Напоминание

Рациональная организация УВП и её влияние на успешность и качество обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС


Автор: Литвинова Инна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Северск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Рациональная организация УВП и её влияние на успешность и качество обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Литвинова И.В.

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №90» г. Северск

Рациональная организация УВП и ее влияние на успешность и качество обучения

школьников в условиях реализации ФГОС

Повышение качества обучения школьников, воспитание успешной во всех отношениях

личности – одни из приоритетных задач, стоящих перед нами. С целью успешного

решения этих задач мы стараемся оптимизировать технологии организации УВП,

организовывать его более рационально.

Что это подразумевает?

По определению ЮНЕСКО «Технология – это, прежде всего, системный метод

создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с

учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей

задачей оптимизацию форм образования».

В словаре С.И.Ожегова значение слова «рациональный» трактуется как «разумно

обоснованный, целесообразный». Таким образом, рационально организуя УВП, мы

должны совершенствовать его, организовывать грамотно, целесообразно, продуктивно,

учитывая технические и человеческие ресурсы.

Рациональная организация УВП включает в себя:

- рациональный режим

- рациональную организацию урока

- рациональную организацию свободного времени

- рациональную организацию своего труда

- оптимизацию работы с родителями

-оптимальный двигательный режим

-организацию рабочего места.

Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей.

Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что

на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной

сопротивляемости

организма,

обусловленной

необходимостью

приспособления

к

изменившимся условиям жизни, ведёт к повышенной заболеваемости. Исследованиями

гигиенистов установлено, что построение учебного и продлённого дня без учёта

возрастных особенностей детей, даже при внедрении всех форм оздоровительно-

физкультурной работы, приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня,

недели, года, что, очевидно, не способствует повышению качества обучения.

Рациональный

режим

предусматривает,

прежде

всего,

чёткое

чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение дня и строгую регламентацию на

основании СанПиН.

Рационально организованный урок, т.е. валеологически обоснованный, должен

быть построен с учётом потребностей детей: в саморазвитии, в подражании, в

приобретении опыта, в самовыражении и т.п.

Одним из важных условий рациональной организации обучения является

обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить

физиологическую

потребность

в

движении,

способствует

поддержанию

работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года.

Условием

сохранения

высокой

работоспособности

обучающихся

младшего

школьного возраста является возможность выполнения от 6 до 48 тысяч движений

ежесуточно (к примеру: физкультминутка обеспечивает в среднем до 150 движений).

Чтобы удовлетворить эту двигательную потребность в процессе организации УВП мы

вводим гимнастику до начала занятий, по 2-3 физкультминутки на уроках, подвижные

игры на переменах, ежедневные прогулки с подвижными играми. В начальной школе

двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего

распорядка дня.

Но рациональная организация труда не ограничивается только этими моментами.

Недостаточно оптимизировать только один или несколько аспектов – рациональность

должна присутствовать во всём, она должна быть стержнем нашей работы.

Говоря о рациональной организации УВП нельзя не сказать о рационализации

(совершенствовании) и педагогического труда. Работа по новым стандартам поставила

перед нами новые задачи и трудности, но, в то же время, облегчила многие моменты:

большинство

тетрадей

на

печатной

основе,

авторами

УМК

продумана

система

самостоятельных и контрольных работ (материал подобран, текст работы у каждого

ребёнка). Учителю остаётся лишь творчески и с учётом особенностей класса отобрать

материал.

Согласитесь, когда надо сделать 28 дел, а в сутках всего 24 часа, что приходит мысль об

оптимизации своего труда.

На помощь учителю пришли и современные IT

технологии: Интернет, электронные

ностители, он-лайн тесты и многое другое. Экономится время и при составлении

программ, тематического планирования – заложив основу, остаётся только дорабатывать

материал. Решается и проблема дефицита наглядности.

Время уходит быстро – это совершенно очевидно. От умения беречь его, не тратить

впустую зависит не только вся работа, ее качество, но и многое в нашей жизни. Если мы

учим ребёнка с самого раннего возраста ценить и беречь время – мы должны и личным

примером демонстрировать рациональное его распределение.



В раздел образования