Автор: Тимонина Ольга Николаевна
Должность: преподаватель фортепианного отделения
Учебное заведение: МБОУДОДШИ
Населённый пункт: Тверская обл.,г.Бологое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Гаммы - фундамент фортепианной техники
Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение преподавателя
МБОУДОДОШИ г. Бологое Тверская
область
Тема
: «
Гаммы - фундамент фортепианной техники
»"
Автор : Тимонина Ольга Николаевна
2020г
Техника фортепианной игры – это манера и способность воплощать в
игре на рояле наши музыкальные и художественные представления.
Настоящая техника формируется именно как следствие художественных,
слуховых
намерений
исполнителя.
Трудности
моторики
являются
своеобразной преградой для воплощения художественного замысла, но с
другой стороны, именно техника обогащает и направляет творческое
воображение.
Практика занятий гаммами и упражнениями часто подвергалось
решительному осуждению, но отказ от систематического изучения гамм и
других
важнейших
формул
изложения
приводил
к
необходимости
длительное время учить их в произведениях. В настоящее время современная
педагогика рассматривает гаммы и упражнения как важное и эффективное
средство для развития технических и слуховых навыков учащихся.
Исполнение гамм требует ровности и точности звучания, помогает
овладеть секретами динамики, равномерным распределением звучности от
«Р» к «F» и наоборот, является прекрасным упражнением на координацию,
акцентирование, вырабатывает определенные аппликатурные привычки,
артикуляционные навыки.
Как известно раннее музыкальное развитие носит характер не столько
умственного
осмысления,
сколько
подражания,
поэтому
весьма
целесообразен показ, как один из способов усвоения навыка.
Что бы правильно построить гамму, ученику необходимо знать
количество знаков в тональности. О том, как знаки пишутся при ключе
первоклассники должны знать уже к концу первого полугодия (стихи). На
начальных уроках по подбору песенок в тональностях от белых клавиш мы
вывели схему знаков в мажорных тональностях: 0241135, которая легко
запоминается, и когда начинаем работу над гаммами, эта схема очень
помогает.
Ребята должны запомнить, что нижний вводный звук в мажорной
диезной тональности – это последний диез в гамме, а мажорная бемольная
тональность называется по предпоследнему бемолю. Тоники параллельных
тональностей находятся на расстоянии малой терции (1,5 тона).Если ученик
хорошо усвоил эти правила, построить правильно гамму ему не составит
труда.
Что касается аппликатуры, то и здесь есть своего рода «палочка-
выручалочка». В мажорных и минорных диезных гаммах с белой клавиши 4
палец всегда приходится в правой руке на 7 ступень (последний диез), а в
левой руке – всегда на 2 ступень. Исключения составляют фа мажор и си
минор. В бемольных мажорных гаммах 4 палец в правой руке всегда
приходится на си бемоль, а в левой – на 4 ступень (последний бемоль). Особо
выделяются гаммы с переменной аппликатурой: фа диез минор, до диез
минор, соль диез минор.
Главное при исполнении гаммы – добиться плавного непрерывного
исполнения, ровного по звучанию и временным соотношением. Такое
исполнение зависит от двух моментов: спокойного подкладывания первого
пальца при смене позиции кисти и ровного текучего legato в нутрии позиции.
Основная причина толчков, неровности игры гамм – малая подвижность и
напряженность первого пальца. Поэтому, что бы обеспечить ровное и беглое
исполнение, необходимо развивать его ловкость и легкость, подкладывать
его незаметно, готовя заранее, не меняя уровня кисти.
Легато при исполнении гамм ощущается как бы в нутрии ладони.
Кисть ведется плавно и спокойно на одном уровне вдоль черных клавиш.
Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры.
Пианистическая чистота и ровность обеспечиваются не только точным
взятием звука но и точно по времени снятия пальцев с клавиш.
На своих уроках при работе над гаммами я применяю упражнения
Анны Абрамовны Шмидт-Шкловской.
Например:
1. Упражнение на подкладывание первого пальца. Расходящиеся движения
на октаву и обратно всю гамму двумя пальцами: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. Левая – от
тоники вниз играть в различных тональностях.
2. Упражнение на подкладывание первого пальца на стыках позиций гаммы
Каждой рукой вверх и вниз (1-3, 1-4, и т.д.)
3. Упражнение развивающее подвижность первого пальца, вычленяем стыки
гамм (312131213 и 412141214)
4. Гаммовые отрезки (3 звука + 4 звука) вверх и вниз. Легато играется на
одном движении, переносы выполняются всей рукой по дуге без взмаха
кисти. Полезно учить разными приемами (staccato, non legato) и в разных
темпах. Сначала играется медленно сочным звуком, далее темп ускоряется.
5. Постепенное увеличение гаммообразной линии на один звук до
заполнения всей октавы сначала в восходящем , а потом в нисходящем
движении.
6. После этого упражнения играем всю гамму на октаву с ускорением каждой
рукой, двумя руками, расходящуюся и далее с закрытыми глазами.
Хроматическую гамму начинаем играть параллельно с расходящейся.
Арпеджио – специфическая разновидность разложенных аккордов. В 1-2
классах играем короткие арпеджио по 3 звука. Можно поучить со снятием
каждого мотива. Четырёх звучные мотивы учим с остановкой на первом
звуке следующего мотива (вверх и вниз).
Длинные арпеджио учим с остановкой на подкладывании первого
пальца и далее прибавляем по одному звуку. Важно что бы кисть шла на
одном уровне и не поднималась перед подкладыванием первого пальца.
Запястье широкое и свободное. После подкладывания вся ладонь сразу же
переносится через первый палец и широко располагается на следующей
позиции. Это упражнение играем как вверх, так и вниз каждой рукой и двумя
руками.
Ломанные арпеджио сначала играем интервалами, из которых состоят
мотивы. Можно получить мелодическими интервалами с задержанием
нижнего звука и репетиции второго. Затем нужно поучиться охватывать
каждый мотив целиком более быстро и четко, останавливаясь на верхушке.
Аппликатура в арпеджио учится по схеме:
Мажор Минор Исключение
(по белым клавишам)
Т53 Т6 Т64 Т53 Т6 Т64 Т53 Т6 Т64
Пр.р. 3 4 4 3 4 3 3 4 4
Л.р. 3 4 3 4 4 3 4 4 3
Аккорды: первоначально происходит ознакомление с 3-х звучными
аккордами в виде Т53 с обращениями. Главное в исполнении аккордов –
полнейшая одновременность звучания всех звуков. Как подготовительное
упражнение к игре аккордов полезно разложить каждый на 2 интервала и
добиться одновременного звучания. Аккорды нужно «взять» пальцами, не
напрягая при этом тыльной стороны кисти, с упругой опорой и «рессорным»
запястьем.
4-х звучные аккорды можно поучить разбив на октаву и интервал в
середине и на оборот – интервал в середине и октаву с задержанием первого
интервала и репетиции второго, а также полезно поучить аккорды с
задержанием нижнего или верхнего звука с похлопывающим движением на
остальные
звуки.
К
4-х
звучным
аккордам
следует
переходить
индивидуально, исходя из физических возможностей руки учащегося.
Итак, гаммы и упражнения накапливают определённые технические и
слуховые навыки, которые реализуются впоследствии при исполнении
аналогичных по структуре фрагментов произведений. Все приемы и
упражнения следует проходить постепенно, от простого к сложному,
выбирая для каждого ребенка индивидуально, и обязательно при полной
свободе игрового аппарата учащегося.
Использованная литература:
1.А.Лексеев «Методика обучения игре на фортепиано» «Музыка» г.Москва
1978г.
2.В.В.Крюкова «Музыкальная педагогика» «Феникс» г.Ростов на Дону
2002 г.
3.А.А.Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»
«Музыка» г. Ленинград 1985г.
4.Т.Б.Юдовина-Гальперина «За роялем без слёз или я – детский педагог»
фабрика «Детская книга» г.Санкт-Петербург 1996г.