистая сила. Лес – это главное

действующее лицо. Он – олицетворение той тёмной силы, которая невесть откуда

угрожает человеку. Ведь именно так воспринимали его люди в те времена, когда

складывались первые сказки.

Некоторые картины Билибина по содержанию перекликаются с картинами

Васнецова, например, эти: «Слайд 20. «Иван-царевич на распутье», Слайд 21.

«Иван - царевич и «рать-сила побитая». А отличаются они от картин Васнецова

особым, билибенским стилем. Так, они, изобилуя художественными деталями, все

окантованы, и рисунки на окантовке углубляют содержание картины. Иван-

царевич подъехал к камню с надписью на белом коне, символизирующем чистые

помыслы всадника, а на окантовке грибы ядовитые, олицетворяющие зло. На

картине «Иван – царевич и «рать побитая»

уже всадник на черном коне,

олицетворяющем печаль, а на окантовке изображены вороны, выхватывающие

друг у друга человеческую кость.



В раздел образования