Автор: Литвинова Инна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Северск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Рациональная организация УВП и её влияние на успешность и качество обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Литвинова И.В.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №90» г. Северск
Рациональная организация УВП и ее влияние на успешность и качество обучения
школьников в условиях реализации ФГОС
Повышение качества обучения школьников, воспитание успешной во всех отношениях
личности – одни из приоритетных задач, стоящих перед нами. С целью успешного
решения этих задач мы стараемся оптимизировать технологии организации УВП,
организовывать его более рационально.
Что это подразумевает?
По определению ЮНЕСКО «Технология – это, прежде всего, системный метод
создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с
учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей
задачей оптимизацию форм образования».
В словаре С.И.Ожегова значение слова «рациональный» трактуется как «разумно
обоснованный, целесообразный». Таким образом, рационально организуя УВП, мы
должны совершенствовать его, организовывать грамотно, целесообразно, продуктивно,
учитывая технические и человеческие ресурсы.
Рациональная организация УВП включает в себя:
- рациональный режим
- рациональную организацию урока
- рациональную организацию свободного времени
- рациональную организацию своего труда
- оптимизацию работы с родителями
-оптимальный двигательный режим
-организацию рабочего места.
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей.
Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что
на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной
сопротивляемости
организма,
обусловленной
необходимостью
приспособления
к
изменившимся условиям жизни, ведёт к повышенной заболеваемости. Исследованиями
гигиенистов установлено, что построение учебного и продлённого дня без учёта
возрастных особенностей детей, даже при внедрении всех форм оздоровительно-
физкультурной работы, приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня,
недели, года, что, очевидно, не способствует повышению качества обучения.
Рациональный
режим
предусматривает,
прежде
всего,
чёткое
чередование
различных видов деятельности и отдыха детей в течение дня и строгую регламентацию на
основании СанПиН.
Рационально организованный урок, т.е. валеологически обоснованный, должен
быть построен с учётом потребностей детей: в саморазвитии, в подражании, в
приобретении опыта, в самовыражении и т.п.
Одним из важных условий рациональной организации обучения является
обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить
физиологическую
потребность
в
движении,
способствует
поддержанию
работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года.
Условием
сохранения
высокой
работоспособности
обучающихся
младшего
школьного возраста является возможность выполнения от 6 до 48 тысяч движений
ежесуточно (к примеру: физкультминутка обеспечивает в среднем до 150 движений).
Чтобы удовлетворить эту двигательную потребность в процессе организации УВП мы
вводим гимнастику до начала занятий, по 2-3 физкультминутки на уроках, подвижные
игры на переменах, ежедневные прогулки с подвижными играми. В начальной школе
двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего
распорядка дня.
Но рациональная организация труда не ограничивается только этими моментами.
Недостаточно оптимизировать только один или несколько аспектов – рациональность
должна присутствовать во всём, она должна быть стержнем нашей работы.
Говоря о рациональной организации УВП нельзя не сказать о рационализации
(совершенствовании) и педагогического труда. Работа по новым стандартам поставила
перед нами новые задачи и трудности, но, в то же время, облегчила многие моменты:
большинство
тетрадей
на
печатной
основе,
авторами
УМК
продумана
система
самостоятельных и контрольных работ (материал подобран, текст работы у каждого
ребёнка). Учителю остаётся лишь творчески и с учётом особенностей класса отобрать
материал.
Согласитесь, когда надо сделать 28 дел, а в сутках всего 24 часа, что приходит мысль об
оптимизации своего труда.
На помощь учителю пришли и современные IT
технологии: Интернет, электронные
ностители, он-лайн тесты и многое другое. Экономится время и при составлении
программ, тематического планирования – заложив основу, остаётся только дорабатывать
материал. Решается и проблема дефицита наглядности.
Время уходит быстро – это совершенно очевидно. От умения беречь его, не тратить
впустую зависит не только вся работа, ее качество, но и многое в нашей жизни. Если мы
учим ребёнка с самого раннего возраста ценить и беречь время – мы должны и личным
примером демонстрировать рациональное его распределение.