Напоминание

Интегрированный урок математики и внеклассного чтения "Путешествие по русским народным сказкам"


Автор: Марченко Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Белоярская средняя школа №2"
Населённый пункт: п.Белый Яр, Томская область
Наименование материала: конспект
Тема: Интегрированный урок математики и внеклассного чтения "Путешествие по русским народным сказкам"
Раздел: начальное образование





Назад





Интегрированный урок математики и внеклассного чтения

«Путешествие по русским народным сказкам»

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

Предметные УУД:
 закреплять знания нумерации от 1 до 10;  совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;  формировать навыки составления и решения простых задач;  закреплять умения сравнивать числа и математические выражения.
Коммуникативные УУД
 Прививать слушать и понимать других.  Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  Отрабатывать умение согласованно работать в группах и в коллективе.
Познавательные УУД
 Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
Регулятивные УУД
 Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  Совершенствовать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя
Личностные УУД
 Формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности.  Формировать чувство сострадания и сопереживания.  Формировать интерес к устному народному творчеству.  Развивать общее представление о моральных нормах поведения.
Оборудование
: мультимедийное оборудование, презентация, колобки грустный и весёлый, раздаточный материал для детей, сказки - раскраски.
Ход урока:
1

I. Объявление темы урока.
Здравствуйте, дорогие друзья! - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем.

И решать и отвечать?

Не судите гости строго,

Ведь учились мы немного.

II. Психологический настрой.
– А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам.
III. Вступительное слово учителя
- Ребята, посмотрите. Пожалуйста, на доску и скажите, что объединяет все эти картинки?
Слайд 1. (титульный)
- Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего урока.
На урок я к вам спешила,

Любимые сказки с собой пригласила.
- Ребята, давайте узнаем, есть ли среди нас те, кто любит сказки! Помашите мне рукой те, кто любит сказки! - хлопните в ладоши те, кому сказки не интересны!
Слайд 2.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть. - Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Готовы? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!
Слайд 3.

Сказки мы любим за то,

Что в них побеждает добро,

Что звери лесные, болотные

Оказываются очень добрые,

Что лягушка царевною станет,

Лису, заюшку хоть и обманет,

Петушок всем на помощь придет.

Сивка – Бурка Ванюшку спасет.

Слайд 4.
2

Только вдруг приключилась беда,

Всё перепутала Баба – Яга.

В сказки зло напустила она

И сказала: «Так будет всегда».

Только мы сможем сказкам помочь,

Разогнать колдовство её прочь.
- попасть в сказку нам поможет волшебный клубок (показываю), который будет указывать нам дорогу! Чтобы клубок катился быстрее, надо говорить волшебные слова
Ты, клубок, не подведи –

Прямо к сказке приведи
!
Слайд 5.
Бросаем волшебный клубочек…. Волшебный клубочек катится между деревьев и зовёт нас в сказку. Побежали за ним.
Из муки его слепили,

После в печку посадили,

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог.

Кто же это? Колобок! Слайд 6.
– Ребята, я как-то перечитала эту сказку и вдруг поняла, что эта сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы: добро и зло. – Что обычно побеждает в сказках? ( Добро.) – А в сказке «Колобок»? ( Зло.) – Как вы думаете, почему? (ответы детей) – Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей. Поможем ему? 3

Слайд 7.
Колобок записал числа, но некоторые из них пропустил. Помогите ему выполнить задание. - Назови пропущенные числа: -Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? - Скажите это новая тема или мы уже изучали числа от 0 до 10? - Поэтому мы сегодня на уроке будем закреплять знания об изученных числах от 0 до 10. - Что вы хотели бы повторить, закрепить?
V. Работа по теме урока.

1.

Устная работа.
- Посмотрите, наш клубочек куда-то укатился…
Слайд 8.
Ой, а кто это на дорожке? Давайте соединим цифры по порядку и узнаем (дети соединяют цифры). - Кто же это? - А из какой он сказки? - Петушок предлагает нам выполнить задание. (учащимся выдаются полоски с числами от 1 до 10, они выполняют задания закрашивая ответ)
Слайд 9.
 Закрасьте самое маленькое число (1)  Закрасьте самое большое однозначное число (9)  Закрасьте соседей числа 5 (4,6)  Закрасьте число, которое при счете идет за числом 2. (3)  Закрасьте число, которое при счете идет перед числом 8. (7) 4
1 2 3 4 5

6 7 8 9

10


По тропинке Колобок бежит,

Рыжая лисичка на тропе сидит.

Слайд 10.

Колобка лиса поймала,

Облизнулась и сказала:

«Съем тебя сейчас я,

Будет лисе счастье.

Но, если выполнишь заданья,

Я отсрочу наказанье».
Игра «Заселяем домики.
Слайд 11.
- Молодцы, спасли колобка. И покатился колобок дальше. И мы с вами отправляемся дальше в наше сказочное путешествие.
Слайд 12.

Вы на доску скорей посмотрите!

Что же это за сказка, скажите?
(«Волк и семеро козлят».)
Чтобы волка обхитрить,

Задачи нужно вам решить.
Игра «Веселые задачи» 1. Вышла козочка гулять, С козлятами поиграть. Пять бежали впереди, Два остались позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех козлят? ( 7) 2. Коза на грядке Капусту собирала. Шесть сорвала, Пока в дом донесла, Одна упала. Коза капусту сосчитать не может, Кто из вас, ребята, поможет? ( 5) 3. Четыре козлёнка шли из школы, И вдруг на них напали пчёлы. Два козлика спаслись едва, А сколько не успело? …(2) 4. К речке бежали трое козлят- Свежей водицы все напиться хотят. 5
Козочка – мама за ними спешит. Сколько их вместе? Скорее скажи? (4) 5. Чтоб вернуть козлят в дома, Нужно знать состав числа. Игра «Заселяем домики»
Слайд 13.

Вы отлично отвечали

И козлятам помогали.

Вас они благодарят,

Расслабляться не велят.
Давайте на минутку закроем глаза и произнесём волшебное заклинание: крекс, пекс, фекс! И снова перенесёмся в сказку… Наловил дед рыбы полный воз. Едет и видит: лисичка лежит на дороге, свернулась калачиком. Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит как мёртвая.  Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу. Взял дед лису, положил на воз, а сам пошёл вперёд.  Вы узнали сказку?
Слайд

14.
Лиса потихоньку всю рыбу с воза скинула, сама слезла, сидит, считает. Поможем её?  Отсчитайте от 4 до 10, от 9 до 3.  Назовите предыдущее число 5. На сколько предыдущее число меньше следующего?  Назовите последующее число 6. На сколько следующее число больше предыдущего?  Какое число стоит между числами 3 и 5?  Назовите соседей числа 8.  Молодцы, помогли лисичке. А дед едет домой и мечтает: «Как приеду, обрадую старуху». Приехал дед домой, ни рыбы, ни лисы. Расстроился. Опять о рыбалке мечтает, даже во сне видит...
Сеть тяну, рыбу ловлю

Попало немало: 2 окунька, 3 карася,

1 ершок – полный горшок….

Уху сварю, старуху угощу.

Сколько рыб я сварю?
 Каким по счёту оказался ёрш? (шестым)
2.

Работа в парах.
Решил дед со старухой в домино вместе сыграть.
Слайд 15.
 Найдите закономерность и вставьте пропущенные цифры. 6

3.

Работа с геометрическим материалом.
 Молодцы! А кто это там бежит? Отгадайте загадку:
За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.
- Верно, это лиса. Хитрая лисица решила задать нам непростую задачу.
Слайд 16.
-Из каких геометрических фигур она составила свой портрет?
Слайд 17.

Ответьте мне, ребята, сами:

Что за сказка перед вами?

Стоял у лисы дом ледяной,

Который от солнца растаял весной.

Лисичка-сестричка хитрой была,

К зайке попросилась,

Его ж и выгнала.
(«Заюшкина избушка») Давайте поможем зайчишке. Чтобы справиться с лисой, мы должны пройти по геометрической дорожке.
Слайд 18.
На доске вывешены геометрические фигуры, соединенные между собой линиями так, чтобы получилась дорожка. Учащиеся, выходя к доске, показывают и называют фигуры, линии. Ученики называют характерные свойства геометрических фигур (у прямоугольника противоположные стороны равны и углы прямые; у треугольника три угла, три вершины и три стороны; у круга нет начала и конца и нет углов и т. д) 7

Ах, хитрющая лиса,

Не коси на нас глаза.

Мы задачи все решили,

Домик для заюшки освободили.

VI. Физкультминутка. Слайд 19.

Нас ждет другая сказка впереди,

Но чтобы справиться с заданьем,

Отдохнуть мы все должны.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдем.

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

VII. Продолжение работы по теме.

4.

Решение выражений.

Ответьте мне, ребята, сами:

Что за сказка перед вами?

Машенька в лес за грибами пошла,

От подружек отстала, заблудилась она.

Михайло Потапыч бедняжку нашел,

Пожалел, приютил, пустил ее в дом.

Маша печку топила, пекла пироги,

Но очень скучала от дома вдали.

По дедушке-бабушке тосковала,

Сбежать от медведя втайне мечтала.
(«Маша и медведь»)
Слайд 20.

Вы, ребята, помогите,

Тропку Маше укажите,

И примеры все решите.
(примеры с окошками) 8

Слайд 21.
Маша придумала испытание. Кто вперед дойдет до финиша – Маша или медведь. Команда девочек будет за Машу, команда мальчиков – за медведя. Надо быстро решить примеры – вставляя в окошки нужное число. Кто победит? Итак, на старт, внимание, марш.
Слайд 22.
А теперь давайте проверим – правильно ли вы решили примеры. И кто победил?
Вы, ребята, молодцы,

Машу к дому привели.

6.

Самостоятельная работа на листочках.

Но помощи ждет еще сказка одна,

В которой всем навредила Баба Яга.

Что это за сказка?
(«Гуси-лебеди»)
Слайд 23.

- Гуси-гуси?!

- Га-га-га!

- А летите вы куда?

Вы Иванушку украли,

Злой Бабе Яге отдали?

Чтоб Аленушке помочь

Братца милого найти,

Вам в листочках ваших нужно

Все в порядок привести.

Слайд 24.
Вставьте в окошки знаки «больше», «меньше» или «равно». 8 5 6 + 2 6 9 + 1 9 6 9 8 – 1 8 9 – 1 9
Слайд 25.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Вы отлично посчитали,

Аленушке помогали:

Гусей-лебедей прогнали долой.

Аленушку с братцем вернули домой.

VIII.

Итог урока.
И вот наш волшебный клубочек привел нас обратно в класс, и это значит, что наше сказочное путешествие закончилось. 9

Скоро прозвенит звонок.

Пора заканчивать нам урок.
- Какова цель урока? Смогли ли мы её достигнуть? - Ребята, каким сказочным героям мы сегодня помогли?
Слайд 26.
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Сказочные герои остались вами довольны. Спасибо за урок!
Слайд 27.

За отличную работу

Сказки всех благодарят

И в подарок все ребятам

Раскраски подарить велят.
- Что вам понравилось во время путешествия? Что запомнилось больше всего? Чем вы остались довольны?
Вы, друзья мои, старались.

Все прилежно занимались.

Хочу я вас благодарить

И медальки всем вручить.

IX.

Рефлексия
- А теперь оцените свою работу во время путешествия. Ребята, посмотрите, вот Колобки. Один грустный, а другой веселый. Если вы хорошо работали на уроке, нарисуйте радостного Колобка, а если не очень – грустного. Мне тоже очень приятно было общаться с вами. Я также хочу показать вам радостного Колобка.
Слайд 28.
Урок окончен. 10


В раздел образования