Напоминание

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОДЕРЖАНИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Гагарина Тамара Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Гимназия искусств при Главе Республики Коми
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОДЕРЖАНИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

В СОДЕРЖАНИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гагарина Т.В., преподаватель

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»,

г. Сыктывкар

«Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!»

Спиридон Дрожжин

Детские школы искусств, опираясь на классическое музыкальное искусство,

стремятся воспитать в подрастающем поколении любовь, уважение, умение

эмоционально воспринимать и исполнять произведения, вошедшие в

мировой золотой фонд и называемые классикой. «Альбом для юношества» Р.

Шумана,

«Детский

альбом»

П.

Чайковского,

«Детская

музыка»

С.

Прокофьева, «Детский уголок» К. Дебюсси, альбомы для детей и юношества

Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, А. Гречанинова, А. Майкапара, Р. Щедрина

и др. – фортепианная классика, на которой выросли многие поколения.

Исполняются переложения для оркестра и различных сольных инструментов,

современные рок-обработки. Характерно, что в произведениях композиторов

прослеживается не только определенная композиторская школа, но и

характерные национальные черты, а «Детский альбом»

П. Чайковского – это многонациональный карнавал.

Для детей много и достаточно успешно пишут современные российские

композиторы. Во многих национальных республиках и областях издаются

красочные «Детские альбомы», очень активно для детей издают свои

произведения композиторы Санкт-Петербурга. Ежегодно к международному

конкурсу фортепианных дуэтов «Брат и сестра» петербургские композиторы

Г. Белов, В. Биберган, А. Неволович, Ю. Корнаков, Г. Корчмар и др.

сочиняют обязательные конкурсные произведения.

Постепенно пополняется детская музыкальная копилка и в Республике Коми.

Наряду с уже довольно часто исполняемым альбомом «Хрупкие пьесы» М.

Герцмана, в репертуар как юных, так и взрослых музыкантов вошли его

произведения для фортепиано в 4 руки «Красотка-балерина», «Сонатина-

вальс», «Золотые рыбки». У вокалистов популярна очень трогательная

«Ангельская песня» на стихи В. Кушманова, достойная исполнения на

любых сценических площадках. Композитор М. Герцман, которого с поэтом

В. Кушмановым связывали 30 лет совместной работы, признается: «Его

стихи заставляли плакать, удивляться, радоваться, печалиться. Но и

задумываться. И всегда – волноваться. Потому что в его стихах то затаенно,

то открыто металась острая, щемящая, почти болезненная любовь». Ярким

образцом уважения композитора к национальному фольклору народа коми

служат произведения «Сонатина-галоп» для фортепиано в 4 руки с

оригинальной пересадкой партнеров, «Соната» для балалайки и фортепиано,

«Соната»

для

фортепиано.

Требующие

от

исполнителя

высокого

профессионализма и больших душевных затрат, эти произведения могут

стать украшением программы любого концерта или конкурса. Яркая

образность, подлинная театральность, эффектность, насыщенность живыми

упругими ритмами - характерные для творчества композитора особенности

проявились в «Сонате» для фортепиано. Это музыкальное произведение –

своеобразный триптих о войне.

Первая часть - баллада, которую можно озаглавить «Мир и война». Тема

вступления ассоциируется с глухим колокольным звоном. Печаль и скорбь

слышатся в каждом тоне:

Вторая часть пронизана глубочайшим эмоциональным спектром и созвучна

следующим строкам из стихотворений В.В. Кушманова «Женский голос в

траве» и «Вы травы, что не спите…»:

Сероглазые,

Кареглазые,

Синеглазые,

Им бы пахнуть

Травой сеновалов.

На губах бы носить

Поцелуи ночные

Да счастливые слезы

Вытирать на глазах.

Им бы в речке купаться,

На

свиданья

тайком

пробираться,

Собирая ногами росу

На вечерних цветах

В третьей, финальной части, – композитор, используя коми фольклорные

интонации,

создает

атмосферу праздника.

Калейдоскопом проносятся

танцевальные

темы.

Многокрасочность

звуковой

палитры,

выразительная

игра

темброво-регистровой

светотени,

колоссальная

динамическая

мощь

мастерски

используются

композитором

для

выражения

счастья

и

радости

людей,

победивших врага. А если

ещё не вернулся – ты жди меня» Безудержное веселье стоп-кадром

прерывается печальной темой вступления как напоминание о страшной

войне. Используя исполнительский прием glissando композитор «оживляет»

застывшую скорбную музыкальную картину и авторской волей возвращает

стремительное движение звуков.

«И на земле всё будет так, как много лет тому назад....

Жизнь останется – что бы там ни произошло»

Большое количество произведений для детей и юношества созданы

композитором В. Брызгаловой. Пьесы для фортепиано: «Гость из Италии»,

«На поезде», «Фарфоровая кукла», «На ярмарке»; ансамбли «В курятнике»,

«Выльгортские лошадки», хоровые произведения, сочинения для солистов-

вокалистов и др. красочны, образны, оптимистичны.

Особое внимание уделяет в своем творчестве северному краю композитор

И.Блинникова, которая более четырех десятилетий жила, училась и работала

в Коми крае и очень хорошо знакома с коми музыкальным фольклором.

Пьесы из цикла «Северные мотивы» - такие, как «Северный сказ»,

«Деревенские музыканты» и «Вечер в деревне», - вобрали в себя интонации

коми народных песен, но без конкретного использования каких-либо коми

мелодий. В цикл вошли также вариации на темы

коми народных песен «Мича Марпаэй» («Красавица Марфа») и «Божа ку

парка» («Горностаевый совик»).

Композитор Н. Осипова активно использует коми национальные интонации в

детской камерной опере «Девочка ростом с веретенце». На материале оперы

созданы фортепианные произведения для исполнения соло, а также в 8 рук

для 2-х фортепиано. Коми национальные мотивы прослушиваются в пьесе

для 2-х фортепиано «Пармаын асыв» (Утро в лесу).

Республика Коми – многонациональна. В школах искусств обучаются дети

разных национальностей, и это следует учитывать в составлении репертуара.

У каждого из нас есть две родины: малая и большая. Большая - это страна,

государство, в котором ты являешься ее составной частью, ее гражданином, а

малая родина - это деревня, село, город, где ты появился на свет, жил там или

живешь сегодня.

В условиях России, многообразия национальных культур ее народов,

важнейшей задачей становится сохранение единого культурного и

образовательного пространства, что необходимо учитывать при разработке

содержания эстетического воспитания и художественного образования на

федеральном и национально-региональном уровнях.



В раздел образования