Напоминание

«Мелодия успеха в обучении детей с ЗПР»


Автор: Федосова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 34
Населённый пункт: Городской округ Подольск, Московская область
Наименование материала: Конспект родительского собрания в начальной школе
Тема: «Мелодия успеха в обучении детей с ЗПР»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

Г.о. Подольск

Конспект родительского собрания

на тему: «Мелодия успеха в обучении детей с

ЗПР»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Федосова Ольга Владимировна

2019 – 2020 учебный год

Форма проведения собрания: «Музыкальная гостиная»

Цель:

повышение педагогической грамотности родителей в вопросах коррекционно-

развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

создать условия для повышения уровня педагогической грамотности родителей;

формировать интерес родителей к вопросам коррекционно - развиваюшего

обучения;

способствовать установлению партнерства школы и семьи.

«Семья и школа — это берег и море».

На берегу, ребенок делает свои первые шаги,

получает первые уроки жизни,

а потом перед ним открывается

необозримое море знаний,

и курс в этом море прокладывает школа.

Л.А.Кассиль

Ход собрания

I.Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители! Рада видеть всех на родительском собрании.

Вы дoверяете нам самое ценное — ваших детей. Все мы: и родители, и учителя желаем

одного: чтобы наши дети росли здоровыми, получили хорошее образование, научились жить и

работать в коллективе, развили свои способности, и только в сотрудничестве, в тесном

взаимодействии мы сможем добиться этого результата.

Вот и прошла еще одна учебная четверть, которая была длиннее второй четверти. За

этот

период нам есть, что вспомнить, что рассказать и есть, чем гордиться.

В этой четверти почти все ребята класса приняли участие в концерте «23+8», выступили с

номером «Шумовой оркестр» (показ видео выступления). Молодцы, справились с нелегкой

задачей.

Большинство детей научились писать под диктовку; решать примеры без опоры на

наглядный материал, легко составлять из букв слова, выразительно читать тексты по ролям. И все

это благодаря, так скажем, «Союзу трех слагаемых»: учитель-ученик-родители.

Когда мы получаем положительные результаты в коррекционно – развиваюшей работе,

наше настроение приподнимается, и мы говорим: «Душа поёт». Как часто приходиться слышать

эти слова, а что они, по вашему мнению, означают? Всё, что успешно и удачно в обучении можно

сравнить с музыкой, а любая мелодия состоит из основы – семи нот.

С первого дня пребывания ребят в школе совместно с вами, родителями, пробуем создать

свою основу для мелодии в процессе обучения наших детей.

II.Работа по теме собрания.

Обратите внимание на наш нотный стан (демонстрирую родителям нотный стан). Первая

нота – это нота – ДО. Это достижение положительного результата в обучении. Сам путь к

достижению положительного результата в обучении строится «от успеха к успеху». Ведь «Успех

в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления

трудностей, желания учиться».

Так же можно говорить и о создании доброжелательной

атмосферы в школе, дома - чаще говорить детям: «Молодец», «Прекрасно», «Сегодня уже намного

лучше, чем вчера», «Ты меня очень порадовал своей работой».

Вторая нота – это нота - Ре. В нашей работе означает-рекомендации.

Рекомендации:

Письменная

домашняя

работа.

Если ребёнок собран – на всю письменную домашнюю работу у него уйдёт совсем немного

времени. Если обучающийся НЕ собран – Вы одно предложение будете с ним писать до вечера.

Ребёнка надо приучить учиться. Научить понимать слова НАДО, МОГУ, а не только ХОЧУ.

Что делать, если…

Ребёнок

допускает

ошибки

при

списывании.

Виноваты в наше время:

• Слишком активный наш строй жизни, при котором всё меньше и меньше своего личного

времени родители уделяют ребёнку.

• Планшеты, компьютеры и телефоны занимают, к сожалению, большее количество времени

наших детей. А без развитой, богатой, хорошей устной речи - грамотной письменной речи

появиться

гораздо

труднее.

Что

делать?

• Знать правила. Когда? Всегда. То есть их понять и выучить. Намекаю… Не просто прочитать…

А понимать, знать и помнить всегда. Потом эти знания Ваш ребёнок будет применять

автоматически.

• Не передаётся грамотность ни по наследству, ни волшебной методикой, без учения и понимания

правил

и

ежедневного

письма!

Всегда

писать

диктанты…

Единственный короткий путь к грамотному письму – ежедневно писать диктанты. Хотя бы по 3-

5минут. Именно письмо под диктовку формирует навык грамотного письма.

Упражнение «Губка» (включается спокойная фоновая мелодия)

Посмотрите,

что

у

меня

в

руках?

Губка

(

ответ

родителей

).

Давайте

попробуем

перечислить

качественные

характеристики

этого

предмета.

Какое

характерно

для

нее

свойство?

Она

хорошо

впитывает

жидкость

(

ответ

родителей

).

Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как

это

повлияет

на

нее?

Губка

станет

синего

цвета

(

ответ

родителей

).

А

если

мы

вольем

в

губку

красную

жидкость?

– Губка станет красной (

ответ родителей

).

В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к

впитыванию.

А

как

вы

думаете,

от

какого

слова

происходит

слово

«воспитание»?

– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание

на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все

то, что «вливают» в него родители.

– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

Аудитория

высказывается.

– Конечно же, это

принцип – воспитание собственным примером.

Устная домашняя работа.

Обычно, это выучить и пересказать. Если ученику дается с трудом, то надо развивать память, речь

и мышление.

О

чтении.

Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и

приспосабливаться.

Этому

учим

их

мы

-

взрослые.

Возраст 7-8 лет является благоприятным для усвоения моральных норм. Воспитывайте добрые и

полезные

привычки

в

своих

детях

в

этом

возрасте.

Вы, родители детей 7–8-летнего возраста. Именно в этом возрасте закладываются основы

читательской культуры. Если сейчас ребенок не полюбит книгу, он не полюбит ее никогда.

В наш век информационных технологий, экран телевизора / компьютера становится главным

воспитателем ребенка. Дети смотрят все подряд. Последствия очевидны. Перечислю некоторые из

них:

- многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать

предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя

стимуляция,

которую

они

привыкли

получать

с

экрана.

- снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то

занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Предоставлять доступ к информационной технике можно только за пределами 9 -летнего возраста,

когда ребята уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них средством

получения

необходимой

информации,

а

не

главным

воспитателем.

Главной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение. Надеяться на авось, на

то, что с годами беглость чтения придет сама, не стоит.

Что делать и какие приёмы использовать?

Использовать игры и упражнения на развитие памяти, например:

а) после просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;

б) после уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив

одну из них в другое место;

в) придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;

Хорошо помогает рецепт «ТРИ ОТРЫВКА ЕЖЕДНЕВНО, ПО ТРИ РАЗА ПОДРЯД». Эта

работа проводится индивидуально, но ежедневно.

Использовать таблицы «Шульте». Память человека устроена таким образом, что

запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно

создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их

до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени

упражнения. Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

Чтение перед сном. Последние впечатления дня фиксируются эмоциональной памятью, и

те часы, когда человек спит, он находится под этим впечатлением.

Что делать, если обучающийся испытывает трудности в овладении математическими знаниями?

У детей с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии

мыслительные процессы.

Что делать?

Необходимо

повторять

темы

вместе

с

ребенком,

постепенно

приучая

его

к

самостоятельности.

Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

Важно

определить,

кто

именно

из

взрослого

окружения

ребенка

будет

с

ним

заниматься(мама/папа/бабушка/дедушка).

Время занятий должно быть закреплено в режиме дня (постоянное время занятий

дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала).

Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние обучающегося

(здоровье/настроение).

Подберите

необходимый

наглядный

дидактический

материал,

пособия,

которые

рекомендует учитель – дефектолог.

Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок.

Следующая

нота

МИ,

у

нас

это

нота

будет

называться

моральные

принципы.

Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с

окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает,

от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку

понятия «Хорошо», «Плохо», мы должны донести до него, что в зависимости от ситуации в одном

случае надо уступить, в другом - помочь, в третьем - поддержать.

Четвертая нота нашего стана – ФА, мы не будем долго на ней останавливаться. Просто обозначим,

что это активная работа с фантазией. Чаще

вместе с детьми фантазируйте, придумывайте

различные истории, сказки, используйте при этом кукольный театр, настольные игры. Отличный

эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и

со счастливым финалом.

Нота СОЛЬ превращается в самостоятельность.

Внутри школы

важна учебная самостоятельность, а вне школы чаще - бытовая.

На уроке

превыше всего учебная самостоятельность: мы учителя хотим, чтобы ученик был инициативен,

хорошо ориентировался в учебном материале, учился оценивать свои силы и возможности, не

боялся

нового,

неизвестного.

В

этом

направлении

нам

необходимо

работать.

Нота

ЛЯ

это

личностно-ориентированный

подход.

Наша

с

вами

задача

помочь

им

максимально

социализироваться.

Вот

мы

и

дошли

с

вами

до

последней

нашей

нотки,

которую

назовем

не

СИ,

а

самосовершенствование

педагога

и

самообразование

родителей.

Такая у нас с вами задача - совместно вести детей за собой, делая этот путь волшебным,

интересным

и

незабываемым.

III. Рефлексия деятельности (включается спокойная фоновая мелодия)

Вот мы и создали основу нашей мелодии, в направлении коррекционно-развивающей

работы, в процессе обучения наших детей, и каждая нотка важна в этом стане. Желательно не

допустить, чтобы какая-нибудь нотка из них «западала».

В завершении нашей встречи хочу подарить вам символические подарки. Это закладка с одной

стороны у неё линейка, а с другой таблица умножения. Линейка символизирует профессиональный

рост, а таблица умножения – приумножение ваших достижений.

Спасибо за внимание!



В раздел образования