Проектно-исследовательская деятельность в младших классах
Автор: Каверина Евгения Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Коломенская средняя общеобразовательная школа Населённый пункт: Московская область, город Коломна Наименование материала: статья Тема: Проектно-исследовательская деятельность в младших классах Раздел: начальное образование
Работа учителя начальных классов Кавериной Евгении Викторовны с
одарёнными детьми. Проектная деятельность.
В нашем стремительно развивающемся мире необходимы люди,
умеющие находить пути решения предложенных задач, выход из проблемной
ситуации. Таких людей воспитываем мы с вами, развивая индивидуальные
способности каждого ученика.
Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей
человеческой деятельности.
В начальную школу приходят дети, которых мы относим к категории
одарённых. У этих детей высокие интеллектуальные способности, желание к
учению, познавательная потребность.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на
дифференцированном подходе. Эта работа ведётся во время урочной и
внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает
одну из новых форм работы с детьми – проектирование. Эту форму работы я
активно применяю в своей работе с одарёнными детьми.
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно -
познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение
общего
результата,
которая
способствует
развитию
самостоятельности,
целеустремленности,
ответственности,
настойчивости,
толерантности,
инициативности,
в
процессе
работы
над
проектом
дети
приобретают
социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным
условиям жизни.
Проектно-исследовательская
деятельность
реализует
деятельностный
подход к обучению.
Проектно-исследовательская деятельность представляет такой способ
обучения, который предлагает обучение через познание, исследование самих
учеников. Ученик активно включён в познавательный процесс,
самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор нужной
информации, находит варианты решения данной проблемы, анализирует
свою деятельность и делает выводы. В заключении работы проходит
презентация проекта.
Такую работу мы проводим на занятиях внеурочной деятельности.
Началом работы над проектом является наличие проблемы. Этот этап
наиболее сложный. Из проблемы проекта следует его тема.
Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной
проблемы.
Далее планируем способы работы, наметив сроки и оценив имеющиеся
ресурсы.
В соответствии с разработанным планом и графиком, можно
приступать к работе.
Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание
проектного продукта. Проектный продукт является воплощением результата
работы.
По своему виду проекты могут быть:
Материальными - модели, макеты, поделки, скульптуры, плакаты,
картины и т.п.
Действенными – мероприятия (спектакли, игры, викторины,
экскурсии, соревнования, концерты и т.п.)
Письменными - статьи, брошюры, презентации, таблицы, схемы,
диаграммы и т. п.
Презентация проекта – показ результата.
Работая с группой одарённых ребят, мы провели проектно-
исследовательскую работу по теме: «Достопримечательности Коломны»
Нашей большой работе предшествовало несколько экскурсии по
историческим местам нашей малой родины. Мы посетили Коломенский
Кремль, Пятницкие ворота, памятник Дмитрию Донскому, памятник
Кириллу и Мефодию, Успенский собор. Побывали в Музеях Боевой Славы,
пастилы, Кузнечной слободы, Калачной. Посетили конькобежный центр
«Коломна».
Работая над проектом, мы разделились на несколько групп.
Выработали план действий. Распределили задачи между членами группы.
Каждая группа получила задание: подготовить сообщение об одной из
достопримечательности города.
Ученики приступили к уточнению и сбору информации. Они побывали
в библиотеках города и района, работали с научно – познавательной
литературой. С удовольствием работали с интернет ресурсами. Ребята ещё
раз вместе с родителями посетили выбранную ими достопримечательность.
Они общались с работниками и экскурсоводами данного объекта, записывали
интересную информацию об объекте, которой они позже делились с другими
ребятами на презентации. Много было выполнено фотоснимков.
Активно в работу включились и родители. Они сняли фильм о
достопримечательностях Коломны.
Результатом данной работы стала защита проекта. Она проходит
публично, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи,
учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую
информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится
доказывать свою точку зрения. Была создана стенгазета, фото- презентация.
Группа творчески-одарённых детей подготовила вокальное выступление о
Коломне.
Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с
точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне
простым делом формируется качество творческой личности.
Рефлексия
результатов
проекта
–
важный
заключительный
этап,
способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся
осознает
сделанное,
примененные
им
способы
деятельности,
еще
раз
обдумывает,
как
было
проведено
исследование.
По
окончании
проекта
прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы,
отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?",
"Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".
Такая форма работы даёт возможность проявиться талантам и
способностям детей.