Автор: Погромская Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: Развивающее занятие с элементами тренинга для педагогов
Тема: Активные формы и методы работы с педагогами
Раздел: дополнительное образование
Развивающее занятие с элементами тренинга
«Активные формы и методы
работы с педагогами»
Погромская Е.А., педагог-психолог
МБОУ ДО «ЦДТ»
г. Ноябрьск
«Активные формы и методы
работы с педагогами»
Погромская Е.А., педагог-психолог
МБОУ ДО «ЦДТ»
Современные тенденции ставят перед образованием задачи по
разработке содержания, ориентированного на учет особенностей и
всестороннее раскрытие интеллектуального и личностного потенциала
обучающихся, на выявление детей группы риска по девиантному и
суицидальному поведению, на реализацию мероприятий по профилактике
рискованного и суицидального поведения учащихся, буллинга, вовлечения
их в криминальную субкультуру.
Работа классного руководителя в профилактике девиантного поведения
учащихся - важнейшая составная часть пространства воспитательной работы,
направленной на реализацию ФГОС. Данная работа позволяет
активизировать ресурсы, позволяющие раскрыть и максимально эффективно
использовать творческий потенциал не только учащегося, но и всего
педагогического коллектива, сопровождая очень важную функцию - развитие
личности и ее социализацию. Классный руководитель - это не просто
организатор, это- дирижер всей жизни детского коллектива. Компетентность
классного руководителя - это педагогическое знание, основанное на
глубоком понимании мира детей. Основным направлением работы
психологических служб образовательных организаций является
формирование психолого - педагогических компетенций классных
руководителей. Данную задачу, можно, реализовать через активные формы
работы с педагогами. В основе таких занятий лежит идея научить учащихся
социально-психологическим навыкам через их окружение – педагогов.
Включая в свою работу эффективные технологии, классные руководители
помогают учащимся развивать высоко – функциональный поведенческий
стиль, направленный на психосоциальную адаптацию, психическое здоровье,
уменьшение риска для подростков быть вовлеченными в девиантную среду.
Цель: психологическое просвещение классных руководителей.
Задачи:
- создание условий для осознания педагогами собственных личностных
особенностей и профессиональной позиции;
- развитие ресурсов личности необходимых для педагогической
деятельности;
- обучение педагогов эффективным технологиям работы с учащимися;
- совершенствовать у педагогов коммуникативные умения и навыки во
взаимодействии с учащимися.
Оборудование: музыкальное сопровождение; листы ватмана; цветные
карандаши; маркеры, клубок ниток.
Ход занятия:
1.Приветствие.
Ведущий предлагает провести традиционный ритуал приветствия.
Все участники приветствуют своего соседа справа, слева, в круг – так как им
захочется (рукопожатия, объятия, улыбки, словесные приветствия и т.д.)
2.Знакомство.
Ведущий предлагает каждому участнику назвать свое имя, а всем остальным
придумать производные от этого имени.
3. Разминка.
Игра: « Меняются местами те...» («Блудный заяц»).
Цель: активизация работы участников в группе.
Инструкция.
«Я предлагаю встряхнуться, размяться, чтобы приготовиться к более
серьезной работе. Для этого мы с вами поиграем в игру «Меняются местами
те...» ил «Блудный заяц». В игре есть один водящий, сначала им буду я.
Я, как водящий, говорю вам: «Поменяйтесь местами те у кого...» и называю
любой признак, который объединяет хотя бы нескольких из вас. Те из вас, у
кого есть этот признак, должны поменяться местами. Очень важно
обязательно успеть поменяться местами. Кто не успеет, становится водящим.
Моя задача, как водящего, - занять свободный стул, пока вы меняетесь
местами. В игре нельзя оставаться на своём месте, если у вас есть указанный
водящим признак. Тогда вы автоматически становитесь водящим. Новый
водящий тоже говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого...». Итак,
поменяйтесь местами те, кто в джинсах. Меняйтесь!»
(можно предложить следующие утверждения: - работает много лет в школе,
кто любит свою работу, мечтал быть педагогом с детства, кто всегда идет на
урок в приподнятом настроении и т. д.)
4. Основная часть.
Упражнение «Мой ученик».
Цель: преодоление негативных установок по отношению к некоторым
ученикам; развитие у педагогов эмпатии, способности увидеть у своих
учащихся позитивные стороны личности.
Инструкция: «Здесь и теперь встретились педагоги, классные руководители.
Каждый из нас в определенный момент сталкивался с трудностями в работе с
конкретным ребенком, при общении с ним испытывали разочарование,
удивление, находились в замешательстве, сомневались в своей
педагогической компетенции. Сейчас вам предлагается вспомнить одного
своего «трудного ученика».
Слева, на листочках бумаги напишите: «Что мне не нравится в Иванове…» и
перечислите по пунктам(1..2…3…). Характеристики ученика могут
относиться к манере поведения, личностным качествам, учебе, вредным
привычкам и т.д. После того, как эта часть выполнена, вторая часть задания:
справа, на листочках напишите «Что мне нравится в Иванове… Время
выполнения этой работы 10 минут.
По истечении времени всех участников разделить на две или три группы. В
группах зачитать, что получилось и поделиться впечатлениями об
упражнении».
Обсуждение:
- Испытывали ли вы трудности при выполнении упражнения?
- Какую часть было труднее выполнять?
- Есть ли желающие озвучить в круг то, что написали?
- Подсчитайте, сколько пунктов вы написали слева и справа? Каких больше
отрицательных или положительных?
- Ваши характеристики слева – это характеристики «плохого ученика» или
« плохого человека»?
Итог упражнения.
Подумайте над своими взаимоотношениями с этим учеником. Возможно
понятие «трудный» - это следствие наших педагогических стереотипов,
установок, которые сформированы нами? От хорошего ученика мы ждем
позитивного подтверждения, а от плохого не ждем ничего или только
«плохое». Но у каждого ребенка, как и у любого человека, есть одна из
основных базальных потребностей – это потребность в положительном
отношении к себе.
Ребенок хочет, чтобы его воспринимали как личность. Психологический
контакт, доверие - главное условие даже в самой малой степени участия
педагогов в судьбе «ученика с проблемами». Не забывайте: такой ребенок
итак подвергается прессингу со всех сторон. И если педагог, классный
руководитель станет для него значимым человеком, тем, к кому он может
обратиться со своими проблемами, это значительно уменьшит для ребенка
вероятность оставаться в «группе риска».
Существует концепция «позитивной психотерапии», разработанная
известным немецким психотерапевтом Пезешкианом. Автор этой концепции
предлагает рассматривать поступки, действия, свойства личности не как
синдромы болезни, а как проявление той или иной способности. Есть
интересный опыт применения этой идеи в педагогике – механизм
позитивного толкования поведения и состояния ребенка. Позитивное
толкование, во-первых, обеспечивает процесс безусловного принятия
ребенка педагогом, а во-вторых, облегчает совместный - ребенка и педагога-
анализ и поиск причин тех или иных поступков и действий.
Эту мысль подтверждают слова китайской мудрости: «Всегда смотри на
вещи с их светлой стороны, а если таковых нет, натирай темное до тех пор,
пока они заблестят».
Или:
«В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое».
Алгоритм этого упражнения можно использовать в работе с учениками.
Например, тема: «Что мне нравится в нашем классе?» и « Что мне не
нравится в нашем классе?». Результаты послужат хорошим материалом для
обсуждения проблем класса.
Домашнее задание.
Дополнить правую половину листочков, позитивными характеристиками
ученика.
Упражнение «Скульптура».
Цель: обучение навыкам конструктивного взаимодействия, развитие умения
работать в паре или в малой группе.
Все участники делятся на пары. Выбираются роли «скульптора» и
«материала». «Скульптор» лепит фигуру из «материала». Тот в свою очередь
полностью подчиняется «скульптору». После окончания работы группа
отгадывает фигуру, затем пары меняются и игра продолжается.
Обсуждение:
- В какой роли вы чувствовали себя более комфортно?
- Каким материалом вы себя ощущали?
- Какие чувства вы испытывали во время работы?
- Чему учит упражнение?
- Можно ли использовать это упражнение в работе с учащимися, в каких
ситуациях?
Упражнение «Скорая помощь».
Цель: развитие у педагогов эмоционально-положительного отношения к
детям, обмен опытом между ними на предмет общения с учащимися,
требующими особого внимания.
Всех участников поделить на три группы, Каждой группе дается следующая
инструкция: «Вспомните из своего опыта работы сложный случай с одним из
учащихся, поделитесь со своей группой. Группа помогает найти более
эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждении свой
практический опыт (если у педагогов будут затруднения с выбором
ситуаций, то необходимо предложить готовые ситуации).
5. Прощание.
Упражнение «Связующая нить».
Участники по кругу передают клубок и высказывают своим соседям добрые
слова, комплименты, пожелания.
Ведущий предлагает анкеты обратной связи.
Анкета обратной связи
Сегодняшнее занятие
мне понравилось
3 2 1 0
Сегодняшнее занятие
мне не понравилось
Мне было интересно
участие в происходящем
3 2 1 0
Мне было неинтересно
участие в происходящем
Полученная
информация
актуальна для меня
3 2 1 0
Полученная
информация
неактуальна для меня
Я использую материалы
занятия в практической
работе
3 2 1 0
Я не буду использовать
это в своей работе
Список литературы:
1. Вачков И. «Основы технологии группового тренинга. Психотехники.»
Ось-89., 2000г.
2. Клюева Н.В. «Технология работы психолога с учителем». Москва.,
2000г.
3. Пезешкиан Н. « Психотерапия повседневной жизни». Речь.,2001г.
4.Программа формирования здорового жизненного стиля.Москва.,2000г.
5. Программа «Путешествие во времени». Москва., 2000г.
6. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома.» Москва., 1993г.
7. «Школьный психолог» № 24, 2003г., с.14.