Автор: Сидельникова Мария Викторовна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: "Инклюзивное образование"
Раздел: начальное образование
Инклюзивное образование
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья
всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Наличие
ребенка с ограниченными возможностями здоровья негативно влияет на
других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, они хуже учатся, чаще
болеют из-за недостатка родительского внимания. Окружающие часто
уклоняются от общения, и дети с ОВЗ практически не имеют возможности
полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно
со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает
проблемы таких семей, и лишь немногие ощущают поддержку окружающих.
В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в
общественные места, тем самым, обрекая их с рождения на полную
изоляцию от общества.
Законом «Об образовании в Российской Федерации» определяется, что в
стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации
качественного
образования
лицами
с
ограниченными
возможностями
здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания
ранней
коррекционной
помощи
на
основе
специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов
и
способов
общения
и
условия,
в
максимальной
степени
способствующие
получению
образования
определенного
уровня
и
определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в
том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Принятие в России нового закона об образовании потребовало введения в
деятельность общеобразовательных организаций (работающих с
обучающимися с ОВЗ и инвалидностью) нового направления – разработку
адаптированной образовательной программы.
Адаптированная образовательная программа – образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,
что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
«Ресурсный класс (зона)» – модель инклюзивного образования для детей с
расстройствами аутистического спектра, которая за последние годы доказала
свою эффективность при включении детей в систему общего образования.
Это место, где сосредоточены ресурсы для инклюзии ребенка с аутизмом или
другими ментальными нарушениями в школьное сообщество.
Под инклюзией понимается помещение ребенка с особыми потребностями в
общеобразовательный класс или специальный класс в обычной школе, при
этом должны быть обеспечены условия, при которых и он будет включен в
образовательный процесс, и его сверстники не будут обделены.
Исследования показывают, что инклюзивное образование положительно
влияет на детей не только с точки зрения усвоения образовательной
программы, но и с точки зрения позитивного социального поведения. Когда
ребенок с особенностями находится в среде обычных сверстников, он видит
другие модели поведения – такие, которые он не может увидеть, просто
находясь в семье, даже если у него самые лучшие родители и педагоги.