Напоминание

"Куклотерапия"


Автор: Пирятинская Светлана Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ
Населённый пункт: г. Азова Ростовской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Куклотерапия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования Дома детского творчества г. Азова.

Куклотерапия

Педагог дополнительного образования

Пирятинская С.В. 2020 год.

1

Уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу вас познакомить с одним из методов коррекции,

сохранения и укрепления физического и психического здоровья

детей — куклотерапией.

Данный

метод

используется

в

работе

с

эмоционально

неуравновешенными

детьми,

имеющими,

неадекватную

самооценку,

повышенную

тревожность,

страхи,

проблемы

в

общении, какие – либо отклонения в развитии речи.

Цель

куклотерапии

помочь

ликвидировать

болезненные

переживания,

укрепить

психическое

здоровье,

улучшить

социальную

адаптацию,

развить

самосознание,

разрешить

конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Каким же образом куклотерапия помогает решить проблемы?

Играя с куклой, ребенок проецирует на нее свои желания и мечты.

Таким образом он может увидеть их реализацию в игре, понять

решение интересующей проблемы. Это не всегда происходит

осознанно, если ребенок играет самостоятельно. Однако, даже

неосознанно, он дает куклам черты характера, разные манеры

поведения, которые видит среди людей. Таким образом он

фиксирует их, запоминает и постепенно понимает. Фантазируя,

ребенок может создавать свой идеал личности, к которому будет

стремиться или же наделять куклу отрицательными качествами,

которые он хотел бы изменить в себе или окружающих.

При помощи куклотерапии в форме игры можно разобраться с

психологическими травмами, воссоздав происходящее, понять, что

именно выступило в роли травмирующего фактора, и показать

решение. Работая с куклой, можно не только воспроизвести

проблему или какой-либо сценарий, а еще и показать свои чувства

и мысли. Согласитесь, для замкнутого человека это будет гораздо

проще, чем напрямую поведать о проблемах. Таким образом, в ходе

игры можно научиться понимать не только себя самого, но и

окружающих.

В чем же помогает куклотерапия?

2

1. Психодиагностика. Играя с куклами, ребенок может более точно,

чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он

чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное

ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является

его языком, а игрушки — словами».

2. Умение управлять эмоциями. Здесь возможно применение

любых театральных кукол.

3. Самовыражение. Решение этой задачи возможно с любым видом

кукол.

4. Приобретение важных социальных навыков. Игра с куклами —

героями сказок — становится своеобразной школой социальных

отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный

облик. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

5. Развитие коммуникативных навыков. Используются

марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.

6. Развитие самосознания.

7. Развитие грубой и мелкой моторики. Используются

пальчиковые куклы и куклы-марионетки.

8. Разрешение внутренних конфликтов. Используется тряпичная

кукла.

9. Развитие речи. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает

навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. Куклами

сейчас лечат заикание.

10. Коррекция отношений в семье. Для укрепления

внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр

кукол.

11. Профилактика и коррекция страхов. Чаще используются куклы

теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с

пальчиковыми куклами.

12. Восстановление опорно-двигательного аппарата. Дети и

взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа

(например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе

3

репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируют-

ся.

13. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни. Люди

издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической

силой и сверхъестественными способностями.

Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более

спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего

рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами

делают кукол, благодаря этому процессу

развиваются произвольность психических процессов, мелкая

моторика рук, воображение, способность к концентрации,

усидчивость.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-

марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные

куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, планшетные

куклы, ростовые куклы.

В

дальнейших статьях рассмотрим

каждый вид

кукол и

применение их для сохранения и укрепления физического и

психического здоровья детей.

4



В раздел образования