Автор: Гигалова Алена Юрьевна Должность: методист Учебное заведение: МБОУДО ЦДТ ст. Отрадной Населённый пункт: станица Отрадная Наименование материала: Методичка Тема: Сборник методических рекомендаций Раздел: дополнительное образование
Страница
1
Организация
методической
деятельно-
сти в учреждениях дополнительного об-
разования.
3
2
Профессионально-педагогическая
компетентность.
Карта
самооценки
профкомпетентности методиста.
4 - 6
3
Основные средства и формы методиче-
ской помощи.
7-9
4
Документальное обеспечение методиче-
ской деятельности специалиста.
10-11
5
Схема
анализа
воспитательного
меро-
приятия.
12-17
6
Виды методической продукции.
18-19
7
Индивидуальная
самообразовательная
работа.
20
8
Методы педагогической диагностики.
21
9
Словарь методиста
22-23
2
10
Используемая литература
24
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Современные реформы российской образовательной си-
стемы принципиально изменили статус и функции учрежде-
ний дополнительного образования. В связи с этим выдвигают-
ся повышенные требования к методической службе.
Методическая работа – один из главных элементов дея-
тельности дополнительного образования.
Главной целью методической работы является оказание
практической помощи педагогам, в повышении их педмастер-
ства, развитии личностной культуры и усилении творческого
потенциала, направленного на активное освоение новых эф-
фективных учебно-воспитательных технологий и повышение
качества образования.
Чтобы методическая работа с педагогами была успеш-
ной, она должна иметь системный, целенаправленный, плано-
мерный
и
проблемно-ориентированный
характер,
а
также
строиться на диагностико-аналитической основе с учетом осо-
бенностей развития Центра, социального заказа вышестоящих
учреждений и всех участников учебно-воспитательного про-
цесса, а также проблем, выявленных в процессе осуществле-
ния методического мониторинга.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности –
это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой дея-
тельности,
методически
грамотно
устранить
затруднения,
предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы,
3
связанные с организацией и осуществлением педагогической,
методической,
воспитательной,
образовательной
деятельно-
сти.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕ-
ТЕНТНОСТЬ
Профессиональная компетентность формируется во взаимосвязи
с социальными установками специалиста. Компетентность методиста
выражается в его способности к анализу и решению проблем в контексте
конкретных ситуаций профессиональной деятельности. Ее развитие опи-
рается, прежде всего, на рефлексивность и мотивационные основы само-
развития, объединяя в себе рациональные и творческие начала педагоги-
ческой деятельности.
Таким образом, развитие профессиональной компетентности ме-
тодиста – это непрерывный процесс его профессиональной деятельно-
сти, так как видоизменяющиеся условия развития образования ставят
перед методистом новые проблемы, разрешение которых требует иного
характера
компетентности.
Развитие
профкомпетентности
во
многом
обеспечивается реализацией функциональных умений методиста и обес-
печивается реализацией аналитических и информационных, конструк-
тивных
и
коммуникативных,
исследовательских,
проектировочных
и
внедренческих функций методической работы, где особое значение при-
обретают следующие методы исследования:
эмпирические:
1.
частные методы (изучение литературы, документов, тести-
рование);
2.
комплексные и общие методы (мониторинг, эксперимент,
обобщение педагогического опыта).
теоретические: анализ и синтез, абстрагирование и конкретиза -
ция, аналогия, моделирование.
Для развития профкомпетентности методиста наиболее адекват-
ны такие методы, как: репродуктивный, частично-поисковый, исследова-
тельский,
объяснительно-иллюстративный,
программированный,
эвристический, проблемный и модельный.
4
КАРТА САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТ-
НОСТИ МЕТОДИСТА
При ответе на вопрос «Насколько Вы довольны своими знаниями
и умениями» заполните колонки.
№
Знания и умения
Да
Нет
Испы-
тываю
затруд-
нение
1. Педагогическая компетентность:
1.1
Знание основных педагогических
парадигм, концепций, систем и
теорий
1.2
Знание традиционных и иннова-
ционных технологий образова-
ния и воспитания
1.3
Знание теории детского коллек-
тива
1.4
Знание основ педагогической
диагностики и умение ее прово-
дить
1.5
Знание закономерностей, принци-
пов и основных компонентов це-
лостного педагогического процесса
2. Психологическая компетентность:
2.1
Знание психологических основ
педагогической деятельности
2.2
Знание возрастных особенностей
5
развития личности
2.3
Умение предвидеть и разрешать
конфликты
2.4
Знание основ педагогического
общения
2.5
Знание психологической структу-
ры личности и ее познавательной
сферы
2.6
Знание основ психологической
диагностики и умение ее осуще-
ствлять
3. Методическая компетентность:
3.1
Умение анализировать педагоги-
ческую деятельность
3.2
Умение планировать деятель-
ность (на месяц, год)
3.3
Умение проводить исследова-
тельскую работу
3.4
Умение систематизировать и
обобщать информационные, ме-
тодические, дидактические мате-
риалы
3.5
Умение оказывать консультатив-
ную помощь
3.6
Умение разрабатывать и оформ-
лять методическую продукцию
3.7
Знание форм, методов, средств
6
культурно-досуговой деятельности
3.8
Ориентация методиста на посто-
янное саморазвитие
3.9
Зна
ние
нау
ч-
ной
ор-
га-
ни-
за-
ции
тру-
да и
уме
ние
ра-
ци-
о-
нал
ьно
ор-
га-
ни-
зо-
вы-
вать
сво
й
тру
д
7
3.10
Знание содержания и принципов ор-
ганизации, видов и форм методиче-
ского обеспечения образовательного
процесса в учреждении дополни-
тельного образования детей
8
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реаги-
рование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педа-
гогов. Методическая помощь осуществляется различными средствами:
консультированием, методическим руководством, методическим обеспе-
чением.
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне
рассмотреть
определенный
вопрос,
обстоятельно
раскрыть
существо
темы. Как правило, тематические консультации планируются методиста-
ми заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические
консультации могут включаться в программу обучающих семинаров.
При подготовке к тематической консультации методист подбирает на-
глядные пособия, методический материал.
Текущая консультация - проводится систематически по различ-
ным вопросам, возникающим у педагогов в ходе их профессиональной
деятельности.
Наставничество используется в работе с молодыми специалиста-
ми, а также при освоении результативного педагогического опыта.
Методическое руководство выражается в четком определении
методистом совместно с педагогами перспективных и конкретных целей
совместной творческой деятельности, намечают этапы и порядок орга-
низации образовательной деятельности, разрабатывают критерии и пока-
9
затели результативности образовательной и творческой деятельности,
отслеживает программы и планы работ, анализирует их выполнение.
Методическое обучение – это участие методиста в работе мето-
дических объединений, педагогических мастерских, проблемных семи-
наров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий, методического
фестиваля. Эти и другие средства методической помощи наиболее эф-
фективно реализуются в следующих формах методической деятельно-
сти:
теоретические семинары (доклады, сообщения);
семинары-практикумы;
диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум,
«техника аквариума»);
«деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации, занятия-панора-
мы;
лектории ученых-дедактов, психологов, социологов, логопедов;
обсуждение современных новейших методик, технологий;
обсуждение отдельных открытых занятий, мероприятий;
обсуждение методов диагностики детей;
разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;
конкурсы «Лучший методист УДО», «Лучший педагог».
10
ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИСТА ОРГ-
МАССОВОГО ОТДЕЛА НА МЕСЯЦ
1. Сценарная деятельность
2. Тематическое консультирование педагогов
3. Оказание практической помощи педагогам, методистам
4. Организационная деятельность (подготовка мероприятия)
5. Анализ, самоанализ мероприятий
6. Информационно-аналитическая деятельность (изучение научно-
педагогической и методической литературы, разработка мето-
дрекомендаций, оформление методуголка, подготовка выступ-
ления на педсовет, методобъединение, совещание – по плану
работы на год или по необходимости)
7. Самообразование
8. Рефлексия выполнения плана работы за месяц
11
НОСТИ СПЕЦИАЛИСТ ОРГОТДЕЛА РЕАЛИЗОВЫВАЕТ ЧЕРЕЗ:
анализ деятельности за год
накопление материалов в тематические папки, банк сцена-
риев
диагностика
тетрадь отзывов
обсуждение на планерках методистов, посещение меро-
приятий, анализ, выступление на совещаниях, МО и т.д.
количественный учет
пополнение фото-видео архива
сохранение методархива
12
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КДД)
Целевая установка → Задача → Форма → Метод → Средства → Ре-
зультат → Поступок
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КДД
Педагогическая цель
Востребованность
Добровольность
Дифференцированность
Новизна
Креативность
ЭТАПЫ ДОСУГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Отдых
Развлечение
Просвещение
Творчество
13
СХЕМА АНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1.
Кружок.
2.
Мероприятие.
3.
Количество присутствующих воспитанников.
4.
Ф.И.О. организатора.
5.
Стаж работы.
6.
Внешний вид воспитанников.
7.
Кто привлекается к проведению мероприятия.
8.
Оформление аудитории, наглядность, т. с.
9.
Цель мероприятия:
а) воспитательная
б) развивающая
в) обучающая
10. Цель анализа: определить, носит ли данное занятие системный
характер.
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ
1.
Выяснить, достаточно ли четко педагог, организатор понимает
цель мероприятия и задачи каждого этапа мероприятия, насколь-
ко осознанно решает их.
2.
Определить, соответствуют ли задачи каждого этапа мероприятия
главной цели.
3.
Установить, соответствует ли методика его проведения постав-
ленным целям.
4.
Выяснить, как осуществлялось взаимодействие педагога и воспи-
танников на всех этапах мероприятия.
5.
Установить взаимосвязь мероприятия с другими формами.
14
ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ
Деятельность
педагога
Деятельность
воспитанников
Деятельность
привлеченных
лиц
Замечания
Задачи
Содержание
Условие
Показатели
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ
1.
Четкое определение педагогом цели мероприятия.
2.
Планирование этапов мероприятия и задач каждого этапа.
3.
Организация его подготовки в соответствии с поставленной целью:
деятельность педагога и ребят на каждом этапе;
регулирование хода деятельности по подготовке мероприятия;
проведение мероприятия;
анализ результатов.
4.
Определение оптимального содержания мероприятия (на данном ма-
териале необходимо решить поставленные задачи).
5.
Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на
каждом этапе мероприятия.
6.
Четкость мероприятия, темп и ритм.
7.
Гибкость и широта воспитательного момента:
отсутствие шаблона;
наличие «изюминки», элемента неожиданности.
8.
Взаимосвязь этапов мероприятия:
I этап анализа обстановки, формулировки цели.
II этап планирование мероприятия.
III этап организация подготовки мероприятия.
IV проведение мероприятия.
V этап анализ мероприятия.
9.
Связь мероприятия с предыдущими и последующими формами заня-
тий, с классными и общешкольными формами.
15
ХОД АНАЛИЗА
По первому этапу выясняется:
Принимали ли участие в анализе обстановки ребята?
Знают ли они цели мероприятия?
Имеют ли представление о том, что такое цель?
Принимали ли участие в формулировке цели (сознательно ли будут
участвовать в подготовке его проведении)?
Осознал ли педагог задачи каждого этапа?
Чем вызвана постановка данной цели?
По второму этапу устанавливается:
С какими мероприятиями связано проводимое мероприятие.
Участие ребят в планировании мероприятия, его этапов, постанов-
ке задач для каждого этапа.
Имеют ли они представление о плане, для чего он составляется, в
чем помогает?
Связь задач первого и второго этапов.
По третьему этапу устанавливается:
Было ли разделение труда организаторов.
Как осуществлялось регулирование их деятельности.
Как подбирались исполнители.
Как данный этап способствовал формированию учащихся ор-
ганизационных навыков.
Насколько решены поставленные задачи.
Причина высокого (низкого) качества данного этапа.
Примечание: информация по первому-третьему этапу выясняется из бе-
седы с педагогом и воспитанниками.
По четвертому этапу мероприятия выясняется:
Была ли достигнута цель;
Какие направления воспитания реализовывались мероприятием;
Какое направление было главным;
16
Соответствие содержания и формы занятия, его цели и задачи;
Соответствие методов, приемов поставленной цели;
Предварительный вывод о силе влияния данного этапа мероприя-
тия на воспитанников;
Управленческая культура педагога, наличие организаторских навы-
ков, его эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогиче-
ских ситуациях, умение оказывать воздействие на личность и кол -
лектив;
Связь данного мероприятия с последующими (задания кружку);
Причины высокого (низкого) качества данного этапа.
По пятому этапу выясняется:
Определился ли уровень аналитической подготовки ребят,
аналитической культуры педагога, его умение рассматривать воспи-
тательное мероприятие во взаимодействии всех частей, как систем-
ное образование;
Атмосфера обслуживания;
Глубина проникновения в сущность проведенного мероприя-
тия.
ОБЩИЙ ВЫВОД ПО МЕРОПРИЯТИЯЮ
Схема вывода
Констатация факта
Причины его появления
Конкретные
предложения
по
ликвидации
причин
(если факт отрицательный) или рекомендации по его развитию
(если факт положительный).
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛИЗУ
Анализ можно считать положительным, если:
1.
Четко и осмысленно сформулирована цель анализа.
2.
Исходя из цели намечается программа наблюдения и сбора ин-
формации.
3.
В ходе анализа вычленяются этапы мероприятия и дается харак-
теристика каждого из них (содержание деятельности педагога, со-
держание деятельности воспитанника, организация этой деятель-
ности).
4.
Анализируются системообразующие связи воспитательного ме-
роприятия:
воспитательная цель мероприятия
воспитательные задачи его этапов
воспитательные задачи одного этапа
воспитательные задачи последующего этапа.
5.
Определяется, как в результате взаимодействия всех этапов обра-
зуется конечный результат – заранее запрограммированная цель.
6.
Анализируется уровень управленческой культуры педагога и вос-
питанников.
7.
Анализируется взаимосвязь цели, формы занятия, его содержа-
ния, методов, результатов.
8.
Вскрывается взаимосвязь данного мероприятия с предыдущим и
последующим мероприятиями, его место в общей системе внеу-
рочной воспитательной работы.
9.
Выводы по мероприятию формируются на основе данных, полу-
ченных в результате анализа.
10. Конкретные предложения вытекают из анализа причин, обуслав-
ливаются конкретными сроками исполнения.
18
ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ АНАЛИЗА
1.
Отсутствие четко сформулированной цели анализа.
2.
Несоответствие программы наблюдения поставленной цели.
3.
Бессистемность анализа мероприятия, характеристика отдельных
его этапов и сроков.
4.
Общий вывод делается на основе одного этапа проведения меро-
приятия.
5.
Рекомендации даются без глубокого анализа причин, по схеме
«недостаток - рекомендации». Нарушается цепь «недостаток –
причина - рекомендация».
6.
Оценка мероприятия исходит не из объективных данных, а из
впечатлений и личного отношения аналитика.
7.
Нелогичность выводов. Перечисляется все положительное, дела-
ется положительный вывод, потом отрицательный, который по
логике перечеркивает положительный вывод.
СХЕМА ОБЩЕГО ВЫВОДА
1.
Целостность мероприятия, связь между этапами.
2.
Взаимосвязь цели – содержание формы – методов и приемов – ре-
зультатов.
3.
Связь данной формы с другими формами.
4.
Общая оценка мероприятия. Рекомендации педагогу по совер-
шенствованию воспитательной деятельности.
19
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Методисты оформляют результаты своей деятельности в методи-
ческой продукции:
1.
Организационно-инструктивная продукция предлагает, указывает,
разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики образо -
вательного процесса, проведение мероприятий, акций, демонстриру-
ет возможные приемы и формы организации массовых дел.
1.1. инструктивно-методическое письмо включает указания и разъясне-
ния, вытекающие из нормативного документа вышестоящей органи-
зации: определяет круг функций и деятельности педагога или коллек-
тива по выполнению решений.
1.2. методическая записка дает пояснения методическим материалам,
изложенным более сжато. Методическая записка дает ответы на сле -
дующие вопросы: какие задачи решаются данной методической ра-
ботой; кому она адресована; на основании каких документов, фактов
составлена методическая работа; какова система изложения материа -
ла.
1.3. методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о
выполнении каких-либо операций или осуществлении каких - либо
функций.
1.4. методические рекомендации – методическое издание, содержание,
комплекс коротких и четко сформулированных предложений и указа-
ний, способствующих внедрению в практику эффективных методов и
форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разраба-
тываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов. Со-
здаются для оказания помощи коллективу, педагогу в выработке ре-
шений, основанных на достижении педагогического опыта с учетом
условий и особенностей деятельности педагога, коллектива. Их зада-
ча – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты,
образцы действий; применительно к определенной группе лиц или
мероприятий. Рекомендации имеют точный адрес.
20
СХЕМА НАПИСАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывает-
ся актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий
анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясня-
ется, какую помощь призвана оказать настоящая работа. Изложение
главного тезиса, что рекомендуется сделать по улучшению существую-
щего положения. Методические указания по решению организационных
вопросов. Примерные варианты проведения с советами как лучше сде-
лать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические
и другие средства использовать.
Описание перспективы результатов рекомендованного. Какие за-
дачи поможет решить, чему научит. Здесь можно дать краткое перечис-
ление других форм работы, способных закрепить образовательный эф-
фект, развить приобретенные навыки.
Методрекомендации содержат список литературы по данной теме,
список использованной литературы при подготовке данной работы, а
также ФИО автора.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Название разработки;
Название и форма проведения мероприятия;
Пояснительная
записка,
в
которой
указываются
цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на который
рассчитано мероприятие. Условия для его проведения;
Оборудование, оформление;
Методические советы на подготовительный пери-
од;
Сценарный план, ход проведения;
Сценарий;
Методические советы организаторам и постанов-
щикам;
Методические советы на период ближайшего пос-
ледействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепле -
ния полученного результата и т.д.);
Список используемой литературы;
21
ФИО автора разработки, должность, место работы.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Педагог, методист определяет для себя тему самообразования
и планирует работу по теме; структура, содержание и время работы
зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и
задач.
В плане предусматривается подбор литературы, поиск адресов
ППО, затем определяется время на изучение полученного банка дан-
ных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим
опытом других, посещение занятий и др.
Далее отрабатываются технологии и осуществляется практи-
ческая работа по теме исследования.
Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой
и самооценкой эффективности выполненной работы.
Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и
выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по
теме самообразования, а также доклады и выступления на совещани-
ях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д. Работа по
теме самообразования оформляется документально.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Журнал «Дополнительное образование» №1 2004г.
2.
Журнал «Дополнительное образование» №4 2004г.
3.
Журнал «Дополнительное образование» №2 2003г.
4.
Журнал «Педагогика» №2 2003г.
5.
Журнал «Педагогика» №3 2003г.
6.
Журнал «Педагогика» №5 2005г.
22
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
МПД – способы диагностического изучения в системе педагоги-
ческих отношений, в состав которых входят общенаучные (наблюдение),
социально-психологические (опрос: беседа, интервью, анкетирование),
психодиагностические (личностные опросники, тесты, проективные ме-
тодики), педагогические (изучение документации, продуктов труда).
Наблюдение – ведущий эмпирический метод педагогического иссле-
дования, заключающийся в преднамеренном, систематическом, целе-
направленном
восприятии
явления,
процесса,
индивида,
группы.
Сущность наблюдения – фиксация внешних проявлений наблюдае-
мого объекта. Технология наблюдения включает в себя: постановку
цели, проектирование программы восприятия, наблюдение и фикса-
цию наблюдаемого, контент-анализ полученной информации. К тех-
нике относятся: протокол, аудиовизуальная аппаратура.
Опрос
–
метод
сбора
информации,
источником
которой
служит
устное или письменное суждение индивида. Виды опроса: анкетиро -
вание, беседа, интервью.
Беседа – способ получения информации на основе непосредственной
свободной коммуникации, свободный диалог.
Интервью – беседа с жестко спланированными вопросами и ослаб-
ленной обратной связью, так как задает вопросы только интервьюер.
Анкетирование – письменный опрос с помощью анкеты.
Опросник личностный – стандартизированный набор утверждений,
с которыми испытуемый может либо согласиться, либо нет. Нацелен
на изучение индивидуально-личностных характеристик: психологи-
ческого самочувствия, самооценки, форм поведения, темперамента и
т.д.
Тесты – стандартизированные задания, по результатам выполнения
которых
измеряются
характеристики
личности
(интеллектуальные
особенности, психические процессы – память, внимание; опыт – зна-
ния, умения, навыки; эмоциональная сфера; личностные свойства).
Проективные
методики
–
разновидность
тестов,
основанная
на
проекции личностных смыслов (бессознательных переживаний, вле-
чений, установок).
23
СЛОВАРЬ МЕТОДИСТА
Метод – способ достижения конкретной цели, решение конкрет-
ной задачи, совокупность приемов или операций практического или тео-
ретического освоения действительности (Советский энциклопедический
словарь).
Методология – учение о структуре, логической операции, мето-
дах и средствах деятельности (Советский энциклопедический словарь).
Методика
(в
образовании)
–
описание
конкретных
приемов,
способов, техник педагогической деятельности в отдельных образова-
тельных процессах (Пед. словарь Г.М. Коджаспирова).
Методика обучения и воспитания – отрасль педагогической
науки, учение о методах обучения, воспитания. Это обучение может
быть или общим, если имеются в виду общие методы образования, при -
сущие всем направлениям обучения и воспитания школьников, или част-
ным, если дело касается только тех методов, которые применяются для
обучения или воспитания в каком-либо определенном направлении (Пед.
словарь В.А. Мижерикова).
Методическая работа – часть системы непрерывного образова-
ния преподавателей, воспитателей.
Цели методической работы :
1.
освоение наиболее рациональных методов и приемов обу-
чения и воспитания учащихся.
2.
повышение уровня общей дидактической и методической
подготовленности
педагога
к
организации
и
ведению
учебно-воспитательной работы.
3.
обмен опытом между членами педколлектива, выявление
и
пропаганда
передового
актуального
педагогического
опыта.
Методическая разработка – методическое издание, содержащее
конкретные материалы в помощь педагогу (Словарь-справочник В.М.
Полонского).
Методические рекомендации – методическое издание, содержа-
щее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указа-
ний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных ме-
тодов и форм обучения и воспитания.
Принципы организации детского досуга – теоретические обоб-
щения, отражающие и заключающие в себе устоявшиеся и проверенные
практикой главные правила реализации досуговой педагогики. Воспита-
тель руководствуется следующими принципами:
24
1.
принцип общественной значимости, общественной ре-
зультативности досуговой деятельности.
2.
принцип самодеятельности и индивидуального подхода к
участникам досуговых занятий.
3.
принцип занимательности и развлекательности.
4.
принцип гуманизации воспитания личности.
5.
принцип коллективного творческого дела с возникающей
целью (И.П. Иванов)
Досуговая деятельность – целенаправленная активность, отвеча-
ющая потребностям и мотивам, реализующаяся в системе культуры и
досуга. Досуг всегда деятельностен; отличается абсолютной доброволь-
ностью. Грамотно организованный досуг – школа профилактики безду-
ховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практиче-
ской ограниченности. Досуг объективно дает школьникам шанс реализо -
ваться. Досуг – сфера активного самовоспитания. Существуют условия,
способствующие эффективности досуговой деятельности: разновозраст-
ная компания; культура досуга; создание бесконфликтной обстановки;
наличие базы досуга (помещение, аппаратура, спортинвентарь и т.д.).
Рефлексия – внутренняя психологическая деятельность человека,
направленная на осмысление своих собственных действий и состояний;
самопознание человеком своего духовного мира.
Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предше-
ствующих поколений за счет и посредством внутренних душевных фак-
торов, обеспечивающих развитие. В самовоспитание входят самоцелепо-
лагание,
саморегуляция,
самоуправление,
самопознание,
самоприказ,
самоконтроль и т.д.
Ситуация успеха – сочетание условий, которые обеспечивают
успех, а сам успех, то есть состояние радости, - результат подобной си-
туации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель, пережи-
вание радости (успеха) – нечто более субъективное, скрытое в значи-
тельной мере от взгляда со стороны. Задача учителя состоит в том, что-
бы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить ра-
дость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Эвристика – наука, исследующая закономерности творческой де-
ятельности человека.
25
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Боровиков Л.И. Самоанализ профессиональной деятельности
учителя. Сибирский учитель. 2003.
2.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:
Педагогика. 1999.
3.
Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург.
2002.
4.
Научно-методическое
обеспечение
деятельности
внешколь-
ных учреждений. Екатеринбург. 2002.
5.
Ситник А.П. Методическая работа или развитие профессио-
нальной культуры. Школа 2006 №2.
6.
Журнал «Классный руководитель». 2005 №5.
26