Напоминание

УП "Сольное пение" ДООП в области музыкального искусства "Музыкальное исполнительство"


Автор: Нозина Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, сольного пения, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств имени М.А. Балакирева" Орловского района Орловской области
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: УП "Сольное пение" ДООП в области музыкального искусства "Музыкальное исполнительство"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств Орловского района»

Орловской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной

программы в области музыкального искусства

«Музыкальное исполнительство»

Срок реализации программы 4 года

2020

«Рассмотрено» «Утверждаю»:

Педагогическим советом Директор МБУ ДО

МБУ ДО «ДШИ Орловского района» «ДШИ Орловского района»

31.08.2020(протокол № 1) Цыганкова Е.А. ________________

02.09.2020 (приказ №)

Составитель: Нозина Л.А., преподаватель по классу фортепиано, по классу сольного

пения.

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета, планируемые результаты;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.

Содержание учебного предмета

- Объем теоретических знаний, практических умений и навыков;

- Текущий и промежуточный контроль;

- Методические рекомендации;

- Перспективно-тематическое планирование по предмету «Сольное пение»

- Требования по годам обучения;

- Примерный репертуарный список;

- Фонды оценочных средств;

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся;

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

I.

Пояснительная записка

1.1.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

Данная программа составлена в соответствии с «Рекомендациями по организации

образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих

программ

в

области

искусств»,

направленных

письмом

Министерства

культуры

Российской

Федерации

от

21.11.2013

№191-01-39/06-ГИ,

а

также

с

учетом

педагогического опыта разработчика программы в области сольного пения.

Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся и направлена на:

-

создание

условий

для

художественного

образования,

эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;

-

развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

-

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

-

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

-

подготовку наиболее одарённых детей к поступлению в образовательные

учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы.

В ДШИ класс сольного пения - одна из самых эффективных форм музыкального

развития

детей.

Сольное

исполнение

открывает

значительные

перспективы

для

музыкально-эстетического самовыражения учащихся. Однако, все это может быть

достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение.

Сольное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального

искусства

и

одним

из

важных

средств

воспитания

молодежи.

Правильно

организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъему

общей музыкальной культуры учащихся.

Пение

является

весьма

действенным

методом

эстетического

воспитания.

В

процессе изучения курса вокала дети осваивают основы вокального исполнительства,

развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского

мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия

зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через

игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность,

основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно

и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

За время обучения по данной образовательной программе дети, разучивая и

исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского

голоса

отечественными

и

зарубежными

композиторами,

с

лучшими

образцами

музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического

выступления.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья

детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач,

пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение

благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную

речь.

Ансамблевое

пение

представляет

собой

действенное

средство

снятия

напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является

одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов уроки вокала должны

быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих

силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение

становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его

дальнейшую жизнь.

Особенности

программы:

данная

программа

предполагает

достаточную

свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей,

не

ориентированных

на

дальнейшее

профессиональное

обучение,

но

желающих

получить

навыки

сольного

исполнительства.

Программа

имеет

художественную

направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных

категорий

детей,

обеспечивает

развитие

творческих

способностей,

формирует

устойчивый интерес к творческой деятельности.

1.

2. Срок реализации учебного предмета

Данная учебная программа рассчитана на четырехлетний курс обучения детей,

поступающих в ДШИ в возрасте 6 лет.

Для желающих заниматься вокалом необходимо наличие удовлетворительных

вокальных музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.

1.3.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

При

реализации

программы

учебного

предмета

«Сольное

пение»

продолжительность учебных занятий составляет в 1 классе – 33 недели, со 2 по 4

классы – 34 недели в год.

1.4.

Сведения о затратах учебного времени

Недельная нагрузка по предмету «Сольное пение» составляет:

в

первом

классе

-

1

академический

час

в

неделю,

со

второго

класса

-

2

академических

часа

в

неделю.

Академический

час

40

минут

.

Таблица 1

Вид учебной

работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего

часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество

недель

16

17

16

18

16

18

16

18

Аудиторные

занятия

16

17

32

36

32

36

32

36

237

Самостоятельна

я

работа

24

25,5

24

27

24

27

24

27

202,5

Максимальная

учебная

нагрузка

40

42,5

56

63

56

63

56

63

439,5

1.5.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Такая форма занятий позволяет

преподавателю

построить

процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами

индивидуального подхода.

1.6.

Цель и задачи учебного предмета

Основная цель программы - дать возможность желающим получить основы вокального

и

начального

музыкального

образования

и,

всесторонне

развивая

способности

и

склонности обучающихся, воспитать в них активную, грамотную, раскрепощенную

творческую личность.

Задачи курса сольного пения:

- развитие у обучающихся общего культурного и музыкального уровня;

- выработка певческих навыков;

- развитие устойчивого певческого дыхания;

- достижение ровности звучания голоса по всему диапазону;

- выработка высокой вокальной позиции и точного интонирования;

- достижение четкой и ясной артикуляции;

- развитие у обучающихся напевности голоса (кантилены);

- развитие художественного вкуса, чувства стиля;

- развитие сценического мастерства, артистизма.

Планируемые результаты:

- знание основ физиологии речевого и дыхательного аппаратов, основы гигиены

голоса;

- обучающиеся приобретают устойчивые вокальные навыки в сочетании с элементами

исполнительского мастерства;

- чистое интонирование, умение исполнять музыку разных жанров и направлений;

навыки несложной импровизации;

- обучающиеся приобретают навык творческого отношения к музыкальному искусству;

- обучающиеся приобретают умение понимать и доносить до слушателей содержание

исполняемых произведений;

- обучающиеся приобретают навык публичных выступлений.

1.7.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

-

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного

предмета;

-

распределение учебного материала по годам обучения;

-

описание дидактических единиц учебного предмета;

-

требования к уровню подготовки обучающихся;

-

формы и методы контроля, система оценок;

-

методические рекомендации педагогическим работникам.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

«Содержание учебного предмета».

1.8.

Методы обучения

-

игровые (разнообразные формы игрового моделирования);

-

словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

-

наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

-

практический

(воспроизводящие

и

творческие

упражнения,

деление

целого

произведения

на

более

мелкие

части

для

подробной

проработки

и

последующая

организация целого, репетиционные занятия).

Реализация

задач

осуществляется

через

различные

виды

вокальной

деятельности,

главными из которых являются сольное и ансамблевое пение, слушание различных

интерпретаций исполнения, движения под музыку, элементы театрализации.

1.9.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Для

успешной реализации данной программы созданы следующие

материально-

технические условия:

-

учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям

по площади и уровню освещения, температурному режиму;

-

наличие в классах фортепиано;

-

настенное зеркало;

-

наличие концертного зала;

-

аудио- и видеоаппаратура;

-

доступ в Интернет.

Дидактический материал:

-

научная и специальная литература;

-

репертуарные сборники, нотные сборники;

-

видеозаписи, аудиозаписи.

II.

Содержание учебного предмета

Учебная

программа

по

предмету

«Сольное

пение»

рассчитана

на

4

года.

В

распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического

и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся

применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у

учащихся умений и навыков происходит постепенно: от освоения певческой установки,

дыхания, нотной грамоты до самостоятельного разбора и исполнения музыкального

произведения.

Содержание

учебного

предмета

«Сольное

пение»

соответствует

направленности

общеразвивающей

программы

на

приобщение

учащихся

к

любительскому

музицированию.

Годовые

требования

содержат

несколько

вариантов

примерных

исполнительских

программ,

разработанных

с

учетом

индивидуальных

и

возрастных

возможностей,

интересов учащихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может

разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных

требований.

1 класс.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.

В результате первого года обучения обучающийся должен получить элементарные

представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:

правильная постановка корпуса при пении;

певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом

пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;

правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками,

четкое произношение согласных звуков;

слуховое осознание чистой интонации.

В

программу

первого

года

обучения

входит

пение

элементарных

вокальных

упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая

прима,

малая

и

большая

секунды,

малая

и

большая

терции,

чистая

октава.

Формирование навыков пения с фонограммой.

В течение учебного года обучающийся обязан разучить 1-2 вокализа, песни

напевного характера, 4 вокальных произведения.

Ознакомление

учащихся

с

вокальными

навыками

в

академической

манере

исполнения. Формирование правильного певческого звука — открытого, но легкого,

звонкого. Следует избегать резкого, зажатого, форсированного звучания.

Работа

над

дыханием

должна

начинаться

с

выработки

певческой

установки,

основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились

в свободно-активном, но не расслабленном состоянии.

Полезно, чтобы обучающиеся при вдохе положили руки на ребра и проследили их

движение во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить

при этом за расширением нижних ребер. Ни в коем случае не надо набирать много

воздуха, а также поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с

мгновенной задержкой дыхания. Стимулом для развития дыхания является дыхательная

гимнастика,

а

также

вокальные

упражнения,

развивающие

длительность

выдоха,

умение правильно делать вдох.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит

артикуляции

и

дикции.

Стимулом

для

развития

дикции

являются

специальные

упражнения, например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно

выговаривая слова, а также вокальные упражнения, развивающие звукообразующие

органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов артикуляционный

аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недостаток необходимо устранять.

Важную задачу в вокальном воспитании учащегося представляет формирование

тембра, характера окраски звучания голоса. Тембр выявляется у учащегося в более

старшем возрасте.

Текущий и промежуточный контроль.

Формы

текущего

контроля

могут

быть

разные:

от

контрольного

урока

до

публичного выступления на концертах, в зависимости от исполнительского уровня

обучающихся.

На

контрольном

уроке

в

конце

первого

полугодия

обучающийся

должен

исполнить: вокализ, русскую народную песню, детскую популярную песню.

В конце второго полугодия обучающийся должен исполнить: вокализ, русскую

народную песню, песню с аккомпанементом или минусовкой. Участие в концертах и

вокальных конкурсах различного уровня приравнивается к зачету или контрольному

уроку.

Методические рекомендации.

Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками.

Эта

работа

часто

протекает

без

достаточного

осознания

учащимися

ее

цели,

без

понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует уже на самом

первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поется данное упражнение,

чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.

Очень важно с самого начала обучения воспитывать у обучающихся вокальный

слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.

Основа пения — гласные звуки. От правильного образования гласных зависит

красота

тембра.

У

обучающихся

школьного

возраста

тембр

неровный,

что

обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается

при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона.

Для этого следует использовать попевки и упражнения:

1)

на гласные А, У, Ю;

2)

упражнения стабильного блока:

на дыхание,

на медленный долгий выдох,

на развитие артикуляции,

на подвижность диафрагмы (staccato),

на развитие ровности тембрового звучания,

гибкости голоса;

3)

упражнения периодически обновляющегося блока:

на легкость и подвижность голоса,

на зубные язычные согласные — Д, 3, Т, Р, Л, Н,

на губные — Б, П, В, М.

Необходимо разделять при пении гласные, встречающиеся в одном слове или в

конце одного и начале другого слова, например: «А я по лугу».

Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Нужно приучать

учащихся

ясно

произносить

согласные

в

конце

слов,

присоединять

согласные

к

следующему слогу, например: мы — шка.

Условием

грамотного

звукообразования

являются

правильно

открытый

рот,

свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый

звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы

обучающийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой

фразы, не брал дыхание в середине слова.

В практических занятиях наряду с упражнениями рекомендуется пение вокализов

или

песен

напевного

характера

для

выработки

кантиленного

звучания.

Это

необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне

отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий

кульминации произведения, коды и других.

В

репертуар

должны

входить

популярные

детские

песни,

популярные

отечественные песни, ретро-песни.

Перспективно-тематическое планирование по предмету «Сольное пение»

1 класс.

Аудиторные занятия – 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия – 1,5 часа в неделю

Таблица 3

1

Наименование разделов и

тем

Кол-

во

часов

Вид

занятия

Календарные

сроки

изучения

темы

Самостоя-

тельная

работа

1 1

1 четверть. 8 недель

8

1-8 недели

Знакомство с особенностями

голосового аппарата.

7

Урок

1-7 недели

12 часов

Певческая установка. Нотная

грамота. Пение учебно-

тренировочного материала.

Ритмические упражнения.

Текущий контроль

1

Контрольный

урок

8 неделя

2 2

2 четверть. 7 недель

7

9-15 недели

Основы артикуляции.

Формирование

первоначальных навыков

певческой артикуляции.

Певческое дыхание. Пение

несложных произведений.

6

Урок

9-14 недели

10 часов

Текущий контроль

1

Академически

й концерт

15 неделя

3 3

3 четверть. 9 недель

9

16-25 неделя

Работа над основными

приемами дыхания.

Упражнения. Формирование

звуковысотного

интонирования. Знакомство с

несложными образцами

фольклора.

8

Урок

16-24 неделя

14 часов

Текущий контроль

1

Контрольный

урок

25 неделя

4 4

4 четверть. 8 недель

8

26-33 недели

Формирование вокально-

фоноционных

навыков:сочетание гласных и

согласных, работа над

штрихами.

7

Урок

26-32 недели

12 часов

Промежуточный контроль

1

Академически

й концерт

Примерный репертуарный список

Вокализы и упражнения:

Абт Ф. Школа пения.

Бахутошвили Н. Сборник упражнений и вокализов.

Виардо П. Упражнения для женского голоса.

Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса.

Зейдлер Г. Искусство пения, части 1-2.

Кирюшин В. Вокально-интонационные упражнения.

Лютген Б. Ежедневные упражнения.

Ладухин Н. Вокализы.

Павлюченко С. Вокально-артикуляционные упражнения и этюды для певцов.

Русские народные песни:

Андрей-воробей. Петушок. Дон-дон. Как под горкой. Не летай, соловей. Ой, кулики,

жаворонушки. Во поле берёза стояла. Пойду ль я, выйду ль я. Калинка. Бабушкин

козлик. Как у наших у ворот. Я посеяла ленку. Посею лебеду на берегу. В тереме

свечки. Со двора, со дворика. Ай, во поле липенька. Калина. Ах, утушка, моя луговая.

Было у матушки много детей. Как пошли наши подружки.

Детские песни:

Олейникова А. Два кота. Шесть глаз и три хвоста. Два мышонка. Белка.

Струве Г. Новогодний хоровод.

Ермолов А. Бедный ёжик. Светит солнышко.

Ходош В. Котауси и Мауси.

Туманян Е. Хороша зима.

Кудряшов А. Весёлый фломастер.

Долухонян А. Коньки.

Бетховен Л.«Сурок».

Бах И.-С. «За рекою старый дом».

Кабалевский Д. «Мельник, мальчик и осел».

Чичков Ю. «Самая счастливая».

Пинегин М. «Смешной человечек».

Филлипенко А. Гуси.

«Спящая красавица» обработка И. Брамса

Струве Г. «Моя Россия»

Парцхаладзе М. «Колыбельная».

Еремеева М.«Ходит осень-несмеяна»

Детские песни из сб. К.Макаровой

Детские песни для малышей Я.Дубравина

Детские песни из сб. С.Баневича

Глушкова Н. Снежинки

Два кота. Польская народная песня

Метлов Н. Часы. Поезд.

Дождик. Румынская народная песня

Красев М. Ку-ку.

Кравченко Б., сл. В. Орлова Подарки.

Паулса Р. Кашалотик. Алфавит.

Петряшевой А. Рыжий кот.

Соснин С. Солнечная капель.

Шаинский В. Улыбка. Когда мои друзья со мной. Чунга-чанга.

2 класс.

Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее

воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха,

певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности,

творческих

способностей,

потребностей,

интересов,

вкусов,

готовности

к

художественному труду.

Продолжение формирования вокально-технических знаний, умений, навыков,

особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в

процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая

«атака»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного

состояния при пении, спокойно-активному, экономному выдоху.

Формирование у обучающихся основных свойств певческого голоса: звонкости,

полетности, микстового, то есть смешанного звучания, тембровой ровности, пения с

вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса,

обучение умению петь активно, но не форсированно. Обучение непринужденному,

естественному,

льющемуся

пению,

гибкому

владению

голосом.

Правильное

формирование

гласных

и

обучение

учащихся

четкому

произношению

согласных

звуков. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося

отработанное в упражнениях на исполнение произведений.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.

В

результате

второго

года

обучения

учащийся

должен

расширить

диапазон

голоса, желательно до 1,5 октав, выровнять звучность гласных. Продолжается работа

над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры, совершенствуется работа

с учебной фонограммой «минус».

В работе над вокализами учащийся должен уметь певуче, пластично вести звук,

вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать движение

мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения.

В

программу

второго

года

обучения

входит

пение

вокальных

упражнений,

включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на октаву

вверх и вниз.

В течение года обучающийся выступает на зачете в конце первой четверти, на

академическом

концерте

(декабрь).

На

академическом

концерте

в

конце

года

исполняются:

1.

вокализ;

2.

народная песня;

3.

детская песня или несложный романс.

В

течение

учебного

года

обучающийся

должен

разучить

и

отработать

2-3

вокализа, 2-3 народные песни; 4-5 вокальных произведений различного характера и

содержания (1-2 можно в порядке ознакомления). Участие в концертах и вокальных

конкурсах различного уровня приравнивается к зачету или контрольному уроку.

Текущий и промежуточный контроль

На

контрольном

уроке

в

конце

первого

полугодия

обучающийся

должен

исполнить два произведения: отечественную популярную песню и вокализ.

На

переводном

зачете

в

конце

второго

полугодия

обучающийся

должен

исполнить

два

произведения:

желательно

отечественную

популярную

песню

и

русскую народную песню в современной обработке.

Методические рекомендации

Каждое

новое

упражнение

и

его

роль

в

музыкально-певческом

развитии

учащегося нуждается в образном раскрытии. Необходим и рассказ о специальных

вокальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности тембрового

звучания. Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры, дыхание

ключичное.

Механизм работы дыхательного аппарата у академических певцов. В первую

очередь

необходимо

добиваться

от

учащихся

правильного

диафрагматического

staccato дыхания. Полезны упражнения, которые дают возможность фиксировать

работу мышц диафрагмы.

Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок

дыхания вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок, которые перестают

осуществлять

правильное

звукообразование.

Плавное

дыхание,

сохранение

постоянного

чувства опоры

— один

из основных

принципов развития ровности

диапазона. При этом полезны упражнения на legato.

Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление

правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной

позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы — свободны и активны.

Полезны упражнения в пределах терции — квинты, основанные на сочетаниях

гласных и согласных, например: ми, зи, брэ, кра, крэ, кри, трэ, дай, дой, дуй, фа, ты, ха,

чха, хэй, прэй и тому подобные. При этом необходимо следить за чистотой интонации.

Наряду с упражнениями рекомендуется пение вокализов, отечественных популярных

песен, русских народных песен в современной обработке.

Перспективно-тематическое планирование по предмету «Сольное пение»

2 класс.

Аудиторные занятия – 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия – 1,5 часа в неделю

Таблица 4

1

Наименование разделов и

тем

Кол-

во

часов

Вид

занятия

Календарные

сроки

изучения

темы

Самостоятельная

работа

1

1 четверть. 8 недель

16

1-8 недели

Правильное положение

корпуса и головы поющего

как основа для выработки

условных мышечных

рефлексов и снятия

зажимов. Певческая

установка. Нотная грамота.

Пение учебно-

тренировочного материала.

Ритмические упражнения.

14

Урок

1-7 недели

12 часов

Текущий контроль

2

Контрольн

ый урок

8 неделя

2

2 четверть. 7 недель

14

9-15 недели

Освоение различных

штрихов, видов вокального

туше. Техники

нефорсированного форте и

опертого пиано. Основы

артикуляции.

12

Урок

9-14 недели

10 часов

Формирование навыков

певческой артикуляции.

Текущий контроль

2

Академичес

кий

концерт

15 неделя

3

3 четверть. 9 недель

18

16-25 неделя

Практическое освоение

различных типов дыхания:

грудное, брюшное,

реберно- диафрагмальное.

Упражнения на взятие

дыхания, задержку и

плавный выдох.

Особенности

диафрагмального дыхания,

как наиболее

рационального. Глубина и

скорость вдоха в

зависимости от типа

вокального туше.

Дыхание при стаккато.

Упражнения для развития

реберно-диафрагмального

дыхания – усложненные, с

подключением мышц

брюшного пресса.

16

Урок

16-24 неделя

14 часов

Текущий контроль

2

Контрольн

ый урок

25 неделя

4

4 четверть. 8 недель

16

26-33 недели

Расширение певческого

диапазона за счет

упражнений на развитие

головного и грудного

регистров.

Тембральное

выравнивание певческого

диапазона. Работа над

соединением грудного и

головного регистров.

Чистота интонации –

результат правильной

координации голосового

аппарата. Упражнения на

раскрепощенность

голосового аппарата.

14

Урок

26-32 недели

12 часов

Работа над улучшением

вокальной координации.

Промежуточный контроль

2

Академичес

кий

концерт

Примерный репертуарный список

Вокализы и упражнения:

Абт Ф. Школа пения.

Бахутошвили Н. Сборник упражнений и вокализов.

Виардо П. Упражнения для женского голоса.

Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса.

Зейдлер Г. Искусство пения, части 1-2.

Кирюшин В. Вокально-интонационные упражнения.

Лютген Б. Ежедневные упражнения.

Ладухин Н. Вокализы.

Павлюченко С. Вокально-артикуляционные упражнения и этюды для певцов.

Народные песни:

РНП (в доступной обработке):

Соловей, соловеюшка. Вставала ранёшенько. Ходила младёшенька по борочку.

Между двух белых березок. В тереме свечки. Со двора со дворика, Ай, во поле

липенька. Калинка. Пойду лук я полоть. А я по лугу. Девчонка везла на возу. У зари-

то у зореньки. В низенькой светелке. Ой, вставала я ранёшенько.

Мексиканские народные песни:

Пастушка Кукла. Часы.

Неаполитанская народная песня «Счастливая», обр. Г. Меллера

Детские песни:

Крылатов Е. Волшебный цветок. В гости!

Иевлев А. Новый год.

Чичков Ю. Самая счастливая. Мой щенок. Песня о волшебном цветке. Солнечный

зайчик.

Гладков Г. Песня волшебников.

Олейникова А. А память жива. Хорошая погода. Плюшевая сказка. Одуванчики.

Тугаринов Ю. Это мамин день.

Хрисаниди И. Рождественская песня.

Кабалевский Д. Карусель.

Спадавеккиа А., сл. Е. Шварц. Добрый жук.

Ермолов А. Дети земли. Тигренок. Солнечные зайчики. Будем вместе.

Зарицкая Е. Ладошка. Радость моя.

Чернявский В., сл. Т. Гонтарь. Ежик и мышка. Солнечная песенка.

Петряшева А. Я танцую. Дети земли.

Парцхаладзе М. «Колыбельная».

Еремеева М. «Ходит осень-несмеяна»

Детские песни из сб. К.Макаровой

Детские песни для малышей Я.Дубравина

Детские песни из сб. С.Баневича

Львов-Компанеец Д. Дружат дети всей земли.

Лядов А. Заинька, попляши.

Калинников В. Звёздочки.

3 класс.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.

На третьем году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее

вокально-технических и исполнительских навыков:

укрепление певческого дыхания (более осознанная работа над вдохом и выдохом).

Постоянное внимание к головному резонированию.

Выравнивание звучания голоса на доступном диапазоне, завершение работы над

освобождением

артикуляционного

аппарата,

исполнительские

задачи,

выразительность в пении.

Продолжается работа над: расширением диапазона голоса, развитием четкой дикции,

выразительности

слова,

сглаживанием

переходных

нот,

укреплением

певческого

дыхания, развитием подвижности голоса.

Пение трезвучий гамм, освоение приемов стаккато, легато, нон легато.

В течение года прорабатываются: вокализы в сочетании с согласным звуком

(1-2) -2-3 народные песни, 3-4 произведения русских, зарубежных или

современных авторов.

В течение года обучающийся изучает:

2-3 вокализа;

2-3 народные песни;

1-2 несложных романса;

2-3 детские песни.

В течение года обучающийся выступает на: зачете, на академических концертах.

На академическом концерте в конце учебного года обучающийся исполняет два

разнохарактерных произведения:

1. народную песню или произведение по выбору

2. романс или произведение по выбору.

Примерный репертуарный список

Вокализы и упражнения:

Абт Ф. Школа пения.

Бахутошвили Н. Сборник упражнений и вокализов.

Виардо П. Упражнения для женского голоса.

Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса.

Зейдлер Г. Искусство пения, части 1-2.

Кирюшин В. Вокально-интонационные упражнения.

Лютген Б. Ежедневные упражнения.

Ладухин Н. Вокализы.

Павлюченко С. Вокально-артикуляционные упражнения и этюды для певцов.

Народные песни (в доступной обработке):

Я посеяла ленку, Посею лебеду на берегу, У зари- то у зореньки, В низенькой

светелке, Между двух белых березок, В тереме свечки, Со двора со дворика, Ай, во

поле липенька, Калинка

Мексиканские народные песни: Пастушка, Кукла, Часы

Неаполитанская народная песня «Счастливая», обр.Г.Меллера

Детские песни:

Григ Э. «Детская песенка»

«Козлята»

«Лесная песенка»

Иорданский М. «Ворон»

«Песенка про чибиса»

Ипполитов-Иванов М. «Зима»

«Котик»

Кабалевский Д. «Наш край»

Крылатов Е. «Крылатые качели»

«Лесной олень»

«Где музыка берет начало»

Д.Кабалевский «Мельник, мальчик и осел»

Ю.Чичков «Песенка про жирафа»

М.Пинегин «Смешной человечек»

«Спящая красавица» обработка И.Брамса

Г.Струве «Моя Россия»

М.Парцхаладзе «Колыбельная»

М.Еремеева «Ходит осень-несмеяна»

Детские песни из сб. К.Макаровой

Детские песни для малышей Я.Дубравина

Детские песни из сб. С.Баневича

Глушкова Н. Снежинки

Озорная балалайка

Вот лягушка по дорожке

Произведения композиторов-классиков:

Бах И. Ария «Утро»

Ария «Зима»

Векерлен Ж. Песня бабочки

Времена года

Примерная программа переводного академического концерта

Вариант 1

1. Крылатов Е. «Где музыка берет начало?»

2. Бах И. Ария «Утро»

Вариант 2

1. Д.Кабалевский «Мельник, мальчик и осел»

2. Векерлен Ж. «Песня бабочки»

Текущий и промежуточный контроль

На

контрольном

уроке

в

конце

первого

полугодия

обучающийся

должен

исполнить два произведения: отечественную популярную песню и вокализ.

На

переводном

зачете

в

конце

второго

полугодия

обучающийся

должен

исполнить

два

произведения:

желательно

отечественную

популярную

песню

и

русскую народную песню в современной обработке.

Перспективно-тематическое планирование по предмету «Сольное пение»

3 класс.

Аудиторные занятия – 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия – 1,5 часа в неделю

Таблица 4

1

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Вид

занятия

Календарные

сроки изучения

темы

Самостоя

тельная

работа

1

1 четверть. 8 недель

16

1-8 недели

Закрепление

пройденного

материала.

Визуальный

и

внутренний

контроль

за

соблюдением

правильных

вокальных установок. Работа над

звуком.

Принципы

артикуляции

речи и пения. Гласные и согласные

в

пении.

Протяжные

гласные

и

четкие

согласные.

Правильное

произношение.

Упражнения

способствующие

правильной

артикуляции.

14

Урок

1-7 недели

12 часов

Текущий контроль

2

Контроль

ный урок

8 неделя

2

2 четверть. 7 недель

14

9-15 недели

Работа

над

исполняемым

произведением.

Осмысление

содержания произведения. Анализ

текста. Работа над словом. Точное

построение

фразы

и

использование

различных

нюансов голосоведения.

Художественный образ.

Анализ текста муз. произведения с

точки зрения стиля и жанра.

Развитие памяти, пение наизусть

выученных произведений. Пение

учебно-тренировочного

материала.

Ритмические

упражнения.

12

Урок

9-14 недели

10 часов

Текущий контроль

2

Академи

ческий

концерт

15 неделя

3

3 четверть. 9 недель

18

16-25 неделя

Работа над дыханием.

Закрепление

дыхательных

навыков

на

мышечном

уровне.

Дыхание

при

стаккато.

Упражнения

для

развития

реберно-диафрагмального

дыхания.

16

Урок

16-24 неделя

14 часов

Текущий контроль

2

Контроль

ный урок

25 неделя

4

4 четверть. 8 недель

16

26-33 недели

Певческий диапазон. Расширение

певческого диапазона за счет

упражнений

на

развитие

головного и грудного регистров.

Тембральное

выравнивание

певческого диапазона. Работа над

соединением

грудного

и

головного

регистров.

Поддержка

мышцами

брюшного

пресса

переходных нот от головного к

грудному регистру.

14

Урок

26-32 недели

12 часов

Промежуточный контроль

2

Академи

ческий

концерт

4 класс.

Объем теоретических знаний, практических умений и навыков.

Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания,

высокой вокальной позиции, осмысленном выполнении исполнительских задач,

поставленных педагогом. Продолжается работа над подвижностью голоса.

Обучающемуся необходимо иметь элементарные представления о работе

резонаторов, выработать ощущение округлости, близости звука.

С особой осторожностью нужно относиться к голосам, находящимся в данный

момент в состоянии мутации.

В течение года обучающийся осваивает:

2-3 разноплановых вокализа;

2-3 несложных романса;

2-3 народные песни;

1-2 несложные арии;

2-3 детские песни.

В течение года обучающийся выступает на зачете, на академических концертах.

На

академическом

концерте

в

конце

учебного

года

обучающийся

исполняет

2

разнохарактерных произведения:

1. романс;

2. арию или народную песню или другое произведение по выбору.

Примерный репертуарный список

Вокализы и упражнения:

Абт Ф. Школа пения.

Бахутошвили Н. Сборник упражнений и вокализов.

Виардо П. Упражнения для женского голоса.

Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса.

Зейдлер Г. Искусство пения, части 1-2.

Кирюшин В. Вокально-интонационные упражнения.

Лютген Б. Ежедневные упражнения.

Ладухин Н. Вокализы.

Павлюченко С. Вокально-артикуляционные упражнения и этюды для певцов.

Народные песни:

РНП (в доступной обработке):

Обработки П. Булахова: Тройка, Все б я по горенке ходила

Обработки Н. Глушковой: Перевоз Дуня держала, Уж ты поле мое, Все б я по

горенке ходила.

Обработки А. Гурилева: Во саду ли, в огороде, Посею конопельку

Обработки В. Красноглядовой: Ты заря ли моя, зорюшка, У зари-то, у зореньки

Обработки А. Лядова: Выходили красны девицы, Земелюшка чернозем

Обработки Н. Римского-Корсакова: Здравствуй, гостья зима, Ходила младешенька

по борочку

Мексиканские народные песни: Пастушка, Кукла, Часы.

Неаполитанская народная песня «Счастливая»,обр.Г.Меллера

Произведения композиторов-классиков:

Бах И. Ария «Утро», Ария «Зима»

Векерлен Ж. Песня бабочки, Времена года

Гендель Г. Ария «Ah,mio cor»

Ипполитов-Иванов М. «Желтенькая птичка»

Моцарт В. «Ave verum corpus natum»

Гурилев А. Домик-крошечка, Право, маменьке скажу, Сарафанчик

Котро Санта-Лючия

Манфроче Н. Ариетта «Сердце мое»

Монюшко С. Золотая рыбка

Моцарт В. Маленькая пряха, Рассказать ли в тишине.

Примерная программа переводного академического концерта

Вариант 1

1. Гурилев А. «Домик-крошечка»

2. Обработки А. Лядова: Выходили красны девицы

Вариант 2

1. Моцарт В. «Маленькая пряха»

2. «Перевоз Дуня держала» обработка Н. Глушковой.

Текущий и промежуточный контроль

На

контрольном

уроке

в

конце

первого

полугодия

обучающийся

должен

исполнить два произведения: отечественную популярную песню и вокализ.

На

переводном

зачете

в

конце

второго

полугодия

обучающийся

должен

исполнить

два

произведения:

желательно

отечественную

популярную

песню

и

русскую народную песню в современной обработке.

В течение выпускного года учащийся должен пройти:

2 вокализа, 1-2 романса, 1-2 народных песни, 2 разноплановых произведения.

На выпускном экзамене: учащиеся исполняют 1 классическое произведение,

1 народную или стилизованную песню, 2 произведения современных композиторов.

Перспективно-тематическое планирование по предмету «Сольное пение»

4 класс.

Аудиторные занятия – 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия – 1,5 часа в неделю

Таблица 4

1

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Вид

занятия

Календарные

сроки изучения

темы

Самостоя

тельная

работа

1

1 четверть. 8 недель

16

1-8 недели

Певческие установки.

Закрепление

пройденного

материала.

Работа

над

звуком.

Закрепление различных штрихов,

видов вокального туше. Техники

нефорсированного

форте

и

опертого

пиано.

Принципы

портаменто

и

глиссандо.

Филирование звука.

14

Урок

1-7 недели

12 часов

Текущий контроль

2

Контроль

ный урок

8 неделя

2

2 четверть. 7 недель

14

9-15 недели

Работа над дыханием.

Закрепление

дыхательных

навыков

на

мышечном

уровне.

Глубина

и

скорость

вдоха

в

зависимости

от

типа

вокального

туше. Дыхание при стаккато.

Упражнения

для

развития

реберно-диафрагмального

дыхания усложненные с

подключением

мышц

брюшного

пресса.

12

Урок

9-14 недели

10 часов

Текущий контроль

2

Академи

ческий

концерт

15 неделя

3

3 четверть. 9 недель

18

16-25 неделя

Певческий диапазон. Расширение

певческого диапазона за счет

упражнений

на

развитие

головного и грудного регистров.

Тембральное

выравнивание

певческого диапазона. Работа над

соединением

грудного

и

головного

регистров.

Поддержка

мышцами

брюшного

пресса

переходных нот от головного к

грудному регистру.

16

Урок

16-24 неделя

14 часов

Текущий контроль

2

Контроль

ный урок

25 неделя

4

4 четверть. 8 недель

16

26-33 недели

Принципы

артикуляции

речи

и

пения. Правильное произношение.

Разбор и устранение дикционных

недостатков. Положение гортани

и

работа

артикуляционного

аппарата при различных видах

вокального туше и звуковедения.

Работа

над

исполняемым

произведением.

Подбор

индивидуальной

программы

для

выступления. Точное построение

фразы и использование различных

нюансов голосоведения. Принцип

воплощения

художественного

образа с помощью необходимых

исполнительских приемов.

Изучение

примеров

ярких

интерпретаций,

необычных

прочтений.

14

Урок

26-32 недели

12 часов

Промежуточный контроль

2

Академи

ческий

концерт

Структура урока:

1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим

дыханием;

2) распевание;

3) пение вокализов;

4) сольфеджирование;

5) работа над произведением;

6) анализ занятия;

7) задание на дом (по необходимости).

Всё это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.

Фонды оценочных средств:

Проверка

уровня

знаний,

умений

и

навыков

обучающихся

осуществляется

на

мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации: контрольных уроках,

публичных выступлениях, переводных зачетах, итоговом экзамене.

В конце каждого учебного года проводятся отчетные концерты учащихся. В конце

первого полугодия аттестация проводится в форме академического концерта, в конце

второго полугодия – в форме переводного академконцерта. Участие в концертах и

вокальных конкурсах различного уровня приравнивается к зачету или контрольному

уроку.

Со 2 класса проводится зачёт-проверка музыкальной грамотности, включающий

коллоквиум в форме собеседования. Ответы на вопросы показывают уровень общего

музыкально-эстетического развития обучающегося.

Зачет проверка музыкальной грамотности проводится ежегодно со 2-го класса в

конце первой четверти (октябрь). Цель зачета – проверка основных вокальных навыков

обучающихся,

таких

как:

правильное

дыхание,

правильное

извлечение

звука

и

звуковедение; правильная постановка корпуса.

Зачет включает в себя:

устный ответ основных музыкальных терминов (коллоквиум);

пение русской народной песни a cappella;

пение упражнения по сольфеджио (чтение с листа)

Требования зачета зависят от возраста обучающихся и степени музыкальной

подготовки.

Вопросы коллоквиума по классам

2

класс

1. Назвать авторов музыки и слов исполняемых произведений (что можете о них

рассказать?)

2.К каким жанрам относятся исполненные произведения?

3.Знать свой тип голоса в классификации певческих голосов (какие ещё бывают типы

голосов?)

3 класс

1. Назвать авторов музыки и слов исполняемых произведений (что можете о них

рассказать?)

2. К каким жанрам относятся исполненные произведения?

3. Назвать темпы, основные технические приёмы и штрихи в исполняемых

произведениях.

4. Знать свой тип голоса в классификации певческих голосов (какие ещё бывают типы

голоса?)

4 класс

1. Назвать авторов музыки и слов исполняемых произведений (что можете о них

рассказать?)

2. К каким жанрам относятся исполненные произведения?

3. Назвать темпы, основные технические приёмы и штрихи в исполняемых

произведениях.

4. Знать свой тип голоса в классификации певческих голосов (какие ещѐ бывают типы

голоса?)

5. Знать названия ведущих мировых театров и т.д.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы

учебного

предмета

«Сольное

пение»,

который

предполагает

формирование

следующих знаний, умений, навыков, таких как:

наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному

музыкальному исполнительству;

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих

использовать

многообразные

возможности

певческого

голоса,

самостоятельно

накапливать

репертуар

из

музыкальных

произведений

различных

эпох,

стилей,

направлений, жанров и форм;

знание

в

соответствии

с

программными

требованиями

вокального

репертуара,

включающего произведения разных стилей и жанров (народные песни, детские

песни, романсы, ариетты и арии);

знание профессиональной терминологии;

навыки по воспитанию слухового контроля (интонации);

навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,

выполнению

анализа

исполняемых

произведений,

владению

различными

видами

техники исполнительства;

наличие

творческой

инициативы,

сформированных

представлений

о

методике

разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими

трудностями;

наличие

музыкальной

памяти,

чувства

ритма,

здорового

голосового

аппарата,

отсутствие речевых дефектов;

знание общих понятий анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Важным элементом учебного процесса в школе является систематический контроль

успеваемости обучающихся.

Основными видами контроля успеваемости обучающихся являются:

1)

текущий контроль успеваемости обучающихся;

2)

промежуточная аттестация обучающихся;

3)

итоговая аттестация обучающихся.

2.

Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои цели, задачи и

формы.

Текущий

контроль

успеваемости

осуществляется

преподавателем

регулярно,

на

основании

результатов

текущего

контроля

выводятся

оценкой

за

четверть,

за

полугодие, за год.

Промежуточный

контроль

успеваемости

обучающихся

проводится

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного

на

учебный

предмет

в

виде

зачета,

академического

концерта

по

окончании

каждого

полугодия

учебного

года.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающихся и степень

усвоения им образовательной программы на определенном этапе обучения.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты,

академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера

и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на

академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на

четвертную, годовую и итоговую оценки.

Технический зачет является одним из обязательных видов контроля развития голосов

обучающихся.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать

знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Критерии оценки

Критерии оценки учащихся на зачетах, контрольных уроках, экзаменах.

Воспитание

юного

музыканта

-

приобретение

музыкальных

знаний,

обучение

специальным навыкам и приемам, работа по развитию исполнительской техники,

расширение

музыкально-эстетического

кругозора

-

это

единый,

сложный

и

длительный педагогический процесс. Конкретные педагогические методы, приемы,

формы воспитания и обучения бесконечно разнообразны.

Один из них - разумная требовательность в сочетании с профессиональным умением

поощрять

за

успехи.

Педагог

обязан

неуклонно

руководствоваться

принципом

систематической проверки знаний ученика и объективной их оценки.

Критерий

оценки

диктуется

музыкальными

и

индивидуальными

возможностями

учащихся. Основной критерий - грамотное и осмысленное исполнение произведений.

В процессе занятий учащийся должен овладеть вокальными приемами,

приемами

звукоизвлечения,

а

также

научиться

правильно

понимать

характер

произведений.

Краткая

формулировка

результатов

проверки

и

оценки

знаний

выражается

в

специальной

системе

выставления

дифференцированных

отметок

по

5-балльной

системе.

Оценка "5 " ставится, если ученик доносит осмысленное грамотное прочтение

(донесение)

нотного

текста.

Свободно

владеет

вокальными

навыками

(по

программным требованиям соответствующим данному классу). Умеет передавать

характер

произведения

и

владеть

художественно-выразительными

средствами.

Проявляет индивидуальность в исполнении.

Оценка

"4"

ставится,

если

ученик

достаточно

точно

доносит

нотный

текст,

допуская

при

исполнении

незначительные

погрешности.

Вокальные

требования

выполняются,

но

недостаточно

свободно.

Характер

произведения

передается

ограниченными

выразительными

средствами.

Незначительные

погрешности

в

динамическом плане, звуковом.

Оценка "3" ставится, если ученик в целом исполняет произведение правильно, но

допускает ошибки в тексте ритма, что мешает вокальному и музыкально-грамотному

исполнению.

Оценка "2" ставится, если ученик не усвоил материал, допускает ошибки, не знает

принципов звукоизвлечения, постановки, не проявляет осмысленности в исполнении.

Применение

оценок

должно

быть

предельно

индивидуальным,

даже

самый

незначительный успех ученика иногда можно оценить выше, чтобы таким образом

стимулировать его желание заниматься лучше, Ведь школьная программа - это не

только "мерило знаний", но прежде всего средство педагогического воздействия.

V. Методические рекомендации педагогическим работникам

Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний

срок

реализации

программы

учебного

предмета

позволяет:

продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и

ансамблевому исполнительству.

Важнейшие

педагогические

принципы

постепенности

и

последовательности

в

изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к

учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и

эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей

учащихся,

полнее

учитывать

индивидуальные

возможности

и

личностные

особенности

ребенка

позволяют

следующие

методы

дифференциации

и

индивидуализации:

разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

вариативность темпа освоения учебного материала;

индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при

объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно

вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто

на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее

полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи,

которую

может

оказать

преподаватель

посредством

собственного

исполнения

изучаемого произведения.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание

творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация

учебного процесса, успешное и всестороннее развитие

музыкально-исполнительских

данных

ученика

зависят

непосредственно

от

того,

насколько

тщательно

спланирована

работа

в

целом,

глубоко

продуман

выбор

репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его

выполнение

так

же,

как

и

рационально

подобранный

учебный

материал,

существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам,

включающие художественный и учебный материал различной степени трудности,

являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии

с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в

каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе

над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения:

некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления,

другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это

определяет

содержание

индивидуального

учебного

плана

учащегося.

На

заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и

современной музыки, опыт сольного и ансамблевого пения. Исходя из этого опыта,

они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает

знания музыкальной грамоты, основы гармонии.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и

возможностей

учащихся,

степени

развития

музыкального

слуха

и

вокально-

технических навыков.

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики

публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

За

период

обучения

в

школе

обучающемуся

необходимо

овладеть

полным

объемом знаний, умений и навыков, предусмотренных данной программой.

Используя данную программу в педагогической деятельности, преподавателю

нужно объективно оценивать возможности обучающихся, учитывая, что в одном

классе могут обучаться дети разных возрастов и способностей.

Подбирая

репертуар,

педагогу

надо

помнить

о

необходимости

расширения

музыкально-художественного кругозора детей. Исходя из общих задач воспитания

певца,

педагогу

необходимо

подбирать

репертуар

с

постепенным

усложнением,

учитывая

при

этом

психофизические

возможности

детей,

особенности

развития

детского голоса, который находится в состоянии непрерывного изменения.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных

затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы

основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении

педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные

способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе «Сольное

пение»

является

домашняя

работа.

Прежде

всего,

она

должна

заключаться

в

систематической проработке песенного материала изучаемого в классе. Учащийся

регулярно добивается целей и задач, поставленных на занятии с преподавателем. В

результате домашней подготовки учащийся должен уметь выразительно исполнять

выученное произведение.

Выполнение

обучающимся

домашнего

задания

должно

контролироваться

преподавателем и обеспечиваться нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в

соответствии с программными требованиями по данному предмету.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список нотной литературы

1.

Абт Ф. Школа пения: Избранные упражнения для голоса с фортепиано. — М.,

1960

2.

Аренский А. Избранные романсы. — М., 1983

3.

Блантер М. Песни / Ред.- сост. Ю. Челкаускас. — М., 1978

4.

Булахов П. Романсы. — М., 1966

5.

Буратино. Песенник для детей. — СПб., 1997

6.

Варламов А. Избранные романсы и песни: Для голоса в сопровождении

фортепиано / Сост. М. Иорданский. — М., 1961

7.

Виардо П. Упражнения для женского голоса. — М., 1994

8.

Вокализы итальянских композиторов и учителей пения XVII-XVIII веков / Сост.

Г. Аден. — М., 1965

9.

Глинка М. Избранные романсы и песни: Для голоса в сопровождении

фортепиано / Ред. М. Городецкая. — М., 1982

10.

Глушкова Н. Детские песни. — Магнитогорск, 2003

11.

Гурилев А. Домик-крошечка: Для высокого голоса в сопровождении

фортепиано.— М., 1985

12.

«Давно ль под волшебные звуки.» Вальс в вокальной музыке русских и

советских композиторов: Для голоса в сопровождении фортепиано. — М., 1991

13.

Даргомыжский А. Избранные романсы и песни: Для голоса в сопровождении

фортепиано. — М., 1981

14.

Дорогой длинною: Популярные романсы / Сост. Н. Кольцов. — М., 1979

15.

Дунаевский М. Тридцать три коровы: Музыкальный сборник. —М., 2002

17.Зарубежные народные песни. Обр. для голоса с фортепиано И. Ильина. — М.,

1978

18. Хрестоматия русской народной песни В.1,2 М. 1962г.

19.

Калинка: Сб. русских народных песен / Сост. И. Назаренко. — М., 1974

20.

Колыбельные песни./ Сост. О. Башина, К. Киприянова. — Новосибирск, 1998

21.

Крылатов Е. Прекрасное далеко: Песни для детей и юношества в сопровождении

фортепиано. — М., 1988

22.

Кюи Ц. Кот в сапогах: Опера сказка для детей. — М., 1961

23.

Любим маму: Песни, пляски, игры, шутки для детей младшего возраста в

сопровождении фортепиано. — М., 1968

24.

Мексиканские детские песни / Обр. М. Мильмана. — М., 1965

25.

Мордухович А. Три песенки для детей младшего школьного возраста. —

Магнитогорск, 2001

26.

Ночные цветы. Старинные русские романсы: Для голоса в сопровождении

фортепиано. — М., 1995

27.

Панофка Г. Искусство пения. 24 вокализа для сопрано, меццо-сопрано или

тенора.— М., 1961

28.

Песни для детского сада в.1 / Сост. Н. Метлов. — М., 1963

29.

Песни для малышей в.2. — М., 1979

30.

Попатенко Т. Пойте малыши в.8. — М., 1967

31.

Популярные вокальные дуэты в сопровождении фортепиано. — М., 1999

32.

Потешки и забавы: Для малышей в сопровождении фортепиано в.1. — М., 1988

33.

Романса свежее дыханье: Песни для голоса в сопровождении фортепиано в.3

Сост. Г. Портнов. — Ленинград, 1990

34.

Романсы и песни советских композиторов на слова С. Есенина. — М., 1986

35.

Систематизированный вокально-педагогический репертуар: Для высоких и

средних голосов / Сост. Е. Милькович. — М., 1962. ч. I

36.

Снетков Б. Цветок на ладони: обработки народных песен для детей. — М., 1986

37.

Старинные вальсы: Для голоса в сопровождении фортепиано. — М., 1988

38.

Старобинский С. Из чего сделаны сны?: Сборник песен для детей младшего и

среднего школьного возраста. — СПб., 2000

39.

Три русские народные песни: Обработка для голоса с фортепиано Н. Глушковой.

— Магнитогорск, 2001

40.

Чайковский П.И. Четырнадцать песен из сочинения 54. — М.—Л.,1950

41.

Шаинский В. Избранные песни: Для детей в сопровождении фортепиано. — М.,

1985

42.

Шесть народных песен. В обработке С. Полонского для пения с фортепиано. —

М., 1956

43.

Юный вокалист / Сост. С. Сиротин. в. I. — Екатеринбург, 1997

44.

Юный вокалист / Сост. С. Сиротин. в. II. — Екатеринбург, 1998

45.

Юный вокалист. Русские народные песни / Сост. С. Сиротин. в. III. — Екб, 2000.

46.

«Школьные шлягеры»

Песни

для

детей разных возрастов.

М.

«Музыка», 2011

47. Чернобельская В.« Тебе посвящаю я песню свою», «Солнышко в ладошках».

Песни для театральных представлений. Хабаровск. 2000, 2009гг.

Список методической литературы

1.

Варламов Е.А. «Полная школа пения». «Планета музыка», 2008г.

2.

Апраскина О.А. «Методика музыкального воспитания детей», М. 1983 г.

3.

Вендрова Т.Е. « Воспитание музыкой», М. «Просвещение»,1991г.

4.

Юренева-Княжинска

Н.Г.

«Вокальное

и

психологическое

здоровье

певца

и

влияние

эмоционального

состояния

исполнителя

на

исполнительское

мастерство» М. 2008 г.

5.

Далецкий О.Н. «О пении»

6.

Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.

7.

Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД

«РИПОЛ классик», 2006

8.

Михайлова М.А. « Развитие музыкальных способностей детей» М. 1997г.

9.

Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» М.Л. 1967.

10.Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение»,

1987

11.Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»

12.Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.

13.Разумовская О.К «Русские композиторы биографии, викторины, кроссворды»

Айрис М. 2007г.

14.Разумовская

О.К.

«Зарубежные

композиторы

биографии,

викторины,

кроссворды» Айрис М. 2007г.

15.Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»

16.Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»

17. Багадуров В. Глинка как певец и вокальный педагог // М.И. Глинка. —

М.,1950; Очерки по истории вокальной методологии. — М., 1929-1937

18.Барсов Ю. Вокально-исполнительские принципы М.И. Глинки. — М., 1968

19. Вербов А.М. Техника постановки голоса. — М., 1961

20.Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним

пояснения и вокализы-сольфеджио. — М. — Л.,1951

21. Дмитриев Л. Голосообразование у певцов. — М., 1964

22. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. — М., 1969

23. Егоров А. Гигиена голоса и его физиологические основы. — М., 1962

24. Юдин С. Певец и голос. — М., 1962

25. Юдин С. Формирование голоса певца. — М., 1962



В раздел образования