Напоминание

Чтение с листа- важнейший навык в воспитании пианиста


Автор: Сатонина Елена Вячеславовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г.Елабуга, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Чтение с листа- важнейший навык в воспитании пианиста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Чтение с листа- важнейший навык в воспитании пианиста.

Сатонина Е.В.-преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «ДМШ №1 им.Э.Бакирова» ЕМР РТ

Еще 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего

музицирования, излюбленным времяпрепровождением людей из разных

слоев общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким

уровнем знаний в области искусства. Эти просвещенные любители

составляли основу русской интеллигенции.

В советское время в системе ДМШ чтение с листа находилось в числе

обязательных форм работы, существовали специальные пособия и даже

хрестоматии по чтению с листа с продуманной программой по

усложнению этой формы работы.

Сейчас ситуация в сфере культурно-эстетического воспитания детей

сильно изменилась. Современные дети сильно отличаются от своих

сверстников 90-х годов прошлого века. Более слабое здоровье, все

возрастающая нагрузка в общеобразовательной школе, наличие

множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр,

интернета и прочее. Как естественный результат –современному ребенку

очень трудно сосредоточиться на определенной задаче. А ведь это

качество-умение продолжительно концентрировать внимание- чтением с

листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы

необходима способность быстро и синхронно считывать сразу

несколько информационных слоев текста: нотный, ритмический,

динамический, агогический и другие.

Воспитание навыков хорошего чтения с листа должно быть в центре

внимания педагога. Важно познакомить ученика с основными

принципами методики чтения с листа, и прежде всего воспитать

осмысленное отношение к тексту, приучать не только видеть все

обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.

Для воспитания навыков чтения нот важно приучать предварительно

просматривать новый текст глазами. Надо осознать размер и

ладотональность. Необходимо уяснить строение произведения,

проанализировать где мелодия, где сопровождение, как распределяются

голоса между отдельными руками.

При просматривании текста необходимо одновременно мысленно

прослушивать пьесу. Это не только поможет яснее представить характер

сочинения, но и будет способствовать развитию внутреннего слуха.

Когда после такого предварительного ознакомления с пьесой ученик

начинает ее исполнять на фортепиано, надо рекомендовать ему

охватывать возможно больший отрезок нотного текста. Умение

«смотреть вперед» и слышать очень важно при чтении с листа.

Наиболее распространенными ошибками учеников при чтении с

листа являются:

-элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

-игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

-потактовое чтение, то есть чтение каждого такта с непременной

остановкой перед следующим;

-невнимательность к динамическим знакам;

-пренебрежение знаками агогики.

На протяжении первого года обучения пианиста нотный текст,

который служит для общего пианистического развития ученика,

одновременно служит и материалом, на котором формируется навык

чтения с листа.

В последующие годы возникает необходимость в более

дифференцированном материале. У него должна быть своя логика

расположения и развития, своя последовательность появления

трудностей. В начальные годы обучения главным элементом, на который

нанизываются различные трудности фортепианного текста служит

фактура, тип фортепианного изложения.

Среди различных фактурных форм главное внимание уделяется

линеарным приемам изложения. Такая установка отражает реальное

соотношение в фортепианной литературе двух фактурных принципов-

вертикального и горизонтального. Последнему принадлежит

доминирующее значение. По существу линеарность выступает как

наиболее типичный, преобладающий принцип фортепианного

изложения, тогда как вертикальные формы представляют собой частный

случай фортепианной фактуры. Опора на линеарность в процессе

обучения игре с листа имеет еще и то преимущество, что пианист, начав

с развернутой одноголосной мелодии постепенно привыкает иметь дело

с наиболее трудной для восприятия и воплощения многолинейной,

многослойной тканью.

Ладовая основа материала для чтения с листа должна отличаться

значительной широтой. Многообразие ладов имеет конечной целью

воспитать подвижный слух, способный не только справиться с уже

усвоенными ладотональными типами, но и быстро овладеть новыми

образованиями.

Серьезного внимания требует к себе ритмическая сторона нотного

материала. В процессе чтения с листа ритму принадлежит важнейшая

роль. Именно ритмический рисунок становится, наряду с фактурой,

тем устойчивым элементом, вокруг которого организуется воприятие

других элементов нотного текста. Поэтому в курсе чтения должно быть

предусмотрено прочное усвоение наиболее характерных ритмических

оборотов.

Очень важно в процессе занятий постоянно апеллировать к слуховому

и исполнительскому опыту обучающегося: хорошо, если ученик все

время убеждается в полезности навыков чтения с листа при работе над

основным репертуаром по специальности.

Преподаватели фортепианного отделения нашей школы на уроках

уделяют серьезное внимание чтению нот с листа. Чтение с листа

включено в требования контрольных уроков и технических зачетов

обучающихся 2-6х классов. В своей работе педагоги используют

различные сборники.

Сборники по чтению с листа призваны решить важную задачу -на

основе рационального дидактического метода воспитать у учеников

профессиональное умение читать нотный текст.

Типовые задачи закрепляются в памяти обучающихся многократным

повторением в музыкальных примерах.

Одновременно с воспитанием умения читать с листа решается и

другая, не менее важная задача- расширение общего кругозора

и воспитание музыкального вкуса юных пианистов.

Занятия по чтению с листа могут предоставить возможность

познакомиться с популярными народными мелодиями, а также с

оперной, балетной, камерно-вокальной музыкой различных

композиторов.

Многолетняя педагогическая практика педагогов – пианистов

показала, что важнейшую роль в формировании конкретных знаний,

умений и навыков в области музыкального исполнительства

принадлежит чтению с листа.

Список литературы:

1.

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -Москва,

«Музыка», 1978г.

2.

Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в

первые годы обучения пианиста.- Москва,«Классика-XXI»

3.

Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано.-

Москва, «Классика-XXI».2009г.

МБУ ДО «Детская музыкальная школа №1 им. Э.Бакирова» ЕМР

Методическое сообщение

Чтение с листа- важнейший навык в воспитании пианиста.

Сатонина

Елена Вячеславовна

Отзыв

Концерт молодых исполнителей из г.Москвы, который состоялся 14

октября 2015года в ГДК г.Елабуги, стал великолепным праздником

музыки для учащихся ДМШ №1 им. Э.Бакирова, их родителей, всех

любителей музыки города.

Выпускники лучших музыкальных вузов России поразили слушателей

высочайшим профессионализмом, блестящей техникой и артистизмом.

Солисты Александр Поелуев, Айдар Салахов и трио «Elegato» удивили

обширным репертуаром от эпохи барокко и классики до джаза. В

концерте прозвучали танго, вальсы, современные эстрадные пьесы с

использованием необычных звуковых эффектов.

Огромную благодарность хочется выразить руководителю центра

инновационных технологий специалистов СКС и искусства Т.Г.Фель

за организацию Мастер-классов для учащихся ДМШ г.Елабуги и

нашего региона по классу скрипки (М.Таланов), аккордеона (А.

Поелуев), баяна (А. Салахов) и, конечно же, за музыкальное

просветительство в провинциальных городах. Особую благодарность

выражаем М.Л. за помощь в проведении концерта.

Надеемся на новые перспективные проекты в этом направлении.

Желаем молодым музыкантам творческих успехов, новых достижений!

Концерты для ветеранов.

Коллектив преподавателей и обучающихся ДМШ№1 им.Э. Бакирова ведет

активную концертную деятельность для ветеранов города.

Ежегодно в конце сентября солисты и творческие коллективы принимают

участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилых людей. В этом году эти

выступления проходили в СОШ № 1,3,8, гимназии №4.

Многолетнее сотрудничество связывает наш коллектив и ветеранов ЕлАЗа.

Традиционными для них являются концерты ко Дню матери, Международному

женскому Дню 8 марта, Дню Победы.

Давние творческие связи существуют у нас с ЦСО «Доверие».Особой

популярностью здесь пользуются новогодние концерты и программы ко Дню

защитников Отечества.

На базе ДМШ№1 также регулярно проводятся мероприятия для ветеранов.

Наибольшим успехом пользуются здесь Рождественские вечера и концертные

программы «Романса трепетные звуки».

Всегда тепло встречают слушатели выступления обучающихся Аглазовой

Светы, Новиковой Даши, Вахитовой Айзили, Шмонова Арсения, ансамблей

ложкарей(рук.И.В.

Портнова)

и

домристов(рук.

А.М.

Бакалдина)

и

др.

Неизменными участниками концертов являются вокальный ансамбль «Элегия»,

дуэт «Гармония», солисты Андрей Литвинов, Елена Ельченкова, Наталья

Концерты для ветеранов.

Коллектив преподавателей и обучающихся ДМШ№1 им.Э. Бакирова ведет

активную концертную деятельность для ветеранов города.

Ежегодно в конце сентября солисты и творческие коллективы принимают

участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилых людей. В этом году эти

выступления проходили в СОШ № 1,3,8, гимназии №4.

Многолетнее сотрудничество связывает наш коллектив и ветеранов ЕлАЗа.

Традиционными для них являются концерты ко Дню матери, Международному

женскому Дню 8 марта, Дню Победы.

Давние творческие связи существуют у нас с ЦСО «Доверие».Особой

популярностью здесь пользуются новогодние концерты и программы ко Дню

защитников Отечества.

На базе ДМШ№1 также регулярно проводятся мероприятия для ветеранов.

Наибольшим успехом пользуются здесь Рождественские вечера и концертные

программы «Романса трепетные звуки».

Всегда тепло встречают слушатели выступления обучающихся Аглазовой

Светы, Новиковой Даши, Вахитовой Айзили, Шмонова Арсения, ансамблей

ложкарей(рук.И.В.

Портнова)

и

домристов(рук.

А.М.

Бакалдина)

и

др.

Неизменными участниками концертов являются вокальный ансамбль «Элегия»,

дуэт «Гармония», солисты Андрей Литвинов, Елена Ельченкова, Наталья

Семягина, концертмейстеры Татьяна Чекменева и Альфия Файрушина, ведущие

- Галина Заморева и Юлия Гордиенко.



В раздел образования