Напоминание

психологическое сопровождение беременных женщин, подготовка к родам и уходу за новорожденным


Автор: Иванова Марина Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКУ "Центр социальной помощи семье и детям"
Населённый пункт: г. Междуреченск, Кемеровской обл.
Наименование материала: программа
Тема: психологическое сопровождение беременных женщин, подготовка к родам и уходу за новорожденным
Раздел: дополнительное образование





Назад





Пояснительная записка.
В настоящее время в нашей стране демографические вопросы и связанные с ними задачи особенно
актуальны.
Поэтому все, что связано с здоровьем, как женщины, так и семьи, приобретает особое значение. Речь идет не только о способности выносить и родить здорового ребенка, но и о психологической готовности женщины, мужчины и семьи в целом стать родителями. Беременность – особый период в жизни женщины, когда естественные физические и гормональные изменения влияют на психологическое состояние. Меняются и взаимоотношения в семье. Этот период с полным правом называется особенным, кризисным в развитии любой семьи. Психологическое сопровождение семьи во время беременности и послеродового периода – залог душевного и физического здоровья.
Практическая значимость
данной программы заключается также в ее просветительской, профилактической и коррекционной направленности. Занятия, проводимые с использованием тренинговых упражнений, представляют собой своеобразный обучающий комплекс, включающий основные виды психологической работы. Поддержать женщину, решившую ст ать матерью, о к а з а т ь психологическую помощь, сформировать доверие к себе, научить общению с ребенком уже во время беременности, дать информацию об особенностях психологии и физиологии течения беременности, родов и послеродового периода, отработать различные страхи, обучить навыкам расслабления и саморегуляции, дыхательным упражнениям, приемам психологической самопомощи – все это лежит в основе подготовки к родам.
Нормативно-правовыми

основами
психологической работы с беременными женщинами является Конституция и действующее законодательство Российской Федерации, нормы международного права («Всемирная Конвенция по правам человека», «Конвенция о правах ребенка», «Конвенция об охране материнства»). Работа с беременными женщинами призвана способствовать повышению ценности семьи и материнства в общественном сознании, содействовать нравственному воспитанию будущих мам, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин. Психологическая работа осуществляется на основании добровольного согласия и отличается разнообразием форм, выбор которых производится индивидуально и в соответствии с желанием женщины. Программа дополнительного образования по теоретико-практическому курсу «Я буду мамой» имеет
психолого-педагогическую

направленность
, которая способствует формированию у беременных женщин положительного образа матери, родительской компетентности и ответственности.

Цель.
Психологическое сопровождение беременности, подготовка к рождению, воспитанию ребенка, содействие сохранению гармоничных отношений в пополнившейся семье.
Задачи:
 информирование будущих матерей о психологических и физических особенностях беременности, родов, послеродового периода;  содействие формированию навыков саморегуляции;  формирование положительного восприятия роли матери, ребенка, обязанностей по воспитанию и уходу за ним;  содействие в укреплении и гармонизации внутрисемейных отношений. 
Адресат
. Занятия в рамках данной программы могут посещать женщины вынашивающие любую по счету беременность на любом ее сроке. Максимальная наполняемость группы 12 человек , минимальная — 5 человек. На занятиях допускается присутствие супругов и родственников женщин, при единогласном согласии остальных членов группы. Участники, пропустившие по объективными причинам занятия в составе своей группы, могут посетить их в составе следующей группы. Комплектация группы происходит в произвольном порядке с условием личного согласия женщин, без специального отбора.
Продолжительность.
Полный курс состоит из 9 занятий и рассчитан на 2 месяца (1 занятие в неделю). Продолжительность одного занятия 1-1,5 часа.
Прогнозируемые

результаты

обучения
обусловлены задачами программы и заключаются в привлечении к обучению более 50 беременных женщин в год и формированию у них:  систематизированных знаний о психологических особенностях периода беременности, родах, послеродового периода;  навыков саморегуляции, релаксации, визуализации, аутотренинга, осознанного поведения в ходе родов;  готовности к выполнению обязанностей по воспитанию и уходу за новорожденным. В ы в о д о б
эффективности

обучения
формируется на о с н о ве сравнительного анализа результатов первичной и итоговой диагностик с использованием следующего инструментария:  цветовой психодиагностический тест М Люшера (компьютерный вариант);  проективный рисуночный тест «Я и мой ребенок» Г.Г. Филипповой (Приложение 1);  структурированное интервью (Приложение 2).

Учебный план программы
№ Тема Количество часов 1. Зачем нужны дети (вводное занятие). 1 2. Дородовое развитие и воспитание ребенка . 1 3. Беременность и страхи. 1 4. Психологические особенности родов. 1 5 Психологические особенности послеродового периода. Послеродовая депрессия. 1 6. Новорожденность — период донашивания. 1 7. Детско-родительские отношения. 1 8. Встреча с врачом-педиатром «Подготовка к родам. Уход за новорожденным». 1 9. Итоговое занятие 1 Итого: 9
Основное содержание программы
1. Зачем нужны дети (вводное занятие) История создания и развития, основные направления занятий. Самопрезентация участников. Первичная диагностика. Мотивация рождения ребенка, ее влияние на формирование особенностей ребенка. 2. Дородовое развитие и воспитание ребенка. Психологиче ские о собенно сти внут риут робного р а з в и т и я . Предположения и факты о дородовом развитии и воспитании ребенка. Общение с ребенком в перинатальный период как способ облегчения процесса адаптации после рождения. О влиянии увлечения спортом, искусством, творчеством на формирование талантов будущего ребенка. 3.Беременность и страхи. Диагностика страхов. Страхи, связанные с беременно стью. Психологические типы беременных женщин. Способы нормализации эмоционального состояния, саморегуляции. Словесные формы, создающие положительный образ беременности и родов. 4. Психологические особенности родов. Базовые перинатальные матрицы. Сроки, особенности, нарушения при формировании матриц. Психологические способы облегчения состояния во время родов. Родовая песня. 5. Психологические особенности дородового периода. Послеродовая
депрессия. Позитивные и негативные ожидания от рождения ребенка. Послеродовая депрессия: признаки, причины возникновения. Профилактика послеродовой депрессии. Психологические способы восстановления эмоционального равновесия. 6. Новорожденность — период донашивания. Психологические особенности новорожденного. Влияние детско родительских отношения на формирование психологических особенностей ребенка. Базовое доверие к миру: определение, особенности формирования. Формирование привязанности. 7. Детско-родительские отношения. Роль родителей в воспитании ребенка. Роль представителей старшего поколения (бабушек, дедушек) в воспитании ребенка. Основы построения гармоничных отношений в семье после рождения ребенка. Трудности построения гармоничных отношений: характер, причины возникновения, способы устранения. Значение семейных традиций в построении отношений и воспитании ребенка. 8. Встреча с врачом-педиатром «Подготовка к родам. Уход за новорожденным». Подготовка к родам и грудному вскармливанию. Предметы одежды, мебели, гигиены, необходимые для новорожденного. Профилактические прививки: обязательные и рекомендуемые, условия вакцинации. Возможные осложнения. Грудное и искусственное вскармливание. Осмотр новорожденного врачом- педиатром на дому. Посещение детской поликлиники. 9. Итоговое занятие. Итоговая диагностика. Собеседование (Приложение 3).
Каждое

занятие

состоит
из теоретической (лекции, дискуссии, обсуждение, тестирование, интервьюирование и др.) и практической частей (тренинговые упражнения, арт-терапевтические техники, аутогенная тренировка и др.)Чередование статичных и динамичных видов деятельности позволяет членам группы избежать переутомления, стимулирует к быстрой врабатываемости, рефлексивной деятельности и поддержанию интереса к изучаемой тематике. В ходе реализации программы комбинируются следующие
формы
проведения занятий:  аутогенные тренировки;  тренинговые упражнения;  релаксационные техники;  лекция, дискуссия, опрос;  тестирование, интервьюирование;  арт-терапевтические техники;  просмотр видеофильмов;  рефлексия.

Требования к условиям реализации программы.
Материалы и оборудование
,
используемое в ходе реализации программы:  диагностический стимульный материал;  канцелярские принадлежности (цветные карандаши, листы бумаги формата А4, флипчартовый блокнот или ватманы, маркеры 3 цветов, планшеты);  флипчарт;  оборудование для демонстрации видеофильмов;  релаксационное оборудование; Для проведения занятий необходимо проветриваемое помещение, предусматривающее возможность свободного передвижения в ходе тренинговых игр, оснащенное стульями со спинкой и подлокотниками (не менее 13 шт.)
Критерии оценки достижения планируемых результатов
1. Оценка личностных результатов:  формирование внутренней позиции матери;  формирование готовности и положительного отношения к родам и уходу за новорожденным. 2. Оценка предметных результатов:  формирование навыков саморегуляции;  формирование системы знаний о психологических особенностях беременности, родов. Послеродового периода;  формирование устойчивого представления и практических навыков ухода за новорожденным.

Приложение 1.

Рисуночный тест «Я и мой ребенок» (Филиппова Г.Г.)
Методики позволяет достаточно полно и конкретно оценить самовосприятие женщиной беременности и ребёнка. Эти данные будут являться более достоверными в связи с практическим отсутствием возможности неискренности женщины и «подстройки под социально-желаемые результаты».
Цель методики
. Выявление особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности ребенка.
Задание
. Нарисовать рисунок на тему «Я и мой ребенок».
Интерпретация
. Наиболее значимыми являются следующие особенности рисунка: - отсутствие на рисунке себя; - отсутствие на рисунке ребенка замена образа себя и/или ребенка на символ, растение, животное; - ребенок “спрятан” в коляске, кроватке, животе матери; - изоляция ребенка пространственная дистанция матери с ребенком
1. Благоприятная ситуация
Формальные признаки Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике; при наличии развернутого сюжета (с дополнительными деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования. Содержательные признаки Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта; ребенок не спрятан и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках — нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов — ребенок в настоящем возрасте.
2.

Незначительные

симптомы

т ревоги,

н еу в е р е н н о с т и ,

конфликтности
Формальные признаки Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части
листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания; небольшое наличие штриховки. Содержательные признаки Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или маленькая; наличие мужа, других детей; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю, или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в беременности в пределах раннего, к концу беременности приближается к младенческому, после родов — в настоящем возрасте.
3. Тревога и неуверенность в себе
Формальные признаки Плохое качество линии; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве. Содержательные признаки Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое количе ство дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; контакт с ребенком может быть по типу 1 и 2, или рядом с ребенком без контакта (при этом ребенок не изолирован), возможно протянутые друг к другу руки без прямого контакта; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка в беременности в пределах дошкольного, к концу беременности приближается к раннему или младенческому, после родов — в настоящем возрасте.
4. Конфликт с беременностью или ситуацией материнства
Формальные признаки Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; стирания, зачеркивания; большие пятна черного цвета; слишком мелко или «не умещаются» элементы рисунка в первую очередь фигура матери и ребенка). Содержательные признаки Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан; ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью; большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не
снижается, или даже увеличивается, после родов — ребенок более старшего, редко — более младшего возраста, чем в настоящем.
Приложение 2.

Структурированное интервью
Сообщите, пожалуйста: 1. Ваши Ф.И.О. ______________________________________________________ 2. Возраст ___________________________________________________________ 3. Образование _______________________________________________________ 4. Вы замужем? ______________________________________________________ 5. Срок Вашей беременности ___________________________________________ 6. Опишите Ваше настроение и самочувствие в данный момент ______________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 7. Что вы почувствовали, подумали, узнав о своей беременности, ___________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 8. Как раньше Вы представляли беременность ____________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 9. Какие из ваших представлений о беременности подтвердились____________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 10. Какие изменения принесла беременность в Вашу жизнь _________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 11. Какие изменения принесет в Вашу жизнь ребенок ______________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 12. К кому вы сможете обращаться за помощью в уходе и воспитании малыша ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 3.
Примерные вопросы для собеседования. 1. Страхи связанные с беременностью. 2. Причины возникновения страхов. 3. Способы регуляции эмоционального состояния. 4. Особенности формирования первой базовой перинатальной матрицы. 5. Нарушения при формировании первой базовой перинатальной матрицы. 6. Особенности формирования второй базовой перинатальной матрицы. 7. Нарушения при формировании второй базовой перинатальной матрицы. 8. Особенности формирования третей базовой перинатальной матрицы. 9. Нарушения при формировании третей базовой перинатальной матрицы. 10. Особенности формирования четвертой базовой перинатальной матрицы. 11. Нарушения при формировании четвертой базовой перинатальной матрицы. 12. Способы облегчения состояния во время родов. 13. Признаки послеродовой депрессии. 14. Профилактика и избавление от послеродовой депрессии. 15. Психологические особенности новорожденного. 16. Роли родителей и представителей старшего поколения в воспитании ребенка. 17. Предметы одежды, мебели, гигиены, необходимые для новорожденного. 18. Уход за новорожденным. 19. Грудное вскармливание.

Список литературы.
1.
Захаров А.И
. Ребенок до рождения. Санкт-Петербург, “Союз”, 1998 2.
Константинов Н
. Как понять младенца. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2000 3.
Копытин

А.И.
«Основы арт-терапии» АООТ «Типография „Правда"». С.- Петербург, 2001г. 4. «Перинатальная психология и психиатрия» под редакцией
Н.Н. Володина,
П.И. Сидорова. Издательский центр «Академия», Москва, 2009г. 5. «
Практикум
по арт-терапии» Копытин А.И
.
под редакцией АООТ «Типография „Правда"». С.-Петербург, 2001г. 6. Терещенков А.В. «Книга о здоровье» (М., Медицина, 1988 С. 370-372). 7.
Цареградская Ж.В
. Ребенок от зачатия до года. Москва, “АСТ – Астрель”, 2005.
Список литературы, рекомендуемой обучающимся
1. С. А.
Мазуркевич
Энциклопедия заблуждений. Дети. Москва, “Эксмо”, 2002. 2.
Науменко Г.М
. Этнография детства. Москва, “Беловодье”, 1998. 3. Родить и возродиться. Книги для беременных. Москва, “Знание”, 2000.
Етске
Спаненд, Эльзе де Хан, Хильда Дайк, Лилет Портман, Афке Хортер, Маргот де Вал, Мириям де Йонг, Хетти Хагенс. 3. О.В.
Еремеева
, А.М. Митрошенков. Мать и дитя: от беременности до трех лет, или Мы ждем ребенка.ООО ИД «РИПОЛ Классик» Москва 2013г. 6.
Константинов Н
. Как понять младенца. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2000


В раздел образования