Слушание-восприятие музыки в группах раннего эстетического развития
Автор: Вуккерт Елена Александровна Должность: преподаватель хоровых и теоретических дисциплин Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ Населённый пункт: Красновишерск, Пермский край Наименование материала: Статья Тема: Слушание-восприятие музыки в группах раннего эстетического развития Раздел: дополнительное образование
Вуккерт Елена Александровна
Преподаватель хоровых и теоретических
дисциплин МБОУ ДО «Детская школа искусств»
г. Красновишерск, Пермский край
1.
ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ СЛУШАНИЯ - ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка прежде всего в
процессе
ее
слушания,
благодаря
которому
у
детей
развивается
музыкальное
восприятие,
закладываются
основы
музыкальной
культуры.
П.
Сухомлинский
подчеркивал:
«Если
в
раннем
детстве
донести
до
сердца
красоту
музыкального
произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих
чувств,
он
поднимется
на
такую
ступеньку
культуры,
которая
не
может
быть
достигнута никакими другими средствами». В нашей жизни музыка звучит повсюду на
радио, телевидении, театрах и кинотеатрах. Но такие встречи детей с музыкой носят
случайный
характер,
а
для
развития
музыкальной
восприимчивости
необходимо
последовательное руководство процессом слушания. Для формирования эстетического
восприятия
музыки
важно
не
только
переживать,
понимать
ее
содержание,
но
и
различать
отдельные
средства
музыкальной
выразительности.
Д.Б.
Кабалевский
обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою
эстетическую,
познавательную
и
воспитательную
роль,
когда
дети
по-настоящему
научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней.
В начале XX в. многие крупные музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, Ц. Кюи,
С.М. Майкапар и другие) уделяли этому вопросу большое внимание. В.Н. Шацкая -
известный педагог-музыкант начала работу по развитию навыков слушания музыки
еще в дореволюционное время и продолжила ее в организованной в 1919 г. первой
опытной
станции
Наркомпроса
-
научно-методическом
центре
дошкольного
воспитания. Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой
обучения в начале века также занимались: II.А. Метлов, Т.С. Бабаджан, Е.А. Димогло,
В.Н. Заколпская, Е.М. Дубянская, Т.Л. Вилькорейская, Л.Н. Михайлова. В своих работах
они убедительно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое
значение имеет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическим словом песни,
программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танце. В дальнейшем
вопросы
слушания
восприятия
музыки
-
рассматривали
музыканты-психологи
Б.М.
Теплов, К.В. Тарасова; научные работники-педагоги Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская,
С.
Шоломович,
О.П.
Радынова;
педагоги-практики
С.И.
Бенина,
Е.
Соковнина,
Н.
Френкель, Т. Ломова, Е. Дубянская и многие другие.
Для
развития
умения
слушать
и
воспринимать
музыку
необходимо
музыкально-
сенсорное
воспитание
ребенка.
Оно
предполагает
различение
звуков
по
высоте,
тембру, силе звучания, длительности.
Известно,
что
по
сравнению
с
инструментальной
большее
влияние
на
детей
оказывает
вокальная
музыка,
так
как
основана
на
единстве
музыкального
и
литературного
текстов,
а
ребенок
всегда
связывает
звучание
с
какими-либо
конкретными
образами.
Текст
песен
углубляет
его
представления
об
окружающем.
Композиторы
М.
Красев,
В.
Герчик,
М.
Старокадомскнй,
М.
Филиппенко,
М.
Раухвергер, Е. Тиличеева, Т. Попатеико, М. Иорданский, В. Витлин, Ю. Островский и
другие создали много детских песен разнообразной тематики. Охотно слушают дети
также выразительные народные мелодии.
В работе с детьми в основном используется программная инструментальная
музыка
т.
е.
снабженная
литературной
программой
или
названием,
в
котором
композитор
конкретизирует образное содержание произведения. Слушают дети и непрограммную
музыку,
выражающую
только
определенное
настроение.
В
основном
это
произведения для упражнений, несюжетных игр, плясок, которые дети в дальнейшем
будут
исполнять,
или
колыбельные
мелодии,
танцевальные
пьесы,
которые
дети
хорошо воспринимают, но воплощать в движении не будут.
Слушание
музыки
является
активным
внутренним
процессом
сосредоточения,
который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры
музыкального искусства. Музыкальное развитие это результат, к которому необходимо
стремиться в процессе воспитания и обучения.
В процессе слушания музыки в единстве с музыкально-эстетическими осуществляются и
задачи
всестороннего
развития
ребенка:
совершенствуется
его
нравственный
облик,
формируются
умственные
способности,
укрепляется
физическое
состояние.
Музыка
помогает
ребенку
не
только
ощутить
прекрасное,
но
и
создавать
его.
При
систематическом
слушании
музыки
дети
начинают
различать
и
осознавать
ее
выразительные
средства,
жанры,
композицию
произведений,
что,
естественно,
углубляет
эстетические
чувства.
Слушание
музыки
в
значительной
степени
способствует
развитию
музыкальных
способностей,
а
также
мелодического,
гар-
монического, ритмического и тембрового слуха. Слушание - углубляет
представления
детей
об
окружающем.
В
процессе
необходимой
речевой
практики,
которая
имеет
место
в
анализе
музыкальных
произведений,
формируется
умственная
деятельность
дошкольников.
«Музыка
-
могучий
источник
мысли.
Без
музыкального
воспитания
невозможно
полноценное
умственное
развитие
ребенка»,
-
писал
выдающийся
педагог В. Сухомлинский. При помощи бесед, вопросов, музыкальных загадок дети
учатся замечать сходство между произведениями или их частями, своеобразие каждой
из
них;
соотносить
содержание
произведений
с
окружающей
жизнью;
овладевают
специальной
музыкальной
терминологией.
При
правильной
организации
процесса
слушания музыки у детей формируются
произвольное
внимание,
волевые
качества.
Яркость
и
впечатляющая
сила
музыкального
звучания
углубляют
содержание
поэтического
текста
песни.
Поэтому
так
сильно
воздействует
музыка
на
чувство
любви к родной стране, ее природе, возбуждает интерес к жизни других народов.
Таким
образом,
занимаясь
с
детьми
слушанием
музыки,
педагог
знакомит
их
с
разнообразными
по
содержанию
музыкальными
произведениями,
углубляет
и
расширяет круг их представлений, воспитывает чувства, музыкальное восприятие и
музыкальный вкус.
При
определении задачпо слушанию музыки необходимо учитывать
возрастные
возможности детей.
Дети
уже
в
раннем
детстве
различают
общее
настроение,
харак тер
музыки,
воспринимают ее эмоциональное содержание.
В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая
его
переключаемость
они
лучше
воспринимают
небольшие
произведения,
яркие
по
своим образам. Эмоциональнее они откликаются на вокальную музыку. Выразительные
интонации певческого голоса, передающего чувства, мимика лица педагога особенно
захватывают детей. Для этого возраста характерны внешние проявления чувств при
слушании - жесты удивления, радость, выражающаяся в подпрыгивании, хлопках в
ладоши.
Часто
после
прослушивания
музыки,
которая
им
понравилась,
у
детей
возникают воспоминания о приятном новом платье, игрушке, о празднике. Чувства,
вызываемые музыкой, быстро возникают и быстро исчезают. Хотя у детей 4-5 лет уже
заметная
некоторая устойчивость
в
музыкальных
переживаниях.
Вызываемые
музыкой
чувства
носят
более
дифференцированный
характер.
Они
очень
живо,
бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии, у них возникает большая,
чем у малышей, заинтересованность в содержании музыки. Дети часто хотят узнать,
о
чем
рассказывает
музыка.
Отмечаются
отдельные
проявления
слуховой
наблюда-
тельности.
У детей 5-7 лет значительно изменяются особенности музыкаль ного восприятия в
результате
полученного
ими
опыта
по
слушанию
музыки.
Вырабатываются
произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании, улавливать детали
исполнения.
Дети
отличаются
любознательностью,
начинают
более
осознанно
интересоваться
музыкой.
Появляются
любимые
произведения,
которые
они
готовы
слушать
неоднократно. При повторном слушании дети замечают новые, ранее не отмеченные
детали построения музыкального произведения. Они способны уловить и установить
не только общее настроение, характер произведения, но и смену их на протяжении
развития
музыкальных
образов.
Дети
называют,
перечисляют
отдельные,
наиболее
выразительные
музыкальные
средства
и
самостоятельно
находят
для
этого
своеоб-
разные
определения.
Они
в
состоянии
сопоставить
отдельные
явления
действительности с теми впечатлениями, которые получают от музыки.
Систематическое
обогащение
музыкальными
впечатлениями
и
целенаправленное
руководство
в
процессе
работы
по
слушанию
музыки
способствует
развитию
музыкального восприятия детей.
Программа по слушанию музыки в детском саду определяется преимущественно
воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые
детьми
при
слушании
музыки,
еще
очень
ограниченны.
Основная
цель
этого
вида
деятельности
-
приобщить
детей
к
музыке,
воспитывать
устойчивый
интерес
и
любовь к ней.
В
соответствии
с
этой
целью
главной
воспитательной
задачей
по
слушанию
музыки
является
формирование
первоначальных
основ
музыкальной
культуры,
а
именно:
♦
знакомство
детей
с
доступными
для
их
восприятия
современными,
классическими
произведениями,
а
также
с
народным
музыкальным
творчеством,
дифференциация
их
по
жанрам, видам;
♦
формирование
у
детей
музыкальной
восприимчивости,
способности
эмоционально
откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;
♦
развитие
способности
запоминать
музыкальные
произведения,
их
содержание,
характер,
средства
музыкальной
выразительности;
постепенное
формирование
представлений
о
музыке;
♦
воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным
проявлением
музыкального вкуса;
♦
формирование навыка слушания музыки;
♦
создание фонда любимых детских произведений.
В
содержании
программы
по
слушанию
музыки
можно
выделить
три
основных
направления:
1.
Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание,
накопление
музыкальных
впечатлений;
2.
Развитие
музыкальных
способностей
и
навыков
культурного
слушания
музыки;
3.
Развитие
способности
различать
характер
песен,
инструментальных
пьес,
средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
Знакомство
с
музыкальными
произведениями
происходит
по
определенной
системе.
Последовательно
усложняется
семантический
музыкальный
ряд
-
музыкальные
образы
в
их
развитии,
разнообразнее
становятся
чувства,
настроения,
расширяется круг явлений жизни, переданных в музыке. В памяти детей создает ся
«фонд»
любимых
произведений,
которые
они
слушают
неоднократно,
узнают
и
различают.
Постепенно
развивается
музыкальная
память.
Многие
первые
музыкальные впечатления человек помнит всю жизнь.
Навыки
культуры
слушания
музыки
формируются
на
основе
воспитанных
в
детстве
умений
прислушиваться
к
музыке.
Детей
3-4
лет
приучают
дослушивать
песню
или
инструментальную
пьесу
до
конца,
а
затем
прослушать
ее
вторично,
обращая
внимание
на
определенные
ее
стороны.
У
них
вырабатываются
навыки
устойчивого
слухового
внимания.
А
это
означает,
что
ребенок
спо собен
эмоциональнее
и
сознательнее
воспринимать
музыку
и
испытывать
силу
ее
воздействия, что ведет к воспитанию культуры слушания музыки.
Формирование
способностей
дифференциации,
оценки
музыкальных явлений и
первоначальных знаний о них происходит при постоянном живом общении с самой
музыкой.
Дети
в
процессе
слушания
музыки
получают
от
педагога
необходимые
сведения,
направленные на то, чтобы разъяснить им содержание воспринимаемого,
чтобы побудить их к активному восприятию.
Вначале от детей не требуется кратких и точных формулировок, запоминания
сложных терминов. Лишь к концу своего обучения в группе раннего эстетического
развития
ребенок
начинает
узнавать
произведения
не
только
в
целом,
но
и
по
отдельным
частям.
Имея
запас
знакомых
музыкальных
произведений,
дети
могут
различать
по
характеру
и
незнакомые
им
произведения
(такие,
как
марш,
пляска,
колыбельная).
У
них
формируются
первоначальные
представления
о
содержании
пе сен,
инструментальных
пье с,
об
их
форме,
средствах
м у з ы ка л ьной
выразительности.
Дети старших групп получают сведения о том, что музыку создает народ, творят
композиторы.
Им
объясняют,
что
музыкальные произведения могут исполняться на
различных музыкальных инструментах как солистами, так и ансамблем музыкантов,
оркестром.
Сравнения,
ассоциации,
начальные
обобщения
возникают
в
условиях
непосредственного
восприятия
музыки.
Желание
узнать,
«о
чем
рассказывает
музыка»,
заставляет
детей
прислушиваться
к
звучанию,
различать
некоторые
музыкальные
формы,
выразительные
средства.
Постепенно
они
приучаются
сопоставлять
с
ними
характер
музыки.
Так
бодрым,
веселым,
плясовым
мелодиям
чаще
соответствует
быстрый
темп,
громкое
звучание,
активный
ритм,
а
грустным,
спокойным более тихое звучание, медленное движение. Дети связывают содержание
литературного текста песни с его музыкальным отображением, название программной
инструментальной пьесы с характером музыки. Перед ними можно ставить задачу:
сравнить
после
прослушивания
похожие
и
непохожие
музыкальные
фразы,
части
произведения. Эти сравнения даются сначала на ярко контрастных сопоставлениях, а
затем, постепенно, - на менее контрастных.
Первые
проявления
оценочного
отношения
к
музыке
можно
наблюдать уже у
детей
средней
группы.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
владеют
более
разнообразным
запасом
слов,
они
уже
оценивают
не
только
музыкальные
произведения, но и их исполнение.
2.
ФОРМЫ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
Слушание музыки в школе искусств проводится в различных формах.
1.
Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной
работы
с
ними
-
в
пении,
музыкально-ритмических
движениях,
музыкально-
дидактических
играх,
игре
на
инструментах. Перед тем, как начать разучивать
пляски или игры, детям предлагается послушать соответствующий музыкальный
материал. То есть слушание музыки является методическим приемом работы по
обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности.
2.
Часть
музыкального
занятия
посвящается
специальному
слушанию
музыки,
не
связанному
с
пением
и
движением.
Дети
слушают
небольшие
фрагменты музыкальных произведений или короткие
музыкальные
произведения
целиком, как вокальные, так и инструментальные, анализируют их, знакомятся с
музыкальной
терминологией,
жанрами
и
их
разновидностями,
узнают
фамилии
композиторов.
3.
С детьми старшей и подготовительной групп, когда они уже приобрели
навыки слушания музыки, умеют различать ее характер, средства выразительности
и
способны
более
длительное
время
сосредоточивать
свое
внимание
на
музыкальном звучании, можно проводить слушание музыки как самостоятельное
занятие. Это занятие иногда проводится и во вторую половину дня, так как оно
является спокойным видом деятельности, не требующим большой активности со
стороны детей. В занятие обычно включается 4,5 произведений, из которых 1,2
инструментальные,
а
остальные
вокальные.
С
детьми
проводится
беседа
об
услышанном
простейший
анализ
музыкальное
произведения.
Кроме
музыки
в
такое
занятие
хорошо
включить
небольшой
рассказ,
сказку,
сти хотворение,
отвечающее
музыкальным
образам.
Положительным
моментом
является
объединение занятия одной темой. Например: «Песни и пляски нашего народа»,
«Зима» и т. д. В каждое занятие по слушанию музыки входит новый (не более
одного-двух произведений) и уже знакомый детям материал. Новый впоследствии
закрепляется в ходе обычных музыкальных занятий.
4.
Дети
встречаются
со
слушанием
музыки
на
школьных
концертах,
праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слушанию музыки. В
отличие
от
занятий
но
слушанию
музыки
здесь
не
проводится
анализ
музыкальных
произведений.
Даются
названия
пьес
или
предлагается
краткое
вступительное
слово
взрослого,
а
затем
дети
слушают
произведение.
Положительным моментом на концертах является знакомство детей с различными
музыкальными
инструментами,
выступление
учащихся
школы,
педагогического
коллектива. Не стоит утомлять детей длительным слушанием музыки, так как у
них
пропадает
интерес
к
музыкальным
произведениям,
они
невнимательно
слушают, а, следовательно, плохо усваивают музыкальный материал.
Слушание
как
часть
обычного
музыкального
занятия
может
занимать
2-4
минуты, а специальное занятие или концерт, на кото ром дети только слушают музыку,
длится 10-12 минут в средней группе и 15-20 минут в старшей и подготовительной
группах.
3.
ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В основе слушания лежит исполнение музыкальных произведений. Исполнение,
как
вокальное,
так
и
инструментальное,
должно
точно
передавать
художественный
образ
произведения,
быть
простым
и
эмоционально-выразительным.
С
одного
раза
дети не могут хорошо ознакомиться с произведением и вслушаться в него. Поэтому
новую
вещь
нужно
исполнись
повторно.
Следует
также
возвращаться
к
прослушанным произведениям на последующих занятиях. Задача педагога направлять
музыкальное восприятие ребенка. В ее решении важную роль играет слово педагога.
Словом
раскрывается
содержание
произведения.
Оно
помогает
детям
глубже
его
прочувствовать
и
понять.
Педагог
пользуется
различными
формами
словесного
руководства:
сообщает
название
произведения,
проводит
краткую
беседу
перед
и
после
слушания
музыки
или
в
нескольких
словах
знакомит
детей
с
содержанием
исполняемого. Например, перед исполнением сцены «Песня и пляска птиц» из оперы
«Снегурочка»
Н.А.
Римского-Корсакова
педагог
говорит,
что
весной
в
наши
края
прилетают
из-за
моря
птицы,
они
вьют
гнезда,
выводят
птенцов.
Леса
и
рощи
наполняются их щебетом и пением. Затем детям предлагается послушать, как прилет
и пение птиц передаются в музыке. Но не всякое произведение вызывает конкретный
образ
в
восприятии
ребенка.
Иногда
музыка
может
вызывать
и
создавать
только
определенное
настроение.
Следовательно,
не
всякое
произведение
требует
особого
пояснения. Если оно несложное, доступно пониманию детей (например, Колыбельная
из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, Вальс Н. Леви, «Болезнь
куклы»,
«Новая
кукла»
П.И.
Чайковского),
педагог
может
ограничиться
перед
слушанием
только
его
названием.
После
исполнения
такого
произведения
педагог
беседует с детьми, спрашивает о характере произведения, о том, какое настроение оно
вызывает, о чем рассказывает музыка.
Слушанию
музыки
может
предшествовать
и
поэтическое
слово,
и
короткий
образный рассказ, отвечающие теме музыкального произведения. Например, педагог
читает
рассказ
Л.
Толстого
«Желтухин»,
а
затем
исполняет
«Птичку»
Э.
Грига.
Образный рассказ, составленный педагогом, предлагается перед исполнением музыки
к сюжетной игре, этюду. Однако не следует слишком часто пользоваться рассказом
перед
исполнением
музыки,
чтобы
дети
не
воспринимали
его
как
единственно
возможное
толкование
музыкального
произведения,
не
искали
конкретное
образное
содержание в каждом произведении.
Если
в
музыкальном
произведении
есть
какие-либо
яркие
особенности,
то
педагог
в
беседе
с
детьми
обращает
на
них
специальное
внимание
и
тут
же
проигрывает соответствующие части или фразы. Например, после исполнения песни
М. Красева «Веселая дудочка» педагог обращает внимание на вступление, в котором
изображается
игра
на
дудочке,
а
после
исполнения
«Песни
и
пляски
птиц»
Н.А.
Римского-Корсакова указывает на изобразительные моменты: подражание кукованию
кукушки, высокий регистр, то тихое, то громкое звучание - поют то маленькие, то
большие
птицы.
То
есть
педагог
в
беседе
с
детьми
указывает
на
те
средства
му-
зыкальной выразительности, которыми пользуется композитор, создавая музыкальный
образ произведения.
Слово,
обращенное
к
детям,
по
своей
тональности
должно
соответствовать
характеру
произведения:
звучать
тепло,
ласково,
когда
говорится
о
лирическом
образе:
радостно,
торжественно,
когда
речь
идет
о
произведении
праздничного
характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта и т. д.
Формы
словесного
руководства
зависят
также
от
конкретных
воспитательных
задач данного занятия и от возрастных особенностей детей.
В
беседах,
пояснениях
педагог
использует
наблюдения
детей
за
окружающей
жизнью, природой, опыт знакомства с различными рассказами и сказками. Учитывая
особенности
того
или
иного
возраста,
педагог
во
время
бесед
может
показать
соответствующие
картинки,
игрушки,
в
младших
возрастных
группах
ставить
вопросы и как бы от имени ребенка самому отвечать на них: «Ты, Коля, конечно,
знаешь,
что
характер
этой
пляски
бодрый»;
«Маша
очень
внимательно
на
меня
смотрит, она хочет сказать, что музыка звучала сначала громко, а потом тихо» и т. д. В
старших группах, пользуясь рекомендациями Д.Б. Кабалевского, проводить беседы но
вопросам: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Что
музыка изображает?» и т. д.
Постановка
перед
детьми
познавательных
задач
формирует
их
оценочные
суждения.
4.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ В
РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Даже на самом раннем этапе развития дети различают характер музыки в целом, т.
е. ее эмоциональное содержание. Родители наблюдали случаи, когда дети двух, двух с
половиной
лет
сердились,
если
играли
печальную
музыку,
и
радовались,
слушая
веселую.
Мышление детей младшего возраста конкретное, они охотно слушают музыку,
связанную со знакомыми, близкими им образами. Внимание их неустойчиво и зависит от
новизны и привлекательности объектов восприятия. Внимательно они могут прослушать
только небольшие по объему музыкальные произведения.
У детей средней группы возрастает интерес к музыке, объем музыкальной памяти и
внимания
несколько
увеличивается.
Они
приобретают
известный
навык
слушания
музыки. Дети должны спокойно сидеть во время слушания, уметь не только слушать
музыку, но и узнавать ее. Например, детям предлагается узнать песню по мелодии,
спетой без слов, по мелодии, исполненной на инструменте, по вступлению. Если дети
первое время пытаются подпевать голосу педагога, двигаться во время исполнения
инструментальной
музыки,
он
напоминает
им
о
том,
что
эту
музыку
надо
только
слушать.
Слушание музыки в младших и средней группах является как самостоятельным
видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально-
ритмические движения, ибо прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и
пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.
В младших группах в процессе слушания музыки педагог стремится:
♦
накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение;
♦
развивать
умение
различать
звуки
по
высоте,
динамике,
тембру;
не
отвлекаясь,
дослушивать до конца произведение, запоминать его;
♦
развивать
умение
чувствовать
характер
музыки,
различать
простейшие
формы,
рассказывать, о чем поется в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.
В процессе слушания музыки в средней группе педагог должен:
♦
формировать
умение
слушать
музыку
заинтересованно,
внимательно,
до
конца,
откликаясь на ее характер и настроение;
♦
развивать
память
путем
узнавания
песни,
инструментальной
пьесы
по
сыгранной
мелодии или пропетой без слов;
♦
воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее, накапливать музыкальные
впечатления;
♦
средствами музыки содействовать возникновению чувства любви к окружающему.
На занятиях в процессе слушания музыки дети получают еще очень ограниченные
сведения, направленные на разъяснение произведений, которые они слушают. Тем более
важно требовать от детей точных, конкретных ответов.
Систематические
упражнения
в
слушании
музыки
вырабатыва ют
у
детей
устойчивость
слухового
внимания.
Именно
это
помогает
ребенку
эмоциональнее,
сознательнее воспринимать музыку, ощущать силу ее воздействия. Выполнение правил
поведения
в
процессе
слушания
музыки
и
ее
простейшего
анализа
постепенно
становится
потребностью
и
в
дальнейшем
приводит
к
воспитанию
культурного
слушателя.
В целом в музыке для детей младшего и среднего дошкольного возраста должна
преобладать гамма светлых, жизнерадостных настроений. Тематика произведений может
быть самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям
жизни.
В
практике
детских
садов
необходимо
стремиться
к
известной
стабильности
(постоянству) репертуара, к ограниченному количеству произведений. То, что некоторые
песни,
инструментальные
пьесы
будут
сначала
слушаться
детьми,
потом,
в
другой
возрастной группе, исполняться, а затем войдут в быт, приведет к прочному усвоению
детьми музыкального репертуара.
Слушание музыки проходит по трем этапам:
1.
Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением.
2.
Повторное
слушание,
разбор
произведения,
привлечения
внимания
детей
к
основным средствам музыкальной выразительности.
3.
Узнавание произведения, уточнение отдельных средств выразительности.
На
каждом
из
этих
этапов
применяются
определенные
методические
приемы
обучения.
На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению, выразительно
исполнив
его.
Это
обязательное
требование.
Первое
исполнение
музыкального
произведения
должно
быть
особенно
проникновенным,
чтобы
оставить
глубокое
впечатление в сознании ребенка.
На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на
чувства,
выраженные
в
музыке,
воспринимать
ее
общий
характер.
В
сферу
новых
музыкальных
впечатлений
детей
вводит
педагог.
Его
слово,
посвященное
музыке,
должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание. Важно
тщательно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также
все последующие пояснения, которые будут сопутствовать исполнению.
В младших группах в ходе пояснений педагог может использовать художественную
игрушку, помогающую восприятию музыкального образа.
Судить об активном музыкальном восприятии следует по высказываниям детей, а
также наблюдая за мимикой, выражением лица ребенка в процессе слушания, которые
свидетельствуют о заинтересованности детей или об отсутствии таковой.
На втором этапе - повторном слушании перед педагогом стоит задача активизации
процесса
восприятия
музыки.
Педагог
поясняет
композицию
музыкального
произведения,
обращает
внимание
на
наличие
вступления,
заключения,
а
также
на
основные средства музыкальной выразительности. Кроме того, можно использовать
игрушки и игровые приемы обучения, показать картинку, тематически связанную с
содержанием
произведения.
Так,
например,
повторно
исполняя
пьесу
«Курочка»
Н.
Любарского,
педагог
предлагает
детям
«поклевать»,
как
курочка,
т.
е.
постучать
пальцем правой руки о левую ладонь.
Этот
этап
характеризуется
углубленным
восприятием
музыки,
уже
неоднократно
слышанной,
путем
привлечения
внимания
к
отдельным
элементам
музыкальной
выразительности: развитием музыкальной памяти.
На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать
их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях о музыке.
В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее
понравившиеся. У них проявляется избирательное отношение к музыке. Дети просят
исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь пережить вызванные ими
чувства.
Желательно,
чтобы
знакомые
детям
музыкальные
произведения
исполнялись
на
разных инструментах аккордеоне, балалайке, баяне и др. Это обогащает музыкальное
восприятие и слух детей, развивает их память, воображение.
Рассмотрим конкретные примеры.
Последовательность работы над развитием восприятия музыки в процессе
слушания
Этапы слушания
музыки
Приемы работы
Песня «Баю-баю»,
музыка М. Красева, слова М. Чарной
1.Первоначальное
знакомство с песней
Активизация внимания детей образным словом
о кукле и выразительным исполнением музыки.
Вопрос. Какая музыка по характеру?
Повторное исполнение
2.Повторное слушание,
привлечение внимания
детей к средствам
выразительности
Исполнение песни. Объяснение: песня спокой-
ная,
ласковая,
в
ней
есть
вступление.
Показ
куклы, которая действует в соответствии с тек-
стом, находясь в руках у воспитателя.
3.Узнавание произведения.
Уточнение отдельных
средств выразительности.
Исполнение вступления. Вопрос. Как песня на-
зывается?
Исполнение песни. Вопросы. Какой у песни ха-
рактер? 0 чем она рассказывает?
Фортепианная пьеса «Лошадка», музыка Н. Потоловского
1. Первоначальное
знакомство с
инструментальной пьесой
Активизация внимания детей художественным
словом:
Я лошадку запрягу,
Колокольчик подвяжу,
И полями и лесами ,
Я к своей поеду маме.
Гоп-гоп, вверх, вниз,
Берегись! Сторонись!
Исполнение пьесы. Вопрос. «Что можно сказать
о настроении этой пьесы?».
Повторное исполнение.
2. Повторное слушание,
привлечение внимания к
средствам музыкальной
выразительности
Исполнение произведения; уточнение его тем-
па,
характера. Вопрос.
Как
лошадка
скачет?
Педагог уточняет ответы. Рассказывает, что в
начале
пьесы
музыка
тихая,
затем
«лошадка
приближается к нам», и музыка звучит громче,
а в конце музыка затихает, потому что «лошадка
ускакала».
3.Узнавание
произведения. Сравнение
песни «Баю-баю» и пьесы
«Лошадка»
Вопрос. Угадайте, что я сыграю сейчас: колы-
бельную или музыку про лошадку? Исполнение
одного из произведений. Вопрос. А теперь про
кого
я
сыграю?
Исполнение
второго
про-
изведения.
«Песенка зайчиков» музыка и слова М. Красева
1 .
П е р в о н а ч а л ь н о е
знакомство с песней
Активизация внимания детей загадкой или ху-
дожественным словом. Например:
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках
Или:
По дорожкам, по снегам
По лесным лужайкам
Прискакал на праздник к нам
Длинноухий зайка.
Исполнение произведения. Беседа по его содержанию.
Вторичное исполнение.
В старших группах продолжается и углубляется работа по слушанию
музыки.
Оно
выступает
и
как
раздел
занятия,
и
как
методический
прием
работы,
и
как
самостоятельное
занятие.
Восприятие
детей
этого
возраста
становится
более
осознанным,
управляемым.
Чувства,
вызываемые
музыкой,
носят
более
дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети за-
мечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют
знакомые
произведения
по
их
образному
содержанию,
характеру
звучания.
Появляется
заинтересованность
музыкальным
произведением,
устойчивость
переживаний,
и
чувств. Значительные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от
наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Внимание детей уже более
устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения.
Речь
детей
достаточно
развита,
они
способны
высказывать
свои
суждения
о
музыке,
пользоваться
различными
терминами,
определениями.
Глубже
и
богаче
становятся
их
эстетические
переживания дети живо и эмоционально реагируют на
исполнение произведений педагогом, на звучание музыки в записи.
В старших группах в процессе слушания музыки педагог стремится:
♦
приучать детей со вниманием слушать, музыку, все свои эмоции выражать после слушания;
♦
воспитывать интерес, к вокальной и инструментальной музыке;
♦
прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении
солистов, хора, инструментальных ансамблей разных составов, оркестра;
♦
приучать
запоминать
произведения
по
вступлению
и
заключению,
по
мелодии,
отдельным
фразам, частям;
♦
развивать
умение
различать
характер
музыки,
средства
музыкальной
выразительности,
высказывать суждения о них; различат, двух- и трехчастную форму, песенный танцевальный,
маршевый жанры;
♦
развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту;
♦
вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения,
Произведения,
предназначенные
для
слушания
детям
старшего
дошкольного
возраста,
отражают
разнообразную
гамму
чувств,
настроений,
многочисленные,
но
доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности.
Вокальная
музыка
по-прежнему
занимает
основное
место.
Инструментальная
становится
более
разнообразной
но
образному
содержанию,
сочетанию
средств
музыкальной выразительности.
В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное
исполнение произведений педагогом или слушание музыки при помощи технических
средств обучения, а также умелое использование слова, игрушек, картинок, предметов
прикладного
искусства.
Словесные
приемы
становятся
более
развер нутыми,
способствующими углубленному восприятию музыкальных произведений.
Широко
используется
жизненный
опыт
детей,
новые
произведения
ассоциируются
с
уже
знакомыми.
В
процессе
анализа
музыкальных
произведений
требования
к
детям
постепенно
повышаются.
Во
время
беседы
о
прослушанной
музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Беседы,
в
которых дети усваивают, уточняют и углубляют необходимые сведения о музыке,
проводятся с использованием сравнений, сопоставлений музыкальных произведений, с
постепенным введением новых понятий. Педагог побуждает детей связывать характер
музыки
с
содержанием
образа,
выраженным
в
ней
настроением,
добивается
более
развернутых
высказываний,
оценочных
суждений
об
услышанном.
Иногда
перед
слушанием программной музыки педагогу следует сочинить короткий образный рассказ.
Например: «У одного мальчика был конь, игрушечный конь. Любил он на нем скакать
быстро, быстро. Мчится конь - только копыта стучат», - и испол нить пьесу Р. Шумана
«Смелый
наездник»,
конечно,
назвав
ее.
Активному
участию
детей
в
анализе
музыкального произведения способствуют вопросы педагога о его характере, средствах
выразительности, форме, содержании. Вопросы должны быть четко сформулированы,
заинтересовывать детей, побуждать к оценочным суждениям и их аргументации.
Для того, чтобы углубить впечатления детей, педагог следит за эмоциональной
окрашенностью своей речи. Если говорить о музыке тусклым, будничным языком, то
проводимая работа не достигнет цели. Перед исполнением произведения очень хорошо
заинтересовать детей поэтическим словом фрагментом стихотворения или текста песни.
Например, перед тем, как дать послушать песню «Рыбка» (музыка М. Красева,
слова М. Клоковой), педагог говорит:
«Дети, про нашу рыбку, которая живет в аквариуме, я знаю песню. Она так и
называется “Рыбка”. Написал ее композитор Михаил Красев.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыба, рыбка озорница,
Мы хотим тебя поймать!»
Исполняет песню.
К словесным приемам также относятся пояснения и уточнения. Например, перед
слушанием пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского педагог поясняет ее название. Говорит о
том, что клоуны это артисты цирка. На следующем занятии педагог вспоминает с детьми,
какую новую музыку они слышали и уточняет ее содержание словами: «Вот как весело,
задорно прыгают и кувыркаются клоуны! А кто такие клоуны?» Педагог обращает
внимание
детей
на
характер
музыки,
а
дети
высказывают
свои
впечатления
об
услышанном и называют пьесу. Конечно, все пояснения, уточнения, дополнения должны
быть тесно связаны с непосредственным восприятием самой музыки.
Помимо
исполнения
всего
музыкального
произведения,
можно
проигрывать
наиболее характерные отрывки из него, но ни в коем случае не на первом занятии. Это
делается тогда, когда произведение уже знакомо детям. Так, в пьесе «Рыбка» М. Красева
ярко изобразительным является заключение. Проиграв его, педагог спрашивает: «Дети,
как вы думаете, что здесь рыбка делает?» Дети отвечают, что рыбка плавает.
Раскрывая содержание музыки, педагог по-прежнему опирается на имеющийся у
детей запас жизненных представлений. Иногда специально организует наблюдения над
теми или иными явлениями. Так, перед тем, как дать послушать ту же пьесу «Рыбка»,
желательно понаблюдать за движениями рыбок в аквариуме в уголке природы.
Наблюдение
весьма
важный
прием
воспитательной
работы,
используемый
педагогом при слушании музыки.
Процесс знакомства детей старших групп с музыкальными произведениями также
включает три этапа. На примере русской народной песни «Земелюшка-чернозем» в
обработке
А.
Лядова
рассмотрим
методику
слушания
музыки
в
ходе
четырех
музыкальных занятий.
Первое занятие
П е д а г о г .
Дети, вы заметили, как тепло стало на дворе? Солнце греет сильнее.
Наступила
весна,
а
за
ней
придет
лето.
Я
вам
спою
русскую
народную
песню
«Земелюшка-чернозем». Послушайте. (Исполняет
песню.)
С
приходом
весны
распустила
березка
листочки,
зазеленела
под
березкой
травонька, расцвели на ней цветики. Пришли дети на лужок, стали водить хоровод, петь
песни, рвать цветы и плести венки. (Исполняет песню еще раз.)
Второе занятие
П е д а г о г.
Дети,
послушайте
песню
«Земелюшка-чернозем». (Исполняет.)
Пришли
дети
на
лужок,
стали
петь,
ласково
все
называть:
березка,
земелюшка,
травонька,
цветики.
И
музыка
звучит
нежно.
Послушайте! (Играет
лишь
инструментальное
сопровождение
песни.) Дети, кто из вас хочет рассказать, о чем
поется в песне?» (Выслушивает ответы детей, задает вопросы.)
Третье занятие
П е д а г о г. Сейчас я узнаю, кто из вас умеет хорошо слушать музыку. (Играет
мелодию
песни.)
Как
называется
эта
музыка?
(Выслушивает
ответы
детей
и
уточняет.) Это песня. Она называется «Земелюшка-черно-зем». Послушайте, я ее вам
спою, и скажите, как звучит песня, какой у нее характер? (Поет,
выслушивает
и
уточняет ответы детей.)
Четвертое занятие
Педагог играет две последние фразы песни.
П е д а г о г.
Дети,
что
я
играла?
(Выслушивает
ответы,
уточняет
их
и
исполняет
песню
целиком.)
Как уже указывалось, дети старших возрастных групп способны более детально
различать
средства
музыкальной
выразительности,
но
это
не
означает,
что
полный
разбор произведения можно провеет на одном занятии. Поскольку в своих оценочных
суждениях
дошкольники
опираются
на
характеристику
музыкального
звучания,
связывают
элементы
музыкальной
выразительности
с
содержанием
образа,
задачу
охарактеризовать
произведение
следует
ставить
перед
детьми
на
протяжении
нескольких занятий.
Из приведенной методической разработки видно, что педагог не предлагает сразу
полный
разбор
произведения,
а
последовательно
подводит
детей
к
усвоению
музыкального
материала.
На
каждом
следующем
занятии
дети
усваивают
новые
сведения и уточняют полученные ранее.
Список литературы
1.
Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 1991.
2.
Зимина А.Н. основы музыкального воспитания и развития детей младшего возроста:
учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. –
304 с.: ноты.
3.
Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. – М., 1997.
4.
Цыпин Г.М. Психолоия музыкальной
деятельности. – М., 1994.