Автор: Федосова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 34
Населённый пункт: Городской округ Подольск, Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: От урока труда к эстетическому и логическому воспитанию у обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или
сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть
этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным
напряжением»
Адольф Дистерверг
От урока труда к эстетическому и логическому воспитанию у
обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вы знаете самую точную примету: если
встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет. Тогда чего же
ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько учителей!
Тема нашего выступления «От урока труда к эстетическому и логическому
воспитанию в условиях реализации ФГОС».
Хочется лишний раз напомнить о том, что школа должна обеспечить
ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это
не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой
цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире,
делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы,
в том числе и нестандартные.
«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните
показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения
не стареет. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения
средств наглядности, часто возникают проблемы: где найти нужный
материал и как лучше его продемонстрировать?
В учебный план СИПРа (варианта II) входит такая образовательная область,
как
изобразительная
деятельность,
которая
предоставляет
большие
возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого
развития обучающихся с ОВЗ, для совершенствования и коррекции
психических функций.
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ изобразительная деятельность, а -
это художественно-творческая деятельность, включает в себя традиционные
техники (рисование, лепка, аппликация) применяется принцип обеспечения
полисенсорной основы обучения, т.е. обучение строится с опорой на все
органы чувств.
На уроках
изодеятельности используем следующие наглядные методы:
показ, демонстрация, иллюстрация, экскурсия, наблюдение, эксперентно -
опытная деятельность (например, рисование на мятой бумаге, рисование
мятой бумагой), ПК, ТСО. Используемый материал позволяет обеспечить
развитие различных видов деятельности, подталкивает детей к действию и
познанию при обсуждении их творения вместе с взрослыми.
Готовясь
к
выступлению,
читая
множество
статей,
понимаешь,
что
педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может. Чуть
позже мы поделимся с вами творческими находками.
Но сначала зададим вопрос аудитории: творчество и мастерство - одно и то
же или нет?
Мастер - это работник, в совершенстве владеющий своей
профессией,
а
мастерство,
как
правило,
связывают
с
большим
опытом. Мастерство - это способности, приобретенные человеком в ходе
образования и практической деятельности. Творческим может быть и
молодой учитель, еще не мастер.
Творчество – это процесс, которым
алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт. Дети с ОВЗ "творят"
ради опыта, познания, исследования, экспериментирования. В процессе
творчества они испытывают радость и разочарование. Творчество для
обучающихся - ощущение влажной краски на пальцах, удивление от
смешивания цветов.
Во
время
работы
с пластилином ученик
испытывает
эстетическое
наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются
в процессе лепки. Одновременно осознаёт различные свойства пластилина,
знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него
развивается
точность
движений
рук
и
глазомер,
формируются
конструктивные способности. Лепка из пластилина позволяет развивать
умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие
качества, без которых невозможно формирование основ социально -
адаптированной личности.
Лепят дети индивидуально и коллективно.
Совместная работа над созданием предметов для общей игры, для выставки и
т.п.
-
всё
это
также
развивает
у
детей
чувство
коллективизма,
художественный вкус, эстетическое чувство. Они начинают понимать
красоту совместного труда и возможность общими усилиями сделать
приятное и полезное для других.
Таким образом, занятия лепкой содействуют формированию не только
эстетического
чувства,
но
и
эстетического
отношения
к
тому,
что
получилось.
Аппликация легкодоступна для изготовления, многообразна и эффектна.
Дает отчетливое представление о форме предметов, о форме отдельных
деталей изображения, об их пространственном расположении относительно
друг друга и т. д. Использовать аппликацию можно для закрепления знания
формы, для ознакомления с пространством листа бумаги.
Аппликацию можно выполнять коллективно - какую-либо композицию или
пейзаж.
Аппликация развивает глазомер, моторику рук, координацию
движений, способствует совершенствованию приёмов разметки, вырезания,
работы с ножницами.
Проходит цветотерапия. Работа над аппликацией помогает воспитывать у
обучающихся с ОВЗ аккуратность и терпеливость, усидчивость. Занятия
аппликацией воздействуют на ум, волю, чувства детей, побуждают их к
творческому самовыражению.
Рисование воспитывает у детей с ОВЗ эмоциональное отношение к миру.
По завершению работы можно задать следующие вопросы:
1. Расскажи мне о своём рисунке.
2. Что тебе нравится в нём больше всего?
3. Сколько цветов ты использовал?
4. Чем нравится тебе твоя работа?
5. Какие цвета ты использовал?
Систематические
занятия
рисованием
способствуют
нормализации
поведения детей, наполняют смыслом их самостоятельную деятельность.
Создавая коллективные, индивидуальные «произведения искусства» мы с
вами даже не задумываемся о том, в каких состояниях бывает наша рука.
Когда мы напряженно думаем, она поддерживает нашу голову. Как будто
помогает голове одновременно ворочать сотни мыслей – легких и ярких или
тяжелых и мрачных. Когда мы поддаемся апатии, рука безвольно повисает, и
каждый палец существует как бы сам по себе. Но бывают дни, когда пальцы
собираются
вместе
и
вершат
чудесные
дела,
оставляя
после
себя
произведения искусства.
Выше мы говорили об эксперентно – опытном методе, так почему же
нам с вами не провести эксперимент?! Предлагается одному человеку за 1
минуту назвать 10 известных педагогов. Затем эта работа делается
коллективно. Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи
проделывает в коллективе. Так же и в работе с обучающимися с ОВЗ, им
не под силу самостоятельно создать творческие работы, которые ВАМ были
представлены, все это создавалось совместно с учителем, тьютором, а те, кто
обучается на дому, привлекались еще и родители. Наше выступление
хотелось закончить стихотворением:
Учат в школе нас трудиться,
В жизни это пригодится.
Пластилин и бумага оживают в руках,
Грибы и ягоды, небо в облаках….
От простых движений пальчиков и до сложных картин
Любят девочки и мальчики карандаши, бумагу, пластилин.
Все, кто не ленится и любит трудиться,
Знают, мелкая моторика может пригодиться.
Научим детей ценить красоту,
Весь мир, и солнце, и доброту.
И, чтоб успехи закреплять, надо деткам помогать!
Благодарим за внимание!