Автор: Михеева Анна Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская обл.
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Коррекция проблемного поведения
Раздел: начальное образование
Коррекция проблемного поведения из опыта работы.
Неадекватный крик
Корректируемое поведение: ребенок громко вскрикивает или же
кричит на протяжении определенного периода времени (от нескольких
секунд до нескольких минут, не менее трех раз в день; поведение не связано
с испугом или физическим дискомфортом).
Ожидаемый результат коррекции проблемного поведения:
Частота случаев проявления неадекватного крика уменьшается; имеющиеся
проявления не препятствуют обучению и пребыванию ребенка в коллективе.
Порядок работы с проблемным поведением:
Точное описание проблемного поведения.
Например: А. вскрикивает, не прерывая текущей деятельности, или: в
неприятной для А. ситуации он начинает громко кричать; крик может
продолжаться от 3 с. до 1-2 мин.).
Оценка
проблемного
поведения
(измерение
частоты
случаев
проявления стереотипий) до начала коррекции.
В течение 5 дней на протяжении одной-двух недель педагоги, работающие с
ребенком, отмечают случаи проявления данного поведения в специальном
бланке.
Описание способа коррекции проблемного поведения.
Например: если А. вскрикивает во время выполнения задания, следует
вернуться к началу выполнения задания и переделать его, напомнив ребенку,
что на уроках «занимаемся тихо и спокойно» при помощи жеста или
карточки РЕКС. В течение дня А. поощряют за то, что он занимается
«тихо и спокойно».
Или: Каждые 10 минут занятий звенит сигнал таймера, и, если А.
занимался спокойно, он получает любимое лакомство (пищевое) или игрушку
(мыльные пузыри). Если начинается эпизод крика, таймер останавливается;
тьютор должен вывести А. в такое место, где поведение не будет мешать
окружающим. После того, как он перестает кричать, ему даются 1-2
инструкций, после выполнения которых, ему напоминают, что следует
заниматься «тихо и спокойно». После возвращения в класс прерванное
задание следует предъявить сначала. Когда оно выполнено без крика, Коле
показывают, что таймер включается, и он снова может получить
поощрение за хорошее поведение. В течение дня Колю также словесно
поощряют за спокойное поведение.
Текущая оценка проблемного поведения (измерение частоты случаев
проявления неадекватного крика в процессе коррекции).
После одной-двух недель со времени начала коррекции в течение 5 дней за
один-два месяца отмечают случаи проявления данного поведения, которые
фиксируют в бланке.
Вывод об эффективности проведенной работы.
По истечении одного-двух месяцев с начала коррекции проблемного
поведения
производится
подсчет
всех
эпизодов
крика
(по
дням);
сравниваются данные до коррекции поведения и после; на основании чего,
вкупе с наблюдениями педагогов, делается вывод об эффективности
проведенной работы, а также о ее влиянии на частоту крика. В данном случае
отмечается положительной динамики в поведении.