Автор: Гагарина Тамара Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: Гимназия искусств при Главе Республики Коми
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СОДЕРЖАНИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: дополнительное образование
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
В СОДЕРЖАНИИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гагарина Т.В., преподаватель
«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»,
г. Сыктывкар
«Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!»
Спиридон Дрожжин
Детские школы искусств, опираясь на классическое музыкальное искусство,
стремятся воспитать в подрастающем поколении любовь, уважение, умение
эмоционально воспринимать и исполнять произведения, вошедшие в
мировой золотой фонд и называемые классикой. «Альбом для юношества» Р.
Шумана,
«Детский
альбом»
П.
Чайковского,
«Детская
музыка»
С.
Прокофьева, «Детский уголок» К. Дебюсси, альбомы для детей и юношества
Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, А. Гречанинова, А. Майкапара, Р. Щедрина
и др. – фортепианная классика, на которой выросли многие поколения.
Исполняются переложения для оркестра и различных сольных инструментов,
современные рок-обработки. Характерно, что в произведениях композиторов
прослеживается не только определенная композиторская школа, но и
характерные национальные черты, а «Детский альбом»
П. Чайковского – это многонациональный карнавал.
Для детей много и достаточно успешно пишут современные российские
композиторы. Во многих национальных республиках и областях издаются
красочные «Детские альбомы», очень активно для детей издают свои
произведения композиторы Санкт-Петербурга. Ежегодно к международному
конкурсу фортепианных дуэтов «Брат и сестра» петербургские композиторы
Г. Белов, В. Биберган, А. Неволович, Ю. Корнаков, Г. Корчмар и др.
сочиняют обязательные конкурсные произведения.
Постепенно пополняется детская музыкальная копилка и в Республике Коми.
Наряду с уже довольно часто исполняемым альбомом «Хрупкие пьесы» М.
Герцмана, в репертуар как юных, так и взрослых музыкантов вошли его
произведения для фортепиано в 4 руки «Красотка-балерина», «Сонатина-
вальс», «Золотые рыбки». У вокалистов популярна очень трогательная
«Ангельская песня» на стихи В. Кушманова, достойная исполнения на
любых сценических площадках. Композитор М. Герцман, которого с поэтом
В. Кушмановым связывали 30 лет совместной работы, признается: «Его
стихи заставляли плакать, удивляться, радоваться, печалиться. Но и
задумываться. И всегда – волноваться. Потому что в его стихах то затаенно,
то открыто металась острая, щемящая, почти болезненная любовь». Ярким
образцом уважения композитора к национальному фольклору народа коми
служат произведения «Сонатина-галоп» для фортепиано в 4 руки с
оригинальной пересадкой партнеров, «Соната» для балалайки и фортепиано,
«Соната»
для
фортепиано.
Требующие
от
исполнителя
высокого
профессионализма и больших душевных затрат, эти произведения могут
стать украшением программы любого концерта или конкурса. Яркая
образность, подлинная театральность, эффектность, насыщенность живыми
упругими ритмами - характерные для творчества композитора особенности
проявились в «Сонате» для фортепиано. Это музыкальное произведение –
своеобразный триптих о войне.
Первая часть - баллада, которую можно озаглавить «Мир и война». Тема
вступления ассоциируется с глухим колокольным звоном. Печаль и скорбь
слышатся в каждом тоне:
Вторая часть пронизана глубочайшим эмоциональным спектром и созвучна
следующим строкам из стихотворений В.В. Кушманова «Женский голос в
траве» и «Вы травы, что не спите…»:
Сероглазые,
Кареглазые,
Синеглазые,
Им бы пахнуть
Травой сеновалов.
На губах бы носить
Поцелуи ночные
Да счастливые слезы
Вытирать на глазах.
Им бы в речке купаться,
На
свиданья
тайком
пробираться,
Собирая ногами росу
На вечерних цветах
В третьей, финальной части, – композитор, используя коми фольклорные
интонации,
создает
атмосферу праздника.
Калейдоскопом проносятся
танцевальные
темы.
Многокрасочность
звуковой
палитры,
выразительная
игра
темброво-регистровой
светотени,
колоссальная
динамическая
мощь
мастерски
используются
композитором
для
выражения
счастья
и
радости
людей,
победивших врага. А если
ещё не вернулся – ты жди меня» Безудержное веселье стоп-кадром
прерывается печальной темой вступления как напоминание о страшной
войне. Используя исполнительский прием glissando композитор «оживляет»
застывшую скорбную музыкальную картину и авторской волей возвращает
стремительное движение звуков.
«И на земле всё будет так, как много лет тому назад....
Жизнь останется – что бы там ни произошло»
Большое количество произведений для детей и юношества созданы
композитором В. Брызгаловой. Пьесы для фортепиано: «Гость из Италии»,
«На поезде», «Фарфоровая кукла», «На ярмарке»; ансамбли «В курятнике»,
«Выльгортские лошадки», хоровые произведения, сочинения для солистов-
вокалистов и др. красочны, образны, оптимистичны.
Особое внимание уделяет в своем творчестве северному краю композитор
И.Блинникова, которая более четырех десятилетий жила, училась и работала
в Коми крае и очень хорошо знакома с коми музыкальным фольклором.
Пьесы из цикла «Северные мотивы» - такие, как «Северный сказ»,
«Деревенские музыканты» и «Вечер в деревне», - вобрали в себя интонации
коми народных песен, но без конкретного использования каких-либо коми
мелодий. В цикл вошли также вариации на темы
коми народных песен «Мича Марпаэй» («Красавица Марфа») и «Божа ку
парка» («Горностаевый совик»).
Композитор Н. Осипова активно использует коми национальные интонации в
детской камерной опере «Девочка ростом с веретенце». На материале оперы
созданы фортепианные произведения для исполнения соло, а также в 8 рук
для 2-х фортепиано. Коми национальные мотивы прослушиваются в пьесе
для 2-х фортепиано «Пармаын асыв» (Утро в лесу).
Республика Коми – многонациональна. В школах искусств обучаются дети
разных национальностей, и это следует учитывать в составлении репертуара.
У каждого из нас есть две родины: малая и большая. Большая - это страна,
государство, в котором ты являешься ее составной частью, ее гражданином, а
малая родина - это деревня, село, город, где ты появился на свет, жил там или
живешь сегодня.
В условиях России, многообразия национальных культур ее народов,
важнейшей задачей становится сохранение единого культурного и
образовательного пространства, что необходимо учитывать при разработке
содержания эстетического воспитания и художественного образования на
федеральном и национально-региональном уровнях.