Напоминание

"Комплексная программа как основа развития творческой личности учащегося"


Автор: Павлова Валентина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: г. Бологое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комплексная программа как основа развития творческой личности учащегося"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного

образования «Детская школа искусств »

муниципального образования «Бологовский район»

Методическая разработка

Тема: « Комплексная программа, как основа развития творческой

личности учащегося ».



Преподаватель отделения

народных инструментов:

Павлова В.А.



г. Бологое 2016 год.


Пояснительная записка
1. Комплексная программа обучения заключает в себе творческий подход преподавателя к каждому учащемуся в отдельности. Она направлена на выявление индивидуальных особенностей характера и на установление индивидуальных особенностей характера и на установление более тесного контакта преподавателя с учащимся в процессе обучения. Использование элементов комплексной программы важно на всех этапах и в первом классе, и в более старших классах, где навыки чтения нот с листа (с 1класса), подбор по слуху, транспонирование (начинать с простейших мелодий), варьирование простейших мелодий, сочинение учащимся небольших произведений. Большим стимулом для занятий комплексной программой являются творческие зачёты, включающие в своём проведении элементы чтения с листа, транспонирования, подбор по слуху, исполнение самостоятельной пьесы (возможно сочинение), знание терминов и музыкальных обозначений. 2. Подбор по слуху в классе баяна и аккордеона. Музицирование по слуху полезно для любого контингента учащихся на самых различных этапах обучения. Хорошая игра отмечается технической точностью и выразительностью, что находится в прямой зависимости от ясности и точности слышания звуков. Роль слуха в процессе игры заключается в контролировании и предслышании звучания, Именно предслышание руководит игрой пальцев. Если же слуховые представления неясны, то исполнение становится неуверенным. Игра только по нотам снижает слуховую активность. Игра по слуху должна начинаться с первых уроков, необходимы специальные попевки, упражнения, стимулирующие эту работу. Пренебрежение приводит к одностороннему развитию, становится препятствием роста учащегося. Игра по слуху содержит элементы творчества. Одна и та же мелодия, подобранная разными исполнителями, прозвучит одинаково. Исполнение по слуху содействует развитию музыкального чутья, пробуждает художественную фантазию,нередко перерастающую в способность импровизировать, сочинять музыку. Начинающие учащиеся плохо ориентируются на клавиатуре и не имеют аппликатурных навыков. Им предлагаются мелодии, построенные на малых интервалах, например: на поступенном движении двух, четырёх звуков. Ритмический рисунок пьес и упражнений может быть разнообразным. Полезно чередовать исполнение по слуху с ритмическим простукиванием. Прежде, чем начать исполнение мелодии, учащийся должен её пропеть.
Педагог проигрывает мелодию, учащийся запоминает её, после чего делает попытку подобрать на инструменте. Облегчая его задачу, педагог показывает участок клавиатуры, на котором располагаются нужные клавиши. Вначале ученик может играть одним пальцем, причём палец должен погружаться в клавиатуру, не изменяя своего естественного положения, при повторном проигрывании можно использовать какой-либо другой палец. Следующий этап работы – подбирание в пределах натуральной аппликатуры. Задача учащегося научиться использовать для нажатия на разные клавиши различные пальцы. Этому будут способствовать подготовительные пальцевые упражнения. Подбирая по слуху, учащийся должен слышать повышение и понижение мелодической линии, повторение звуков, различать мелодические ходы на узкие и широкие интервалы. Педагог знакомит учащегося с характером звучания различных интервалов. После тренировки в классе можно предложить учащемуся игру по слуху в качестве домашнего задания. Для этого используются нетрудные, хорошо знакомые мелодии, которые ученик разучивал в детском саду. Слышал по радио и в телепередачах, например: «Весёлые гуси», «Во саду ли, в огороде», «Козлик» и др. Наряду с этим учащийся транспонирует те пьесы, которые он исполняет по слуху. Начиная со второго класса можно практиковать игру по слуху двумя руками. Для развития левой руки учащемуся предлагается подбирать на левой клавиатуре не только аккомпанемент. Но и мелодию. Педагог должен доказать необходимость умения исполнять мелодию левой рукой, продемонстрировав ряд произведений: «На зелёном лугу», «На горе-то калина» и др. Игра по слуху и транспонирование должны проводиться на протяжении всего обучения и войти в привычку. 3. Чтение с листа. Под чтением с листа понимают сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам. Основная задача – ознакомление с произведением. Успешность чтения с листа зависит от степени знаний, умений и навыков учащихся. Каждый музыкант должен стремиться к идеальному чтению нот с листа, к исполнению нотного текста в темпе, со всеми авторскими указаниями. Обучение чтению с листа лучше начинать с анализа нотной записи, предварительного усвоенного по слуху легчайшего музыкального материала. Удобнее всего использовать короткие мелодии в объёме трёх нижних звуков мажорного лада с простейшим аккомпанементом. Сначала зрительный анализ, звучащий внутри нотного текста, учащийся называет звуки, длительности, смену меха, аппликатуру, затем проигрывает мелодию. Далее учащемуся предлагается несколько новых мелодий (аналогичных), но одновременно содержащих новые мелодические и
ритмические сочетания. Дальнейшее усложнение музыкального материала осуществляется на основе последовательного привнесения в мелодии нового звуковысотного элемента. Так к I-III ступеням прибавляются + 5, затем + 6, вводные тоны. В процессе чтения с листа в классе и последующего его транспонирования дома учащийся усваивает элементы музыкальной речи – размеры, штрихи, паузы, нюансы. С первых занятий следует использовать широкий круг тональностей.
Усвоение тональностей
1. В классе учащийся проигрывает мелодию с листа в одной заданной тональности. 2. Дома транспонирует мелодию в новую тональность, например: соль мажор. 3. На очередном уроке усвоенную дома мелодию в соль- мажоре учащийся записывает и анализирует. После этого ему предлагается для прочтения с листа в тональности соль- мажор новая мелодия, которая дома транспонируется в новую тональность – фа мажор. Анализ включает в себя осмысление размера, лада, тональности, определение составных частей мелодии (предложений, фраз, мотивов, цезур), в дальнейшем определение формы произведения. Для развития чтения нот с листа полезно ставить перед учащимся различного рода задачи, например: сыграть нотный текст в замедленном темпе, но с соблюдением всех авторских указаний, в быстром темпе (независимо от допустимых текстовых неточностей), с упрощением фактуры, с вычленением заданных голосов и т.д. После того, как учащийся приучится соблюдать важнейшие принципы чтения с листа, полезно время от времени требовать от него исполнения нового текста без предварительного анализа. Этот мелодический приём развивает способность быстро ориентироваться в нотном материале.
Транспонирование в классе баяна и аккордеона
Развитие музыкального слуха, свободное владение клавиатурой, отсутствие боязни тональностей – вот результат овладения навыком транспонирования в музыкальной школе. Перед тем, как преступить к транспонированию, ученик должен достаточно уверенно ощущать клавиатуру, знать её строение, иметь аппликатурные навыки, запас слуховых представлений. На первом этапе – транспонирование по слуху простейших мелодий правой рукой (левой рукой не представляет собой трудности из-за удобной конструкции). Самым удобным является транспонирование по вертикальным
рядам (малая терция) на баяне и по кварто-квинтовому кругу на аккордеоне. Материалом для транспонирования могут служить песенки, подобранные по слуху, первоначальные пьески из сборников, хрестоматий, школ для баяна и аккордеона. Закрепив навык транспонирования правой рукой, следует переходить к транспонированию двумя руками. Транспонирование по слуху вне зрительного восприятия нотного текста. Настройку в новой тональности желательно выполнять в виде каданса (типа T-S-D-T) левой рукой, а на последующем этапе двумя руками. По мере усложнения материала возрастает роль анализа, который должен быть понятен ученику. Транспонирование по нотам – процесс зрительного восприятия нотного текста, требующий знаний. Процессы транспонирования могут осуществляться: 1) на основе знакомого музыкального материала (при наличии уже имеющихся слуховых представлений); 2) на основе музыкально-слуховых представлений, возникающих в процессе зрительного восприятия ранее незнакомого нотного текста. Наиболее сложным является процесс транспонирования незнакомого нотного текста, который требует у исполнителя не только наличия зрительно- слуховых и слухо- двигательных представлений, но и прочной взаимосвязи между ними. Усложнение музыкального материала при обучении транспонированию по нотам осуществляется так же, как и при чтении нот с листа. Процесс транспонирования можно разделить на основные фазы: 1) зрительный анализ; 2) мысленный перевод музыкального материала в новую тональность; 3) исполнение на инструменте в новой тональности. В старших классах учащийся должен получить навыки транспонирования по нотам с записью мелодии и аккомпанемента в другой тональности в нотной тетради. Проверка навыков транспонирования должна проводиться ежегодно на зачёте (пьеса в две другие тональности). Транспонированием нужно заниматься в музыкальной школе со всеми учащимися, так как оно не только всесторонне развивает сильных, но заметно развивает способности слабых и
является хорошим подспорьем как аккомпанементу, сочинению, подбор по слуху.
Работа в ансамбле
Основной задачей педагога является воспитание музыканта, способного быть руководителем ансамбля, оркестров и не следует стремиться сделать из каждого ученика только солиста. Для этого нужно, чтобы параллельно с изучением приёмов сольной игры учащийся получал навыки игры в ансамбле (трио, дуэтах и т.д.). Участие в таких ансамблях способствует более быстрому развитию природных данных: ритма, слуха, музыкальной памяти. А также умению слышать не только себя, но и своих партнёров. Целесообразно занятия ансамблем начинать с первого года обучения и продолжать на протяжении всего курса обучения. В самом начале – это ансамбль с педагогом. Приступая к работе над ансамблевым произведением, нужно дать представление о характере, форме, эпохе, чтобы всегда ярко прослушивалась главная мелодическая линия. Занятия ансамблевой игрой развивают гармоническое и полифоническое мышление учащегося, сплачивает класс. Проводимые конкурсы ансамблей помогут выработке навыка чувства сцены, преодоление сценического волнения, расширяют концертный репертуар. Ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащихся, развивает умение слышать не только себя, но и сидящего рядом, способствует воспитанию чувства долга и ответственности за совместное исполнение музыкального произведения. Формировать ансамбли можно из учащихся одного класса, а так же разных классов. Очень важно определить правильный темп, тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорения и ускорения темпа. Дирижёром всех отклонений темпа является ученик, исполняющий первую партию. За год учащиеся должны выучить два ансамблевых произведения. Форма показа – на зачётах, на концертах и должна существовать запись в индивидуальных планах. Ансамбль – воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.
Простейшие приёмы варьирования на народные темы
Задача педагога – развивать инициативу и творческую самостоятельность учащихся. Одно из проявления – сочинение музыки, сочинение вариаций. Вариационный принцип коренится в народной музыке. Самые простые приёмы варьирования украшают и делают разнообразной исполнение
мелодии. Сочинение вариаций направлено на развитие музыкального мышления и формирование художественного вкуса учащегося. Без творческого воображения и фантазии процесс работы над овладением приёмами невозможен, если учащийся склонен к этому – он не останавливается, а стремится к поискам новых приёмов. Работу строить в тональности до- мажор. Фигурационные приёмы в пределах диатоники. Гармонизация мелодии проста и ограничена основными ступенями лада (T-S- D-T). В работе с учащимся задание должно быть небольшим по объёму, записанное на трёх-четырёх нотных станах: 1) для записи темы; 2) для вариации; 3) для вариации; 4) для аккомпанемента. Каждый приём варьирования закрепляется в классе в процессе игры упражнений, довольно длительное время, до выработки устойчивых навыков.
Список литературы
1. Р.Н. Бажилин «Самоучитель игры на баяне-аккордеоне» (аккомпанемент песен, подбор по слуху). Методика XXI века. 2. А. Доренский « Пять ступеней мастерства» (чтение нот с листа, I ступень) 3. В.Н. Мотов «Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне». Москва. «Музыка» 1989г. 4. Г. Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна»


В раздел образования