Напоминание

Сборник методических рекомендаций


Автор: Гигалова Алена Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУДО ЦДТ ст. Отрадной
Населённый пункт: станица Отрадная
Наименование материала: Методичка
Тема: Сборник методических рекомендаций
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное образовательное учрежде-

ние дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

ст. Отрадная


СОДЕРЖАНИЕ



Наименование

Страница
1 Организация методической деятельно- сти в учреждениях дополнительного об- разования. 3 2 Профессионально-педагогическая компетентность. Карта самооценки профкомпетентности методиста. 4 - 6 3 Основные средства и формы методиче- ской помощи. 7-9 4 Документальное обеспечение методиче- ской деятельности специалиста. 10-11 5 Схема анализа воспитательного меро- приятия. 12-17 6 Виды методической продукции. 18-19 7 Индивидуальная самообразовательная работа. 20 8 Методы педагогической диагностики. 21 9 Словарь методиста 22-23 2
10 Используемая литература 24
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Современные реформы российской образовательной си- стемы принципиально изменили статус и функции учрежде- ний дополнительного образования. В связи с этим выдвигают- ся повышенные требования к методической службе. Методическая работа – один из главных элементов дея- тельности дополнительного образования. Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педмастер- ства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эф- фективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования. Чтобы методическая работа с педагогами была успеш- ной, она должна иметь системный, целенаправленный, плано- мерный и проблемно-ориентированный характер, а также строиться на диагностико-аналитической основе с учетом осо- бенностей развития Центра, социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного про- цесса, а также проблем, выявленных в процессе осуществле- ния методического мониторинга. Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой дея- тельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, 3
связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельно- сти.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕ-

ТЕНТНОСТЬ
Профессиональная компетентность формируется во взаимосвязи с социальными установками специалиста. Компетентность методиста выражается в его способности к анализу и решению проблем в контексте конкретных ситуаций профессиональной деятельности. Ее развитие опи- рается, прежде всего, на рефлексивность и мотивационные основы само- развития, объединяя в себе рациональные и творческие начала педагоги- ческой деятельности. Таким образом, развитие профессиональной компетентности ме- тодиста – это непрерывный процесс его профессиональной деятельно- сти, так как видоизменяющиеся условия развития образования ставят перед методистом новые проблемы, разрешение которых требует иного характера компетентности. Развитие профкомпетентности во многом обеспечивается реализацией функциональных умений методиста и обес- печивается реализацией аналитических и информационных, конструк- тивных и коммуникативных, исследовательских, проектировочных и внедренческих функций методической работы, где особое значение при- обретают следующие методы исследования:  эмпирические: 1. частные методы (изучение литературы, документов, тести- рование); 2. комплексные и общие методы (мониторинг, эксперимент, обобщение педагогического опыта).  теоретические: анализ и синтез, абстрагирование и конкретиза - ция, аналогия, моделирование. Для развития профкомпетентности методиста наиболее адекват- ны такие методы, как: репродуктивный, частично-поисковый, исследова- тельский, объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный и модельный. 4

КАРТА САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТ-

НОСТИ МЕТОДИСТА
При ответе на вопрос «Насколько Вы довольны своими знаниями и умениями» заполните колонки.


Знания и умения

Да

Нет

Испы-

тываю

затруд-

нение

1. Педагогическая компетентность:
1.1 Знание основных педагогических парадигм, концепций, систем и теорий 1.2 Знание традиционных и иннова- ционных технологий образова- ния и воспитания 1.3 Знание теории детского коллек- тива 1.4 Знание основ педагогической диагностики и умение ее прово- дить 1.5 Знание закономерностей, принци- пов и основных компонентов це- лостного педагогического процесса
2. Психологическая компетентность:
2.1 Знание психологических основ педагогической деятельности 2.2 Знание возрастных особенностей 5
развития личности 2.3 Умение предвидеть и разрешать конфликты 2.4 Знание основ педагогического общения 2.5 Знание психологической структу- ры личности и ее познавательной сферы 2.6 Знание основ психологической диагностики и умение ее осуще- ствлять
3. Методическая компетентность:
3.1 Умение анализировать педагоги- ческую деятельность 3.2 Умение планировать деятель- ность (на месяц, год) 3.3 Умение проводить исследова- тельскую работу 3.4 Умение систематизировать и обобщать информационные, ме- тодические, дидактические мате- риалы 3.5 Умение оказывать консультатив- ную помощь 3.6 Умение разрабатывать и оформ- лять методическую продукцию 3.7 Знание форм, методов, средств 6
культурно-досуговой деятельности 3.8 Ориентация методиста на посто- янное саморазвитие 3.9 Зна ние нау ч- ной ор- га- ни- за- ции тру- да и уме ние ра- ци- о- нал ьно ор- га- ни- зо- вы- вать сво й тру д 7
3.10 Знание содержания и принципов ор- ганизации, видов и форм методиче- ского обеспечения образовательного процесса в учреждении дополни- тельного образования детей 8

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ

МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реаги- рование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педа- гогов. Методическая помощь осуществляется различными средствами: консультированием, методическим руководством, методическим обеспе- чением.
Тематическая консультация
позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методиста- ми заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает на- глядные пособия, методический материал.
Текущая консультация
- проводится систематически по различ- ным вопросам, возникающим у педагогов в ходе их профессиональной деятельности.
Наставничество
используется в работе с молодыми специалиста- ми, а также при освоении результативного педагогического опыта.
Методическое руководство
выражается в четком определении методистом совместно с педагогами перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, намечают этапы и порядок орга- низации образовательной деятельности, разрабатывают критерии и пока- 9
затели результативности образовательной и творческой деятельности, отслеживает программы и планы работ, анализирует их выполнение.
Методическое обучение
– это участие методиста в работе мето- дических объединений, педагогических мастерских, проблемных семи- наров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий, методического фестиваля. Эти и другие средства методической помощи наиболее эф- фективно реализуются в следующих формах методической деятельно- сти:  теоретические семинары (доклады, сообщения);  семинары-практикумы;  диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, «техника аквариума»);  «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации, занятия-панора- мы;  лектории ученых-дедактов, психологов, социологов, логопедов;  обсуждение современных новейших методик, технологий;  обсуждение отдельных открытых занятий, мероприятий;  обсуждение методов диагностики детей;  разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;  конкурсы «Лучший методист УДО», «Лучший педагог». 10

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИСТА ОРГ-

МАССОВОГО ОТДЕЛА НА МЕСЯЦ
1. Сценарная деятельность 2. Тематическое консультирование педагогов 3. Оказание практической помощи педагогам, методистам 4. Организационная деятельность (подготовка мероприятия) 5. Анализ, самоанализ мероприятий 6. Информационно-аналитическая деятельность (изучение научно- педагогической и методической литературы, разработка мето- дрекомендаций, оформление методуголка, подготовка выступ- ления на педсовет, методобъединение, совещание – по плану работы на год или по необходимости) 7. Самообразование 8. Рефлексия выполнения плана работы за месяц 11

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯ-

ТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ОРГМАССОВОГО ОТДЕЛА

Документация:
 «Методические рекомендации»  «Планирование, анализ деятельности»  «Подготовка мероприятий» (планы, сметы, положения)  «Банк сценариев»  «Выступления, информационные сообщения»  «Диагностика и прогнозирование»  «Самообразование»  тетрадь «Самоанализ мероприятий», «Методконсульта- ции»
ФУНКЦИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬ-

НОСТИ СПЕЦИАЛИСТ ОРГОТДЕЛА РЕАЛИЗОВЫВАЕТ ЧЕРЕЗ:
 анализ деятельности за год  накопление материалов в тематические папки, банк сцена- риев  диагностика  тетрадь отзывов  обсуждение на планерках методистов, посещение меро- приятий, анализ, выступление на совещаниях, МО и т.д.  количественный учет  пополнение фото-видео архива  сохранение методархива 12

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КДД)
Целевая установка → Задача → Форма → Метод → Средства → Ре- зультат → Поступок
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КДД
 Педагогическая цель  Востребованность  Добровольность  Дифференцированность  Новизна  Креативность
ЭТАПЫ ДОСУГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ
 Отдых  Развлечение  Просвещение  Творчество 13

СХЕМА АНАЛИЗА

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1. Кружок. 2. Мероприятие. 3. Количество присутствующих воспитанников. 4. Ф.И.О. организатора. 5. Стаж работы. 6. Внешний вид воспитанников. 7. Кто привлекается к проведению мероприятия. 8. Оформление аудитории, наглядность, т. с. 9. Цель мероприятия: а) воспитательная б) развивающая в) обучающая 10. Цель анализа: определить, носит ли данное занятие системный характер.
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ
1. Выяснить, достаточно ли четко педагог, организатор понимает цель мероприятия и задачи каждого этапа мероприятия, насколь- ко осознанно решает их. 2. Определить, соответствуют ли задачи каждого этапа мероприятия главной цели. 3. Установить, соответствует ли методика его проведения постав- ленным целям. 4. Выяснить, как осуществлялось взаимодействие педагога и воспи- танников на всех этапах мероприятия. 5. Установить взаимосвязь мероприятия с другими формами. 14

ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЙ
Деятельность педагога Деятельность воспитанников Деятельность привлеченных лиц Замечания Задачи Содержание Условие Показатели
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Четкое определение педагогом цели мероприятия. 2. Планирование этапов мероприятия и задач каждого этапа. 3. Организация его подготовки в соответствии с поставленной целью:  деятельность педагога и ребят на каждом этапе;  регулирование хода деятельности по подготовке мероприятия;  проведение мероприятия;  анализ результатов. 4. Определение оптимального содержания мероприятия (на данном ма- териале необходимо решить поставленные задачи). 5. Выбор наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе мероприятия. 6. Четкость мероприятия, темп и ритм. 7. Гибкость и широта воспитательного момента:  отсутствие шаблона;  наличие «изюминки», элемента неожиданности. 8. Взаимосвязь этапов мероприятия:  I этап анализа обстановки, формулировки цели.  II этап планирование мероприятия.  III этап организация подготовки мероприятия.  IV проведение мероприятия.  V этап анализ мероприятия. 9. Связь мероприятия с предыдущими и последующими формами заня- тий, с классными и общешкольными формами. 15

ХОД АНАЛИЗА

По первому этапу выясняется:
 Принимали ли участие в анализе обстановки ребята?  Знают ли они цели мероприятия?  Имеют ли представление о том, что такое цель?  Принимали ли участие в формулировке цели (сознательно ли будут участвовать в подготовке его проведении)?  Осознал ли педагог задачи каждого этапа?  Чем вызвана постановка данной цели?
По второму этапу устанавливается:
 С какими мероприятиями связано проводимое мероприятие.  Участие ребят в планировании мероприятия, его этапов, постанов- ке задач для каждого этапа.  Имеют ли они представление о плане, для чего он составляется, в чем помогает?  Связь задач первого и второго этапов.
По третьему этапу устанавливается:
 Было ли разделение труда организаторов.  Как осуществлялось регулирование их деятельности.  Как подбирались исполнители.  Как данный этап способствовал формированию учащихся ор- ганизационных навыков.  Насколько решены поставленные задачи.  Причина высокого (низкого) качества данного этапа. Примечание: информация по первому-третьему этапу выясняется из бе- седы с педагогом и воспитанниками.
По четвертому этапу мероприятия выясняется:
 Была ли достигнута цель;  Какие направления воспитания реализовывались мероприятием;  Какое направление было главным; 16
 Соответствие содержания и формы занятия, его цели и задачи;  Соответствие методов, приемов поставленной цели;  Предварительный вывод о силе влияния данного этапа мероприя- тия на воспитанников;  Управленческая культура педагога, наличие организаторских навы- ков, его эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогиче- ских ситуациях, умение оказывать воздействие на личность и кол - лектив;  Связь данного мероприятия с последующими (задания кружку);  Причины высокого (низкого) качества данного этапа.
По пятому этапу выясняется:
 Определился ли уровень аналитической подготовки ребят, аналитической культуры педагога, его умение рассматривать воспи- тательное мероприятие во взаимодействии всех частей, как систем- ное образование;  Атмосфера обслуживания;  Глубина проникновения в сущность проведенного мероприя- тия.
ОБЩИЙ ВЫВОД ПО МЕРОПРИЯТИЯЮ
 Схема вывода  Констатация факта  Причины его появления  Конкретные предложения по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендации по его развитию (если факт положительный). 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛИЗУ
Анализ можно считать положительным, если: 1. Четко и осмысленно сформулирована цель анализа. 2. Исходя из цели намечается программа наблюдения и сбора ин- формации. 3. В ходе анализа вычленяются этапы мероприятия и дается харак- теристика каждого из них (содержание деятельности педагога, со- держание деятельности воспитанника, организация этой деятель- ности). 4. Анализируются системообразующие связи воспитательного ме- роприятия:  воспитательная цель мероприятия  воспитательные задачи его этапов  воспитательные задачи одного этапа  воспитательные задачи последующего этапа. 5. Определяется, как в результате взаимодействия всех этапов обра- зуется конечный результат – заранее запрограммированная цель. 6. Анализируется уровень управленческой культуры педагога и вос- питанников. 7. Анализируется взаимосвязь цели, формы занятия, его содержа- ния, методов, результатов. 8. Вскрывается взаимосвязь данного мероприятия с предыдущим и последующим мероприятиями, его место в общей системе внеу- рочной воспитательной работы. 9. Выводы по мероприятию формируются на основе данных, полу- ченных в результате анализа. 10. Конкретные предложения вытекают из анализа причин, обуслав- ливаются конкретными сроками исполнения. 18

ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ АНАЛИЗА
1. Отсутствие четко сформулированной цели анализа. 2. Несоответствие программы наблюдения поставленной цели. 3. Бессистемность анализа мероприятия, характеристика отдельных его этапов и сроков. 4. Общий вывод делается на основе одного этапа проведения меро- приятия. 5. Рекомендации даются без глубокого анализа причин, по схеме «недостаток - рекомендации». Нарушается цепь «недостаток – причина - рекомендация». 6. Оценка мероприятия исходит не из объективных данных, а из впечатлений и личного отношения аналитика. 7. Нелогичность выводов. Перечисляется все положительное, дела- ется положительный вывод, потом отрицательный, который по логике перечеркивает положительный вывод.
СХЕМА ОБЩЕГО ВЫВОДА
1. Целостность мероприятия, связь между этапами. 2. Взаимосвязь цели – содержание формы – методов и приемов – ре- зультатов. 3. Связь данной формы с другими формами. 4. Общая оценка мероприятия. Рекомендации педагогу по совер- шенствованию воспитательной деятельности. 19

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Методисты оформляют результаты своей деятельности в методи- ческой продукции: 1. Организационно-инструктивная продукция предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики образо - вательного процесса, проведение мероприятий, акций, демонстриру- ет возможные приемы и формы организации массовых дел. 1.1. инструктивно-методическое письмо включает указания и разъясне- ния, вытекающие из нормативного документа вышестоящей органи- зации: определяет круг функций и деятельности педагога или коллек- тива по выполнению решений. 1.2. методическая записка дает пояснения методическим материалам, изложенным более сжато. Методическая записка дает ответы на сле - дующие вопросы: какие задачи решаются данной методической ра- ботой; кому она адресована; на основании каких документов, фактов составлена методическая работа; какова система изложения материа - ла. 1.3. методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких - либо функций. 1.4. методические рекомендации – методическое издание, содержание, комплекс коротких и четко сформулированных предложений и указа- ний, способствующих внедрению в практику эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разраба- тываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов. Со- здаются для оказания помощи коллективу, педагогу в выработке ре- шений, основанных на достижении педагогического опыта с учетом условий и особенностей деятельности педагога, коллектива. Их зада- ча – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты, образцы действий; применительно к определенной группе лиц или мероприятий. Рекомендации имеют точный адрес. 20

СХЕМА НАПИСАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывает- ся актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясня- ется, какую помощь призвана оказать настоящая работа. Изложение главного тезиса, что рекомендуется сделать по улучшению существую- щего положения. Методические указания по решению организационных вопросов. Примерные варианты проведения с советами как лучше сде- лать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические и другие средства использовать. Описание перспективы результатов рекомендованного. Какие за- дачи поможет решить, чему научит. Здесь можно дать краткое перечис- ление других форм работы, способных закрепить образовательный эф- фект, развить приобретенные навыки. Методрекомендации содержат список литературы по данной теме, список использованной литературы при подготовке данной работы, а также ФИО автора.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
 Название разработки;  Название и форма проведения мероприятия;  Пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на который рассчитано мероприятие. Условия для его проведения;  Оборудование, оформление;  Методические советы на подготовительный пери- од;  Сценарный план, ход проведения;  Сценарий;  Методические советы организаторам и постанов- щикам;  Методические советы на период ближайшего пос- ледействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепле - ния полученного результата и т.д.);  Список используемой литературы; 21
 ФИО автора разработки, должность, место работы.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Педагог, методист определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме; структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач. В плане предусматривается подбор литературы, поиск адресов ППО, затем определяется время на изучение полученного банка дан- ных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др. Далее отрабатываются технологии и осуществляется практи- ческая работа по теме исследования. Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы. Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещани- ях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования оформляется документально.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Журнал «Дополнительное образование» №1 2004г. 2. Журнал «Дополнительное образование» №4 2004г. 3. Журнал «Дополнительное образование» №2 2003г. 4. Журнал «Педагогика» №2 2003г. 5. Журнал «Педагогика» №3 2003г. 6. Журнал «Педагогика» №5 2005г. 22

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
МПД – способы диагностического изучения в системе педагоги- ческих отношений, в состав которых входят общенаучные (наблюдение), социально-психологические (опрос: беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические (личностные опросники, тесты, проективные ме- тодики), педагогические (изучение документации, продуктов труда). 
Наблюдение
– ведущий эмпирический метод педагогического иссле- дования, заключающийся в преднамеренном, систематическом, целе- направленном восприятии явления, процесса, индивида, группы. Сущность наблюдения – фиксация внешних проявлений наблюдае- мого объекта. Технология наблюдения включает в себя: постановку цели, проектирование программы восприятия, наблюдение и фикса- цию наблюдаемого, контент-анализ полученной информации. К тех- нике относятся: протокол, аудиовизуальная аппаратура. 
Опрос
– метод сбора информации, источником которой служит устное или письменное суждение индивида. Виды опроса: анкетиро - вание, беседа, интервью. 
Беседа
– способ получения информации на основе непосредственной свободной коммуникации, свободный диалог. 
Интервью
– беседа с жестко спланированными вопросами и ослаб- ленной обратной связью, так как задает вопросы только интервьюер. 
Анкетирование
– письменный опрос с помощью анкеты. 
Опросник личностный
– стандартизированный набор утверждений, с которыми испытуемый может либо согласиться, либо нет. Нацелен на изучение индивидуально-личностных характеристик: психологи- ческого самочувствия, самооценки, форм поведения, темперамента и т.д. 
Тесты
– стандартизированные задания, по результатам выполнения которых измеряются характеристики личности (интеллектуальные особенности, психические процессы – память, внимание; опыт – зна- ния, умения, навыки; эмоциональная сфера; личностные свойства). 
Проективные

методики
– разновидность тестов, основанная на проекции личностных смыслов (бессознательных переживаний, вле- чений, установок). 23

СЛОВАРЬ МЕТОДИСТА

Метод
– способ достижения конкретной цели, решение конкрет- ной задачи, совокупность приемов или операций практического или тео- ретического освоения действительности (Советский энциклопедический словарь).
Методология
– учение о структуре, логической операции, мето- дах и средствах деятельности (Советский энциклопедический словарь).
Методика
(в образовании) – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образова- тельных процессах (Пед. словарь Г.М. Коджаспирова).
Методика обучения и воспитания
– отрасль педагогической науки, учение о методах обучения, воспитания. Это обучение может быть или общим, если имеются в виду общие методы образования, при - сущие всем направлениям обучения и воспитания школьников, или част- ным, если дело касается только тех методов, которые применяются для обучения или воспитания в каком-либо определенном направлении (Пед. словарь В.А. Мижерикова).
Методическая работа
– часть системы непрерывного образова- ния преподавателей, воспитателей.
Цели методической работы
: 1. освоение наиболее рациональных методов и приемов обу- чения и воспитания учащихся. 2. повышение уровня общей дидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы. 3. обмен опытом между членами педколлектива, выявление и пропаганда передового актуального педагогического опыта.
Методическая разработка
– методическое издание, содержащее конкретные материалы в помощь педагогу (Словарь-справочник В.М. Полонского).
Методические рекомендации
– методическое издание, содержа- щее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указа- ний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных ме- тодов и форм обучения и воспитания.
Принципы организации детского досуга
– теоретические обоб- щения, отражающие и заключающие в себе устоявшиеся и проверенные практикой главные правила реализации досуговой педагогики. Воспита- тель руководствуется следующими принципами: 24
1. принцип общественной значимости, общественной ре- зультативности досуговой деятельности. 2. принцип самодеятельности и индивидуального подхода к участникам досуговых занятий. 3. принцип занимательности и развлекательности. 4. принцип гуманизации воспитания личности. 5. принцип коллективного творческого дела с возникающей целью (И.П. Иванов)
Досуговая деятельность
– целенаправленная активность, отвеча- ющая потребностям и мотивам, реализующаяся в системе культуры и досуга. Досуг всегда деятельностен; отличается абсолютной доброволь- ностью. Грамотно организованный досуг – школа профилактики безду- ховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практиче- ской ограниченности. Досуг объективно дает школьникам шанс реализо - ваться. Досуг – сфера активного самовоспитания. Существуют условия, способствующие эффективности досуговой деятельности: разновозраст- ная компания; культура досуга; создание бесконфликтной обстановки; наличие базы досуга (помещение, аппаратура, спортинвентарь и т.д.).
Рефлексия
– внутренняя психологическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.
Самовоспитание
– процесс усвоения человеком опыта предше- ствующих поколений за счет и посредством внутренних душевных фак- торов, обеспечивающих развитие. В самовоспитание входят самоцелепо- лагание, саморегуляция, самоуправление, самопознание, самоприказ, самоконтроль и т.д.
Ситуация успеха
– сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех, то есть состояние радости, - результат подобной си- туации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель, пережи- вание радости (успеха) – нечто более субъективное, скрытое в значи- тельной мере от взгляда со стороны. Задача учителя состоит в том, что- бы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить ра- дость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Эвристика
– наука, исследующая закономерности творческой де- ятельности человека. 25

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Боровиков Л.И. Самоанализ профессиональной деятельности учителя. Сибирский учитель. 2003. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1999. 3. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург. 2002. 4. Научно-методическое обеспечение деятельности внешколь- ных учреждений. Екатеринбург. 2002. 5. Ситник А.П. Методическая работа или развитие профессио- нальной культуры. Школа 2006 №2. 6. Журнал «Классный руководитель». 2005 №5. 26


В раздел образования