Напоминание

«Развитие художественной деятельности учащихся в условиях сельской школы"


Автор: Труханова Елена Вячеславовна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: Детская школа искусств №5
Населённый пункт: Республика Адыгея город Майкоп
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие художественной деятельности учащихся в условиях сельской школы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

по методике музыкального воспитания детей.

«Развитие художественной деятельности

учащихся в условиях сельской школы»

Преподаватель ДШИ №5

Труханова Е.В.

Майкоп, 2020

1

План

1.Цели и задачи музыкального воспитания сельских школьников,

Введение.

Развитие художественной деятельности учащихся - наша главная задача во

внеклассной работе.

Что такое художественное, воспитание. Развитие этого понятия в работах

различных авторов.

2.Музыкальный театр как средство воспитания школьников.

История создания музыкального театра.

Методика проведения занятий, выступлений театра.

Значение работы с детьми в музыкальном театре в плане художественного

развития учащихся.

3.Хор как средство воспитания школьников.

История создания коллектива и методика проведения занятий.

Развитие этой проблемы в работах различных авторов.

Проблемы и особенности внеклассной работы в сельской школе и пути их

реализации.

4.Выводы. "Музыка воспитывает детей, делая из них человека.” Проблемы

учителя - дело всенародное и государственное.

Список литературы

2

Не раз в своей педагогической работе, возвращаясь мыслью к этим

словам, убеждаешься, что только с таким отношением к искусству музыки

человек может посвятить свою жизнь музыкальной педагогике. Став на этот

путь, он должен стремиться почувствовать до конца необыкновенную

природу музыки, познать все силы ее воздействия на человека, все ее тайны.

И одновременно, находясь в непрерывном поиске, настойчиво учиться тому,

как передавать эти тайны своим ученикам.

Непреложной необходимостью надо считать ознакомление ребенка с

языком музыки. Человеку должно быть доступно не только чтение

литературных произведений, но и слушание шедевров музыкального

искусства, их понимание. Музыка, быть может, как ни одно другое

искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ее

язык интернационален и не нуждается в переводе; в то же время он способен

передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно

выразить словами. Ведь недаром говорят: музыка начинается там, где

кончается слово.

Зажечь, “заразить” ребенка желанием овладеть языком музыки -

главнейшая из первоначальных задач педагога.

Разумеется,

чтобы

найти

наилучшие

пути

для

достижения

полноценных

результатов,

педагоги,

отдающие

свою

жизнь

и

силы

музыкальному обучению детей, должны обмениваться опытом, делиться

своими находками, а также находиться в постоянном поиске новых форм и

методов работы.

Этой цели и должно послужить написание этой работы. Ни в коей мере

не претендуя на какие-то "особые” результаты в своей работе, хочется более

подробно еще раз поговорить о нашей работе, о том, как сделать ее еще более

плодотворной.

Наша основная задача - сделать интересными и любимыми занятия

музыкой. Глубоко прав ДА.Кабалевский, говоря, что "интерес к музыке,

увлеченность музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы

она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она

могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль”. Эти слова

должны стать девизом каждого педагога, работающего с детьми.

Но перед педагогом, работающим в сельской школе, стоит еще более

серьезная задача - здесь музыкальное воспитание осложняется по целому

ряду причин, о которых мы более подробно поговорим ниже. Главное же -

это воспитание человека гармонично развитого и не "ущербного” в силу

удаленности от театров, музеев, выставок и т.п.

Конечно, по “большому” счету - это мечта. Еще В.В.Маяковский

мечтал в своих произведениях о том, чтобы “быстрее наступило время, когда

каждый крестьянин от своей сохи мог бы прийти домой и сесть писать стихи

или сочинять оперу.” Конечно, это мечта. И, чего греха таить, сельские

жители, несмотря на телевидение, аудио и видео аппаратуру и прочее, еще не

выглядят совершенно на 100% культурно развитыми по сравнению с

городскими жителями. Но жизнь есть жизнь. Надо жить и понемногу, по

3

капле (а капля, как известно, камень точит) стараться воплощать эту мечту в

жизнь.

Хочется, чтобы в каждом дне, минуте соприкосновения с музыкой

сквозило бы ни что иное как творчество - и со стороны педагога, и со

стороны детей. Что же это такое - творчество?

Творчество! - (творение - сотворение - созидание...) одно из самых

замечательных слов в языке. Во всех областях человеческой деятельности

оно направлено на познание, поиск гармонии, красоты. Всех людей

творчества в науке и искусстве объединяет стремление проникнуть в тайны

окружающего нас мира. Но парадоксально, - что представляет собой сам

феномен творчества - остается загадкой.

Триста лет назад Исаак Ньютон сказал: "Я сравниваю себя с ребенком,

который, ходя по берегу моря, собирает гладкие камни и красивые раковины,

а между тем великий океан глубоко скрывает истину от моих глаз..."

Очевидно, для всякого творческого человека само блуждание по берегу этого

безграничного океана есть величайшая радость.

Говоря о творчестве,

имеется в виду не только выдающийся

представитель в искусстве или науке, но любой человек. Творческое начало

определяется не тем, что ты делаешь, и даже не тем, насколько совершенен

результат твоей деятельности. Главное - увлеченность, внутреннее горение,

бескорыстная отдача себя избранному делу.

Невозможно

перечислить

все

то,

что

может

быть

предметом

творческих увлечений. Зародыш творчества таится в каждом: важно

обнаружить и дать ему прорасти, не задушить сорняками, в изобилии

всходящими вокруг нас.

Где же находятся истоки творчества? Чаще всего они связаны с

детством. От случайного детского впечатления тянется нить через всю

жизнь, вспыхивая яркими огоньками творчества... Как переплетается она с

другими

событиями?

Почему

изнуряющая

усложненность

жизни

не

уничтожает эти хрупкие светлячки детства?

В чем же цель творчества? Может быть можно ответить на этот вопрос

словами Эйнштейна: "...наиболее сильным...является желание оторваться от

серости и монотонности дней и найти убежище в мире, заполненном нами же

созданными образами. Этот мир может состоять из музыкальных звуков так

же, как и из математических формул. Мы пытаемся создать разумную

картину мира, в котором мы могли бы чувствовать себя как дома, и обрести

ту устойчивость, которая недостижима для нас в обыденной жизни."

Процесс творчества - большая, глубокая тема. Изучение феномена

творчества неотделимо от размышления о судьбе, творческом пути самого

художника, музыканта, педагога, ученика. В творчестве мы ценим результат.

Для людей важно: открытие, симфония, картина, стихотворение, новая

программа... Но как связан сам художник или просто человек с тем, что он

создает, - это ускользает от взора большинства. А жизнь художника,

педагога, ученика, история развития творческого замысла, драма его

рождения порой не менее замечательны, чем само произведение...

4

Очень часто приходится слышать такой вопрос: "Где и в чем берет

творческие силы преподаватель музыки на селе? Ведь от всех проблем, с

которыми ему приходится сталкиваться, просто руки опускаются...”

Как ответить на этот вопрос? Да, на селе много трудностей, но есть

среди них огромное преимущество - это сама Природа! Именно она лучший

учитель, художник и творец! Бетховен в одном из писем пишет: "Вы

спросите меня, откуда я беру свои идеи? Я улавливаю их на лоне природы, в

лесу, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у

поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, шумят,

бушуют, пока не станут прямо передо мною в виде нот...”

Ну, а самое главное "творение природы” на селе - это конечно же

сельские дети! Дети талантливые почти в том же смысле, что и природа.

Детское художественное творчество может многое поведать о нашем мире.

Каковы же мотивы формирования художественного творчества у

детей? Какова методика их?

Специфический мотив художественной деятельности - мотив общения с

искусством. Стихийно этот мотив не формируется. Для его появления нужен

некоторый уровень развития межличностного общения детей. Отсюда первая

стратегическая задача руководства детским творчеством: развивать общение

детей друг с другом, их взаимный интерес, взаимное внимание. И где, как не

в совместной работе над музыкальной сказкой или над разучиванием песен в

хоре развивать это общение, этот взаимный интерес,

"Все знания и умения, все то новое, что открывает школа детскому уму,

должны приходить детям в живом виде, таким, Каким все это приходит к нам

в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей

раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный

мир вскрывался перед ними и чтобы они, через эти новые знания, входили в

него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может

сильнее всего помочь музыка. Та музыка, которой раньше не было доступа в

школу."

Правда, предполагалось, что у музыки было свое место в школе. Были

в школах классы хорового пения, а в некоторых существовали даже для

желающих классы фортепианной и скрипичной игры, и устраивались раз или

два в году концерты с участием ученического хора или отдельных

исполнителей из учащихся. Но определенно и сознательно все это не

вводилось в учебный план, было сверх него. Учителя музыки не входили в

педагогический совет, уроки музыки и пения назывались "пустыми” часами,

которыми можно было распоряжаться по усмотрению.

Но вот теперь все школа, все ее жизнь должна стать такой свободной

радостью для детей.

Музыке есть место в школе, и ей не надо

приспосабливаться к чуждой ей строгой серьезности, надо быть только самой

собой,

настоящей,

искренней

музыкой.

Такой

именно

и

ждет

ее

непосредственное детское чувство. Оно хочет всегда простого и открытого

подхода к себе, и музыку дети примут и полюбят только тогда, когда она

подойдет к ним просто, не в виде чего-то, изобретенного взрослыми с

5

воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и

чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть

во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Дети должны узнать самое музыку, чистое, ясно и открыто говорящее

человеческому чувству искусство, а не уроки музыки, не обучение пению

или игре, а самые песни. Самую игру, живую музыку, живой ее голое. И

притом лучшие песни и лучшую музыку, потому что только в лучшей музыке

они услышат нужное и понятное им дело, а не выдуманную взрослыми

забаву для детей или средство их воспитания.

Кажется, так просто дать детям песни, петь с ними в хоре. Ведь есть

даже какое- то насилие в том, чтобы заставлять голос всегда только

беззвучно и холодно, ясно произносить слова говором, не давать ему никогда

свободно разливаться распевами как в песнях. Это мы, взрослые, отвыкли

петь, за заботой, за привычкой влагать в речь одни только холодные мысли.

А маленькому школьнику, еще не измененному школой, будет даже понятнее

и легче, если говор и песни будут занимать равное место. Но вот почему- то

так часто приходится дивиться, где же вокальный голос детей. Каким они до

школы распевали свои разноголосые песни! Почему он стал таким

неслышным, глухим, узким по диапазону?

Где найти такие совершенные и такие искренние произведения, чтобы

вполне удовлетворить строгое художественное чутье слушающих детей?

Искать их, конечно, надо и в народном творчестве, и во всей

художественной литературе. Нельзя сказать, что детям будет понятна только

одна какая-нибудь область музыкального творчества, а другие непонятны.

Дети поймут и песню, и чистую музыку, - отражение непосредственного

чувства, и образную музыку. Та музыка, которую дети поймут как образную

будет не совсем тем же самым, что называют программной музыкой. Детине

различают и не разделяют друг от друга различных сторон жизни как в своем

собственном

творчестве,

так

и

в

слушании.

Сознание

и

чувство,

действительность и сказка = еще одно из них. Все искусство во всех

проявлениях слито для них в одном творческом художественном ощущении,

В их представлении все поет, и живые, и неживые существа, и ничего нет

неожиданного, когда музыкальный голос описывает реальный мир. Этот мир

особенный такой, по которому разлилось звуками все их детское чувство, и

не удивительно, что весь этот мир звучит разными голосами.

Как настоящие сказки, и еще более простых, рассказанных словами

сказок, занимательны сказки музыкальные... Слушая музыку, дети должны

как бы внутренне сотворить ее, их собственной, внутренней, близкой душе

музыкой

должна

быть

музыка,

рассказывающая

им

занимательный

музыкальный рассказ.

Эти, настолько по-современному звучащие слова, были написаны в

1921 году!

Тысячу раз соглашаясь с автором этих строк, невозможно особенно не

отметить

предложение

или

пожелание

Брюсовой

изучать

музыку

посредством музыкальных сказок.

6

Каким же именно образом можно эту идею осуществлять? “Идейное,

нравственное, художественное воспитание школьников не ограничивается

учебной работой в школе. Оно осуществляется и в различных видах и

формах художественного воспитания в условиях внеклассной и внешкольной

работы, а также через работу библиотек, музеев, театров, концертов и радио.

Оно осуществляется и в семье.

...Воспитание средствами искусства способствует развитию творческих

способностей, которые имеют особое значение в наши дни, ибо только

творчески развитой человек может осуществлять в полной мере те

грандиозные задачи, которые ставит перед нами наша Родина...

...Одной из важнейших проблем художественного воспитания является

воспитание художественного вкуса в школе...

...Художественный вкус мы понимаем прежде всего, как способность

отличать, ценить и любить такое искусство, которое правдиво отражает

действительность,

заставляет

наиболее

интенсивно,

эмоционально

и

эстетически переживать произведения искусства, наслаждаться им. Эти

способности, характеризующие уровень художественного вкуса, необходимо

развивать и укреплять. Целенаправленному эстетическому восприятию

искусства нужно учить, в процессе этого обучения будут развиваться

художественные способности.

Под художественными способностями мы в этом случае подразумеваем

восприимчивость,

эмоциональную

отзывчивость

на

художественное

произведение...

Успешно осуществить художественное воспитание средствами музыки

и правильно развитый музыкальный вкус возможно лишь при наличии у

объектов этого воспитания интереса к музыке, любви к ней. Эту любовь к

музыке, так же как и к литературе, живописи, театру, нужно пробудить и

развить. Нужна подчас большая и упорная работа, чтобы музыка стала по-

настоящему жизненной потребностью человека, а вместе с этим и

подлинным средством его воспитания. Для этого необходимо не только

любить музыку и эмоционально ее воспринимать, но и понимать ее идейную

сущность и ее язык, ее музыкальные образы и наслаждаться ими.

Пути

воспитания

музыкального

вкуса

и

идейного

воспитания

средствами музыки могут быть различными. Для одних они могут

осуществляться в процессе обучения пению в хоре, игре в оркестре, обучения

сольному пению или игре на каком-нибудь инструменте. Для других это

будет лишь восприятие музыкальных произведений по радио, слушание в

классе, в кружках...

Наиболее

правильным

было

бы

при

исследовании

проблемы

воспитания вкуса и идейного воспитания средствами музыки рассматривать

обе формы музыкального воспитания, овладение умениями проявлять себя в

музыке - петь или играть и уметь воспринимать музыку в их взаимодействии,

В связи с привитием навыков активного восприятия музыки, помимо

эмоциональной отзывчивости на музыку, еще большее значение имеет

воспитание художественных способностей: сосредоточенного внимания,

7

обеспечивающего непрерывность восприятия музыкального произведения,

развития музыкальных представлений и музыкальной памяти.

От чего же в основном зависит художественное воспитание? "Именно в

области

воспитания

восприятия

музыки

необходимо

систематическое

руководство педагога ". Здесь мы должны согласиться с мнением автора, ибо

именно учитель музыки в школе - это тот человек, который может пробудить

и воспитать у ученика художественный вкус. “Главная задача педагога -

привлечь детей к музыке, заинтересовать их в ней.” "В условиях жизненной

реализации важнейших задач музыкального воспитания формирование

высоких

музыкально-эстетических

вкусов,

развития

творческих

способностей, потребности общения с музыкой как искусством фигура

школьного учителя музыки приобретает все большее значение. Он как

носитель

высокой

художественной

культуры

становится

творцом

музыкального искусства. Для достижения цели "каждый класс - хор”, -

учителю необходимо владеть своим певческим голосом”, - что в общем-то

понятно!

Какие

еще

необходимы

качества?

'Элементы

сценического

мастерства, профессионального артистизма ведения урока, способность к

известному внутреннему, душевному перевоплощению, эмоциональный

отклик, сознание общей с аудиторией сопричастности искусству, как воздух,

необходимы учителю музыки. И особенно в овладении голосом. Как бы

хорошо учитель ни играл, ни знал историю и теорию музыки, голос

останется одним из важнейших инструментов сценически педагогического

общения с аудиторией.

Мастерство учителя заключается в том, чтобы искренне любя музыку и

детей, постоянно вслушиваясь и вдумываясь в музыкальный материал,

искать, находить и беречь в себе состояние готовности выразить голосом

свое проникновение в музыкальный материал, получая при этом глубокое

удовлетворение от красоты общения с- музыкой и открытыми душами

ребят.”

По этому же вопросу можно вспомнить крылатые слова В.В Асафьева:

"Музыкальный педагог в общеобразовательной школе ... должен быть и

теоретиком, и регентом. Но в то же время и музыкальным этнографом, и

исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда был готовым

направить внимание в ту или другую сторону.”

И, наконец, для того, чтобы завершить “портрет” учителя музыки,

обратимся к его характеристике Дмитрием Борисовичем Кабалевским. В

своей работе “Основные принципы и методы программы по музыке для

общеобразовательных школ”, он написал о требованиях, предъявляемых к

учителю музыки. Перечислив хорошо знакомый круг знаний, умений и

навыком, которыми должен владеть музыкально образованный педагог

(уметь играть на музыкальном инструмента, петь, обладать четкой и

выразительной дирижерско-хоровой техникой, иметь подготовку в области

истории и теории музыки, уметь транспонировать, подобрать несложное

сопровождение к мелодии), он акцентирует внимание на таких сторонах

личности, как любовь к музыке, бережное и взволнованное отношение к ней.

8

Тип гармонически развитой личности учителя музыки, педагога

высокой музыкальной культуры можно представить, описав ряд присущих

ему черт:

Безусловно можно смело сказать, что Музыкальный театр - это

наиболее удачный метод для развития художественной деятельности

учащихся в школе. Ведь именно в нем, как ни в каком другом кружке

происходит целый сплав различных видов художественной деятельности:

актерской, музыкальной, хореографической, художественно-изобразительной

и многих других, а это значит, что развитие ребенка происходит по веем этим

направлениям, но и в их глубоком взаимодействии. Разумеется, что

руководитель

кружка

должен

сам

обладать

всеми

этими

навыками,

умениями, талантами. Он должен уметь и петь, и играть на инструменте,

быть прекрасным актером и режиссером, уметь танцевать, рисовать, а самое

главное - быть самому дисциплинированным, обязательным в своих

обещаниях, уметь зажечь ребят творческой работой и повести за собой. У

него, т.е. руководителя, должны быть такие качества, как терпение, такт

присутствие доброты и хорошего вкуса. Видимо, необходима также такая

черта как бескорыстие и щедрость души. Все эти качества необходимы

руководителю, но недостаточны. Необходимо еще так много всего!.. Так, при

всей доброте и бескорыстии, необходимо быть твердым, где надо -

настойчивым, быть при необходимости борцом, сумеющим защитить свое

"детище” от всех невзгод!

О проблемах, стоящих в сельской школе перед кружками, мы

поговорим немного позже. Сейчас же хочется привести для примера одно из

занятий кружка (занятие проходило осенью, идет подготовка к празднику

“Посвящения в первоклассники”).

План и краткое описание занятая.

1.Распевание под фортепиано. Несколько несложных распевок. 5-7

минут.

2.Музыкально

-

развивающая

игра.

Звучит

“Осенняя

песня”

П.И.Чайковского. Дается задание детям - изобразить какими-то действиями

осенние листья, деревья, природу. Ребята пытаются изобразить руками,

кистями, мимикой и пластикой опадающие деревья, ветер, дождь, унылую

осеннюю картину природы... В заключение все вместе, детн и руководитель,

отмечают наиболее удачное и характерное изображение.

Ребятам было дано домашнее задание: приготовить какую-нибудь

поделку или экибану из природного материала, имеющегося у каждого во

дворе, а может и в лесу. Подготовить небольшой рассказ или стихотворение,

связанное с этой поделкой.

Звучит

любая

лирическая

мелодия,

ребята

показывают

ли

представляют свои работы, читают стихи под музыку и затем все вместе

находим место этой работе в нашем кабинете. Опять же отмечаются работы

ребят, особенно постаравшихся или просто наиболее подходящие по

содержанию к теме, особенно утонченные и талантливые. В оценке работ

могут принимать участие все желающие участники кружка, но направление

9

по ходу оценки дается руководителем, который делает это тактично и

корректно.

Приступаем к репетиции музыкальной сказки на музыку Шаинского

“Чему учат в школе”. Проходим или проигрыванием всю пьесу от начала до

конца с музыкальными эпизодами. При этом не останавливаясь на особо

"трудных” местах. По окончании репетиции вместе с ребятами обсуждаем,

что получилось, а что нет и отдельно отрабатываем трудные места, а

возможно - просто даем "задание” ребенку самому поработать над тем или

иным “трудным” моментом дома, предварительно тщательно все обсудив.

Детям было дано задание: подумать и сделать эскизы декораций к

спектаклю, подумать каждому над своим костюмом, а, если есть желание, и

над костюмами товарищей. Руководитель также сам работает над эскизами и

предлагает ребятам посмотреть его предложения. Совместно выбирается

наиболее оптимальный вариант декораций и костюмом и тут же приступаем,

из имеющихся средств, к выполнению намеченных проектов. Конечно, мы не

могли похвастать грандиозностью и изысканностью своих "задников” и

проч., но все необходимое, чтобы завлечь внимание зрителей и придать

"сказочную" атмосферу сцене мы всегда делали. Материалом служил картон,

краски, марля, старые вещи из “сундуков”, елочные украшения, сухие ветви

и сучья, вата ножницы, клей, перья, пластилин, глина, а самое главное -

выдумка и фантазия самих “маленьких” артистов, а также костюмеров,

декораторов и гримеров. Если бы вы видели "горящие” глаза ребят во время

работы! В них столько азарта, подъема и счастья!

А что еще нужно? Ведь самая главная цель всего этого процесса даже

не столько воспитать в детях такие-то качества, как просто сделать детей

счастливыми1. Детство - это чудо! Оно бывает один короткий отрезок жизни.

И оно должно быть счастливым. Задача руководителя - помочь детям стать

счастливыми в процессе такой художественной деятельности, как участие в

Музыкальном театре.

А уж надо ли доказывать необходимость музыкального театра как

средства воспитания?

Мы перечисляли выше какие конкретные способности возможно

развивать посредством музыкального театра. Можно лишь добавить, что в

процессе работы у ребят воспитываются такие нравственные качества, как

доброта, отзывчивость на чужую беду, нетерпимость ко лжи, лени, умение

выслушивать

мнение

другого

человека.

Каждый

спектакль,

каждая

постановка отражают средствами искусства какую-либо нравственную

проблему. И можно хоть тысячу раз говорить ребенку будь честным или будь

добрым, но он может на это не реагировать. Но посмотрев пьесу, а еще

лучше участвуя активным образом в ней, маленький человек настолько

глубоко чувствует, сопереживает, смеется и плачет с героями, что лучшего

средства воспитания, пожалуй не найти!

10

Наряду с тщательной и систематической работой над строем и в

смысле чистоты интонации, мелодии, необходимо неустанно работать над

строем гармоническим, воспитывая умение чисто подстраивать голоса в

данном созвучии (два голоса или в аккорде (три и четыре голоса)).

Ансамбль,

Ансамбль можно понимать как согласованность всех элементов

звучания в их взаимоотношениях и обусловленности, из которых каждый по

своему вскрывает художественную сущность произведения. Так, мелодия

несет в себе организацию высотности, гармония - глубины, перспективы,

ритм - организацию во времени, динамика передает степень напряжения

выражений, эмоций, темп устанавливает закономерность иного порядка -

пульс, поступь и, наконец, тембр дает всему музыкальному потоку тот или

иной колорит, окраску.

Ансамбль - это процесс согласованности исполнительских приемов для

передачи художественного образа, характера и стиля произведения. Роль и

значение отдельных элементов музыкальной речи в ансамбле можно вскрыть

только путем выделения их из общего ансамбля. Необходимо, впрочем,

оговориться, что такое выделение из общего ансамбля в высшей степени

условно, так как все эти элементы имеют свое полное выразительное

значение только в состоянии их взаимодействия в связи с общим ансамблем.

Таким образом, из общего понятия ансамбля мы выделяем следующие

частные ансамбли:

1) ансамбль интонационный;

а) мелодический горизонтальный,

б) гармонический вертикальный,

в) полифонический смешанный;

2) ансамбль метроритмический;

3) ансамбль динамики (нюансы);

4) ансамбль темпа;

5) ансамбль тембра,

Пение в один голос.

Задача педагога состоит в том, чтобы шаг шагом вести детей по пути

овладения хоровой культурой, начиная с простейших творческих навыков,

Педагог должен помнить, что певческие навыки так тесно связаны между

собой,

что

неправильное

усвоение

какого-нибудь,

казалось

бы

незначительного, навыка может оказать вредное влияние на дальнейшее

музыкальное развитие ребенка.

Двухголосное пение.

Трудно установить момент, когда нужно переходить с одноголосного

пения на двухголосное. В руках опытного руководителя этот переход может

быть

совершен через год и

даже раньше.

Трудности перехода на

двухголосное пение состоят в том, что учащийся должен усвоить новый для

него навык удерживать в своем внимании одновременно две мелодических

линии, из которых одна должна быть им пропета. Для преодоления этой

трудности можно рекомендовать руководителю, прежде чем он приступит к

11

двухголосному пению, провести небольшой подготовительный курс с целью

научить детей слушать и наблюдать двухголосие. В целях сознательного

отношения к пению на два голоса чрезвычайно важно как можно чаще

указывать детям на зависимость голосов друг от друга (параллельность,

интервальное соотношение, противоположное движение, одинаковость или

различие ритма и т.д.). С осуждением следует отнестись к приему

изолированного и механического изучения каждой партии, а потом такого же

механического их соединения (по принципу: “пой и не слушай другой

голос”). Наоборот, воспитательное значение умения петь на два голоса в том

именно и заключается, что дети приучаются воспринимать и различать две

мелодические линии в их взаимоотношении как части художественного

целого; поэтому, при изучении двухголосия надо всемерно подчеркивать

связь голосов между собой.

Спорным является вопрос, какие песни следует считать наиболее

простыми: с параллельным движением (в терцию), типа “Как пошли наши

подружки” или с противоположным движением. Имея ввиду, что при

параллельном движении голосов мелодии сходня по своим переходам,

одинаковы по регистрам, дающим одинаковый тембр, и что трудность

заключается только в пении начального интервала, мы делаем вывод, что

такие пени наиболее легки. В песнях с противоположным движением голосов

учащиеся (если только они не поют по принципу: ”пой и не слушай другой

голос”) должны преодолеть целый ряд трудностей: усвоить две различные по

характеру и интервалике мелодии, преодолеть различие регистров, из

которых каждый дает свой тембр. Все это заставляет считать песни этой

категории более трудными и изучение их надо поставить во вторую очередь.

К этой же категории должны быть отнесены и каноны.

Пение без сопровождения (а капелла).

Пение а капелла (без сопровождения) по праву считается самым

совершенным типом хорового искусства, в котором свойства и качества

голосов показываются в чистом

виде,

не будучи прикрытыми

или

заглушенными инструментальными тембрами или смешанными с ними. Оно

свободно от различных шумов, неизбежных в инструментальной музыке

(удар молоточков, стук педали, трение смычка), оно не связано с

темперацией, но оно свободно слагается в процессе своего движения,

подчинись специфике вокального искусства, исходящей из самой сущности

природы человеческого голоса. Пение без сопровождения должно и в школах

быть главным видом музыкальных занятий. Особое место оно должно занять

в школах, не имеющих инструмента.

Необходимо постоянно оттачивать и совершенствовать в детях эти

чувства, чтобы, когда они вырастут, они бы мечтали и строили красивые

дома, делали бы красивые машины, имели бы прекрасную, одежду, украшали

бы свои жилища и улицы, чтобы все, к чему прикасались их руки, головы и

сердца, струилось и горело бы в руках, было выполнено по самым высоким

меркам. Чтобы была потребность в гармоничных, красивых отношениях с

12

окружающими людьми. Хочется, чтобы больше было счастливых улыбок

вокруг, красивых счастливых людей. Тогда, возможно, меньше будет в

нашей жизни войн, горя, тюрем и преступности. А пока нам нужно учить

своих питомцев правильно и красиво петь, говорить, выходить на сцену,

учить быть артистами, но самое главное - настоящими гармонично

развитыми людьми.

12. Следующий пункт - наши достижения. Достижения или бывают,

или не бывают. Хорошо, когда они есть, но важно еще уметь их

проанализировать, подчеркнуть главное в них; причины, по которым они

осуществились, и, если есть какие-то промахи - важно проанализировать и

их. Необходимо уметь преподнести свои достижения так, чтобы их заметили

и другие: стенд, выступление, отчетный доклад и т.д.

Какие же результаты работы у нас? За годы работы в школа держала в

районе только первое место в смотрах художественной самодеятельности.

Очень часто на базе нашей школы проводились районные и краевые

семинары и конференции по внеклассной работе. Отзывы всегда были

положительны. Результатом можно также считать то, что из ближайших сел

и станиц родители привозят детей в нашу школу. Хотя там имеются свои

школы, родители объясняют это тем, что у нас очень хорошая как раз

внеклассная работа. Хочется отметить, что в нашей школе вообще очень

много хороших кружков: кружок бальных танцев, ансамбль русских

народных инструментов, кружок классической игры на гитаре, кружок

изобразительного искусства и еще ряд кружков эстетического плана. Все

кружки по своему привлекательны, интересны и насыщены интенсивной

работой.

Деятельность этих кружков налицо; почти каждый месяц, а к

праздникам - тем более, в школе проходят различные концерты, конкурсы,

выставки, музыкальные вечера и другие мероприятия. Также каждый

коллектив принимает участие во всех вечерах и мероприятиях школы,

готовит праздничные программы к Новогоднему карнавалу, поздравления к

8-му марта, Дню Учителя. Очень часто проходят выступления перед

тружениками родной станицы. В конце учебного года стало традиционным

проведение отчета каждого кружка о своей работе. Это всегда проходит

празднично и торжественно: в актовом зале проводится концерт - отчет

музыкальных и танцевальных кружков, в фойе школы расставляют свои

поделки участники других творческих кружков. Здесь же накрыты столы со

всякими

вкусными

вещами,

приготовленными

участниками

кружка

"Хозяюшка”. Традиционно приглашаются в школу гости - представители

районо, администрации, колхоза, станицы и других школ района. Все наши

ребята и руководители очень ответственно относятся к подготовке и

проведению таких мероприятий; волнуются, и, как правило, результат бывает

налицо. Все - и гости и хозяева остаются довольны!

После каждого такого мероприятия проходит тщательный разбор

работы каждого кружка в отдельности и внеклассной работы школы в целом.

Коллективы кружков “Музыкальный театр” и “Хоровой” после таких отчетов

13

- выступлений обычно награждаются грамотами, денежными премиями.

Конечно, мы только учимся и у нас, как и у всех, есть еще недостатки и мы

всегда прислушиваемся к пожеланиям. После всех “разборов” и анализов

проводим традиционное “Чаепитие”; после которого опять традиционная

работа, направленная на то чтобы нашим детям жилось лучше и счастливей,

чтобы они были развитее, меньше бесцельно бродили по улицам, совершая

неблаговидные поступки и даже преступления. Аристотелю принадлежат

такие замечательные слова: "Подобно тому, как гимнастика способствует до

известной степени развитию физических качеств, так музыка способна

воздействовать на эстетическую природу!” Как бы продолжает его слова

наша современница Б.С.Рачина: "музыка воспитывает детей, делая из них

Человека. Человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен

чувствовать, сопереживать. Это огромное счастье, что судьба вложила в мои

руки такой мощный и такой тонкий инструмент, как Музыка. Именно музыка

помогает многим выбрать свой жизненный путь, свою человеческую

позицию!"

Продолжает слова Рачиной А.В.Луначарский: "Вряд ли кто-нибудь

может спросить: нужна ли в жизни музыка? До такой степени музыка

слилась с жизнью. По существу говоря, она несравненно глубже проникает

во все поры жизни, чем нам кажется!”

А теперь постараемся ответить на такой простой, но такой сложный

вопрос: что дают кружки детям?

1.Без сомнения - развивают художественную деятельность учащихся.

2.Развивают творческие способности детей.

3.Развивают музыкальные способности детей.

4.В условиях сельской школы - обогащают жизнь сельской детворы.

5.Воспитывают положительные нравственные качества.

6.Воспитывают, совершенствуют в эстетическом плане.

7.Художественные кружки, представляя собой как бы сплав, синтез

самых различных направлений в искусстве, - развивают детей многогранно,

глубоко и одновременно в нескольких направлениях.

14

Литература.

1.

Артоболевская А.Д., Левин В.И. и др. Первые встречи с искусством.:

Книга для родителей. Журнал "Искусство в школе”, 1995.

2.

Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе: выпуск 12, сб. статей.

М.: Музыка, 1977.

3.

Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания.:

Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности 2119.

Музыка, Просвещение, 1987.

4.

Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в

Советской школе. М. Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1956.

5.

Ершова А.П., Букатов В.М. Театральный класс как форма начального

театрального образования.

6.

Ершова А.П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской

деятельности.

7.

Ершова

А.П.,

Чухман

и

др.

Современные

проблемы

театрально-

творческого развития школьников: Сборник научных статей АНП РСФСР,

Министерство художественного воспитания, 1989.

8.

Музыкально-художественное

воспитание

учащихся.

Казань,

Изд-во

Казанского университета, 1971.

9.

Музыка и молодежь. М.: изд. Советский композитор, 1991.

10.Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников:

Пособие для учителей начальных классов. М., Просвещение. 1975.

11.Никольский Л.А., Чухман Е.К. Современные тенденции и проблемы

развития театральной самодеятельности школьников.

15



В раздел образования