Автор: Вершигорова Елена Петровна
Должность: педагог дополнительного художественного образования
Учебное заведение: ФГКОУ МКК
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Тьюторство"
Раздел: дополнительное образование
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел
доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,
он спросил: «Скажи, мудец, какая бабочка у меня в руках:
мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее
умертвлю, скажет мертвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Тьюторы – педагоги XXI века Тьютор – слово для нас пока непривычное. Оно происходит
от английского tutor и означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун».
Тьютор помогает студенту осознать свои образовательные, профессиональные и научные
интересы. Само слово «тьюторство» означает сопровождение индивидуального
образования человека. Это тонкая, «штучная» работа. Выстраивая свой образовательный
маршрут, советуясь с тьютором, его подопечный сам формирует свой жизненный и
карьерный путь. Сегодня тьюторство становится актуальным как никогда. Это связано,
прежде всего, с проектами и программами модернизации российского образования до
2020 года, а также с тем, что в обществе все больше возрастает интерес к идеям
индивидуализации и открытости образования. На самом деле, идея тьюторства не нова.
Первые тьюторы появились еще в XII веке в университетах Оксфорда и Кембриджа. В
университетской среде того времени тьютор возник как фигура, помогающая
ориентироваться во множестве школ, авторитетов, учителей, где самоопределение было
неотъемлемой частью учебного процесса. Тьютор в этом процессе был фигурой,
помогающей человеку понять, кем он будет в будущем, каким образом он будет получать
образование, как он будет выстраивать процесс обучения, самосовершенствования и
самое главное – понять и найти свой собственный жизненный путь. В России,
воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства как такового не было. Хотя
элементы тьюторской деятельности все же существовали. Стоит вспомнить хотя бы
Арину Родионовну – няню Пушкина, или В.А. Жуковского – наставника наследника
престола Романовых – великого князя Александра Николаевича. Поэта изначально
пригласили, чтобы он историю читал наследнику. Почему его? Много же было известных
историков. А важно было на историческом материале поставить у наследника
историческое мышление, помочь осознать миссию, понять, что делали твои предки, в чем
твой следующий шаг и в чем твоя ответственность.
Так можно считать тьютором и Аристотеля. Он-то был приглашен
к юному Александру Македонскому тоже не для передачи знаний. Однако
самыми первыми, выдающимися тьюторами были великие греки – Сократ
и Платон. Они-то действительно были опекунами, наставниками молодежи.
Но это были лишь «ростки» тьюторства. По-настоящему тьюторством в нашей стране
заинтересовались лишь в 1989 году, когда перед академиком Евгением Петровичем
Велиховым встала задача отобрать педагогов для работы в одной из международных
программ. Это должны были быть не просто «пионервожатые», а наставники,
своеобразные помощники, знающие педагогическую практику. Основоположниками
реформирования системы образования в России стали руководитель Школы культурной
политики Петр Щедровицкий и его сподвижник Александр Адамский. Именно
с их подачи была организованы программы тьюторской подготовки.
В чем состоит основное отличие классического преподавателя от тьютора? Преподаватель
в первую очередь транслирует информацию и опыт обучающимся, т.е. осуществляет
процесс преподавания. Тьютор – обеспечивает процесс учения, т.е. деятельность самих
обучаемых, «играет на их стороне». Преподаватель делает акцент на содержательной
стороне учебного процесса, а тьютор концентрирует внимание на практических аспектах
деятельности обучаемых, способствует усвоению полученной информации и навыков и, в
идеале, стимулирует их применение. Смысл тьюторинга в координации, обеспечении,
поддержке и мониторинге учения и самообучения студентов, где ведущую роль в
обучении играет контент, а тьютор выступает лишь посредником между ним и
студентами. Здесь человеку поручаются обычно «кураторские» задачи: доведение
норм деятельности, контроль посещаемости и скорости прохождения курса,
своевременности выполнения контроля, представление интересов обучаемых в вузе и пр.
Такому тьютору не обязательно быть специалистом в изучаемой предметной области: он
обеспечивает процесс усвоения знаний,
но не обязательно сам учит овладению ими.
Сравнительная характеристика тьютора и преподавателя
Преподаватель - является принципиальным источников
содержания курса наряду с другими средствами обучения
Тьютор -методически управляет освоением учебного курса
Преподаватель доступен обучающимся во время занятий, определенных расписанием
Тьютор доступен обучающимся всегда
Преподаватель передает содержание курса Организует образовательную деятельность
обучающихся, имеет дело только с учебным материалом курса
Тьютор работает с материалом курса и производственными проблемами обучающихся
Преподаватель устанавливает с обучающимися отношения иерархии (знающий-
незнающий)
Тьютор устанавливает с обучающимися отношения партнерства (вместе развивающиеся)
Тьютор должен знать:
свой предмет,
особенности возрастной психологии обучающихся
Тьютор должен владеть профессиональными навыками и умениями:
1.Организационно-педагогическими:
уметь строить содержание учебных курсов, исходя из личных целей дистантных
студентов;
освоение особенностей телекоммуникационных компьютерных
программ для разработки адекватного дистанционного курса;
уметь выстраивать организационную и содержательную структуру
курса.
2. Рефликсивно-аналитическими:
умение анализировать полученные образовательные продукты
студентов, реагировать адекватно и своевременно, корректировать поставленные
образовательные цели;
уметь проводить диагностику уровня знаний, умений и навыков
студентов;
уметь проводить диагностику уровня знаний, умений и навыков
3. Проективными:
уметь разрабатывать и проводить телекоммуникационный проект;
учитывать особенности дистанционного обучения в разработке
алгоритма, сроков реализации проекта.
4. Информационными:
уметь работать в обширном информационном пространстве сети
Интернет;
владеть навыками работы (отбора) с информацией, способами
извлечения и применения для решения педагогических задач.
5. Телекоммуникационными
уметь выстраивать интерактивное педагогическое взаимообщение
со всеми субъектами образования;
владеть программами электронной связи.
6. Технико-практическими:
владеть навыками работы с необходимыми компьютерными
программами;
владеть рядом технических умений для управления мультимедийными средствами.
7. Личностными:
уметь быть самообразовывающейся личностью;
уметь пользоваться (следить и применять)
новейшими достижениями в компьютерных технологиях для реализации образовательных
задач;
обладать способностью преодолевать
технические и телекоммуникационные проблемы сопровождающие дистанционные
формы
обучения студентов.
Важнейшие функции тьютора:
1. Функция обеспечения усвоения знаний. Педагогическая поддержка
тьютором обеспечивает понимание учебного материала и овладения им, т.е.
приобретение новых знаний. Через демонстрацию оптимальных способов
работы с контентом тьютор стимулирует выработку новых навыков и моделей поведения.
Кроме того, тьютор подталкивает обучаемых к рефлексии,
к осознанию ими факта приобретения новых знаний и связанных с этим личностных
изменений без чего полноценное обучение невозможно.
2. Организационная функция. Координация взаимодействия обучаемого с вузом. В
котором он учится, введение норм учебной деятельности, организация взаимодействия
студентов с тьютором и друг с другом, организация
взаимного обучения, управление последовательностью и временем обучения.
3. Коммуникативная функция. Осуществление общения студентов студентов.
с тьютором и между собой; управление групповой динамикой, распределение групповых
позиций и ролей; постановка задач для индивидуальной и групповой работы, вовлечение в
коммуникативные обмены каждого из них.
4. Мотивационная функция. Выявление индивидуальных мотивов и потребностей
студентов; помощь в осознании личностных перспектив, связанных с обучением;
обеспечение психологического комфорта при освоении материала и в ходе
коммуникации; позитивное подкрепление результативных действий.
5. Мониторинг и контроль. Выявление индивидуальных затруднений и ограничений
студентов, помощь в их преодолении; пошаговый мониторинг деятельности студентов,
фиксация динамики изменений в ходе обучения; предоставление обратной связи на
разных этапах обучения с целью коррекции и профилактики отклонений. Контроль и
оценка знаний и умений в конце обучения.
Основная задача тьютора Построить образовательное пространство таким образом, чтобы
главным содержанием деятельности студента был выбор «опробования» своих
возможностей.
Тьютор (Tutor) – учитель, преподаватель, репетитор, опекун, наставник. Индивидуальные
характеристики тьютора
Аналитико-рефлексивные способности
Коммуникативные способности
Организаторские способности
Прогностические способности Тьюторское сопровождение Образовательная технология,
в рамках которой основной формой взаимодействия подопечного с тьютором является
индивидуальная работа в режиме индивидуальных встреч.
Арсенал средств тьютора:
Проектные технологии
Технологии работы с портфолио
Технологии консультирования
Тренинговые технологии
Активизирующие методики Н.С. Пряжникова
Информационные технологии Фасилитационный метод (Facilitate) – облегчать,
содействовать, способствовать, продвигать.
Условия для индивидуальной образовательной активности:
Индивидуализация учебного процесса
Расширение пространства социальной деятельности
Организация пространства рефлексии
Переход от предметного к деятельностному освоению материала
И все же доминирующей функцией тьюторинга является обеспечение
процессов учения и самообучения, то есть усвоения студентами требуемых
знаний и практических действий. Преобладание иных функций над этой
сделает тьютора уже носителем иной роли и даже другой профессии.
Так, приоритет организационной и координационной деятельности
над функцией обеспечения усвоения знаний способно превратить тьютора
в методиста-распорядителя. Приоритет коммуникативной деятельности –
в фасилитатора, игротехника или тренера, а не педагога.
Девять правил успешного настроя студента на учебу
1. Развивай в себе настрой, полный любви к делу, которым ты занимаешься, не забывая о
том, что это твой выбор!
2. К испытаниям готовься мысленно и физически. Умей быть здоровым душой и телом.
Не умеешь – учись!
3. Получай удовольствие от предстоящего испытания тебя в новом
статусе.
4. Будь всегда позитивно настроен. Не бойся ставить перед собой сложные задачи. Стресс
– следствие неуверенности, поэтому верь и доверяй себе.
5. В любой ситуации нужно растворяться в том, что ты делаешь
в данный момент. Не живи в прошлом и не проживай будущее сегодня –
это равносильно поражению. Будь в настоящем!
6. Мысль материальна. Контролируй свои мысли. Если твой ум спокоен, то и тело не
будет зажато. Помнишь, откуда берутся болезни?
И наоборот, мышечное напряжение свидетельствует о психологическом
конфликте – ищи причину в своих мыслях, отпускай ситуацию.
7. Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.
Мы всегда видим ситуацию таким образом, каким способны эту ситуацию
увидеть. Занимайся самообразованием, расширяй видение.
8. Сосредотачивайся на том, что тебе дано контролировать, и отключись от того, что выше
твоих возможностей. Умей вовремя остановиться,
чтобы набраться сил и преодолеть более высокую планку.
9. Потерпев поражение, воспринимай его как опыт. Понимание своих ошибок должно
привести тебя в дальнейшем к победе. Не опускай руки
и не отходи в сторону, как неудачник.
Главное – получай удовольствие и радость от любого процесса, чем
бы ты не занимался: спортом, учебой, бизнесом, семьей. И тогда пьедестал
будет
!!!
твой