Напоминание

"Инклюзивное образование"


Автор: Сидельникова Мария Викторовна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: "Инклюзивное образование"
Раздел: начальное образование





Назад




Инклюзивное образование

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья

всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Наличие

ребенка с ограниченными возможностями здоровья негативно влияет на

других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, они хуже учатся, чаще

болеют из-за недостатка родительского внимания. Окружающие часто

уклоняются от общения, и дети с ОВЗ практически не имеют возможности

полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно

со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает

проблемы таких семей, и лишь немногие ощущают поддержку окружающих.

В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в

общественные места, тем самым, обрекая их с рождения на полную

изоляцию от общества.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» определяется, что в

стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации

качественного

образования

лицами

с

ограниченными

возможностями

здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,

оказания

ранней

коррекционной

помощи

на

основе

специальных

педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,

методов

и

способов

общения

и

условия,

в

максимальной

степени

способствующие

получению

образования

определенного

уровня

и

определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в

том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с

ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое

лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии,

подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и

препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Принятие в России нового закона об образовании потребовало введения в

деятельность общеобразовательных организаций (работающих с

обучающимися с ОВЗ и инвалидностью) нового направления – разработку

адаптированной образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа – образовательная

программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными

возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического

развития, индивидуальных возможностей и при необходимости

обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию

указанных лиц.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий

освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее

содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей

конкретного обучающегося.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть

услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте

реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,

что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

«Ресурсный класс (зона)» – модель инклюзивного образования для детей с

расстройствами аутистического спектра, которая за последние годы доказала

свою эффективность при включении детей в систему общего образования.

Это место, где сосредоточены ресурсы для инклюзии ребенка с аутизмом или

другими ментальными нарушениями в школьное сообщество.

Под инклюзией понимается помещение ребенка с особыми потребностями в

общеобразовательный класс или специальный класс в обычной школе, при

этом должны быть обеспечены условия, при которых и он будет включен в

образовательный процесс, и его сверстники не будут обделены.

Исследования показывают, что инклюзивное образование положительно

влияет на детей не только с точки зрения усвоения образовательной

программы, но и с точки зрения позитивного социального поведения. Когда

ребенок с особенностями находится в среде обычных сверстников, он видит

другие модели поведения – такие, которые он не может увидеть, просто

находясь в семье, даже если у него самые лучшие родители и педагоги.



В раздел образования