Автор: Стрельцова Ольга Павловна Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ Новоярковская СОШ Населённый пункт: НСО, Барабинский район, село Новоярково Наименование материала: статья Тема: Чтение - важный источник знаний Раздел: начальное образование
Стрельцова О. П.
учитель начальных классов
МКОУ Новоярковской СОШ
Чтение – важный источник знаний
Чтение – это особый вид речевой деятельности, открывающий перед
читателем,
ребенком
или
взрослым
человеком
неограниченные
возможности
дистанционного
общения
с
лучшими
представителями
человечества
для
познания
и «присвоения» путем переработки недостающих формирующейся
личности,
но
уже
накопленных
обществом
знаний
об
окружающем
мире
и
социально-нравственном опыте. Чтение – важнейший источник знаний. Иногда
ребенок
затрудняется
решить
задачу,
потому,
что
не
умеет
ее
правильно
прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Поэтому, когда
ребенок приходит в первый класс, самый важный вопрос, который стоит перед
нами, учителями начальных классов, «Как добиться того, чтобы дети полюбили
сам процесс добывания знаний – учение?» Если я смогу привить детям любовь к
знаниям, сумею научить преодолевать себя, самостоятельно находить ответы на
интересующие их вопросы, можно считать, что полдела уже сделано. Очень
важно укрепить в сознании учеников понимание того, что книга обязательно
покажет то, чего сами они не могли и заметить, даст объяснение тому, что
вызывает
удивление,
интерес;
воспитать
в
них
внимательных
читателей,
способных правильно разобраться в
эстетической и художественной стороне
произведения;
научить
детей
целенаправленно
пользоваться
доступной
справочной литературой, быть пропагандистом книг.
Подлинный интерес к чтению порождает содержание урока, познавательный
поиск, умело организованный учителем. Поэтому при подготовке к уроку я
тщательно подбираю материал, продумываю систему вопросов, методические
приемы
направляю
на
активизацию
внимания
к
тексту.
Текст
учащиеся
перечитывают несколько раз, но всегда это делается для того, чтобы найти в нем
что-то новое, существенное. Такой подход побуждает
к чтению, вызывает
интерес, ускоряет выработку умения читать самостоятельно.
В
воспитании
любви
к
книге
у
детей
младшего
школьного
возраста
положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так,
например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами,
возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает подлинный
интерес детей к книге.
Для того, чтобы приучить детей читать самостоятельно, можно использовать
следующий
прием,
который
я
применяю
на
уроках.
Начинаю
читать
произведение
сама
и
на
самом
интересном
месте
останавливаюсь.
Увлеченные
событиями,
происходящими
в
произведении,
ребята
сами
продолжают читать, чтобы узнать, что произойдет дальше с героями.
Иногда рассказываю детям интересный момент из произведения. Этот момент
их
интригует,
им
хочется
знать
продолжение,
и
тогда
они
с
большим
наслаждением читают произведение.
Очень важно, чтобы ребенок читал книгу не торопясь, внимательно. Надо
стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если ребенок на первых
порах затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь вопросами: «Что
ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше
всего?»
Чтение должно быть увлекательным, приносить детям радость. Чтобы
постепенно у них утвердилась такая мысль о том, что книга – лучший друг и
советчик. Хотелось бы закончить замечательными словами М. Горького: «Всем
лучшим во мне я обязан книгам».