Напоминание

Активные формы и методы работы с педагогами


Автор: Погромская Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Развивающее занятие с элементами тренинга для педагогов
Тема: Активные формы и методы работы с педагогами
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развивающее занятие с элементами тренинга

«Активные формы и методы

работы с педагогами»

Погромская Е.А., педагог-психолог

МБОУ ДО «ЦДТ»

г. Ноябрьск

«Активные формы и методы

работы с педагогами»

Погромская Е.А., педагог-психолог

МБОУ ДО «ЦДТ»

Современные тенденции ставят перед образованием задачи по

разработке содержания, ориентированного на учет особенностей и

всестороннее раскрытие интеллектуального и личностного потенциала

обучающихся, на выявление детей группы риска по девиантному и

суицидальному поведению, на реализацию мероприятий по профилактике

рискованного и суицидального поведения учащихся, буллинга, вовлечения

их в криминальную субкультуру.

Работа классного руководителя в профилактике девиантного поведения

учащихся - важнейшая составная часть пространства воспитательной работы,

направленной на реализацию ФГОС. Данная работа позволяет

активизировать ресурсы, позволяющие раскрыть и максимально эффективно

использовать творческий потенциал не только учащегося, но и всего

педагогического коллектива, сопровождая очень важную функцию - развитие

личности и ее социализацию. Классный руководитель - это не просто

организатор, это- дирижер всей жизни детского коллектива. Компетентность

классного руководителя - это педагогическое знание, основанное на

глубоком понимании мира детей. Основным направлением работы

психологических служб образовательных организаций является

формирование психолого - педагогических компетенций классных

руководителей. Данную задачу, можно, реализовать через активные формы

работы с педагогами. В основе таких занятий лежит идея научить учащихся

социально-психологическим навыкам через их окружение – педагогов.

Включая в свою работу эффективные технологии, классные руководители

помогают учащимся развивать высоко – функциональный поведенческий

стиль, направленный на психосоциальную адаптацию, психическое здоровье,

уменьшение риска для подростков быть вовлеченными в девиантную среду.

Цель: психологическое просвещение классных руководителей.

Задачи:

- создание условий для осознания педагогами собственных личностных

особенностей и профессиональной позиции;

- развитие ресурсов личности необходимых для педагогической

деятельности;

- обучение педагогов эффективным технологиям работы с учащимися;

- совершенствовать у педагогов коммуникативные умения и навыки во

взаимодействии с учащимися.

Оборудование: музыкальное сопровождение; листы ватмана; цветные

карандаши; маркеры, клубок ниток.

Ход занятия:

1.Приветствие.

Ведущий предлагает провести традиционный ритуал приветствия.

Все участники приветствуют своего соседа справа, слева, в круг – так как им

захочется (рукопожатия, объятия, улыбки, словесные приветствия и т.д.)

2.Знакомство.

Ведущий предлагает каждому участнику назвать свое имя, а всем остальным

придумать производные от этого имени.

3. Разминка.

Игра: « Меняются местами те...» («Блудный заяц»).

Цель: активизация работы участников в группе.

Инструкция.

«Я предлагаю встряхнуться, размяться, чтобы приготовиться к более

серьезной работе. Для этого мы с вами поиграем в игру «Меняются местами

те...» ил «Блудный заяц». В игре есть один водящий, сначала им буду я.

Я, как водящий, говорю вам: «Поменяйтесь местами те у кого...» и называю

любой признак, который объединяет хотя бы нескольких из вас. Те из вас, у

кого есть этот признак, должны поменяться местами. Очень важно

обязательно успеть поменяться местами. Кто не успеет, становится водящим.

Моя задача, как водящего, - занять свободный стул, пока вы меняетесь

местами. В игре нельзя оставаться на своём месте, если у вас есть указанный

водящим признак. Тогда вы автоматически становитесь водящим. Новый

водящий тоже говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого...». Итак,

поменяйтесь местами те, кто в джинсах. Меняйтесь!»

(можно предложить следующие утверждения: - работает много лет в школе,

кто любит свою работу, мечтал быть педагогом с детства, кто всегда идет на

урок в приподнятом настроении и т. д.)

4. Основная часть.

Упражнение «Мой ученик».

Цель: преодоление негативных установок по отношению к некоторым

ученикам; развитие у педагогов эмпатии, способности увидеть у своих

учащихся позитивные стороны личности.

Инструкция: «Здесь и теперь встретились педагоги, классные руководители.

Каждый из нас в определенный момент сталкивался с трудностями в работе с

конкретным ребенком, при общении с ним испытывали разочарование,

удивление, находились в замешательстве, сомневались в своей

педагогической компетенции. Сейчас вам предлагается вспомнить одного

своего «трудного ученика».

Слева, на листочках бумаги напишите: «Что мне не нравится в Иванове…» и

перечислите по пунктам(1..2…3…). Характеристики ученика могут

относиться к манере поведения, личностным качествам, учебе, вредным

привычкам и т.д. После того, как эта часть выполнена, вторая часть задания:

справа, на листочках напишите «Что мне нравится в Иванове… Время

выполнения этой работы 10 минут.

По истечении времени всех участников разделить на две или три группы. В

группах зачитать, что получилось и поделиться впечатлениями об

упражнении».

Обсуждение:

- Испытывали ли вы трудности при выполнении упражнения?

- Какую часть было труднее выполнять?

- Есть ли желающие озвучить в круг то, что написали?

- Подсчитайте, сколько пунктов вы написали слева и справа? Каких больше

отрицательных или положительных?

- Ваши характеристики слева – это характеристики «плохого ученика» или

« плохого человека»?

Итог упражнения.

Подумайте над своими взаимоотношениями с этим учеником. Возможно

понятие «трудный» - это следствие наших педагогических стереотипов,

установок, которые сформированы нами? От хорошего ученика мы ждем

позитивного подтверждения, а от плохого не ждем ничего или только

«плохое». Но у каждого ребенка, как и у любого человека, есть одна из

основных базальных потребностей – это потребность в положительном

отношении к себе.

Ребенок хочет, чтобы его воспринимали как личность. Психологический

контакт, доверие - главное условие даже в самой малой степени участия

педагогов в судьбе «ученика с проблемами». Не забывайте: такой ребенок

итак подвергается прессингу со всех сторон. И если педагог, классный

руководитель станет для него значимым человеком, тем, к кому он может

обратиться со своими проблемами, это значительно уменьшит для ребенка

вероятность оставаться в «группе риска».

Существует концепция «позитивной психотерапии», разработанная

известным немецким психотерапевтом Пезешкианом. Автор этой концепции

предлагает рассматривать поступки, действия, свойства личности не как

синдромы болезни, а как проявление той или иной способности. Есть

интересный опыт применения этой идеи в педагогике – механизм

позитивного толкования поведения и состояния ребенка. Позитивное

толкование, во-первых, обеспечивает процесс безусловного принятия

ребенка педагогом, а во-вторых, облегчает совместный - ребенка и педагога-

анализ и поиск причин тех или иных поступков и действий.

Эту мысль подтверждают слова китайской мудрости: «Всегда смотри на

вещи с их светлой стороны, а если таковых нет, натирай темное до тех пор,

пока они заблестят».

Или:

«В одно окно смотрели двое:

Один увидел дождь и грязь,

Другой – листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое».

Алгоритм этого упражнения можно использовать в работе с учениками.

Например, тема: «Что мне нравится в нашем классе?» и « Что мне не

нравится в нашем классе?». Результаты послужат хорошим материалом для

обсуждения проблем класса.

Домашнее задание.

Дополнить правую половину листочков, позитивными характеристиками

ученика.

Упражнение «Скульптура».

Цель: обучение навыкам конструктивного взаимодействия, развитие умения

работать в паре или в малой группе.

Все участники делятся на пары. Выбираются роли «скульптора» и

«материала». «Скульптор» лепит фигуру из «материала». Тот в свою очередь

полностью подчиняется «скульптору». После окончания работы группа

отгадывает фигуру, затем пары меняются и игра продолжается.

Обсуждение:

- В какой роли вы чувствовали себя более комфортно?

- Каким материалом вы себя ощущали?

- Какие чувства вы испытывали во время работы?

- Чему учит упражнение?

- Можно ли использовать это упражнение в работе с учащимися, в каких

ситуациях?

Упражнение «Скорая помощь».

Цель: развитие у педагогов эмоционально-положительного отношения к

детям, обмен опытом между ними на предмет общения с учащимися,

требующими особого внимания.

Всех участников поделить на три группы, Каждой группе дается следующая

инструкция: «Вспомните из своего опыта работы сложный случай с одним из

учащихся, поделитесь со своей группой. Группа помогает найти более

эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждении свой

практический опыт (если у педагогов будут затруднения с выбором

ситуаций, то необходимо предложить готовые ситуации).

5. Прощание.

Упражнение «Связующая нить».

Участники по кругу передают клубок и высказывают своим соседям добрые

слова, комплименты, пожелания.

Ведущий предлагает анкеты обратной связи.

Анкета обратной связи

Сегодняшнее занятие

мне понравилось

3 2 1 0

Сегодняшнее занятие

мне не понравилось

Мне было интересно

участие в происходящем

3 2 1 0

Мне было неинтересно

участие в происходящем

Полученная

информация

актуальна для меня

3 2 1 0

Полученная

информация

неактуальна для меня

Я использую материалы

занятия в практической

работе

3 2 1 0

Я не буду использовать

это в своей работе

Список литературы:

1. Вачков И. «Основы технологии группового тренинга. Психотехники.»

Ось-89., 2000г.

2. Клюева Н.В. «Технология работы психолога с учителем». Москва.,

2000г.

3. Пезешкиан Н. « Психотерапия повседневной жизни». Речь.,2001г.

4.Программа формирования здорового жизненного стиля.Москва.,2000г.

5. Программа «Путешествие во времени». Москва., 2000г.

6. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома.» Москва., 1993г.

7. «Школьный психолог» № 24, 2003г., с.14.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники