Интегрированный урок математики и внеклассного чтения "Путешествие по русским народным сказкам"
Автор: Марченко Татьяна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Белоярская средняя школа №2" Населённый пункт: п.Белый Яр, Томская область Наименование материала: конспект Тема: Интегрированный урок математики и внеклассного чтения "Путешествие по русским народным сказкам" Раздел: начальное образование
Интегрированный урок математики и внеклассного чтения
«Путешествие по русским народным сказкам»
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
Предметные УУД:
закреплять знания нумерации от 1 до 10;
совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;
формировать навыки составления и решения простых задач;
закреплять умения сравнивать числа и математические выражения.
Коммуникативные УУД
Прививать слушать и понимать других.
Формировать
умение
строить
речевое
высказывание
в
соответствии
с
поставленными задачами.
Отрабатывать умение согласованно работать в группах и в коллективе.
Познавательные УУД
Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
Регулятивные УУД
Формировать
умение
оценивать
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей.
Совершенствовать умение составлять план деятельности на уроке с помощью
учителя
Личностные УУД
Формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности.
Формировать
чувство сострадания и сопереживания.
Формировать
интерес к устному народному творчеству.
Развивать общее представление о моральных нормах поведения.
Оборудование : мультимедийное оборудование, презентация, колобки грустный и
весёлый, раздаточный материал для детей, сказки - раскраски.
Ход урока:
1
I. Объявление темы урока.
Здравствуйте, дорогие друзья!
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем.
И решать и отвечать?
Не судите гости строго,
Ведь учились мы немного.
II. Психологический настрой.
– А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте
тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло
вашей души поддерживает вас и помогает вам.
III. Вступительное слово учителя
- Ребята, посмотрите. Пожалуйста, на доску и скажите, что объединяет все эти
картинки? Слайд 1. (титульный)
- Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет
гостеприимной хозяйкой нашего урока.
На урок я к вам спешила,
Любимые сказки с собой пригласила.
- Ребята, давайте узнаем, есть ли среди нас те, кто любит сказки! Помашите мне
рукой те, кто любит сказки!
- хлопните в ладоши те, кому сказки не интересны!
Слайд 2. Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на
людей посмотреть, себя показать.
Дорожка нам предстоит дальняя, через лес
дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.
- Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете
помогать и выручать друг друга.
Готовы? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!
Слайд 3.
Сказки мы любим за то,
Что в них побеждает добро,
Что звери лесные, болотные
Оказываются очень добрые,
Что лягушка царевною станет,
Лису, заюшку хоть и обманет,
Петушок всем на помощь придет.
Сивка – Бурка Ванюшку спасет.
Слайд 4.
2
Только вдруг приключилась беда,
Всё перепутала Баба – Яга.
В сказки зло напустила она
И сказала: «Так будет всегда».
Только мы сможем сказкам помочь,
Разогнать колдовство её прочь.
- попасть в сказку нам поможет волшебный клубок (показываю), который будет
указывать нам дорогу!
Чтобы клубок катился быстрее, надо говорить волшебные слова
Ты, клубок, не подведи –
Прямо к сказке приведи
!
Слайд 5. Бросаем волшебный клубочек…. Волшебный клубочек катится между
деревьев и зовёт нас в сказку. Побежали за ним.
Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это? Колобок! Слайд 6.
– Ребята, я как-то перечитала эту сказку и вдруг поняла, что эта сказка не совсем
правильная. В сказках всегда действуют две силы: добро и зло.
– Что обычно побеждает в сказках? ( Добро.)
– А в сказке «Колобок»? ( Зло.)
– Как вы думаете, почему? (ответы детей)
– Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел
завести себе друзей. Поможем ему?
3
Слайд 7. Колобок записал числа, но некоторые из них пропустил. Помогите ему
выполнить задание.
- Назови пропущенные числа:
-Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?
- Скажите это новая тема или мы уже изучали числа от 0 до 10?
- Поэтому мы сегодня на уроке будем закреплять знания об изученных числах от 0
до 10.
- Что вы хотели бы повторить, закрепить?
V. Работа по теме урока.
1.
Устная работа.
- Посмотрите, наш клубочек куда-то укатился… Слайд 8. Ой, а кто это на дорожке?
Давайте соединим цифры по порядку и узнаем (дети соединяют цифры).
- Кто же это?
- А из какой он сказки?
-
Петушок предлагает нам выполнить задание. (учащимся выдаются полоски с
числами от 1 до 10, они выполняют задания закрашивая ответ) Слайд 9.
Закрасьте самое маленькое число (1)
Закрасьте самое большое однозначное число (9)
Закрасьте соседей числа 5 (4,6)
Закрасьте число, которое при счете идет за числом 2. (3)
Закрасьте число, которое при счете идет перед числом 8. (7)
4
1 2 3 4 5
6 7 8 9
10
По тропинке Колобок бежит,
Рыжая лисичка на тропе сидит.
Слайд 10.
Колобка лиса поймала,
Облизнулась и сказала:
«Съем тебя сейчас я,
Будет лисе счастье.
Но, если выполнишь заданья,
Я отсрочу наказанье».
Игра «Заселяем домики. Слайд 11.
- Молодцы, спасли колобка. И покатился колобок дальше. И мы с вами отправляемся
дальше в наше сказочное путешествие.
Слайд 12.
Вы на доску скорей посмотрите!
Что же это за сказка, скажите? («Волк и семеро козлят».)
Чтобы волка обхитрить,
Задачи нужно вам решить.
Игра «Веселые задачи»
1.
Вышла козочка гулять,
С козлятами поиграть.
Пять бежали впереди,
Два остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех козлят? ( 7)
2.
Коза на грядке
Капусту собирала.
Шесть сорвала,
Пока в дом донесла,
Одна упала.
Коза капусту сосчитать не может,
Кто из вас, ребята, поможет? ( 5)
3.
Четыре козлёнка шли из школы,
И вдруг на них напали пчёлы.
Два козлика спаслись едва,
А сколько не успело? …(2)
4.
К речке бежали трое козлят-
Свежей водицы все напиться хотят.
5
Козочка – мама за ними спешит.
Сколько их вместе? Скорее скажи? (4)
5.
Чтоб вернуть козлят в дома,
Нужно знать состав числа.
Игра «Заселяем домики» Слайд 13.
Вы отлично отвечали
И козлятам помогали.
Вас они благодарят,
Расслабляться не велят.
Давайте на минутку закроем глаза и произнесём волшебное заклинание: крекс,
пекс, фекс! И снова перенесёмся в сказку…
Наловил
дед
рыбы
полный
воз.
Едет
и
видит:
лисичка
лежит
на
дороге,
свернулась калачиком. Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит как мёртвая.
Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Взял дед лису, положил на воз, а сам пошёл вперёд.
Вы узнали сказку?
Слайд
14. Лиса потихоньку всю рыбу с воза скинула, сама слезла, сидит,
считает. Поможем её?
Отсчитайте от 4 до 10, от 9 до 3.
Назовите предыдущее число 5. На сколько предыдущее число меньше
следующего?
Назовите последующее число 6. На сколько следующее число больше
предыдущего?
Какое число стоит между числами 3 и 5?
Назовите соседей числа 8.
Молодцы, помогли лисичке.
А дед едет домой и мечтает: «Как приеду, обрадую старуху».
Приехал дед домой, ни рыбы, ни лисы. Расстроился. Опять о рыбалке мечтает, даже
во сне видит...
Сеть тяну, рыбу ловлю
Попало немало: 2 окунька, 3 карася,
1 ершок – полный горшок….
Уху сварю, старуху угощу.
Сколько рыб я сварю?
Каким по счёту оказался ёрш? (шестым)
2.
Работа в парах.
Решил дед со старухой в домино вместе сыграть. Слайд 15.
Найдите закономерность и вставьте пропущенные цифры.
6
3.
Работа с геометрическим материалом.
Молодцы! А кто это там бежит? Отгадайте загадку:
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
- Верно, это лиса. Хитрая лисица решила задать нам непростую
задачу. Слайд 16.
-Из каких геометрических фигур она составила свой портрет?
Слайд 17.
Ответьте мне, ребята, сами:
Что за сказка перед вами?
Стоял у лисы дом ледяной,
Который от солнца растаял весной.
Лисичка-сестричка хитрой была,
К зайке попросилась,
Его ж и выгнала.
(«Заюшкина избушка»)
Давайте поможем зайчишке. Чтобы справиться с лисой, мы должны пройти
по геометрической дорожке. Слайд 18.
На доске вывешены геометрические фигуры, соединенные между собой
линиями так, чтобы получилась дорожка. Учащиеся, выходя к доске, показывают и
называют фигуры, линии.
Ученики
называют
характерные
свойства
геометрических
фигур
(у
прямоугольника противоположные стороны равны и углы прямые; у треугольника
три угла, три вершины и три стороны; у круга нет начала и конца и нет углов и т. д)
7
Ах, хитрющая лиса,
Не коси на нас глаза.
Мы задачи все решили,
Домик для заюшки освободили.
VI. Физкультминутка. Слайд 19.
Нас ждет другая сказка впереди,
Но чтобы справиться с заданьем,
Отдохнуть мы все должны.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдем.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
VII. Продолжение работы по теме.
4.
Решение выражений.
Ответьте мне, ребята, сами:
Что за сказка перед вами?
Машенька в лес за грибами пошла,
От подружек отстала, заблудилась она.
Михайло Потапыч бедняжку нашел,
Пожалел, приютил, пустил ее в дом.
Маша печку топила, пекла пироги,
Но очень скучала от дома вдали.
По дедушке-бабушке тосковала,
Сбежать от медведя втайне мечтала.
(«Маша и медведь») Слайд 20.
Вы, ребята, помогите,
Тропку Маше укажите,
И примеры все решите.
(примеры с окошками)
8
Слайд 21. Маша придумала испытание. Кто вперед дойдет до финиша – Маша или
медведь. Команда девочек будет за Машу, команда мальчиков – за медведя. Надо
быстро решить примеры – вставляя в окошки нужное число. Кто победит? Итак, на
старт, внимание, марш.
Слайд 22. А теперь давайте проверим – правильно ли вы решили примеры. И кто
победил?
Вы, ребята, молодцы,
Машу к дому привели.
6.
Самостоятельная работа на листочках.
Но помощи ждет еще сказка одна,
В которой всем навредила Баба Яга.
Что это за сказка?
(«Гуси-лебеди») Слайд 23.
- Гуси-гуси?!
- Га-га-га!
- А летите вы куда?
Вы Иванушку украли,
Злой Бабе Яге отдали?
Чтоб Аленушке помочь
Братца милого найти,
Вам в листочках ваших нужно
Все в порядок привести.
Слайд 24.
Вставьте в окошки знаки «больше», «меньше» или «равно».
8 5 6 + 2 6 9 + 1 9
6 9 8 – 1 8 9 – 1 9
Слайд 25.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Вы отлично посчитали,
Аленушке помогали:
Гусей-лебедей прогнали долой.
Аленушку с братцем вернули домой.
VIII.
Итог урока.
И вот наш волшебный клубочек привел нас обратно в класс, и это значит, что
наше сказочное путешествие закончилось.
9
Скоро прозвенит звонок.
Пора заканчивать нам урок.
- Какова цель урока? Смогли ли мы её достигнуть?
- Ребята, каким сказочным героям мы сегодня помогли? Слайд 26.
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Сказочные герои остались вами довольны.
Спасибо за урок! Слайд 27.
За отличную работу
Сказки всех благодарят
И в подарок все ребятам
Раскраски подарить велят.
- Что вам понравилось во время путешествия? Что запомнилось больше всего? Чем
вы остались довольны?
Вы, друзья мои, старались.
Все прилежно занимались.
Хочу я вас благодарить
И медальки всем вручить.
IX.
Рефлексия
- А теперь оцените свою работу во время путешествия. Ребята, посмотрите,
вот Колобки. Один грустный, а другой веселый. Если вы хорошо работали на уроке,
нарисуйте
радостного
Колобка,
а
если
не
очень
–
грустного.
Мне
тоже
очень
приятно было общаться с вами. Я также хочу показать вам радостного Колобка.
Слайд 28.
Урок окончен.
10