Автор: Михина Любовь Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 88
Населённый пункт: Удмуртия, г. Ижевск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Правописание суффиксов -ек и -ик имён существительных"
Раздел: начальное образование
Учитель: Михина Любовь Викторовна.
УМК: «Перспективная начальная школа».
Класс: 2
Номинация: Русский язык
Тема урока: Правописание слов с суффиксами -ек -, - ик-
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Урок построен по технологии деятельностного метода с использованием приёмов
развития критического мышления.
Образовательная цель:
Формирование у обучающихся умение писать суффиксы -ек-, -ик-.
Задачи:
1.Наблюдение за написанием суффиксов -ек-, -ик-.
2.Открытие вместе с детьми способа написания суффиксов -ек-, -ик-.
3.Знакомство с правилом и алгоритмом его применения.
4.Умение делать выводы и обобщения при изучении новой темы.
Развивающая цель:
Развитие устной речи и критического мышления учащихся.
Задачи:
1.Обогащение словарного запаса.
2.Формирование умения работать с научной литературой.
3.Формирование умения самостоятельно добывать знания.
4.Формирование умения систематизировать знания.
5.Формирование умения самостоятельно определять уровень собственных знаний.
6. Развитие творческих способностей через написание синквейна.
Воспитательная цель:
Воспитание толерантности.
Задачи:
1.Способствовать формированию умения работать в группе.
2.Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
3.Воспитание аккуратности в работе.
Здоровьесберегающая цель:
Предупреждение утомления учащихся во время урока.
Задачи:
1.Снятие переутомления мышц глаз.
2.Снятие переутомления мышц ног.
Оборудование учителя:
Мультимедийный
проектор,
ноутбук,
экран,
диск
с
презентацией
урока,
мультипликационный видеоролик, плакат с «Для чего нужно правильно писать в словах
суффиксы -ек- и -ик-?», демонстрационное пособие «древо знаний» для подведения итогов,
жетончики-яблочки для стимулирования активности, фразеологический словарь, Русский
язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 2/ Климанова Л.Ф.,
Макеева С.Г., Бабушкина Т.
Оборудование учащихся:
Индивидуальная схема-карточка; картонные сигнальные карточки- «яблочки» красного
цвета со словом «да» и зелёного цвета со словом «нет», по 5 листов формата А-4 для
групповой работы, Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы:
В 2ч. Ч. 2/ Климанова, Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.
Ход урока
Этап урока,
хронометраж
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Цель этапа, задачи,
инструментарий
l.Opг.момент.
Мотивация к
учебной
деятельности
2 минуты
-Улыбнёмся друг к другу,
дети.
-Всем, всем добрый день!
-Прочь с дороги, наша
лень!
-Не мешай трудиться, не
мешай учиться!
-На уроке будем работать с
карточками-яблочками
(«да»-красное, «нет»-
зелёное).
- Слышали, ли вы, понятие
«Древо знаний»?
- Хотите побывать на уроке,
где можно об этом узнать?
Ответы детей:
Дети сомневаются, поднимают
разные карточки-яблочки
(красные +, зелёные -).
Инновация-использование
ИКТ.
«Психологическая
установка
на
работу»
обеспечивает
необычное и интересное
начало
урока,
создание
комфортных
психологических
условий;
способствует обогащению
словарного
запаса
и
настраивает на изучение темы
урока.
Карточки (инновационная
разработка) Л.В. Михиной.
Интеграция с предметом
«Литература».
Задача: Обогащать
словарный запас.
2.Актуализация
знаний.
4 минуты
-За активную работу на
уроке вы будете получать
жетончик, похожий на
яблочко. Кто наберёт
больше всех - тот
получит право сорвать плод
с древа знаний
(оценку «5», «4»).
-Ребята, я посмотрела через
увеличительное стекло и
вижу, что это не кот, а…
-Не слон, а …
-Не дом, а …
-Каким способом
образованы новые слова?
-Какой суффикс помог
образовать новые слова?
-На что он указывает?
-Пропишите слова,
обратите внимание на
соединение.
Ответы детей:
- Котище.
- Слонище.
- Домище.
-Новые слова образованы при
помощи суффикса,
суффиксальным способом.
-Суффикс –ищ–
-Он
указывает
на
то,
что
предмет очень большой.
Дети записывают данные слова
в тетради и выделяют суффикс.
Стимулирование.
Использование
лабораторного оборудования
(лупа)
Интеграция с предметом
«Литература».
Задача: Обогащать
словарный запас.
Формировать навык
каллиграфического письма.
Задача: Воспитывать
аккуратность в работе.
3. Стадия
вызова.
Методический
приём
«Найди верное
утверждение».
3 минуты
-Отметьте верные и
неверные утверждения
(индивидуальная работа).
Суффикс – это маленькое
слово.
Суффикс – это часть
слова.
Суффикс служит для
образования новых слов.
Дети отмечают верные и
неверные утверждения на
индивидуальных карточках.
Приём развития
критического мышления.
Это прием организации
индивидуальной и групповой
работы учащихся на
начальной стадии урока,
когда идет актуализация
имеющегося у них опыта и
знаний. Он позволяет
выяснить все, что знают или
Суффикс служит для связи
слов в предложении.
Суффикс стоит перед
корнем.
Суффикс стоит после
корня.
Суффикс не имеет
значение.
Суффикс имеет значение.
- О какой части слова мы
сегодня ведем речь на
нашем уроке?
(Подведение итогов).
-О суффиксе.
думают ученики по
обсуждаемой теме урока.
Задача:
1.Развивать устную речь и
критическое мышление
учащихся.
2.Развивать умение
систематизировать знания.
3.Воспитывать
толерантность.
4.Офтольмологи
ческая разминка.
2 минуты
-Для снятия напряжения
глаз проведём разминку
(под музыку).
-Следим за движением
точек.
Здоровьесберегающие
технологии
Задача: Снять напряжение
глаз.
Интеграция с предметом
«Музыка».
5. Стадия
осмысления.
Методический
прием
Инсерт
7 минут
а) Работа с текстом
(индивидуальная и парная)
-Перед каждым из вас
лежит текст, проработайте
его, отметьте информацию
знаками, а затем результаты
обсудите с соседом по
парте. (См. приложение 1).
- Что узнали нового?
-Какие вопросы у вас
возникли при чтении
текста?
б) Решение проблемного
вопроса.
-Давайте с вами заглянем в
сказку Л. Гераскиной «В
стране невыученных
уроков».
-Какая проблема встала
перед Витей
Перестукиным?
-Определите тему нашего
урока.
Ученик
читает
текст
на
карточке,
делает
пометки
на
полях
по
мере
осмысления
информации.
После индивидуального
разбора текста идет
обсуждение с соседом по парте,
где ученики должны выяснить,
в чем совпали имеющиеся
представления, по поводу чего
возникли разногласия.
- Я думаю, что это для нас это
информация не понятна, потому
что новая.
-Интересно
было
бы
узнать,
когда надо написать суффикс
-ик-,
а
когда
-ек-.
Они
произносятся
без
ударения
одинаково,
а
пишутся
по-
разному.
Просмотр видеоклипа.
-Витя не знал, как написать
слова ключик и замочек.
Приём развития
критического мышления.
Данный
прием
требует
от
ученика
не
привычного
пассивного
чтения,
а
активного
и
внимательного.
Он
обязывает
не
просто
читать, а вчитываться в текст,
отслеживать
собственное
понимание в процессе чтения
текста или восприятия любой
иной информации.
Задача:
1.Организовать наблюдение
за написанием суффиксов:
-ек -, - ик -.
2.Формировать умение
работать в группе.
3.Развивать устную речь и
критическое мышление
учащихся.
4.Развивать умение работать
со справочной литературой.
Задача: заинтересовать.
Задача: Учить делать выводы
и обобщения при изучении
новой темы.
Прием
«Мозговой
штурм».
(Групповая
работа).
10 минут
-Какие задачи мы поставим
перед собой на уроке?
-Подойдите к «древу
знаний» и оцените свое
умение писать суффиксы -
ик- и -ек-.
-Знаем ли мы, как пишутся
эти суффиксы?
-Как мы можем узнать об
этом?
-Какой путь вы выбираете?
-Попробуйте выяснить, как
определить, когда в слове
пишется суффикс -ик-, а
когда суффикс -ек-.
-Витя не знал какой суффикс
вставить в эти слова: -ик- или -
ек-.
-Мы будем знакомиться с
новыми суффиксами -ик- и -ек-.
-Будем учиться писать слова с
суффиксами -ек-, -ик-.
-Познакомимся с правилом, с
помощью которого можно
правильно писать слова с
суффиксами -ек-ик-.
Дети вставляют в кармашки
яблочки. «Древо знаний»
разделено на 2 части (знаю-
«+», не знаю- «-»).
-Нет.
-Можно прочитать правило в
учебнике. Можно самим
вывести это правило.
-Будем выводить правило
самостоятельно.
Каждому ребенку выдается
текст. (См. приложение 2).
Ученик читает текст, делает
пометки на полях по мере
осмысления информации.
После индивидуального
разбора текста идет
обсуждение с соседом по парте,
где ученики должны выяснить,
в чем совпали имеющиеся
представления, по поводу чего
возникли разногласия.
Ребята обсуждают проблему в
группах, делают выводы и
выступают у доски.
1 группа
-Мы сравнили пару слов: есть
арбузик – нет арбузика.
Заметили, что и в первом и во
втором слове есть суффикс -ик-
Сравнили эту пару слов с
другой: есть барашек – нет
барашка. Здесь в первом случае
пишется суффикс - ек-, а во
втором слове мы его не
увидели.
2 группа
-А мы соединили пары слов и
тоже заметили, что у нас в
Задача: Уметь
самостоятельно определять
уровень собственных знаний.
Рефлексия проблемы.
Вовлечение в совместную
деятельность.
Задача:
1.Развивать умение
самостоятельно добывать
знания.
2.Определять способ выхода
из проблемной ситуации.
3.Организовать наблюдение
за написанием суффиксов -ек
-, - ик -.
4. Формировать умение
работать в группе.
-Давайте послушаем, как
эту проблему решил Витя
Перестукин.
-Как проверить верность
наших выводов и
высказывания Вити?
-Откройте учебник на стр.
89.
-Прочитайте правило.
-Какое открытие вы для
себя сделали?
- Для чего надо уметь
правильно писать
суффиксы -ек- и -ик-?
словах билетик – (нет)
билетика, суффикс –ик- во
втором слове сохранился. А в
паре слов пенёчек – (нет)
пенёчка, в первом слове
суффикс – ек-, а во втором
слове его нет, он исчез, пропал.
3 группа
-Мы изменили форму слов,
подставляя к ним слово нет.
Например:
ключик – нет ключика,
кораблик – нет кораблика, и
заметили, что гласная в
суффиксе осталась на месте.
Решили, что, если изменив
форму слова, гласная остается,
то пишется суффикс -ик-.
Потом мы изменили форму
других слов. Например:
замочек – нет замочка, сыночек
– нет сыночка, заметили, что
гласная в суффиксе исчезла.
Сделали вывод, что, если
изменив форму слова, гласная
исчезает, то пишется суффикс -
ек-.
Просмотр видеоклипа.
-Надо обратиться к научному
источнику.
Чтение правила.
-Я узнал когда пишется
суффикс -ик-, а когда -ек -.
-С дружбой работа спорится.
Задача:
1.Привить интерес к теме.
2.Уметь делать выводы при
обобщении и изучении новой
темы.
Задача: Уметь работать со
справочной литературой.
Мотивация к изучению, связь
с жизнью.
6. Физическая
разминка
для ног.
2 минуты
-Для снятия напряжения
мышц ног проведём
разминку (под музыку).
-Следим за движением
«ножек».
Здоровьесберегающие
технологии
Смена позы. Оптимизация
физической нагрузки.
Задача: Снять переутомление
мышц.
Интеграция
с предметом «Музыка».
7. Включение
нового знания в
систему.
Составление
-Давайте, попробуем
вывести алгоритм действий,
который поможет нам
правильно писать эти
суффиксы.
Включение нового знания в
систему.
Задача:
1.Развивать устную речь и
критическое мышление
учащихся.
2.Развивать умения
систематизировать знания.
алгоритма.
Рефлексия.
4 минуты
-Сравните свои алгоритмы
с алгоритмом на слайде.
-Что заметили?
3.Открытие детьми способа
написания суффиксов -ек -, -
ик -.
3.Познакомить с правилом и
алгоритмом его применения.
4.Уметь самостоятельно
добывать знания.
8.Самостояель
ная работа
с самопроверкой
5 минут
-Вставьте суффиксы в
словах: Платоч…, стол…,
листоч…, билет…,
песоч…к, зуб…к.
-Давайте подведём итог
этой работы.
-Когда в слове пишется
суффикс -ик-, а когда -ек -?
Дети составляют кластер-
гроздь в группах.
-На слайде порядок действия
описан тот же, что мы
предлагали.
-Дети выполняют задание
самостоятельно, осуществляют
проверку.
Задача:
1. Развивать умение
самостоятельно применять
знания на практике.
2.Учить
делать
выводы
и
обобщения
при
изучении
новой темы.
9. Итог урока.
Рефлексия
учебной
деятельности.
4 минуты
-Какова была тема урока?
-А проблема?
-Что нового вы сегодня
узнали?
-Какое умение мы
оценивали в начале урока?
-Давайте оценим умение
писать суффиксы -ик-, -ек-
еще раз.
-Чьи умения писать
суффиксы изменилось?
- Кто остался на том же
уровне?
-Теперь вы еще умнее и
научились применять новое
правило на практике.
-Кто больше собрал
жетончиков-яблочек, может
сорвать плод с «древа
знаний».
-Что вы узнали о «древе
знаний» на уроке?
Ответы детей.
-Умение писать суффиксы -ек-
и -ек-.
Дети вставляют в кармашки
яблочки. «Древо знаний»
разделено на 2 части (знаю-
«+», не знаю- «-»).
Дети собирают отметки «5»,
«4» с деревца по степени своего
труда (после комментирования
их учителем).
-
Проанализировать свою
работу на уроке, осознать
новизну полученных знаний
и умений.
Выставление отметок за
работу на уроке.
Интеграция
с предметом
«Литература».
10. Домашнее
задание
2 минуты
-Чтобы запомнить материал
навсегда, нужно его
повторить через час. И
через день. Сейчас мы её
повторили. Дома
расскажите родителям
алгоритм написания
суффиксов -ек- и -ик-.
-Тем кто любит сочинять-
даю творческое задание.
-Составьте синквейн о
суффиксах -ик- и -ек-.
Создать мотивацию на
выполнение домашнего
задания.
Дифференциация объёма
материала.
Принцип творчества.