Напоминание

"Тьюторство"


Автор: Вершигорова Елена Петровна
Должность: педагог дополнительного художественного образования
Учебное заведение: ФГКОУ МКК
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Тьюторство"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел

доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,

он спросил: «Скажи, мудец, какая бабочка у меня в руках:

мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее

умертвлю, скажет мертвая – выпущу».

Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Тьюторы – педагоги XXI века Тьютор – слово для нас пока непривычное. Оно происходит

от английского tutor и означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун».

Тьютор помогает студенту осознать свои образовательные, профессиональные и научные

интересы. Само слово «тьюторство» означает сопровождение индивидуального

образования человека. Это тонкая, «штучная» работа. Выстраивая свой образовательный

маршрут, советуясь с тьютором, его подопечный сам формирует свой жизненный и

карьерный путь. Сегодня тьюторство становится актуальным как никогда. Это связано,

прежде всего, с проектами и программами модернизации российского образования до

2020 года, а также с тем, что в обществе все больше возрастает интерес к идеям

индивидуализации и открытости образования. На самом деле, идея тьюторства не нова.

Первые тьюторы появились еще в XII веке в университетах Оксфорда и Кембриджа. В

университетской среде того времени тьютор возник как фигура, помогающая

ориентироваться во множестве школ, авторитетов, учителей, где самоопределение было

неотъемлемой частью учебного процесса. Тьютор в этом процессе был фигурой,

помогающей человеку понять, кем он будет в будущем, каким образом он будет получать

образование, как он будет выстраивать процесс обучения, самосовершенствования и

самое главное – понять и найти свой собственный жизненный путь. В России,

воспринявшей германскую модель университетов, тьюторства как такового не было. Хотя

элементы тьюторской деятельности все же существовали. Стоит вспомнить хотя бы

Арину Родионовну – няню Пушкина, или В.А. Жуковского – наставника наследника

престола Романовых – великого князя Александра Николаевича. Поэта изначально

пригласили, чтобы он историю читал наследнику. Почему его? Много же было известных

историков. А важно было на историческом материале поставить у наследника

историческое мышление, помочь осознать миссию, понять, что делали твои предки, в чем

твой следующий шаг и в чем твоя ответственность.

Так можно считать тьютором и Аристотеля. Он-то был приглашен

к юному Александру Македонскому тоже не для передачи знаний. Однако

самыми первыми, выдающимися тьюторами были великие греки – Сократ

и Платон. Они-то действительно были опекунами, наставниками молодежи.

Но это были лишь «ростки» тьюторства. По-настоящему тьюторством в нашей стране

заинтересовались лишь в 1989 году, когда перед академиком Евгением Петровичем

Велиховым встала задача отобрать педагогов для работы в одной из международных

программ. Это должны были быть не просто «пионервожатые», а наставники,

своеобразные помощники, знающие педагогическую практику. Основоположниками

реформирования системы образования в России стали руководитель Школы культурной

политики Петр Щедровицкий и его сподвижник Александр Адамский. Именно

с их подачи была организованы программы тьюторской подготовки.

В чем состоит основное отличие классического преподавателя от тьютора? Преподаватель

в первую очередь транслирует информацию и опыт обучающимся, т.е. осуществляет

процесс преподавания. Тьютор – обеспечивает процесс учения, т.е. деятельность самих

обучаемых, «играет на их стороне». Преподаватель делает акцент на содержательной

стороне учебного процесса, а тьютор концентрирует внимание на практических аспектах

деятельности обучаемых, способствует усвоению полученной информации и навыков и, в

идеале, стимулирует их применение. Смысл тьюторинга в координации, обеспечении,

поддержке и мониторинге учения и самообучения студентов, где ведущую роль в

обучении играет контент, а тьютор выступает лишь посредником между ним и

студентами. Здесь человеку поручаются обычно «кураторские» задачи: доведение

норм деятельности, контроль посещаемости и скорости прохождения курса,

своевременности выполнения контроля, представление интересов обучаемых в вузе и пр.

Такому тьютору не обязательно быть специалистом в изучаемой предметной области: он

обеспечивает процесс усвоения знаний,

но не обязательно сам учит овладению ими.

Сравнительная характеристика тьютора и преподавателя

Преподаватель - является принципиальным источников

содержания курса наряду с другими средствами обучения

Тьютор -методически управляет освоением учебного курса

Преподаватель доступен обучающимся во время занятий, определенных расписанием

Тьютор доступен обучающимся всегда

Преподаватель передает содержание курса Организует образовательную деятельность

обучающихся, имеет дело только с учебным материалом курса

Тьютор работает с материалом курса и производственными проблемами обучающихся

Преподаватель устанавливает с обучающимися отношения иерархии (знающий-

незнающий)

Тьютор устанавливает с обучающимися отношения партнерства (вместе развивающиеся)

Тьютор должен знать:

 свой предмет,

 особенности возрастной психологии обучающихся

Тьютор должен владеть профессиональными навыками и умениями:

1.Организационно-педагогическими:

 уметь строить содержание учебных курсов, исходя из личных целей дистантных

студентов;

 освоение особенностей телекоммуникационных компьютерных

программ для разработки адекватного дистанционного курса;

 уметь выстраивать организационную и содержательную структуру

курса.

2. Рефликсивно-аналитическими:

 умение анализировать полученные образовательные продукты

студентов, реагировать адекватно и своевременно, корректировать поставленные

образовательные цели;

 уметь проводить диагностику уровня знаний, умений и навыков

студентов;

 уметь проводить диагностику уровня знаний, умений и навыков

3. Проективными:

 уметь разрабатывать и проводить телекоммуникационный проект;

 учитывать особенности дистанционного обучения в разработке

алгоритма, сроков реализации проекта.

4. Информационными:

 уметь работать в обширном информационном пространстве сети

Интернет;

 владеть навыками работы (отбора) с информацией, способами

извлечения и применения для решения педагогических задач.

5. Телекоммуникационными

 уметь выстраивать интерактивное педагогическое взаимообщение

со всеми субъектами образования;

 владеть программами электронной связи.

6. Технико-практическими:

 владеть навыками работы с необходимыми компьютерными

программами;

 владеть рядом технических умений для управления мультимедийными средствами.

7. Личностными:

 уметь быть самообразовывающейся личностью;

 уметь пользоваться (следить и применять)

новейшими достижениями в компьютерных технологиях для реализации образовательных

задач;

 обладать способностью преодолевать

технические и телекоммуникационные проблемы сопровождающие дистанционные

формы

обучения студентов.

Важнейшие функции тьютора:

1. Функция обеспечения усвоения знаний. Педагогическая поддержка

тьютором обеспечивает понимание учебного материала и овладения им, т.е.

приобретение новых знаний. Через демонстрацию оптимальных способов

работы с контентом тьютор стимулирует выработку новых навыков и моделей поведения.

Кроме того, тьютор подталкивает обучаемых к рефлексии,

к осознанию ими факта приобретения новых знаний и связанных с этим личностных

изменений без чего полноценное обучение невозможно.

2. Организационная функция. Координация взаимодействия обучаемого с вузом. В

котором он учится, введение норм учебной деятельности, организация взаимодействия

студентов с тьютором и друг с другом, организация

взаимного обучения, управление последовательностью и временем обучения.

3. Коммуникативная функция. Осуществление общения студентов студентов.

с тьютором и между собой; управление групповой динамикой, распределение групповых

позиций и ролей; постановка задач для индивидуальной и групповой работы, вовлечение в

коммуникативные обмены каждого из них.

4. Мотивационная функция. Выявление индивидуальных мотивов и потребностей

студентов; помощь в осознании личностных перспектив, связанных с обучением;

обеспечение психологического комфорта при освоении материала и в ходе

коммуникации; позитивное подкрепление результативных действий.

5. Мониторинг и контроль. Выявление индивидуальных затруднений и ограничений

студентов, помощь в их преодолении; пошаговый мониторинг деятельности студентов,

фиксация динамики изменений в ходе обучения; предоставление обратной связи на

разных этапах обучения с целью коррекции и профилактики отклонений. Контроль и

оценка знаний и умений в конце обучения.

Основная задача тьютора Построить образовательное пространство таким образом, чтобы

главным содержанием деятельности студента был выбор «опробования» своих

возможностей.

Тьютор (Tutor) – учитель, преподаватель, репетитор, опекун, наставник. Индивидуальные

характеристики тьютора

Аналитико-рефлексивные способности

Коммуникативные способности

Организаторские способности

Прогностические способности Тьюторское сопровождение Образовательная технология,

в рамках которой основной формой взаимодействия подопечного с тьютором является

индивидуальная работа в режиме индивидуальных встреч.

Арсенал средств тьютора:

Проектные технологии

Технологии работы с портфолио

Технологии консультирования

Тренинговые технологии

Активизирующие методики Н.С. Пряжникова

Информационные технологии Фасилитационный метод (Facilitate) – облегчать,

содействовать, способствовать, продвигать.

Условия для индивидуальной образовательной активности:

Индивидуализация учебного процесса

Расширение пространства социальной деятельности

Организация пространства рефлексии 

Переход от предметного к деятельностному освоению материала

И все же доминирующей функцией тьюторинга является обеспечение

процессов учения и самообучения, то есть усвоения студентами требуемых

знаний и практических действий. Преобладание иных функций над этой

сделает тьютора уже носителем иной роли и даже другой профессии.

Так, приоритет организационной и координационной деятельности

над функцией обеспечения усвоения знаний способно превратить тьютора

в методиста-распорядителя. Приоритет коммуникативной деятельности –

в фасилитатора, игротехника или тренера, а не педагога.

Девять правил успешного настроя студента на учебу

1. Развивай в себе настрой, полный любви к делу, которым ты занимаешься, не забывая о

том, что это твой выбор!

2. К испытаниям готовься мысленно и физически. Умей быть здоровым душой и телом.

Не умеешь – учись!

3. Получай удовольствие от предстоящего испытания тебя в новом

статусе.

4. Будь всегда позитивно настроен. Не бойся ставить перед собой сложные задачи. Стресс

– следствие неуверенности, поэтому верь и доверяй себе.

5. В любой ситуации нужно растворяться в том, что ты делаешь

в данный момент. Не живи в прошлом и не проживай будущее сегодня –

это равносильно поражению. Будь в настоящем!

6. Мысль материальна. Контролируй свои мысли. Если твой ум спокоен, то и тело не

будет зажато. Помнишь, откуда берутся болезни?

И наоборот, мышечное напряжение свидетельствует о психологическом

конфликте – ищи причину в своих мыслях, отпускай ситуацию.

7. Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.

Мы всегда видим ситуацию таким образом, каким способны эту ситуацию

увидеть. Занимайся самообразованием, расширяй видение.

8. Сосредотачивайся на том, что тебе дано контролировать, и отключись от того, что выше

твоих возможностей. Умей вовремя остановиться,

чтобы набраться сил и преодолеть более высокую планку.

9. Потерпев поражение, воспринимай его как опыт. Понимание своих ошибок должно

привести тебя в дальнейшем к победе. Не опускай руки

и не отходи в сторону, как неудачник.

Главное – получай удовольствие и радость от любого процесса, чем

бы ты не занимался: спортом, учебой, бизнесом, семьей. И тогда пьедестал

будет

!!!

твой



В раздел образования